Итак, интеграция — это объективный процесс экономического развития, характеризующийся теснотой и устойчивостью связей хозяйствующих субъектов, имеющий своей целью повышение взаимовыгодности деятельности и получение конкурентных преимуществ. Ключевая роль интеграции в воспроизводственном процессе основных производственных фондов сельхозпредприятий определяется возможностями, предоставляемыми централизацией капитала, экономией трансакционных затрат, улучшением конкурентных позиций.
Библиографический список
1. Лещева М. Г. Проблемы развития интеграционных процессов в современном АПК / М. Г. Лещева // Экономические стратегии. - 2008. - №1 С. 2-4.
2. Сельское хозяйство России в 19902009 гг. (экономический обзор). // АПК: эко-
номика, управление. - 2010. - №8. - с.56 (4757)
3. Степыгин, Н.А. Они шагают впереди / Н.А. Степыгин // Волгоградская правда.-2007 - № 12, с. 3-4.
4. Татаркина, Г.А. Эффективность интеграции в зернопродуктовом подкомплексе / АПК / Г.А. Татаркина, И.Н. Соловьева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007 - №2 - С.52-54.
5. Ткач, А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие / А.В. Ткач. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
6. Шепитько, Р.С. Экономические отношения в условиях интеграции: отраслевой аспект: Монография / Р.С. Шепитько, Г.А. Татаркина, И.Н. Соловьёва. Волгоградское научное изд-во. - 2007. - с.90.
УДК 332.365
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯйСТВА РЕГИОНА
Хамзин Ильназ Ильдусович, ассистент кафедры «Статистика и организация предприятий АПК»
ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия».
432063, г.Ульяновск, бульвар Новый Венец,1.
Тел.:8(8422)559501 e-mail: [email protected]
Ключевые слова: землепользование, региональные программы, критерии распределения субсидий, выравнивание рентных условий, максимизация эффективности.
В статье дается оценка распределения господдержки по муниципальным районам Ульяновской области и ее влияние на эффективность использования сельскохозяйственных угодий, рассматриваются вопросы совершенствования методики планирования субсидий для поддержания и наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Слабым звеном в механизме реализации региональных программ развития сельского хозяйства является недостаточное стимулирование эффективного землепользования. В частности, в целевой программе развития сельского хозяйства Ульяновской области для устойчивого развития растениеводства предусмотрены лишь отдельные
меры (стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к увеличению площади, засеваемой элитными семенами, посевных площадей рапса и валового сбора семян этой культуры и др.) [1].
Имеющиеся научно - методические разработки в области государственного регулирования и стимулирования эффектив-
Таблица 1
Эффективность землепользования в группах районов Ульяновской области с разным уровнем государственной поддержки на 100 га сельхозугодий
Группы районов по объему господдержки, тыс. руб.
Показатели I - до 30 II - 30 -100 III - свыше 100 В среднем В % к I группе:
группа II группа III
Число районов в группе 8 9 3 - - -
Балл бонитета сельхозугодий 56,6 61,9 64,7 60,2 109 114
Местоположение, экв. км Кадастровая стоимость сельхозугодий, 42,9 46,2 26,0 41,9 108 61
руб./га 13089 20964 20927 17809 160 160
Основные средства, тыс. руб. Среднегодовые работники, занятые в с.-х. 358 569 1264 589 159 353
производстве, чел. 1,1 1,7 2,3 1,5 152 212
Производственный потенциал, тыс. руб. 274 478 961 469 174 350
Господдержка, тыс. руб. 25,2 60,3 132,6 57,1 239 527
Товарная продукция, факт, тыс. руб. 263,2 495,8 934,3 468,5 188 355
Использование пашни, % Выход товарной продукции в расчете на: 1 работника, занятого в с.-х. производ- 64,6 79,9 83,3 74,3 124 129
стве, тыс. руб. 240 297 401 304 124 167
100 баллов\га сельхозугодий, тыс. руб. 4,6 8,0 14,4 7,8 172 311
1 рубль основных средств, руб. 0,74 0,87 0,74 0,80 118 100
1 руб. материальных затрат, руб. 0,97 1,17 1,09 1,09 121 112
ности землепользования аграрной отрасли ориентированы в основном на вопросы охраны и поддержания плодородия земель, организационных и правовых вопросов планирования землепользования и землеустройства [2-3].
С учетом того, что программу выполняют конкретные хозяйствующие субъекты на добровольной основе, необходимо усиление их стимулирования средствами государственной поддержки в участии и реализации программы на основе повышения эффективности землепользования, вовлечения в продуктивный оборот неиспользуемых угодий.
Кроме того, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, как правило, по единым ставкам. Поэтому в механизме реализации программ необходима разработка дополнительных стимулов для товаропроизводителей с учё-
том условий производства и эффективности их землепользования.
Группировка административных районов Ульяновской области по размеру господдержки в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий показывает, что субсидии в основном направляются в районы с наиболее высоким уровнем интенсификации, имеющие более плодородные земли (коэффициент корреляции между господдержкой и баллом бонитета сельхозугодий г = 0,45) и лучшее местоположение по отношению к рынкам сбыта продукции и приобретения материально-технических ресурсов (соответственно, г = - 0,46). Так, третья группа районов со средним уровнем субсидий 133 тыс. руб. имеет ресурсообеспеченность (оснащенность основными средствами, в целом производственным потенциалом) более чем в 3 раза выше, трудообеспечен-ность - в 2,1 раза в сравнении с первой груп-
пой со средней господдержкой 25 тыс. руб. Выше в этой группе и качество используемых сельскохозяйственных земель, лучше местоположение, кадастровая стоимость выше в 1,6 раза (табл. 1).
Уровень господдержки оказывает существенное влияние на эффективность землепользования. Так, коэффициент парной корреляции между господдержкой и выходом товарной продукции на 100 га сельхозугодий объем субсидий равен 0,87, а связь с уровнем (процентом) использования пашни составила 0,44. Результаты группировки также показывают, что во второй группе районов по отношению к первой объем субсидий в расчете на 100 га сельхозугодий выше в 2,4 раза, выход товарной продукции в 1,9 раза больше, производительность труда выше в 1,2 раза, использование пашни в них составило, соответственно, 65 и 80%. для третьей группы районов с поддержкой в 5,3 раза превышающей первую группу эти показатели, соответственно, выше в 3,6 и 1,7 раза, а уровень использования пашни составил 83%.
Вместе с тем влияние господдержки на отдачу других видов ресурсов (основных, материальных оборотных средств), не так выраженно. Между окупаемостью затрат и уровнем субсидий существует обратная статистическая связь (г = - 0,40). Это указывает на то, что при создании соответствующих условий окупаемость бюджетных средств может быть выше в районах с относительно худшими природно-экономическими условиями производства.
для стимулирования повышения эффективности землепользования предлагается использовать следующие направления господдержки: поддержание достигнутых объемов производства путем предотвращения выбытия угодий из сельскохозяйственного оборота; стимулирование прироста производства на основе выравнивания рентных условий и поддержки эффективных землепользователей; стимулирование вовлечения в производство неиспользуемых
V V п
сельскохозяйственных угодий. В рамках нашей статьи рассмотрим первые два направления.
Основой механизма поддержки достигнутых объемов производства должно быть обеспечение нормативного уровня рентабельности простого воспроизводства с учетом объективных условий хозяйствования. Методически расчет этих нормативов может проводиться по следующей схеме. По сельскохозяйственным организациям определяются зональные индексы (т.е. среднезональный показатель принимается за 1,0) уровня интенсификации (затраты на гектар используемой площади пашни) и рентных факторов - качества земли (балла бонитета почв) и местоположения. По полученным частным значениям определяется средний индекс, комплексно характеризующий природно-экономические условия хозяйствования предприятия. По зонам области определяется среднегодовой уровень рентабельности, умножением этого показателя на индекс условий хозяйствования для сельскохозяйственного предприятия рассчитывается нормативный уровень рентабельности. В качестве порогового уровня рентабельности для простого воспроизводства был принят 10%. Предприятия, с нормативом рентабельности ниже этого уровня, должны получать субсидии в размере, недостающем до 10% рентабельности.
Например, при фактическом среднегодовом уровне рентабельности сельскохозяйственного производства без учета субсидий в Барышском районе 3,1% нормативный уровень с учетом условий производства составляет 7,6%, соответствующие ему удельные затраты на продукцию
- 0,930 (1:1,076), а при 10%-ой рентабельности 0,909 (1:1,10). В этом случае компенсирующая неблагоприятные условия производства потребность в субсидиях на рубль продукции составит 2,1 коп. (0,930- 0,909). В расчете на гектар используемой пашни норматив субсидий для обеспечения простого воспроизводства определяется умножением полученного удельного норматива на выход товарной продукции, и для Барышского района составит 39,8 руб. (0,021х1922 руб./ га). Для Сурского района, напротив, фактический среднегодовой уровень рентабельности 13% превышает пороговый (10%) при
нормативном значении - 8%, то есть с учетом условий хозяйствования этот район также нуждается в субсидиях на поддержку простого воспроизводства.
При обосновании инвестиционных субсидий, связанных с обеспечением расширенного воспроизводства, мы исходим из необходимости разработки по области нормативного показателя соотношения прироста общих затрат и продукции, как отражающего эффективность использования дополнительных вложений, а не всех затрат на производство. Для расчета такого норматива использо-
Таблица 3
Расчет нормативов субсидий для обеспечения прироста продукции по районам Ульяновской области
Таблица 2
Нормативная оценка вклада рентных условий в формирование оценочной продуктивности и за-
трат в Ульяновской области, руб./га
Показатели Тур кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий
I II
Оценочная продуктивность 1480 2829
Оценочные затраты 1111 2161
Земельная рента 304 543
Доля ренты (%): в оценочной продуктивности 20,5 19,2
в оценочных затратах 27,4 25,1
Районы Агрокли- мати- ческая зона* Индекс рентных факторов Индекс эффективности производства Норматив субсидий на прирост продукции по составляющим, руб./ руб.
экономи- ческой природной всего
Базарносызганский 1 0,79 0,468 0,28 0,19 0,47
Барышский 1 1,01 0,925 0,56 0,15 0,71
Вешкаймский 1 0,89 0,984 0,60 0,17 0,77
Инзенский 1 0,69 0,832 0,51 0,22 0,73
Карсунский 1 0,76 0,937 0,57 0,20 0,77
Кузоватовский 4 1,00 1,091 0,66 0,15 0,81
Майнский 2 1,19 0,985 0,60 0,13 0,73
Мелекесский 3 1,24 1,048 0,64 0,12 0,76
Николаевский 4 1,15 1,014 0,62 0,13 0,75
Новомалыклинский 3 1,11 1,031 0,63 0,14 0,76
Новоспасский 4 1,31 0,961 0,58 0,12 0,70
Павловский 4 0,82 0,800 0,49 0,19 0,67
Радищевский 4 0,76 1,164 0,71 0,20 0,91
Сенгилеевский 2 0,99 0,973 0,59 0,15 0,75
Старокулаткинский 4 0,75 1,191 0,72 0,20 0,93
Старомайнский 3 0,79 1,017 0,62 0,19 0,81
Сурский 1 0,97 1,014 0,62 0,16 0,77
Тереньгульский 2 0,97 0,558 0,34 0,16 0,50
Ульяновский 2 1,86 1,000 0,61 0,08 0,69
Цильнинский 2 1,39 1,047 0,64 0,11 0,75
Чердаклинский 3 1,07 0,942 0,57 0,14 0,71
По области 1,00 1,000 0,61 0,15 0,76
*) 1 зона - Западная; 2- Центральная; 3- Восточная; 4- Южная [4]
вались отчетные данные за ряд последних лет по объемам реализации продукции и затратам на ее производство по сельскохозяйственным организациям Ульяновской области.
Определение нормативов эффективности дополнительных вложений проводится на основе годовых показателей нарастающим итогом. Для этого по годовым данным определяются приросты продукции и затрат текущего года по отношению к базовому. Отношение прироста продукции к приросту затрат определяет эффективность использования дополнительных вложений (затрат).
По нашим расчетам по Ульяновской области, рубль прироста затрат обеспечивает 1,317 рублей прироста товарной продукции, или на рубль прироста продукции требуется 0,76 руб. (1:1,317) дополнительных затрат.
Для находящихся в относительно худших рентных условиях производства сельхозтоваропроизводителей необходимо компенсировать дополнительные затраты на продукцию. Кроме того, необходимо оптимизировать распределение субсидий с учетом обеспечения максимизации их отдачи. Поэтому стимулирование прироста производства продукции предлагается осуществлять на основе разделения субсидий на две составляющие - для выравнивания рентных условий и для поддержки эффективных землепользователей. Для определения пропорций между этими составляющими предлагается использовать материалы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения (табл. 2).
В дальнейших расчетах мы использовали оценку вклада земли на основе доли ренты в оценочной продуктивности (последняя характеризует общий объем производства продукции), составившую в среднем 20%. Следовательно, на рубль прироста продукции на долю земельной составляющей приходится 0,15 руб. (0,76х20:100), а на экономическую составляющую (для поддержки эффективных землепользователей)
- 0,61 руб. (0,76-0,15).
Областной норматив субсидий по природной (земельной) составляющей диффе-
ренцируется по районам с учетом рентных факторов - обратно пропорционально качеству земель и прямо пропорционально к показателю местоположения.
Вторая составляющая субсидий на расширенное воспроизводство направлена на поддержку эффективных землепользователей, обеспечивающих наибольшую отдачу от вложенных средств. Поэтому для ее дифференциации целесообразно использовать среднегодовой показатель рентабельности, комплексно характеризующий экономическую эффективность производства. Умножением областного норматива субсидий для экономической составляющей на индекс рентабельности определяются индивидуальные нормативы. Сложением нормативов господдержки по природной и экономической частям определяется общий норматив субсидий на прирост продукции.
Расчеты нормативов по районам Ульяновской области приведены в таблице 3.
Эти нормативы используются для определения потребности в субсидиях для обеспечения приростов производства продукции, определенных в муниципальных программах развития сельского хозяйства. Например, в Барышском районе планируемый прирост валовой продукции составляет 20,7 млн. руб., тогда нормативная потребность в субсидиях для него составит по экономической составляющей 11,5 млн. руб. (20,7х0,56) и природной - 3,1 (20,7х0,15), а общая - 14,6 млн. руб.
Предложенные методические подходы разработки нормативов распределения субсидий, стимулирующих эффективное землепользование, целесообразно использовать в экономическом механизме реализации программ развития сельского хозяйства регионов. Это будет способствовать выполнению целевых индикаторов программ путем поддержания достигнутых объемов и стимулирования расширенного воспроизводства на основе выравнивания рентных условий и с учетом эффективности землепользования.
Резюме. Предложены и апробированы методические подходы к обеспечению экономических условий для простого и рас-
ширенного воспроизводства с использованием господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, с учетом выравнивания рентных условий и преимущественного выделения субсидий эффективным землепользователям.
Библиографический список
1. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы». Утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 22 января 2008 г. N 2/8-П.
2. Миндрин А.С., Леппке О.Б., Корнева
Н.Н. Теоретические и методические основы планирования мероприятий по организации рационального использования и охране сельскохозяйственных земель. - М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2011. - 224с.
3. Югай А.М. Материальные стимулы и проблемы восстановления плодородия сельскохозяйственных земель // Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве.
- 2010, №3.- с.9-16.
4. Справочник агроклиматического оценочного зонирования субъектов Российской Федерации/Под ред. С.И.Носова. -М.: Маросейка, 2010. -208 с.