Научная статья на тему 'Финансирование сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия'

Финансирование сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Князькина Е. О.

Статья посвящена анализу финансирования сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия. Проанализированы эффективность бюджетной поддержки сельского хозяйства, механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лизинговые отношения в агропромышленном комплексе региона. Определены социально-экономические последствия ограниченности финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, высокий уровень бедности и низкое качество жизни в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия»

УДК 338.434(470.345)

финансирование

сельскохозяйственного производства в республике Мордовия*

н. н. семенова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, докторант кафедры экономической теории E-mail: nnsemenova@mail. ru

Е. О. князькина,

студентка экономического факультета, специальность «Финансы и кредит» E-mail: KatyaKnyazkina@gmail. com Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Статья посвящена анализу финансирования сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия. Проанализированы эффективность бюджетной поддержки сельского хозяйства, механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лизинговые отношения в агропромышленном комплексе региона. Определены социально-экономические последствия ограниченности финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, высокий уровень бедности и низкое качество жизни в сельской местности.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, финансирование, сельское хозяйство, Республика Мордовия.

За годы проводимых аграрных реформ возобладала концепция аграрной политики, основанная на минимизации государственной финансовой поддержки сельского хозяйства. Несмотря на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, в последние годы наблюдается рост импорта продовольствия, который значительно превышает рост объемов производства. Снижаются производственный потенциал сельского хозяйства

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Республики Мордовия (проект №12-12-13010 а/В).

и эффективность его использования. Действующий механизм распределения бюджетных средств в основном направлен на поддержку экономически благополучных хозяйств и не учитывает многоук-ладности сельской экономики, не создает условий равнодоступности для сельхозпроизводителей бюджетных ресурсов, не способствует эффективному использованию бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства.

Правительством РФ принимается ряд мер по развитию многоканальной системы финансовой поддержки сельского хозяйства, в том числе направленных на увеличение размеров бюджетного финансирования отрасли. Но предпринятые усилия пока не позволяют агропромышленному комплексу (АПК) выйти на запланированную траекторию развития. Годовые темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции остаются крайне низкими и составляют 3 %. Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других сферах экономики. Сдерживающим фактором развития отечественного АПК является также низкий уровень и качество жизни сельского населения, вследствие чего исчезают обжитые сельские территории.

Одним из необходимых условий восстановления производственного потенциала организаций сельского хозяйства, преодоления экономического и

- 29

технологического отставания агропромышленного комплекса является привлечение в аграрный сектор экономики финансовых ресурсов, направленных на техническую модернизацию и переход на инновационный путь развития. Последнее требует формирования эффективной системы финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства аграрного сектора экономики, способствующей повышению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО.

Проблема финансирования сельскохозяйственного производства весьма актуальна для Республики Мордовия, поскольку она является индустриально-аграрным регионом, не имеет крупных месторождений полезных ископаемых (нефти, газа, руд черных и цветных металлов и пр.), однако обладает другим богатством - землей и людьми, способными на ней трудиться. Так, земли сельскохозяйственного назначения в республике составляют 63,5 %, пашня занимает 65,5 % сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в Республике Мордовия в сельском хозяйстве занято около 4,8 % экономически активного населения, создавая около 11 % объема валового регионального продукта (табл. 1).

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей республики в настоящее время характерна тенденция улучшения финансового состояния. Так, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, доля убыточных хозяйств по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 15,5 %, а чистая прибыль - 1 140,2 млн руб. (в 2005 г. 45,6 % и 12,3 млн руб. соответственно). Однако полученный размер прибыли не может являться достаточным для ведения расширенного воспроизводства. Кредиторская задолженность

Таблица 1

Динамика валового регионального продукта в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., млн руб. [2]

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

ВРП 57 974,2 77 048,8 94 058,3 92 855,1 104 327,3

Сельское хозяйство 10 810,5 12 962,4 14 643,5 16 176,2 11 323,3

В % к ВРП 18,6 16,8 15,6 17,4 10,9

сельскохозяйственных товаропроизводителей в 14 раз превышает объем полученной прибыли. В связи с этим сельскохозяйственное производство не может существовать без значительной поддержки со стороны государства, поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители не могут осуществлять расширенное воспроизводство и полностью удовлетворить свои потребности за счет собственных средств.

В Республике Мордовия расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2010 г. по сравнению с 2006 г. увеличились в 3 раза, а их доля в общих расходах - в 2 раза (табл. 2). Финансирование сельского хозяйства в республике осуществляется не только за счет средств федерального и регионального бюджетов, но и местных (реализуется с 2002 г.).

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, удельный вес финансирования сельского хозяйства республики из федерального бюджета за 2011 г. составил 67,2 %, что на 25 % выше уровня 2003 г., а доля регионального бюджета в финансировании отрасли резко сократилась (с 2007 г. на 22,2 %). Роль местных бюджетов в финансировании сельского хозяйства незначительна (в среднем 5 %), и с каждым годом уменьшается (рис. 1).

Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на финансирование сельского хозяйства и рыболовства в 2006-2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Расходы консолидированного бюджета, млн руб. 16 236,2 19 694,9 26 597,8 28 240,3 38 323,9

В том числе на сельское хозяйство и рыболовство, 1 136,5 1 326,7 2 932,1 3 286,4 5 131,7

млн руб.

В % к расходам 7,0 6,7 11,0 11,6 13,4

В % к ВРП 2,0 1,7 3,1 3,5 4,9

В % к стоимости валовой продукции сельского хозяйства 10,5 10,2 11,0 11,6 45,3

В расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, руб. 685,3 800,1 1 771,5 1 982,1 3 098,3

В расчете на 1 работника, занятого в сельском 11,4 15,0 39,1 42,8 66,8

хозяйстве, тыс. руб.

Источник: расчеты авторов по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.

100 90 ¡30 70 650 50 400 30 20 10 0

7,20%

"71 / Х4.10%Х|

-6.50% Л--уЛ

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Рис. 1. Структура финансирования сельского хозяйства Республики Мордовия из бюджетов различного уровня в 2006-2010 гг., %: 1 - федеральный бюджет; 2 - региональный бюджет; 3 - местный бюджет

ными заемщиками. Кроме того, банкам выгоднее с целью снижения риска невозврата предоставлять краткосрочные кредиты и по более высокой процентной ставке, в то время как сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в долгосрочном кредитовании и сниженных процентных ставках.

В Республике Мордовия кредитование сельского хозяйства в 2006-

В 2010 г. по сравнению с 2007 г. произошло снижение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства (табл. 3). Так, в 2010 г. эффективность бюджетной поддержки по растениеводству была равна 1,08, а по животноводству - 1,07. Это означает, что на каждый рубль выделенных бюджетных средств прирост товарной продукции в растениеводстве и животноводстве составил 1,08 и 1,07 руб. соответственно.

В механизме финансового обеспечения сельского хозяйства особое место принадлежит системе кредитования. В настоящее время прямые сезонные кредиты коммерческих банков в сельское хозяйство пока не носят массового характера. По объективным причинам банки не заинтересованы в кредитовании сельскохозяйственных предприятий, поскольку многие сельхозпредприятия являются неблагонадеж-

2007 гг. осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК», а с

2008 г. - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

В 2006-2007 гг. в рамках ПНП было заключено договоров на получение инвестиционных кредитов сроком до 8 лет на 4,4 млрд руб., введено в эксплуатацию 47 животноводческих комплексов. Малые формы хозяйствования Республики Мордовия за два года реализации национального проекта в совокупности получили кредитов в размере 2,6 млрд руб. Только в 2007 г. объем кредитования составил 1,8 млрд руб., а количество заемщиков превысило 12 тыс.

Таблица 3

Эффективность бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Мордовия

Год Направление поддержки Субсидии из бюджетов, млн руб. Прирост товарной продукции от поддержки, млн руб. Эффективность поддержки

2006 Растениеводство 39,9 43,82 1,09

Животноводство 91,2 101,402 1,11

2007 Растениеводство 30,5 35,61 1,17

Животноводство 97,1 105,66 1,09

2008 Растениеводство 65,2 74,11 1,14

Животноводство 264,5 284,45 1,08

2009 Растениеводство 61,2 69,32 1,13

Животноводство 180 191,13 1,06

2010 Растениеводство 83,5 90,22 1,08

Животноводство 242,5 259,79 1,07

В последние годы в регионе значительно возросло кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Так, в 2010 г. по сравнению с 2006 г. количество кредитных договоров возросло в 2,5 раза, сумма выданных кредитов увеличилась на 356,6 млн руб., или в 4 раза.

Наряду с финансовой поддержкой в форме кредитования в Республике Мордовия получила развитие схема в виде лизинга. Сельхозпредприятия приобретают дорогостоящую технику в лизинг через ГУП РМ «Развитие села», оплата с которым в основном производится урожаем. С 2006 по 2010 г. ГУП РМ «Развитие села» передало в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям 1 019 ед. техники на сумму более 3,46 млрд руб.

Однако в действующем механизме финансирования сельского хозяйства имеется ряд существенных недостатков:

• ограниченность и несвоевременность предоставления финансовых ресурсов;

• недостаточность учета зональности территорий, уровня специализации и концентрации производства, финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• отсутствие какой-либо логической связи между размером выделяемых средств и устойчивостью финансового состояния предприятий;

6 000

5 000

• несоответствие системы бюджетной поддержки современным требованиям экономического развития;

• недоступность кредитных средств для большинства товаропроизводителей в силу тяжелого финансового положения;

• распространение страхования, осуществляемое с государственной поддержкой, преимущественно в отраслях растениеводства и фактически не охватывающего животноводческие организации.

Следует также отметить, что за годы рыночных преобразований произошло значительное сокращение государственного финансирования аграрного сектора экономики, что привело к следующим социально-экономическим последствиям.

1. Снижение инвестиционного потенциала в аграрном секторе.

В 2009-2010 гг. наблюдалась тенденция абсолютного и относительного снижения инвестиций в сельское хозяйство Республики Мордовия (рис. 2). Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство с 2007 г. имеет отрицательную динамику. Так, в 2010 г. по сравнению с 2008 г. доля инвестиции в АПК снизилась на 5,9 % и составила всего лишь 9,9 %.

Основная часть капиталовложений в АПК идет в пищевую промышленность, а не в сельское хозяйс-

4 000

3 000

2 000

1 000

2006 г. 2007 г. 2008 г.

|-1 Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства

2009 г. 2010 г.

В % ко всем инвестициям

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства Республики Мордовия в 2006-2010 гг. (левая шкала - млн руб.; правая шкала - в %) [3]

тво. Это объясняется значительно более высоким уровнем первой и более сильными ее позициями на рынке, монопольным или почти монопольным положением по отношению к сельскохозяйственным организациям, перераспределению вследствие этого доходов, а также структуры розничной цены в свою пользу. За счет этих капиталовложений была проведена существенная модернизация пищевой, а особенно мясомолочной отрасли. В целом действие чисто рыночного механизма приводит к перераспределению капиталовложений в отрасли с наиболее высокой прибыльностью, а сельское хозяйство оттесняется на задний план. Однако при таком чисто рыночном распределении капиталовложений нарушаются жизненно важные народнохозяйственные пропорции, в частности разрушается материально-техническая база сельского хозяйства.

Из-за недостаточного объема инвестиций материально-техническая база сельского хозяйства Республики Мордовия пришла в упадок. Обеспеченность тракторами и комбайнами уменьшилась по сравнению с 1990 г. почти в 2,6 раза. Нагрузка на единицу техники выросла по комбайнам почти в 2 раза, по тракторам - в 3 раза. В настоящее время в составе технопарка сельскохозяйственных машин АПК Республики Мордовия преобладает техника возрастом от 3 до 10 лет (в среднем 54,6 %) и техника, возраст которой более 10 лет (в среднем 30,6 %), что указывает на низкие темпы обновления оборудования и его техническую отсталость.

2. Увеличение зависимости страны от импорта продуктов питания.

Зависимость от импорта является серьезной угрозой продовольственной безопасности региона и страны в целом. Высокая импортная зависимость

страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает ее экономическую безопасность, так как крупномасштабные зарубежные закупки продуктов питания и сырья для их производства дополнительно усиливают давление на ограниченные валютные ресурсы в условиях роста внешней задолженности. Кроме того, возрастающий импорт продовольствия ведет к тому, что страна все в большей степени вынуждена расплачиваться за него невозобновляемыми природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике. Импортируя продовольствие за счет разорительной продажи своих природных ресурсов, Россия в определенной мере финансирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей.

В Республике Мордовия в 2010 г. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,3 раза и составил 12,7 млн долл. Отношение импорта сельскохозяйственной продукции к общему импорту в 2000 г. было наибольшим - 22,7 %, а наименьшим в 2008 г. - 1 % (табл. 4).

Увеличение импорта продовольственных товаров дестабилизирует не только продовольственную, но и национальную безопасность. Особую тревогу вызывает импорт генетически модифицированной продукции, продовольственных товаров с высокой концентрацией антибиотиков. Кроме того, импорт продовольствия усиливает нестабильность внутреннего продовольственного рынка. Неурожаи в странах - производителях продуктов питания могут привести как к резкому повышении импортных цен, так и прекращению поставок тех или иных продуктов. При возникновении неблагоприятных сельскохозяйственных условий в странах - экспор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Республике Мордовия в 2000-2010 гг. [3]

Показатель 2000 2005 2007 2008 2009 2010

Импорт, млн долл., всего 24,2 86,6 189,9 388,4 252,9 230,0

В том числе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млн долл. 5,5 2,6 5,5 3,9 7,5 12,7

В % к общему импорту 22,7 3,0 2,9 1,0 3,0 5,5

Экспорт, млн долл., всего 44,0 66,2 79,5 126,5 143,9 174,6

В том числе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млн долл. 0,1 3,1 3,6 4,5 6,3 5,0

В % к общему экспорту 0,2 4,7 4,5 3,6 2,5 2,9

Отношение импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья к экспорту 55 0,84 1,5 0,87 1,2 2,5

терах продовольствия создается возможность их ценового давления на страны-импортеры.

Важнейшей стратегической задачей аграрной политики России на современном этапе является импортозамещение по основным группам продовольствия. Необходимо самообеспечение страны качественной отечественной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на уровне не менее 80 % потребности. Самообеспеченность по мясу и молоку должна быть на уровне 85-90 %, а по картофелю - не менее 95 %.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы к 2020 г. необходимо обеспечить повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах: по зерну - 99,8 %, сахару - 91,2 %, мясу и мясопродуктах -88,9 %, молоку и молокопродуктам - 85,3 % [1].

Определенная открытость экономики должна способствовать мобильности и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики. Однако при открытости для зарубежных монополий, получающих огромные прибыли, правительство страны должно обеспечивать защиту отечественного производства.

3. Высокий уровень бедности и низкое качество жизни в сельской местности.

С начала экономических реформ аграрный сектор российской экономики испытал значительные потрясения. Последствия тяжело отразились на социально-экономической жизни села, усилив отток населения в города. Для Республики Мордовия, являющейся аграрным регионом, этот процесс имеет явные негативные тенденции.

Демографическая ситуация в регионе характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. За 10 лет численность населения сокращалась в среднем по 8-9 тыс. чел. в год. На начало 2011 г. постоянное население Республики Мордовия с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. насчитывало 833,3 тыс. чел. При этом численность сельского населения в 2010 г. сократилась на 7 % по отношению к 2006 г. Одновременно снижается численность занятых в сельском хозяйстве: в 2010 г. данный показатель составил 22,3 тыс. чел., что в 4 раза ниже уровня 1990 г. Сокращение численности сельского населения происходило как за счет естественной убыли, так

и за счет миграционного оттока населения. Однако основными причинами перемещения населения из сел в города являются трудовая и образовательная миграция. При этом зачастую образовательная миграция переходит в трудовую, молодые специалисты, получив образование, предпочитают оставаться в городе.

На усиление процессов миграции из села в город повлияло, прежде всего, ухудшение материального положения большинства жителей села. Уменьшился приток молодых специалистов из города, а вместе с этим наметилась тенденция к снижению уровня профессионального образования.

Недостаточная обеспеченность предприятий аграрной сферы квалифицированными специалистами, низкий уровень профессиональной подготовки кадрового состава, увеличение среднего возраста лиц, занятых в АПК являются факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие села. Истощение кадрового потенциала препятствует эффективному функционированию сельскохозяйственных предприятий и внедрению в агропромышленном комплексе инновационных технологий.

Демографические процессы, происходящие в сельской местности, отчасти обусловлены недостаточным уровнем денежных доходов сельских жителей, благосостояние которых не в лучшую сторону отличается от благосостояния жителей, занятых в других секторах экономики. Так, в 2011 г. средняя заработная плата сельских жителей в Республике Мордовия на 28,5 % была ниже среднего ее размера по экономике (табл. 5). Для сравнения: в 1990 г. она почти на 9 % его превышала.

В настоящее время Республика Мордовия как по номинальным доходам населения, так и по соотношению душевых денежных доходов и величины прожиточного минимума находится в числе регионов-аутсайдеров Приволжского федерального округа (ПФО). Номинальная среднемесячная заработная плата в 2011 г. (14 266 руб.) была самой низкой в ПФО и на 44,3 % ниже средней по стране. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве республики на 17 % ниже среднероссийского уровня. Из этого становится ясно, что сельские жители все еще не способны обеспечивать себя на том же уровне, что и городские.

Следует отметить, что одним из экономических показателей, характеризующих уровень жизни населения, является структура потребительских расходов (табл. 6). В последние годы постепенно

Таблица 5

Среднемесячная заработная плата в Республике Мордовия в 2006-2011 гг., руб. [3

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Среднемесячная номинальная заработная плата:

в Российской Федерации 10 634 13 593 17 290 18 638 20 952 25 621

в Приволжском федеральном округе 8 118 10 347 13 300 13 987 25 614 19 120

в Республике Мордовия 6 358 8 103 10 531 10 937 11 883 14 266

в сельском хозяйстве Республики Мордовия 4 102 5 192 7 627 8 446 8 769 10 194

Отношение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к общереспубликанскому уровню 64,5 64,1 72,4 77,2 73,8 71,5

Таблица 6

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Республики Мордовия в 2006-2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году 106,3 113,7 117,7 101,6 107,9

Соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума, % 175,1 195,5 223,6 227,5 226,8

Индексы цен на потребительские товары 106,3 112,0 114,4 109,2 109,7

Индексы цен на продовольственные товары 105,8 115,4 119,1 105,7 113,8

Индексы цен на непродовольственные потребительские товары 106,9 108,2 109,8 112,2 105,7

Структура потребительских расходов:

удельный вес расходов на покупку продуктов 37,3 34,8 34,7 36,9 36,9

удельный вес расходов на покупку непродовольственных товаров 41,4 43,4 45,4 38,6 43,5

удельный вес расходов на оплату услуг, в % от общего объема 21,3 21,8 19,9 24,5 19,6

снижается удельный вес расходов на покупку продовольственных товаров. Это происходит на фоне роста удельного веса расходов на покупку непродовольственных товаров и снижением удельного веса расходов на оплату услуг.

Преодоление тенденции сокращения сельского населения и улучшение положения на селе, особенно в депрессивных сельских территориях, может быть достигнуто, по мнению авторов, при повышении доходности сельскохозяйственного производства, создании необходимых рабочих мест, жилищном строительстве и развитии социальной инфраструктуры села. В свою очередь, решение данных задач требует реформирования системы финансирования аграрного сектора экономики.

В целях развития системы финансового обеспечения сельского хозяйства необходимо: 1) совершенствование сформированного механизма субсидирования и хозяйствующих субъектов отрасли в целях повышения результативности сельскохозяйственного производства, эффективности использования бюджетных средств и всей совокупности финансовых ресурсов. При определении необходимого объема бюджетного финансирования исходными ориентирами должны являться доли сельского хозяйства: в общей численности населения страны (реги-

она), в ее основных фондах и ВВП (ВРП). В рамках развития мероприятий ресурсной государственной поддержки и обеспечения инвестиционной активности в отрасли целесообразно использование механизма субсидирования коммерческих лизинговых операций в сельском хозяйстве путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 70 % первоначального взноса по договору лизинга отечественных машин, оборудования, племенных животных и предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 30 % стоимости приобретенной за счет собственных средств и кредитов банков новой техники (в течение первых трех лет ее производства);

2) использование фондового механизма финансирования сельскохозяйственного производства, для чего на федеральном уровне при поддержке государства создать фонд развития АПК, целью которого является формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности страны, инновационного развития аграрного сектора экономики, устойчивого развития сельских территорий, осуществления инвестиционной деятельности в АПК;

- 35

3) развитие механизма государственно-частного партнерства, которое следует реализовывать по следующим основным направлениям: стимулирование развития малых форм хозяйствования; участие государства в технической и технологической модернизации отрасли, эффективном использовании земли и других природных ресурсов; развитие современных форм и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства; повышение доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства; увеличение объемов кредитования личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств; реализация программ обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе; эффективный оборот земель и расширение посевных площадей;

4) совершенствование системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Приоритетными направлениями развития системы сельскохозяйственного кредитования являются:

• более тесная увязка системы кредитования с государственным субсидированием сельского хозяйства, увеличение доли бюджетной поддержки при образовании кредитных ресурсов для аграрного сектора экономики;

• расширение банковской сети кредитования сельского хозяйства;

• увеличение сроков возврата долгосрочных инвестиционных кредитов для сельского хозяйства до 25-40 лет и их дифференциация в зависимости от целей кредита;

• создание фонда гарантирования кредитов сельского хозяйства, который обеспечит

гарантирование кредитов заемщиков, особенно в условиях повышенного риска;

• организация межбанковского страхового фонда банковских кредитов, его поддержка банками, занимающимися кредитованием сельского хозяйства, за счет взносов равными долями от суммы выдаваемых кредитов; фонд станет фактором стабильной деятельности сельскохозяйственных банков, однако на начальном этапе необходимо участие в нем средств государственного бюджета;

• развитие кредитной кооперации в сельском хозяйстве как источника микрокредитования для владельцев личных подсобных хозяйств и малого бизнеса на селе;

• создание лизингового фонда, средства которого должны распределяться между несколькими коммерческими лизинговыми компаниями на конкурсной основе; бюджетные средства следует выделять непосредственно сельхозтоваропроизводителям на компенсацию части лизинговых платежей в виде процентов за пользование финансовыми ресурсами.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (проект). URL: http://www. mcx. ru/navigation/docfeeder/show/299.htm.

2. Соловьева Л. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2007. № 2. С. 28-30.

3. URL: http://mrd. gks. ru.

«Поддерживай рекламу, и

реклама поддержит тебя» jSßJi

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ

ВСЕГО В 2 950 РУБ. ml

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.