МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ГОСПОДДЕРЖКИ АПК
Э.А. Фарвазова, ассистент
Т.Н. Медведева, канд. экон. наук, доцент
Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева (Россия, г. Курган)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-220-226
Аннотация. Одной из важнейших задач государства является поддержка агропромышленного комплекса страны, повышение эффективности её использования сельскохозяйственными товаропроизводителями. Авторами статьи проанализирована динамика предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в областях Уральского федерального округа, систематизированы методические подходы к оценке эффективности использования средств бюджетного финансирования. Научная новизна исследования состоит в авторском подходе к расчету интегрального показателя оценки распределения средств государственной поддержки между региональными сельскохозяйственными товаропроизводителями, основанном на введении дополнительных детерминант, отражающих результативность производственной и финансово-хозяйственной деятельности аграриев. Предложенная в статье методика обоснована произведенными расчетами на примере сельскохозяйственных организаций Курганской области.
Ключевые слова: государственная поддержка, экономическая эффективность, аграрная политика, сельскохозяйственные организации.
Успех развития отечественного сельскохозяйственного производства на современном этапе напрямую зависит от участия в нем государственных структур. Эффективно проводимая аграрная политика способна обеспечить необходимый уровень продовольственной безопасности страны, повысить ее авторитет на мировом рынке. В современных условиях функционирования агропромышленного комплекса (далее - АПК) совершенствование методов распределения государственной поддержки между регионами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также эффективности ее использования приобретает особую актуальность. О необходимости государственного вмешательства в аграрную отрасль заявляют многие отечественные ученые-аграрники, среди которых А.И. Алтухов, В.В. Милосердов, А.Н. Семин, Н.В. Шарапова, О.В. Сидоренко, С.Г. Головина и ряд других [1-8].
Целью настоящего исследования является определение сущности авторского подхода к механизму распределения средств государственной поддержки меж-
ду сельскохозяйственными товаропроизводителей региона. Задачами, посредством которых была достигнута поставленная авторами цель, послужили: изучение теоретических и прикладных вопросов, связанных с оценкой государственной поддержки АПК на федеральном и региональном уровнях; характеристика системы государственного регулирования агропромышленного производства; систематизация существующих методик по оценке распределения и эффективности использования средств выделенного бюджетного финансирования.
Объектом исследования выступают сельскохозяйственные товаропроизводители Уральского федерального округа (далее - УрФО) и, в частности, Курганской области. Методика исследования включает обзор эмпирических и практических материалов, анализ показателей, источником которых послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа в Курганской области.
В ходе исследования был применен системный подход к изучению данного вопроса с использованием экономико-статистического и абстрактно-логического методов, а также группировки, сравнения и обобщения.
Курганская область, расположенная юге УрФО на территории «зернового пояса», исторически является индустриально-аграрным регионом, где достаточно успешно развивается сельскохозяйственное производство, на долю которого в валовом региональном продукте приходится не менее 15%, и 38% численности населения области составляют сельские жители [9]. Региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям округа в настоящее время оказываются различные меры государственной поддержки, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального законодательства в области аграрной политики.
Тенденция последних лет показала, что в системе государственного регулирования АПК произошли значительные изменения,
преимущественно связанные с консолидацией ранее существующих механизмов господдержки и формированием на их основе новых направлений субсидирования. К примеру, на смену единой региональной субсидии, введенной в 2017 году, начиная с 2020 года, пришла практика компенсирующего и стимулирующего субсидирования, объединившая в себе более 10 направлений государственного бюджетного финансирования, в том числе, ранее существующие самостоятельные виды господдержки, такие как погектарная (несвязанная) поддержка в сфере растениеводства и повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Уральском федеральном округе в рамках компенсирующего и стимулирующего субсидирования в 2020 году составила 5231921 тыс. рублей и 2167908,4 тыс. рублей в среднем за 2017-2019 гг. в рамках единой субсидии, то есть увеличилась более чем в 2,4 раза (табл. 1).
Область Единая региональная субсидия (в среднем за 2017-2019 гг.) Компенсирующая и стимулирующая субсидии (2020 г.)
Курганская область 270479,3 733645,0
Свердловская область 517302,0 1138431,0
Челябинская область 656864,7 993862,0
Тюменская область 520045,7 2102416,0
Автономные округа ((ХМАО и ЯМАО) 203216,7 263567,0
Итого 2167908,4 5231921,0
Таблица 1. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в УрФО, тыс. руб.
За анализируемый период в УрФО динамика производства сельскохозяйственной продукции является положительной. На рисунке отражены значения объемов выпущенной сельскохозяйственной продукции, приходящейся на 1 рубль господ-
держки за период 2017-2019 гг. Так в Курганской области в среднем этом показатель составил 154,2 рубля, наибольшее значение отмечается по Свердловской области, наименьшее - по автономным округам.
400 300 200 100 0
• Курганская область •Свердловская область •Челябинская область •Тюменская область •Автономные округа
2017 год
2018 год
2019 год
Рис. Объем выпуска продукции сельского хозяйства в УрФО в расчете на 1 рубль господдержки, руб.
Говоря об эффективности использования средств бюджетного финансирования аграриями региона, большинство исследователей определяют финансовый результат такой поддержки путем отношения выпущенной валовой (товарной) сельскохозяйственной продукции в расчете на рубль затрат по ее производству и реализации и общей суммы финансирования. Рассмотрев существующие методические подходы к оценке эффективности использования средств государственной поддержки АПК, мы обобщили и систематизировали представленные методики (табл. 2).
Особый интерес представляет методика А.Н. Петровой, которую, с нашей точки зрения, можно усовершенствовать, дополнив показателями, отражающими эффективность деятельности сельскохозяйственной организации. К данным величинам нами были отнесены стоимость произведенной и проданной сельхозпродукции, а также коэффициент окупаемости затрат, поскольку данные параметры оказывают значительное влияние на целесообразность распределения сумм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.
Таблица 2. Характеристика методических подходов к оценке эффективности использования средств государственной поддержки_
Автор методики Суть методики, формула расчета
Ученые Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве [10] Финансовый результат поддержки определяется на основе показателя выхода продукции (валовой или товарной) на рубль затрат по ее производству и объема совокупной поддержки. Применяемые показатели: финансовый результат поддержки (ФРП), стоимость валовой (товарной) продукции (ВП; ТП), затраты на производство валовой (товарной) продукции (З), объем господдержки (ГП): ФРП = ВП (ТП) х ГП / З
О.Н. Терентьева, С.М. Баскаков [11] Определяется величина оттока финансовых средств из аграрного сектора экономики, основанная на вычислении дополнительных затрат, которые несут сельхозтоваропроизводители в результате возврата кредитов и займов и уплаты по ним процентов. Применяемые показатели: стоимость привлеченных кредитных средств (СТК); затраты на производство валовой сельхозпродукции (ЗВП); объем привлеченных кредитных средств (ОК); задолженность по кредитам (ЗК); стоимость валовой сельхозпродукции (ВП): СТК = [ЗВП х (ОК.+ЗК)] / (ВП х ОК)
Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин [12] Эффективность использования средств государственной поддержки оценивается с учетом влияния на результаты деятельности аграриев природных и экономических условий. Применяемые показатели: выход товарной продукции на рубль затрат (ОКЗ); стоимость товарной продукции (ТП) и её себестоимость (СТП); стоимость товарной сельскохозяйственной продукции, полученной под влиянием природно-климатических факторов (ТПкф): ОКЗ = (ТП+ТПкф) / СТП
Е.Г. Мухина [13] Эффективность государственной поддержки оценивается на основе соотношений объема поддержки и ее финансового результата, который определяется по приросту продукции (валовой или товарной). Применяемые показатели: эффективность государственной поддержки (Эгп); объем государственной поддержки (ГП); прирост стоимости валовой (товарной) продукции (ДВП или ДТП) Эгп = ДВП / ГП или ЭП = ДТП / ГП
А.Н. Петрова [14] Автор предлагает определять суммы субсидий на производство продукции сельскохозяйственным организациям области, при этом в расчет принимаются такие показатели, как площадь сельскохозяйственных угодий (Б), выручка от реализации продукции (В) и средняя величина субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий (Сср.).: С = Б х В х С ср
Таким образом, модель расчета комплексного показателя распределения сумм бюджетного финансирования между сельскохозяйственными организациями региона будет иметь вид (формула 1):
Г П п = Г Пр* Б П*В Пп * РПп * ОЗп (1)
где ГПп - сумма государственной поддержки, приходящаяся на одну сельскохозяйственную организацию, тыс. руб.;
ГПр - сумма государственной поддержки, предоставленная региону в текущем финансовом году, тыс. руб.;
Бп - удельный вес площади сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственно-
го предприятия в общей площади сельскохозяйственных угодий региона, %;
ВПП - удельный вес валовой сельскохозяйственной продукции организации в общем объеме валовой сельхозпродукции по региону, %;
РПП - удельный вес реализованной сельскохозяйственной продукции организации в общем объеме реализованной сельхозпродукции по региону, %;
ОЗп - коэффициент самоокупаемости затрат сельскохозяйственной организации.
Апробацию представленного методического подхода проведена на примере выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций Курганской области, состоящей из десяти хозяйств, которые осуществляли свою финансово-хозяйственную деятельность в течение последних пяти лет и предоставляли бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствующие органы (табл. 3).
Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия суммы государственной поддержки, направляемые субъектам РФ в сфере агропромышленного производства рассчитываются, исходя из представленных регионами сведений по достижению целевых показателей развития регионального развития сельского хозяйства. При этом в расчет принимаются не только отчетные показатели, достигнутые субъектом за предыдущий финансовый год, но и запланированные величины развития сельскохозяйственных отраслей.
К примеру, в Курганской области в 2019 году из федерального бюджета было выделено 1043,7 млн. руб. на поддержку сельскохозяйственного производства и стимулирование приоритетных отраслей развития аграрной отрасли.
Таблица 3. Расчет сумм государственной поддержки сельскохозяйственным организациям Курганской области за 2019 год (авторская методика)
Показатель ЗАО «Глинки» ООО «Агрофирма Русское поле» ООО «Зауралье» ЗАО «Картофель» СПК «Большека-менский» ООО «Курганское» ООО «Матвеевское» СПК «Племзавод Разлив» ЗАО «Восток» ООО «Березовая Новь»
Удельный вес площади сельхозугодий пред-
приятия в общей площади сельхозугодий ре- 1,02 1,1 3,5 1,7 0,4 1,1 0,1 1,0 0,7 0,1
гиона (Бп), %
Удельный вес валовой сельхозпродукции
предприятия в общем объеме валовой сель- 0,2 0,2 0,4 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
хозпродукции по региону (ВПп), %
Удельный вес реализованной сельхозпродук-
ции предприятия в общем объеме реализован- 0,2 0,2 0,2 0,2 0,04 0,2 0,1 0,1 0,04 0,02
ной сельхозпродукции по региону (РПп) , %
Коэффициент самоокупаемости затрат сельскохозяйственного предприятия (ОЗп) 1,13 1,36 1,22 1,39 0,89 1,5 1,63 1,02 1,06 1,2
Сумма государственной поддержки, предос-
тавленная региону в текущем финансовом 1043680
году (ГП„), тыс. руб.
Сумма государственной поддержки, прихо-
дящаяся на одно сельскохозяйственное пред- 48118 62454 356521 98647 1486 68883 1701 10646 3098 250
приятие (ГПп) , тыс. руб.
Региональные органы государственной власти вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств выделенных субсидий. Результаты выполненных расчетов распределения сумм государственной поддержки между сельскохозяйственными организациями Курганской области показывают, что ли-
дирующую позицию занимает
ООО «Зауралье» (Куртамышский район), характеризующееся наиболее высокими результатами своей деятельности.
Сопоставление сумм фактически понесенных бюджетных расходов на поддержку сельскохозяйственных организаций Зауралья и величин, рассчитанных по автор-
ской методики, представлено в таблице 4. Очевидно, что хозяйства, отличающиеся высокой эффективностью сельскохозяйственного производства имеют возможность дополнительного увеличения сумм пре-
доставляемых им субсидий. К данным организациям относятся ЗАО «Глинки», ЗАО «Картофель» и СПК «Племзавод Разлив».
Таблица 4. Сравнение распределенных сумм государственной поддержки между сель-
скохозяйственными организациями Курганской области за 2019 г.
Хозяйство Сумма государственной поддержки, тыс. руб.
фактические данные авторская методика
ЗАО «Глинки» 15083,49 48117,82
ООО «Агрофирма Русское поле» 1749053,0 62453,81
ООО «Зауралье» 12529933,0 356521,09
ЗАО «Картофель» 16463,0 98648,63
СПК «Большекаменский» 2961,0 1486,20
ООО «Курганское» - 68882,88
ООО «Матвеевское» 6441,14 1701,2
СПК «Племзавод Разлив» 8383,0 10645,54
ЗАО «Восток» 4328,32 3097,64
ООО «Березовая Новь» 1693,0 250,48
В то же время, следует подчеркнуть, что при решении проблем государственного регулирования АПК не должно быть разногласий относительно поддержки сельскохозяйственных организаций малого и среднего бизнеса, которые с одной стороны, не отличаются широкими масштабами своего производства, но с другой стороны, вносят существенный вклад в функционирование аграрного сектора экономики региона. Следовательно, наряду с усилением мер прямого финансирования сельхозтоваропроизводителей, особое внимание необходимо уделять и другим формам государственной поддержки, таким как установление налоговых льгот, понижение ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, поддержки страхового рынка и другим.
Повышение конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, рост объемов аг-
ропроизводства, развитие сельских территорий и в целом успех функционирования всей агарной сферы экономики неразрывно связаны с направлениями государственного регулирования и поддержки АПК. Имеющиеся на сегодняшний день трудности, связанные с сокращением земельных и трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве, низкой инвестиционной привлекательностью агарной отрасли и другими негативными факторами могут быть решены путем совершенствования инструментов и методов государственного регулирования АПК. Только грамотная разработка аграрной политики государства и применение эффективных институтов ее практической реализации помогут преодолеть препятствия, стоящие на пути развития сельского хозяйства и позволят российским аграриям успешно конкурировать на мировом рынке.
Библиографический список
1. Алтухов А.И. Аграрная сфера - приоритет государственной политики // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 7-8. - С. 4-8.
2. Сёмин А.Н., Мальцев Н.В., Логинов А.Л. О необходимости совершенствования механизма оценки эффективности системы государственной поддержки АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 9. - С. 2-11.
3. Шарапова Н.В. Объективная необходимость государственной поддержки сельского хозяйства // Агропродовольственная политика России. - 2013. - № 1 (13). - С. 19-26.
4. Жичкин К.А., Жичкина Л.Н. Классификация видов товарного кредитования как элемента господдержки АПК // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Кинель: Изд-во Самарского ГАУ, 2020. - С. 551-554.
5. Кузнецова А.Р. Комплексная программа продовольственной безопасности республики Башкортостан // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. -Т. 223. -№ 3. - С. 515-521.
6. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная реформа: шоковая терапия и ее результаты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. -№ 12. - С. 7-12.
7. Головина С.Г., Смирнова Л.Н., Мыльников Е.А. К вопросу о государственной поддержке молочного животноводства // Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. - Тюмень: Изд-во Государственного аграрного университета Северного Зауралья, 2017. - С. 34-40.
8. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Крупное сельскохозяйственное производство как фактор обеспечения продовольственного и финансового суверенитетов // Аграрная Россия. -2018. - № 1. - С. 34-38.
9. Медведева Т.Н., Шарапова В.М., Фарвазова Э.А.Модель оценки эффективности организационно- экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных предприятий Зауралья // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2019. - Т. 13. - № 4. - С. 32-41.
10. Белкина Е.Н., Скоморощенко А.А., Михайлушкин П.В. Теория и практика государственного регулирования регионального АПК. - М.: Изд-во ООО «Научный консультант», 2018. - 122 с.
11. Терентьева О.Н., Баскаков С.М. Финансовый потенциал АПК Саратовской области: ключевые особенности и результативность использования // Финансы и кредит. - 2014. -№24 (600). - С. 50-56.
12. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №5.
- С. 163-168.
13. Мухина Е.Г. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Экономист. - 2007. - №4. - С. 89-93.
14. Петрова А.Н. Роль государственной поддержки в повышении экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий // Экономические науки. - 2009. - № 60.
- С. 142-145.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO DIFFERENTIATED DISTRIBUTION AND EFFICIENCY OF USE OF GOVERNMENT SUPPORT FOR AIC
E.A. Farvazova, Assistant
T.N. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kurgan State Agricultural Academy named after T.S. Maltsev (Russia, Kurgan)
Abstract. One of the most important tasks of the state is to support the country's agro-industrial complex, increase the efficiency of its use by agricultural producers. The authors of the article analyzed the dynamics of the provision of subsidies to support agricultural production in the regions of the Ural Federal District, systematized methodological approaches to assessing the effectiveness of the use of budget funds. The scientific novelty of the research consists in the author's approach to calculating the integral indicator for assessing the distribution of state support funds between regional agricultural producers, based on the introduction of additional determinants reflecting the effectiveness of the production, financial and economic activities of farmers. The method proposed in the article is substantiated by the calculations made on the example of agricultural organizations of the Kurgan region.
Keywords: government support, economic efficiency, agricultural policy, agricultural organizations.