Научная статья на тему 'Оценка изменений механизма государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае'

Оценка изменений механизма государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИВОТНОВОДСТВО / КОНСОЛИДАЦИЯ / "ЕДИНАЯ СУБСИДИЯ" / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / NATIONAL PRIORITY PROJECT / STATE PROGRAM / GOVERNMENT SUPPORT / LIVESTOCK / CONSOLIDATION / "SINGLE SUBSIDY" / MILK PRODUCTIVITY / PREFERENTIAL LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Е.В.

Представлен подход к классификации программ Краснодарского края, направленных на развитие животноводства, в период с 2000 по 2018 год. Основной вектор поддержки развития животноводства в крае обуславливали программы, направленные на развитие сельского хозяйства в целом, в том числе на развитие животноводства. Отражен процесс трансформации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в сфере развития животноводства в Краснодарском крае. Рассмотрены изменения принципов и подходов государства к субсидированию аграрного производства, произошедшие в 2017 году. Проведен анализ структуры «единой субсидии» в разрезе направлений поддержки. Произведена оценка различий в механизме субсидирования на развитие молочного скотоводства и механизме поддержки кредитования агропромышленного комплекса. Сделаны выводы об основных направлениях и мерах государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of changes in the mechanism of state support for livestock in the Krasnodar Territory

The approach to the classification of programs of the Krasnodar region aimed at the development of livestock in the period from 2000 to 2018 is presented. The main vector of support for the development of livestock in the region was determined by programs aimed at the development of agriculture in general, including the development of livestock. The process of transformation of the priority national project "Development of agroindustrial complex" in the field of livestock development in the Krasnodar region is reflected. The changes in the principles and approaches of the state to subsidizing agricultural production, which occurred in 2017, are considered. The analysis of the structure of the "single subsidy" in the context of areas of support. The estimation of differences in the mechanism of subsidies for the development of dairy cattle and the mechanism of support for lending to the agroindustrial complex. Conclusions about the main directions and measures of state support of livestockin the Krasnodar region in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Оценка изменений механизма государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае»

Основой структурирования содержания работы по формированию кадровой политики крупного предприятия, отвечающей современным вызовам, является системно-адаптивный подход, обеспечивающий комплексное использование методов и инструментов управления кадровым потенциалом с учетом тенденций возможных изменений, а также создающий условия для эффективного выстраивания субъектно-объектных отношений при формировании кадровой политики.

Таким образом, формирование кадровой политики достаточно значимый для предприятия процесс. Именно от того, на сколько детально она будет проработана и всесторонне отражать различные аспекты управления персоналом на столько и успешна будет деятельность предприятия и его адаптация к внедрению во все процессы инноваций или каких либо других идейных трендов перспективного развития. Топ-менеджмент должен понимать не только важность наличия самой разработанной кадровой политики, но и обеспечение ее активного характера, открытости для всего персонала, организации процесса ознакомления с ней, а в некоторых случаях и настраивание обратной связи на предмет предложений возможной ее корректировки, выдвигаемых именно с низу, с уровня непосредственно персонала, задействованного в производственных процессах предприятия. Пассивная кадровая политика по мнению экспертов в области управления персоналом приведет к снижению кадрового потенциала предприятия, росту текучести кадров, кадровых издержек и т.д.

Источники:

1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для

бакалавров / Т. Ю. Базаров. — М.: Издательство Юрайт, 2014 — 381 с.

2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с.

3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом [Электронный ресурс]: учеб.-практ. пособие / Л.В. Ивановская, ред.: А.Я. Кибанов, А.Я. Кибанов.— М. : Проспект, 2014 .— 60 с.

4. Официальный сайт ПАО «Лукойл». - URL: www.lukoil.ru

5. Пархимчик, Е. П. Кадровая политика организации: учеб. пособие / Е. П. Пархимчик. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. - 128 с.

6. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

Sources:

1. Bazarov, T. Yu. Psychology of personnel management. Theory and practice: a textbook for

bachelors / T. Yu. Bazarov. - M .: Publishing house Yurayt, 2014 - 381 p.

2. Vesnin V.R. Practical personnel management: Manual workforce. - M .: Yurist, 2001. - 496 p.

3. Kibanov, A.Ya. Human Resource Management: Theory and Practice. Personnel policy and strategy of personnel management [Electronic resource]: studies.-practical. allowance / L.V. Ivanovskaya, ed .: A.Ya. Kibanov, A.Ya. Kibanov.- M.: Prospect, 2014.- 60 p.

4. The official site of PJSC "Lukoil". - URL: www.lukoil.ru

5. Parkhimchik, E.P. Organization's personnel policy: studies. manual / E. P. Parchimchik. - Minsk: GIUST BSU, 2011. -

128 p.

6. Human Resource Management: A Textbook for High Schools / Ed. T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. - M .: Banks and stock exchanges, UNITI, 1998. - 423 p.

Е.В. Плотникова - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, plotnikova17@mail.ru,

E.V. Plotnikova - senior Lecturer of the department ofstate and municipal governance, Kuban State Agrarian University namedafterI.T. Trubilin.

ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИВОТНОВОДСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ EVALUATION OF CHANGES IN THE MECHANISM OF STATE SUPPORT OF LIVESTOCK IN THE KRASNODAR REGION

Аннотация. Представлен подход к классификации программ Краснодарского края, направленных на развитие животноводства, в период с 2000 по 2018 год. Основной вектор поддержки развития животноводства в крае обуславливали программы, направленные на развитие сельского хозяйства в целом, в том числе на развитие животноводства. Отражен процесс трансформации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в сфере развития животноводства в Краснодарском крае. Рассмотрены изменения принципов и подходов государства к субсидированию аграрного производства, произошедшие в 2017 году. Проведен анализ структуры «единой субсидии» в разрезе направлений поддержки. Произведена оценка различий в механизме субсидирования на развитие молочного скотоводства и механизме поддержки кредитования агропромышленного комплекса. Сделаны выводы об основных направлениях и мерах государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае в современных условиях.

Annotation. The approach to the classification of programs of the Krasnodar region aimed at the development of livestock in the period from 2000 to 2018 is presented. The main vector of support for the development of livestock in the region was determined by programs aimed at the development of agriculture in general, including the development of livestock. The process of transformation of the priority national project "Development of agroindustrial complex" in the field of livestock development in the Krasnodar region is reflected. The changes in the principles and approaches of the state to subsidizing agricultural production, which occurred in 2017, are considered. The analysis of the structure of the "single subsidy" in the context of areas of support. The estimation of differences in the mechanism of subsidies for the development of dairy cattle and the mechanism of support for lending to the agroindustrial complex. Conclusions about the main directions and measures of state support of livestockin the Krasnodar region in modern conditions.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект, государственная программа, государственная поддержка, животноводство, консолидация, «единая субсидия», молочная продуктивность, льготное кредитование

Keywords: national priority project, the state program, government support, livestock, consolidation, "single subsidy", milk productivity, preferential lending

C началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который был разработан Министерством сельского хозяйства РФ с целью исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ в 2006 году, отрасль животноводства в Краснодарском крае получила новый импульс развития. Начиная с этого времени, с целью эффективной реализации проекта стали более активно разрабатываться и реализовываться программы, влияющие на состояние и развитие животноводства.

Проблемы, существующие в животноводстве Краснодарского края, в период с 2000 по 2018 год решались в рамках целого ряда краевых программ, всю совокупность которых можно разделить на четыре блока:

1 Программы, направленные на развитие сельского хозяйства в целом, в том числе на развитие животноводства.

2 Программы, направленные на развитие подотраслей животноводства.

3 Программы, влияющие на развитие животноводства в малых формах хозяйствования АПК.

4 Программы, направленные на эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие [1, 2].

Разработчиком и координатором программ первых трех направлений являлось Министерство (до 2013

года департамент) сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, четвертого направления - Государственное управление ветеринарии Краснодарского края.

В целом основной вектор поддержки развития животноводства в Краснодарском крае обуславливали программы первого направления. Как видно из рисунка 1, с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы, которая затем была пролонгирована на период 2013-2020 годов. Далее с целью исполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 20 июня 2013 г. №607 «О государственных программах Краснодарского края» была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2014-2020 годы. В связи с этим с 1 января 2014 года признаны утратившими силу все краевые целевые программы с периодом реализации в 2014 году и далее [3].

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944 данная программа переработана и с 1 января 2016 года рассчитана на период 2016-2025 годы. Программа направлена на развитие и повышение конкурентоспособности АПК Краснодарского края, определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства в крае, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности [4].

Государственная программа, реализуемая с 1 января 2014 года, является комплексной, в ней аккумулированы все цели, задачи и направления развития сельского хозяйства в Краснодарском крае, которые ранее были рассредоточены между многочисленными краевыми и ведомственными целевыми программами всех четырех направлений. Программа включает комплекс мероприятий, направленных на развитие отраслей и подотраслей сельского хозяйства, в том числе на развитие животноводства [5].

Как видно из рисунка 1, с 1 января 2017 года государственная поддержка животноводства осуществляется по подпрограммам «Развитие отраслей АПК» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК». Это связано с тем, что с 2017 года в России полностью обновлены принципы и подходы государства к субсидированию аграрного производства и соответственно внесены существенные изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2025 годы.

Рисунок 1 - Схема трансформации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в сфере развития животноводства в Краснодарском крае

В 2017 году внесены следующие основные изменения в механизм государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе животноводства:

1 Консолидация мер государственной поддержки. В частности, новый подход упраздняет постатейное субсидирование каждой отдельной отрасли АПК, при этом количество субсидий (направлений поддержки) сокращено с 54 до 7. Межбюджетные субсидии предусмотрены в двух подпрограммах:

- «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (3 межбюджетные субсидии») - несвязанная поддержка растениеводства, повышение продуктивности молочного крупного рогатого скота и содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК («единая субсидия»);

- «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» (2 межбюджетные субсидии) - поддержка инвестиционного кредитования в АПК и компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК.

Таким образом, поддержка подотраслей животноводства, кроме молочного скотоводства, наряду с поддержкой развития растениеводства и малых форм хозяйствования в АПК, осуществляется в рамках «единой субсидии» по подпрограмме «Развитие отраслей АПК» на 2017-2025 годы. Целью подпрограммы является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК определение размера «единой субсидии» для конкретного субъекта РФ осуществляется на основе его доли в валовом объеме продукции растениеводства, животноводства и пищевой продукции, в общей численности и приросте поголовья сельскохозяйственных животных, в общей площади под сельскохозяйственными культурами, в численности и объеме производства продукции малых форм хозяйствования АПК. Для обеспечения сбалансированности распределения «единой субсидии» между субъектами РФ применяется система повышающих и ограничивающих коэффициентов [6].

В рамках выделенной «единой субсидии» регионы самостоятельно определяют направления и объемы расходования средств, исходя из специфики сельхозпроизводства, природно-климатических и других особенностей с учетом необходимости достижения целевых показателей, установленных соглашением о предоставлении субсидий, заключаемым между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и Министерством сельского хозяйства РФ. Таким образом, основной целью введения «единой субсидии» является предоставление субъектам РФ большей самостоятельности при использовании субсидий, а также установление ответственности за недостижение показателей результативности их использования.

Структура «единой субсидии» по направлениям поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов в Краснодарском крае приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура «единой субсидии», предоставляемой по подпрограмме «Развитие отраслей АПК» программы развития сельского хозяйства Краснодарского края, по направлениям поддержки [7, 8]

Направление поддержки 2017 г. 2018 г. 2018 г к

тыс руб % тыс руб % 2017 г., %

Поддержка животноводства, за исключением племен-

ного, из расчета на одну голову - всего 37973,8 2,2 41915,0 2,0 110,4

в том числе:

- на содержание товарного маточного поголовья КРС

специализированных мясных пород 36050,0 2,1 41915,0 2,0 116,3

- на наращивание маточного поголовья овец и коз 1923,8 0,1 - - -

Поддержка племенного животноводства 339354,1 19,4 283509,2 13,3 83,5

Поддержка растениеводства из расчета на 1 га площади под сельскохозяйственной культурой 805597,9 46,1 1096119,8 51,4 136,1

в том числе:

- на закладку и уход за виноградниками 360000,0 20,6 420000,0 19,7 116,7

- на закладку и уход за многолетними

плодовыми и ягодными насаждениями 390597,9 22,4 600619,8 28,2 153,8

- на приобретение элитных семян 55000,0 3,1 75500,0 3,5 137,3

Поддержка начинающих фермеров 63684,3 3,6 89323,0 4,2 140,3

Поддержка развития семейных животноводческих ферм 155524,0 8,9 258741,6 12,1 166,4

Развитие материально-технической базы сельскохозяй-

ственных потребительских кооперативов 196695,4 11,3 163545,7 7,7 83,1

Поддержка рисоводства 148003,8 8,5 200000,0 9,4 135,1

Содействие развитию агропромышленного комплекса с

учетом достижения целевых показателей (средства фе-

дерального и краевого бюджетов) - итого 1746833,0 100,0 2133154,3 100,0 122,1

Как видно из таблицы 1, в динамике сумма «единой субсидии» возросла в 1,2 раза, при этом наибольшее увеличение выделяемых средств федерального и краевого бюджетов произошло на поддержку развития семейных животноводческих ферм - в 1,7 раза, на поддержку растениеводства - в 1,4 раза, в том числе на закладку и уход за многолетними и плодовыми и ягодными насаждениями - в 1,5 раза, на приобретение элитных семян - в 1,4 раза, а также на поддержку начинающих фермеров - в 1,4 раза. Объем средств, выделяемых в рамках «единой субсидии», на поддержку животноводства, за исключением племенного, увеличился всего на 10%, при этом их доля в общем объеме субсидии сократилась на 0,2 п.п. Кроме того, как видно из таблицы, в 2018 году по сравнению с 2017 годом в рамках «единой субсидии» не выделены средства на развитие овцеводства и козоводства. Средства на поддержку племенного животноводства сократились 16,5%, их доля также сократилась на 6,1 п.п.

Наибольшую долю в «единой субсидии» имеют средства на поддержку растениеводства - 1296,1 млн рублей, что составляет 60,8% в ее структуре, это больше уровня 2017 года в 1,4 раза и на 6,2 п.п. соответственно.

На поддержку животноводства в 2018 году выделено 325,4 млн рублей, что составляет 15,3% в структуре субсидии, это ниже уровня 2017 года на 51,9 млн рублей и на 6,3 п.п. соответственно. На развитие малых форм хозяйствования в АПК в 2018 году выделено 511,6 млн рублей или 24% от объема субсидии, что больше уровня 2017 года в 1,2 раза и на 0,2 п.п. в ее структуре. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при распределении средств «единой субсидии» приоритет отдается развитию растениеводства.

2 Поддержка молочного скотоводства с 2017 года наряду с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства входит в комплекс мер по поддержанию доходности сельхозтоваропроизводителей как мера, направленная на повышение производства и выравнивание сезонности производства молока, рост поголовья коров, стимулирование повышения товарности молока во всех формах хозяйствования. Субсидия на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока трансформирована в субсидию на повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления (табл. 2).

Таблица 2 - Различия в механизме субсидирования на развитие молочного скотоводства

Показатель До изменения субсидии, 2016 г. После изменения субсидии

2017 г. 2018 г.

Повышающий коэффициент для субъектов РФ, в которых средняя молочная продуктивность по сельскохозяйственным организациям за отчетный год составляет 5000 кг и выше х 1,169 1,203

Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, руб: 1,30 1,0

- коровьевого высшего сорта 1,54

- коровьевого первого сорта 0,80

- козьего 5,00

Расчет объема субсидии, предоставляемого ьтому получателю субсидии ^^ Wi =Qi х а Wi =Qi х а х Кпр х Ю

где Qi - объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего (козьего) молока, кг; О - ставка субсидии на 1 кг коровьего (козьего) молока, руб; Кпр, К1 - поправочные коэффициенты, применяемые при расчете ставки субсидии (принимаются равными 1 для козьего молока и если получатели субсидии начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном году)

Коэффициент, учитывающий соотношение молочной продуктивности коров в отчетном году по отношению к уровню предыдущего года (Кпр):

- при молочной продуктивности равной или выше уровня предшествующего года х 1,2

- при молочной продуктивности ниже уровня предшествующего года х 0,8

Коэффициент, учитывающий молочную продуктивность коров за отчетный год по отношению к молочной продуктивности коров в Краснодарском крае за отчетный год (К):

- если К1 более 1,25, для расчета субсидии используется значение х 1,25

Как видно из таблицы 2, ранее объем субсидии зависел от объемов товарного молока, а теперь еще и от достигнутого уровня молочной продуктивности в отчетном году. Соответственно основными условиями ее получения являются рост продуктивности животных и сохранность поголовья. При определении ставок субсидии впервые предусмотрен дифференцированный подход с учетом природно-климатических условий производства (как при предоставлении погектарных субсидий), а также использование повышающих коэффициентов при продуктивности молочного скота не ниже 5000 кг [6].

3 Механизм льготного кредитования предприятий аграрного сектора экономики заключается в том, что сельскохозяйственная организация при обращении в банк получает кредит под 5% годовых, а Минсельхоз и Минфин напрямую компенсируют банкам ту ставку, которую они недополучают от сельхозтоваропроизводителей. Ранее хозяйства брали кредиты под 15-25% годовых, регулярно выплачивали проценты, при этом гарантии на возмещение процентной ставки от государства не было или субсидия могла поступить только в конце года, что приводило к вымыванию оборотных средств из хозяйств (табл. 3).

Льготные кредиты предоставляются по подпрограмме «Стимулирование инвестиционной деятельности

в АПК» на 2017-2025 годы, целью которой является увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в АПК на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в АПК. Задачами подпрограммы являются улучшение условий доступа к кредитным ресурсам, повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов АПК. В рамках подпрограммы в Краснодарском крае предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК. Так, в 2017 году за счет средств федерального и краевого бюджета на эти цели было выделено 1348 млн рублей, в 2018 году - 915,2 млн рублей. Плановый объем субсидируемых инвестиционных кредитов 24270,3 млн рублей в 2017 году выполнен, в 2018 году - при плане 8297,2 млн рублей составил 11273,8 млн рублей. Как правило, средства идут на обновление парка сельхозтехники, приобретение ГСМ, на подготовку к сезонным полевым работам [9].

Таблица 3 - Сравнительная характеристика механизмов поддержки кредитования АПК

Показатель Механизм кредитования, действующий до 2017 года Льготный механизм кредитования с 2017 года

Получатель субсидий Сельхозтоваропроизводитель Кредитная организация

Цель субсидии Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам Возмещение недополученных доходов по кредитам

Размер возмещения из федерального бюджета 2/3, 80%, 100% ставки рефинансирования ЦБ 100% ключевой ставки ЦБ

Ставка для сельхозтоваропроизводителя 15-25% 5%

Распределение субсидий Минсельхоз России в региональный орган АПК, который распределял средства между сельхозтоваропроизводителями Минсельхоз России напрямую уполномоченным банкам (в соответствии с планом кредитования исходя из показателей региональных программ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрагенты сельхозтоваропроизводителя - Минсельхоз России - региональный орган АПК - кредитная организация - кредитная организация (принцип одного окна)

Таким образом, в результате консолидации мер государственная поддержка животноводства осуществляется по подпрограммам «Развитие отраслей АПК» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК». В рамках подпрограммы «Развитие отраслей АПК» выделяются два направления поддержки - развитие молочного скотоводства и содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК («единая субсидия»). Размер субсидии на развитие молочного скотоводства теперь зависит не только от объемов товарного молока, но и от достигнутого уровня молочной продуктивности. В рамках «единой субсидии» на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета осуществляется поддержка развития таких подотраслей животноводства как племенное животноводство, мясное и молочное скотоводство, овцеводство и козоводство, а также с целью развития малых форм хозяйствования, занимающихся животноводством, осуществляется поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм.

В рамках подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» реализуется новый механизм льготного кредитования предприятий аграрного сектора экономики, который позволит повысить доступность кредитования для АПК и снизить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей.

Источники:

1 Плотникова Е.В. Обоснование использования программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова // Животноводство Юга России. - 2015. - №1 (3). - С. 31-34.

2 Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: сб. науч. статей / Под ред. М.П. Дулина. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - С. 240-245.

3 Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

4 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

5 Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319324.

6 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 (ред. от 08.02.2019). О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

7 Итоги реализации государственных программ Краснодарского края: Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi.

8 Отчеты об исполнении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае»: Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msh.krasnodar.ru/gospodderzhka/otchyety.

9 Плотникова Е.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае // Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 892-899.

Sources:

1 Plotnikova E.V. The rationale for the use of the program-targeted approach to state regulation of the development of family livestock farms in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova // Animal husbandry of the South of Russia. - 2015. - No. 1 (3). - S. 3134.

2 Plotnikova E.V. Using the program-targeted approach to state regulation of the development of family livestock farms (FFA) in the region / E.V. Plotnikova // Problems and prospects for the development of the agricultural market: Sat. scientific Articles / Ed. M.P. Doolin. - Krasnodar: KubSAU, 2013 .-- S. 240-245.

3 Rusinova Yu.S. Strategic planning for the development of housing and communal services in the Russian Federation / Yu.S. Rusinova, E.V. Plotnikova // Economics and Management: Actual Issues of Theory and Practice: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. - 2016 .-- S. 331-335.

4 Resolution of the head of administration (governor) of the Krasnodar Territory of October 5, 2015 No. 944. On the approval of the state program of the Krasnodar Territory "Development of agriculture and regulation of the markets for agricultural products, raw materials and food".

5 Plotnikova E.V. Program-target management as a tool for the development of rural (agrarian) tourism and rural territories of the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 5 (70). - S. 319-324.

6 Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 (as amended on 08.02.2019). On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets.

7 Results of the implementation of state programs of the Krasnodar Territory: Official website of the Ministry of Economy of the Krasnodar Territory [Electronic resource]. - Access mode: https://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi.

8 Reports on the implementation of the state program of the Krasnodar Territory "Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets in the Krasnodar Territory": Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Krai [Electronic resource]. - Access mode: https://msh.krasnodar.ru/gospodderzhka/otchyety.

9 Plotnikova E.V. The development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar Territory // E.V. Plotnikova, V.V. Mazninov // Economics and Entrepreneurship. - 2018. - No. 3 (92). - S. 892-899.

УДК334.01

ББК 65.2/4

Е.А. Попов - соискатель ученой степени, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, кафедра «Экономика и управление промышленным производством», a.oborina@rosmetrade.ru,

E.A. Popov - perm National Research Polytechnic University, Department of Industrial Economics and Management.

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КОМПАНИИ-ТРЕЙДЕРА НА РЫНКЕ ЛОМА ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ THE CORE FEATURES OF BUSINESS MODEL FOR A COMPANY OPERATING IN THE RUSSIAN INDUSTRY OF FERROUS AND NON-FERROUS METALS SCRAP

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые характеристики эффективной бизнес-модели компании, ведущей операции на российском рынке лома черных и цветных металлов. Автор на основании стратегического анализа и анализа конкуренции в отрасли показывает, какие факторы внешней среды определяют содержание бизнес-модели. К ним относятся сетевое построение управленческой структуры, создание гибких автономных производственных подразделений, организация работы на электронных торговых площадках, информатизация и автоматизация основных и управленческих бизнес-процессов. Бизнес-модель, имеющая данные характеристики, позволит компании успешно завоевывать новые географические рынки, повышать возврат на вложенный капитал. Ключевым фактором успеха в условиях жесткой ценовой конкуренции и высокого влияния поставщиков и покупателей в отрасли становится гибкая управленческая структура компании.

Annotation. The paper discloses the key aspects of business model for a company operating in the Russian industry of ferrous and non-ferrous metals scrap. The author on basis of strategic and competitive analysis reveals how the external factors impact on the business model of an entire company. Such external factors are networking organizational structure of a company, agile regional production departments and the digitalization and automation of the core and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.