Научная статья на тему 'Эффективность государственной поддержки АПК'

Эффективность государственной поддержки АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебряков А.Ю.

Бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей играет заметную роль в развитии сельского хозяйства. В статье рассмотрены виды бюджетной поддержки на примере Забайкальского края, а также вопросы эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной поддержки АПК»

Список литературы:

1. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.

2. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - № 2.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК

© Серебряков А.Ю/

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск

Бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей играет заметную роль в развитии сельского хозяйства. В статье рассмотрены виды бюджетной поддержки на примере Забайкальского края, а также вопросы эффективности использования бюджетных средств.

Бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей играет заметную роль в развитии сельского хозяйства. Поддержка - это защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая и устранение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Объемы бюджетного финансирования сельского хозяйства Забайкалья представлены в табл. 1.

Сумма расходов бюджета на сельское хозяйство в абсолютной сумме возросла в 2007 году по сравнению с 2000 годом на 1030,4 млн руб., или в 6,6 раза. Доля расходов на сельское хозяйство в общих расходах бюджета снизилась по сравнению с 2000 годом на 7,9 процентов. В то же время доля расходов бюджета в стоимости валовой продукции сельского хозяйства выросла с 3 процентов в 2000 г. до 11,8 процентов в 2007 г. или в 3,9 раза. На 1 га пашни в 2007 г. приходится 2340 руб. расходов бюджета, что больше, чем в 2000 г. на 2060 руб. или в 8,3 раза. Существенный рост абсолютных и относительных показателей свидетельствует о возрастающей государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

♦ Аспирант кафедры «Финансы»

Таблица 1

Бюджетное финансирование сельского хозяйства Забайкальского края

Показатели 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Темпы роста 2007 г. к 2000 г, %

Площадь пашни, всего, тыс. га 658 534 524 519 78,8

Валовая продукция сельского хозяйства (ВПСХ) в действующих ценах, млн руб. 6068,4 8963,1 9949,2 10320,7 170,1

Расходы консолидированного бюджета, всего, млн руб. 4898,1 19412,3 34293,1 34772,3 7,1 раз

Расходы консолидированного бюджета на СХ, млн руб. 184 681,8 968,5 1219,4 6,6 раз

Удельный вес расходов консолидированного бюджета на СХ в общих расходах бюджета, % 3,8 3,5 2,8 3,5 92,1

Удельный вес расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство в ВПСХ, % 3,0 7,6 9,7 11,8 3,9 раз

Расходы консолидированного бюджета на СХ в расчете на 1 га пашни, руб. 280 1276 1848 2340 8,3 раз

Источник: [2].

В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс и бюджетную классификацию расходов за последние три года, изменились форма и структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. До 2005 г. основной объем государственной финансовой поддержки осуществлялся в виде бюджетных кредитов. Кредиты предоставлялись сельхозтоваропроизводителям на сезонные затраты в виде материальных ресурсов - нефтепродукты, семена, удобрения через агентов. При этом бюджетные кредиты своевременно не возвращались. С 2005 г. основной формой поддержки сельхозтоваропроизводителей являются субсидии, виды и объем которых, приведены в табл. 2.

Объем бюджетного субсидирования сельскохозяйственного производства за два последних года вырос, причем объем средств, выделенных из краевого бюджета, существенно не изменился, но при этом выросла сумма субсидий из федерального бюджета. По сравнению с 2005г. наблюдается увеличение на 69141 тыс. руб. или в 2,7 раза. Такой рост обусловлен осуществлением приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В составе субсидий существенно возросли расходы на животноводство и субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам. Расходы на субсидирование процентной ставки выросли в 2007 г. по сравнению с 2005г. на 34614 тыс. руб. или в 6,7 раза. Показатель «Отдельные мероприятия в области сельскохозяйственного производства» объединяет субсидии, предоставляемые на: капитально-восстановитель-

ный ремонт тракторов, приобретение техники, оборудования и племенных животных, приобретение зерна и комбикормов, обработку паров, отопление теплиц. В 2006-2007 гг. произошло уменьшение расходов по данной статье, в связи с тем, что в 2005 г. по данной статье нашли отражение субсидии на мероприятия по землеустойству и землепользованию, которые в последующем не были предусмотрены. В 2005 г. на эти цели из краевого бюджета было выделено 30000 тыс. руб. Господдержка мероприятий по землеустройству и землепользованию осуществляется для создания предпосылок по выкупу земельных долей личными подсобными и крестьян-ско-фермерскими хозяйствами. Анализ бюджетного субсидирования показал, что за исследуемый период расширился перечень предоставленных субсидий. Развитие государственной поддержки в виде субсидий способствует более эффективному использованию бюджетных средств, так как одним из основных условий ее получения является подтверждение произведенных затрат сельхозтоваропроизводителями.

Таблица 2

Бюджетное субсидирование сельскохозяйственного производства (тыс. руб.)

Показатели Федеральный бюджет Краевой бюджет

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 4388 229 - 7142 7699

Животноводство 15896 9520 27219 62333 68615 63989

Субсидии по элитному семеноводству 936 928 345 3556 3823 13200

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам 6066 9741 40680 10000 21034 19624

Компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур 12497 17159 11290 19899 19960 2822

Отдельные мероприятия в области сельскохозяйственного производства 130970 88903 92765

Субсидирование части затрат на приобретение дизтоплива 15790 29160 18083

Всего 39783 53138 108924 226758 211412 218182

Источник: Данные годовых отчетов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (без АБАО).

Доля государственной поддержки в виде субсидий на 1 рубль произведенной продукции в среднем колеблется в интервале от 3,2 до 3,5 процентов или трех копеек, что видно из табл. 3.

Как следует из табл. 3, при примерно одинаковом уровне бюджетного субсидирования по годам, приходящегося на 1 рубль продукции, объем выпуска сельскохозяйственной продукции вырос на 1606,4 млн руб. Несомненно, что росту производства сельскохозяйственной продукции спо-

собствовала государственная поддержка. При этом важно, как распределяются средства между различными категориями хозяйств.

Таблица 3

Бюджетное субсидирование на 1 руб. продукции сельского хозяйства

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 7616,5 8353,6 9222,9

Бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство из федерального и краевого бюджета, тыс. руб. 266541,0 264550,0 327106,0

Бюджетные субсидии на рубль произведенной продукции, % 3,5 3,2 3,5

Источник: Данные годовых отчетов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (без АБАО).

Так, на основе сводной отчетности по предприятиям всех форм собственности, можно увидеть, что на бюджетную поддержку организаций в 2007 г. было получено 302652 тыс. руб., то есть из всех бюджетных субсидий на все категории хозяйств в сумме 327106 тыс. руб., 92,5 % приходится на сельскохозяйственные организации. На другие категории хозяйств направлено 24454 тыс. руб. или 7,5 %. В то же время в производстве сельскохозяйственной продукции велика роль личных подсобных хозяйств. В 2007 г. сельскохозяйственные организации произвели 14,6 % продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства 2,3 %, а хозяйства населения 83,1 %. Личными подсобными хозяйствами населения было реализовано 86,5 % скота и птицы на убой, произведено 93,5 % молока [2]. В 2006-2007 гг. в рамках ПНП «Развитие АПК», осуществлялось субсидирование и этих категорий хозяйств. Субсидирование осуществлялось по направлениям:

- «Ускоренное развитие животноводства» - субсидии на теленка, достигшего 6 месяцев, субсидии на искусственное осеменение, на использование в условиях аренды племенных производителей сельскохозяйственных животных;

- «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» - на компенсацию процентной ставки по привлекаемым кредитам.

Поскольку значительная доля бюджетного финансирования приходится на сельскохозяйственные организации, представляется интересным рассмотреть степень воздействия полученной государственной помощи на финансовые результаты их работы. Сельскохозяйственные организации по итогам 2007 г. получили убыток в сумме 43868 тыс. руб. Субсидии в составе прочих доходов составили 277468 тыс. руб. Таким образом, убыток без субсидий из бюджетов составляет 321336 тыс. руб. За счет субсидий убыточность сокращена на 86,35 процентов. При сложившихся показателях трудно вести речь о развитии производства, стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве.

В целях стимулирования эффективного хозяйствования, позволяющего вести расширенное воспроизводство, важнейшее значение имеет не только абсолютный размер бюджетных ассигнований, но и рациональное их распределение, а также порядок доведения их до сельскохозяйственных товаропроизводителей. Исходной точкой при этом должна быть реально обоснованная потребность села в этой поддержке, а также ее эффективное использование.

В настоящее время отсутствует методика планирования общей потребности сельского хозяйства в субсидиях. Существует несколько точек зрения на определение необходимого уровня субсидирования, например на основе норматива субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, на поголовье, в расчете на единицу стоимости валовой продукции, на единицу стоимости товарной продукции, в процентах от стоимости валовой продукции сельского хозяйства [1]. Расчеты общей потребности в бюджетных средствах по нормативу от стоимости валовой продукции сельского хозяйства, показали, что для обеспечения расширенного воспроизводства на уровне 10 %, объем бюджетного финансирования сельского хозяйства должен составлять 20 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Если опираться в расчетах общей потребности сельского хозяйства в бюджетном финансировании на предложенный норматив, то объем бюджетного финансирования отрасли в Забайкальском крае должен был бы составить в 2007 г. 2064,1 млн руб., что в 1,7 раза больше, чем профинансировано в 2007 г.

Список литературы:

1. Борхунов Н. Методология обоснования норматива бюджетного финансирования сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 7.

2. Читинская область в цифрах; Статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Забайкалкрайстат. - Чита, 2008. - 295 с.

ФАКТОРЫ РОСТА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© Ужвенко М.ФД Осадчук Л.М.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье рассматриваются подходы к оценке налогового потенциала региона и факторов, влияющих на его уровень. Дана оценка влия-

♦ Доцент кафедра Налогообложения и инфраструктуры бизнеса, кандидат экономических наук, доцент

" Доцент кафедра Налогообложения и инфраструктуры бизнеса, кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.