ВЛИЯНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© Арбузова М.С.*
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, г. Ульяновск
В статье раскрыта сущность государственной поддержки сельского хозяйства и степень её влияния на результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предложена схема расчетов нормативов выделения бюджетных субсидий на поддержку сельскохозяйственных предприятий Мелекесского района Ульяновской области с целью повышения эффективности их деятельности.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей - это система мер, направленных на выплату за счёт государственного бюджета денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях прямого повышения их доходов. В данное понятие, таким образом, не входят иные меры государственного регулирования, хотя и связанные с повышением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, но осуществляемые иными, помимо прямой передачи финансовых ресурсов за счёт государственного бюджета, методами: товарные и закупочные интервенции, меры внешнеэкономического регулирования, финансирование научной и образовательной деятельности и т.д. Все иные меры финансового регулирования АПК обозначаются термином финансово-кредитного механизма.
Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей состоят из четырёх основных групп:
1. меры, связанные с субсидированием закупаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями ресурсов;
2. выплата дотаций;
3. меры, связанные с повышением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей при реализации произведённой ими продукции;
4. меры, связанные с уменьшением суммы подлежащих уплате в федеральный бюджет и внебюджетные фонды сельскохозяйственными производителями денежных средств по обязательствам перед данным бюджетом и внебюджетными фондами [3].
В последние годы вопрос о государственной поддержке сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей народного хозяйства России стал приоритетным. Подтверждением тому служит ряд законодательных актов,
* Ассистент кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК».
принятых как на федеральном так и на региональном уровнях. В Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета в размере 551,3 млрд. руб. Так, «совокупный объем государственной поддержки в 2010 году в рамках Госпрограммы составил 143,5 млрд. рублей, в том числе - 107,3 млрд. рублей (или 75 %) - из федерального бюджета и 36,2 млрд. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Направления этой поддержки:
- на субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов -81,5 млрд. рублей;
- на поддержку животноводства - 8,4 млрд. рублей;
- на поддержку экономически значимых региональных программ -8,5 млрд. рублей;
- на поддержку растениеводства - 1,3 млрд. рублей;
- на приобретение минеральных удобрений и реализацию мероприятий ФЦП «Плодородие» - 13,8 млрд. рублей;
- на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений - 4,3 млрд. рублей;
- на мероприятия по реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» - 17,9 млрд. рублей;
- на проведение интервенций и другие мероприятия - 7,8 млрд. рублей.
Наибольший объем, 81,5 млрд. рублей или 67 % от всех средств поддержки, был направлен на возмещение сельхозпроизводителям части расходов на уплату процентных ставок по кредитам. В 2010 году объем кредитования отрасли увеличился на 3 %. Было привлечено 796 млрд. рублей, в том числе 530,7 млрд. рублей субсидированных кредитов. Основными банками, кредитующими отрасль, являются Россельхозбанк и Сбербанк России» [2].
Поддержка сельхозтоваропроизводителям оказывается так же на региональном и муниципальном уровнях. Мелекесский район - крупнейший район Ульяновской области, имеющий благоприятную природную и экономическую среду для развития перспективных отраслей сельского хозяйства.
Для развития агропромышленного комплекса района в рамках действующих программ сельскохозяйственным организациям района оказывается государственная поддержка, которая реализуется, главным образом, путем прямого финансирования сельхозтоваропроизводителей, субсидирования части затрат на уплату банковских процентов, участия в обеспечении сельских граждан жильём.
За 2008-2010 годы произошло увеличение общего объёма государственных вливаний в агропромышленный комплекс района. В 2010 году общий объём государственной поддержки составил более 265 млн. руб., это в 2,5 раза больше чем в 2008 году.
Рис. 1. Господдержка сельскохозяйственных организаций Мелекесского района, тыс. руб.
Все виды государственной поддержки можно объединить в три группы: прямая, косвенная и опосредованная. Прямая поддержка - это поддержка, получаемая хозяйствами напрямую. Косвенная поддержка - это финансирование, при котором воздействие государства на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется косвенно. Опосредованная поддержка - это поддержка, при которой происходит укрепление производственного потенциала и позиций на потребительском рынке через опосредованные формы. К этой форме можно отнести реализацию целевых программ [4].
В Мелекесском районе преобладает прямая государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, основная её форма - субсидирование части затрат на производство продукции и уплату процентов по кредитам. Косвенная поддержка осуществляется в виде субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая.
субсидии на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям
¡субсидии на поддержку племенного животноводства
субсидии на страхование урожая
субсидии на поддержку элитного семеноводства
субсидии на минеральные удобрения и средства защиты растений
субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам_
субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ_
|2009 год
|2010
2008 год
год
Рис. 2. Динамика развития мер господдержки предприятий Мелекесского района
Рассмотрим абсолютные показатели влияния выделенных субсидий на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Мелекесского района в табл. 1.
Таблица 1
Влияние бюджетных субсидий на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Мелекесского района
2008 год 2009 год 2010 год
Бюджетные субсидии, отнесённые на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, тыс. руб. 36383 46924 37276
Сальдированный финансовый результат деятельности сельскохозяйственных предприятий, тыс. руб. с учётом субсидий без субсидий 214228 177845 99502 52578 238072 200796
Уровень рентабельности деятельности сельскохозяйственных предприятий, % с учётом субсидий без субсидий 25,9 21,5 11,8 6,2 25,8 21,8
Степень влияния господдержки на эффективность финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций можно установить при помощи распространённого статистического метода - метода группировок.
Групповые нормативы затрат и потребностей в субсидиях рассчитываются по группам предприятий, однородных по природным и экономическим условиям производства. Выделение их в районе проводится на основе комбинированных группировок. Хозяйства группируются сначала по уровню естественного плодородия почв (баллу бонитета), а затем в каждой группе выделяются подгруппы по фактическому уровню затрат на 100 га сельхозугодий.
Во ВНИЭТУСХ подготовлена методика разработки нормативов производственных затрат и выхода продукции, дифференцированных по группам хозяйств, и даны предложения по организации планирования субсидий на основе этих нормативов. На основе группировок сельскохозяйственных предприятий Мелекесского района проведем сравнительный анализ уровня эффективности сельскохозяйственного производства, определим показатели выхода товарной продукции на единицу площади сельскохозяйственных угодий и на 1 рубль затрат, финансовые показатели в расчёте на единицу площади. На основе анализа рассчитаем нормативы текущих затрат [1, с. 154].
Нормативы субсидий определяются на основе разработанных нормативов затрат. Проведем расчеты по двум вариантам: для условий простого и расширенного воспроизводства.
Таким образом, сельскохозяйственные организации, входящие в подгруппы 1.2, 2 и 3 группу в дополнительных субсидиях для обеспечения простого воспроизводства не нуждаются. Следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия, входящие в подгруппы 1.1 и 1.3 в отчетном году получили субсидий в значительно больших объемах, чем это необходимо для ведения простого воспроизводства.
Таблица 2
Расчёт нормативов потребности в субсидиях для обеспечения простого воспроизводства (на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.)
Группы предприятий Прибыль (+), убыток (-) базовая Нормативная прибыль Дополнительная потребность в субсидиях (гр.3 - гр.2) Фактический объём субсидий в базовом году Норматив общей потребности в субсидиях (гр.4 + гр.5)
1 2 3 4 5 6
1.1 9,2 10,5 1,3 14,3 15,6
1.2 76,4 18,8 0 11,2 11,2
1.3 26,6 28,3 1,6 29,2 30,8
2.1 69,3 32,5 0 37,6 37,6
2.2 107,9 42,1 0 49,7 49,7
3.1 71,6 22,6 0 33,6 33,6
3.2 516,6 52,7 0 30,7 30,7
Примечание: для предприятий с фактической прибылью больше нормативной дополнительных субсидий не требуется.
В табл. 3 представлен расчёт потребности в субсидиях для каждой сельскохозяйственной организации Мелекесского района.
Таблица 3
Расчёт потребности в субсидиях под 5 % прирост производства товарной продукции для сельскохозяйственных организаций Мелекесского района методом прямого счёта
Товарная Проектируемый Норматив прироста то- Выход то- Дополнительная потребность в субсидиях, тыс. руб.
Наименование предприятия продукция (факт), твш. руб. прирост товарной продукции (5 %) (гр.2 х 0,05) варной продукции на рубль затрат (факт), руб. дукции на по норма- по фактиче-
рубль затрат (факт), руб. тивам (гр.3 / гр.4) ской отдаче (гр.3 / гр.5)
1 2 3 4 5 6 7
ООО «Димитровградкрупо-завод-Агро» (2.2) 21150 1057,5 0,80 1,09 1321,9 970,2
ОАО СПП «Дивный-нефть» (1.3) 242 12,1 0,91 0,57 13,3 21,2
ООО «Ударница» (2.2) 2286 114,3 0,80 1,19 142,9 96,1
ООО «Запрудное» (2.1) 19875 993,8 0,71 1,20 1399,7 828,2
СПК «Ирек» (2.1) 11907 595,4 0,71 0,97 838,6 613,8
СХПК «1ое Мая» (1.1) 6055 302,8 0,55 1,17 550,5 258,8
СПК «Степновасильевский» 45 2,3 0,55 0,85 4,2 2,7
(1.1)
СПК «Филипповский» (1.2) 13887 694,4 2,10 1,09 330,7 637,1
ООО «Аппаковское» (2.1) 4280 214,0 0,71 1,00 301,4 214,0
СПК им. Н.К. Крупской (1.2) 115551 5777,6 2,10 1,49 2751,2 3877,6
ООО «Симбирск Бройлер» (1.1) 3742 187,1 0,55 0,53 340,2 353,0
ООО «Приморье» (1.3) 95532 4776,6 0,91 1,35 5249,0 3538,2
ООО «Маяк» (2.2) 86038 4301,9 0,80 1,31 5377,4 3283,9
ООО «Никольский фермер» (1.1) 2791 139,6 0,55 1,46 253,8 95,6
ООО «Хмелевское» (1.3) 16635 831,8 0,91 1,35 914,1 616,1
ООО СХП «Слобода» (3.1) 7034 351,7 0,76 1,32 462,8 266,4
ООО «Витамин» (1.2) 397 19,9 2,10 1,42 9,5 14,0
ЗАО «Хлебороб-1» (2.1) 31442 1572,1 0,71 1,40 2214,2 1122,9
ООО «АгроТемп» (3.2) 28079 1404,0 0,50 1,98 2808,0 709,1
ООО «Золотой колос» (1.1) 4031 201,6 0,55 3,51 366,5 57,4
Отметим, что фактический размер субсидий, дополнительная потребность в субсидиях по нормативам и по фактической отдаче существенно различаются для каждой сельскохозяйственной организации.
Например, СПК «Степновасильевский» получил субсидии в размере 6 тыс. руб., дополнительная потребность в субсидиях по нормативам для данной организации составляет 4,2 тыс. руб., по фактической отдаче - 2,7 тыс. руб., т.е. было получено средств больше, чем было необходимо. В то же время СХПК «1ое Мая» получило бюджетных ассигнований меньше по сравнению с потребностью по нормативам.
Проведенный расчет распределения субсидий с учетом природных (балла бонитета) и экономических условий хозяйствования каждого сельскохозяйственного предприятия Мелекесского района показал, что выделение государственной поддержки не выдерживает критерия рациональности. В районе сложилась ситуация, что некоторые предприятия получают субсидий значительно больше нормативной потребности и потребности по фактической отдаче, а некоторые сельскохозяйственные организации недополучают бюджетных средств и соответственно не имеют возможности эффективно функционировать.
Ввиду сложившейся ситуации целесообразно применять предложенную схему расчетов нормативов выделения бюджетных субсидий на поддержку сельскохозяйственных предприятий с целью повышения эффективности их использования.
Таким образом, при выделении средств государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям необходимо комплексное изучение условий их функционирования, учет экономических результатов деятельности. Только на этой основе выделение бюджетных субсидий будет рациональным и даст положительный эффект в виде увеличения выхода товарной продукции и сокращения производственных затрат.
Список литературы:
1. Государственная поддержка и механизмы её реализации в АПК. -М.: Восход-А, 2008. - 224 с. - (Российская сельскохозяйственная академия. Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве).
2. Скрынник Е. О Национальном докладе по сельскому хозяйству за 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.agroobzor.ru.
3. Кульнев В.Н. Правовое регулирование государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Режим доступа: www.law.edu.ru.
4. Овсянко Л.А. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kgau.ru.