Научная статья на тему 'Государственная поддержка сельского хозяйства в Алтайском крае в современных условиях'

Государственная поддержка сельского хозяйства в Алтайском крае в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ГАРАНТИЙНОГО ФОНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобова С. В., Чурина Е. В.

Основой стабильного и динамического развития сельского хозяйства является государственная поддержка, осуществляемая в форме бюджетного кредитования, бюджетного субсидирования, предоставления государственных гарантий. В статье проведен анализ применения программно-целевого подхода при определении форм, направлений и порядка предоставления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям на уровне региона. Значительное внимание уделено оценке антикризисных мер государственной поддержки сельского хозяйства в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка сельского хозяйства в Алтайском крае в современных условиях»

Развитие АПК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ

С. В. ЛОБОВА,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: [email protected] Алтайский государственный университет

Е. В. ЧУРИНА, кандидат экономических наук, начальник отдела E-mail: [email protected] Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

Основой стабильного и динамического развития сельского хозяйства является государственная поддержка, осуществляемая в форме бюджетного кредитования, бюджетного субсидирования, предоставления государс-твенныхгарантий. В статье проведен анализ применения программно-целевого подхода при определении форм, направлений и порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным производителям на уровне региона. Значительное внимание уделено оценке антикризисных мер государственной поддержки сельского хозяйства в Алтайском крае.

Ключевые слова: государственная поддержка, программно-целевой подход, антикризисные меры, бюджет, кредитование, субсидирование, поручительство.

Мировой финансово-экономический кризис заставляет задуматься о долгосрочной стратегии развития экономики, об определении ее приоритетных отраслей, тех отраслей, которые могут явиться «локомотивом» преодоления негативных воздействий кризиса на экономику в целом. Одной из таких отраслей является сельское хозяйство. И причины этого утверждения следующие: продукция сельского хозяйства характеризуется низкой

эластичностью по спросу, развитие сельского хозяйства имеет мультипликативный эффект (сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей промышленной продукции, и каждый занятый тут обеспечивает от 5 до 10 рабочих мест в других отраслях экономики), кроме того, сельское хозяйство, по сути, сфера жизни почти трети населения России.

Но историческая практика государственного управления экономикой и экономическая теория убедительно показывают, что основой стабильного и динамичного развития сельского хозяйства является государственная поддержка, т. е. целенаправленное выделение бюджетных средств на обеспечение стабильности сельскохозяйственного производства и смежных отраслей, создание общих условий нормального функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, гарантирование им социальной защиты. Это связано с неустойчивостью цен и доходов в сельском хозяйстве, зависящими от природных факторов и конъюнктуры рынка, низкой степенью монополизации в отрасли и высокой — в ресурсообеспечи-вающихи обслуживающих сферах, особенностями

Развитие АПК

формирования социальной инфраструктуры, невысокой привлекательностью сельского хозяйства для инвестирования в силу специфики воспроизводственного процесса.

Теория и практика выработали множество разновидностей мер государственной поддержки сельского хозяйства. Их группировка по целевому признакупредложенаА. Г. Папцовым [4] (рис. 1).

Деятельность государства по поддержке аграрной сферы экономики за последние годы в России заметно активизировалась. В 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [3]. Этим нормативным актом определяются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства в целях обеспечения населения продовольственными товарами, промышленности— сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений. При этом доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей были провозглашены как один из основных принципов государственной аграрной политики. Механизм реализации мероприятий государственной поддержки, определенных законом, был заложен в комплексную «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [2]. Сельское хозяйство стало первой отраслью, получившей свою Государственную программу развития на среднесрочный период. В числе основных задач Государственной программы — устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, техническое и технологическое перевооружение АПК, достижение среднего

уровня рентабельности по отрасли не менее 10%, повышение производительности труда в сельском хозяйстве, сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов. Согласно программе за пять лет ее реализации финансирование из федерального бюджета составит более 551 млрд руб., кроме того, планируется привлечь средства бюджетов регионов — 544,3 млрд руб., внебюджет-ныхисточников — 311 млрдруб.

Формирование эффективно действующего механизма государственной поддержки сельского хозяйства особенно актуально для Алтайского края, который, занимая около 3,5% территории, имея около 13% населения Сибири, производит пятую часть сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа (СФО). Сельское хозяйство является важнейшей составной частью экономики региона. Средний показатель производства сельхозпродукции на душу населения в крае больше, чем по СФО, в 1,5 раза. В рейтинге регионов СФО по этому показателю Алтайский край занимает 2-е место (1-е — Омская область). Для края сельское хозяйство — сфера жизни более 46 % населения: по

«

к

о

и

о -

о

и

и л ч

я

и %

л

<и ч ч о в

:В О 8 8

Я

£

л ч в №

Макроэкономическая политика Методы государственного регулирования, не направленные непосредственно на сельское хозяйство, но оказывающие воздействие на его функционирование

Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей Дотации, компенсационные платежи, страховые платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства, а также ущерб от стихийных бедствий

Компенсация издержек Меры по субсидированию и льготному налогообложению при приобретении оборотных средств, субсидирование выплат процентов по полученным кредитам, а также выплат по страховым программам

Ценовое регулирование

Поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию (установление минимальных гарантированных цен, проведение товарных и закупочных интервенций и

т.п.), осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции, таможенно-тарифное регулирование (установление квот, тарифов, импортных пошлин и экспортных субсидий)

Содействие развитию рынка

Содействие развитию производственной инфраструктуры

Реализация программ развития сельского хозяйства

Распределение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение и транспортировку продукции

Финансирование мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих эффективное функционирование сельского хозяйства: субсидии на строительство хозяйственных помещений, на осуществление ирригационных проектов, на рекультивацию земель и т.п.

Выделение средств на программы (федеральные и региональные) развития

Рис. 1. Меры государственной поддержки сельского хозяйства

уровню урбанизированное™ край занимает 10-е место в СФО, ниже находятся только Республики Тыва и Алтай.

Алтайский край был пионером среди других регионов в принятии в 2005 г. закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае». Закон заложил основу региональной сельскохозяйственной политики и государственной поддержки сельскохозяйственного производства и начал действовать до принятия соответствующего нормативного акта на федеральном уровне.

Конкретным механизмом реализации закона 2005 г. явился блок целевых программ (рис. 2), которые представляли собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, обеспечивающих решение конкретных задач по развитию и реализации мер государственной поддержки в определенной области. Таким образом, в Алтайском крае еще в 2005 г. перешли от управления аграрной экономикой методом «проб и ошибок» к программно-целевому методу.

Практика показала, что преимущества программно-целевого метода при реализации мер государственной поддержки характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями: • программно-целевой метод позволяет объединить усилия субъектов, принадлежащих к раз-

Целевые программы Алтайского края, направленные на развитие и поддержку

сельского хозяйства

Краевые целевые программы, действовавшие до 2008 г.

Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 гг.

Развитие сельского хозяйства Алтайского кпяя на 2008—2012 гг

Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края на 2006—2010 гг.

Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае на 2009—2012 гг.

Развитие племенной базы животноводства на 2006—2007 гг.

Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2006—2007 гг. и на период до 2010 г.

Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае на 2009—2012 гг.

Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае на 2009-2012 гг.

Развитие пчеловодства в Алтайском кпяе ня 2009-2012 гг

Развитие сельского туризма в Алтайском крае на 2009—2012 гг.

Рис. 2. Целевые программы развития и поддержки сельского хозяйства в Алтайском крае

Создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае на 2009—2012 гг.

личным подотраслям, формам собственности, а также добиться четкой последовательности и единства различных этапов общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой;

• индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;

• способностью концентрировать ограниченные финансовые ресурсы на решении принципиальных вопросов социально-экономического развития АПК региона.

В целом применение программно-целевого метода в Алтайском крае, наряду с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», дало положительные результаты.

В 2006 г. удалось переломить негативную тенденцию спада сельскохозяйственного производства. Стоимость продукции сельского хозяйства в действующих ценах за период 2006—2008 гг. выросла в 1,4 раза и составила более 70 млрд руб. Объемы производства продукции в физическом выражении за 2006—2008 гг. выросли на 12,5 %. Индекс производства продукции животноводства за 2006—2008 гг. составил 111,2%. За последние три года в хозяйствах всех категорий производство мяса увеличилось на 11,8%, молока — на4,4%, яйца — на 11,4%. В среднем за последние три года в сравнении с 2005 г. значительно выросло производство основных сельскохозяйственных культур. Индекс производства продукции растениеводства за 2006—2008 гг. составил 113,3%.

С 2005 г. ежегодно растут темпы обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования. Если в 2005 г. техники было приобретено только на 705 млн руб., то в 2006 г. — на 1,5 млрд руб., в 2007г. — на 3,5 млрд руб., а в 2008 г. — на 6,1 млрд руб. В 2008 г. количество приобретаемых тракторов, кормо- и зерноуборочных комбайнов в сравнении с 2005 г. увеличилось более чем в 3 раза.

1

Краевые и ведомственные целевые программы, действующие с 2008 г.

Развитие АПК

С 2005 г. наблюдается значительное ежегодное увеличение объемов инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве. В 2006 г. этот показатель (по крупным и средним предприятиям) составил 2,5 млрд руб., в 2007г. — 4,4 млрд руб., ав 2008г. — 5,3млрд. руб.

Большие объемы государственной поддержки сельское хозяйство Алтайского края получает из федерального бюджета. Государственная поддержка из федерального бюджета осуществляется в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Федерации при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов (рис. 3). В 2008 г. господдержка осуществлялась noli направлениям и составила более 130 млрд руб. из бюджетов всех уровней. В 2009 г. из федерального и краевого бюджетов на развитие сельского хозяйства края планируется направить не менее 3,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — около 2,5 млрд руб. (см. таблицу).

В условиях финансово-экономического кризиса успешное развитие сельского хозяйства, сохранение высоких темпов развития отрасли будут зависеть от стабильного кредитования, поддержания доходности сельхозтоваропроизводителей за счет регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствии, а также усиления государственной поддержки отрасли.

В Алтайском крае с учетом последствий финансово-экономического кризиса принимаются дополнительные меры по успешной реализации целевых программ в сфере развития хозяйства в 2009 г.

Для усиления ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008—2012гг. [1] и повышения эффективности бюджетных расходов приняты ведомственные целевые программы, направленные на развитие

Направления государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края, млн руб.

2007

□ Всего

□ Краевой бюджет

2008

□ Федеральный бюджет

Год Федеральный уровень — бюджетное финансирование в форме субсидирования Региональный уровень

Бюджетное кредитование Предоставление государственных гарантий Бюджетное финансирование в форме субсидирования

2007 1 750,8 276,4 - 630,5

2008 2 592 205,9 - 1 090,3

2009 2 475 - - 1 095

Рис. 3. Ресурсы, направляемые на развитие сельского хозяйства Алтайского края в 2007 и 2008 гг., млрд руб.

молочного, мясного скотоводства, пчеловодства, свеклосахарного производства и др. (рис. 2).

На реализацию этих программ за 2009—2012 гг. из краевого бюджета планируется перечислить более 1,3 млрд руб., в том числе на программу по развитию молочного скотоводства — 777,75 млн руб., мясного скотоводства — 201,4 млн руб., сельского туризма— 23,9 млн руб., пчеловодства — 21,3 млн руб., свеклосахарного производства — 265,1 млн руб., создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации — 28,5 млн руб. В 2009 г. на финансирование мероприятий указанных программ в краевом бюджете предусмотрено более 300 млн руб.

Кроме оказания государственной поддержки в форме прямых выделений средств по направлениям специальных целевых программ сельскохозяйственные потребительские кооперативы Алтайского края, являющиеся малыми предприятиями, имеют возможность воспользоваться средствами Алтайского гарантийного фонда, созданного в рамках реализации целевой программы государственной поддержки предпринимательства. Поручительство гарантийного фонда является оптимальным инструментом, позволяющим сельхозтоваропроизводителям, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получить необходимую сумму кредита в банке без существенного увеличения процентных расходов. В настоящее время капитализация фонда составляет более 250 млн руб. Размер поручительства гарантийного фонда может составлять до 30 % от суммы кредита. Используя схему поручительств фонда, сельскохозяйственные кооперативы края

смогут привлечь кредитные ресурсы в размере до 600 млн руб.

Для совершенствования механизмов финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения результативности бюджетных расходов в 2009 г. разработаны условия предоставления субсидий, включающие своевременность выплаты заработной платы и обеспечение ее уровня не ниже утвержденного минимального размера оплаты труда, сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, обеспечение прироста производства молока и др.

Повышение эффективности государственной поддержки для Алтайского края в настоящее время имеет важнейшее значение. В условиях жесткой экономии бюджетных средств необходимо обеспечить максимально возможный мультипликативный экономический и социальный эффект от каждого бюджетного рубля.

Доля расходов консолидированного бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составляет в пределах 8 % от общих расходов консолидированного бюджета. Для сравнения: доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на сельское хозяйство в среднем составляет 2,5 %. По доле расходов бюджета на сельское хозяйство Алтайский край является одним из лидеров. Тем не менее, несмотря на существенные в бюджетном плане расходы, на 1 га пашни в Алтайском крае приходится в 2 раза меньше государственной поддержки, чем в среднем по России. Это связано с тем, что на долю сельского хозяйства приходится 17 % валового регионального продукта (по России — около 4 %), а доля поступлений в консолидированный бюджет края от сельского хозяйства составляет около 4%. При этом край является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Сибири и на Дальнем Востоке. По площади пашни и зернового клина край занимает 1-е место в России. На каждого жителя края приходится 2,5 га пахотных угодий, а в сред-

нем по России — 0,8 га, площадь под зерновыми в расчете на 100 чел. населения составляет 151 га (в среднем по России — 30 га). По поголовью крупного рогатого скота край занимает 4-е место в России. За пределы региона ежегодно вывозится около 80 % производимых в крае муки и крупы, около 70 % сыра и20 % животного масла.

Повышение эффективности государственной поддержки видится в разработке и применении механизмов, позволяющих дифференцированно подходить к регионам в зависимости от их вклада в укрепление продовольственной безопасности страны и полученного эффекта от затраченных средств. Регионы-доноры должны получать дополнительные субсидии из федерального центра в той части своего товарного агропроизводства, которая рассчитана на вывоз за пределы края. В современных условиях производство недорогой сельхозпродукции, вывозимой для обеспечения жителей других регионов, дотируется из бюджета производящего региона, что является для него дополнительным бюджетным бременем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008—2012 годы»: постановление губернатора Алтайского края от 05.02.2008. URL: http://www.altairegion22.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

3. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 05.04.2009, с изм. от 24.07.2009)

4. Папцов А. Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: Аграрный аспект. М.: МиД, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.