Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБСИДИРОВАНИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Траченко М. Б., Кудашов В. В.

В статье рассмотрены проблемы финансирования агропромышленного комплекса региона. Дана критическая оценка действующей модели государственной поддержки организаций сельского хозяйства. Выявлено, что при принятии решения о выделении субсидии регион руководствуется исключительно производственными показателями и не оценивает влияние субсидирования на финансовое состояние сельхозпроизводителей в будущем. Предложено дополнить оценку результативности предоставления субсидий в региональных государственных программах развития сельского хозяйства сопоставлением объемов выданных кредитов и создаваемой добавленной стоимости за определенный период. Разработана универсальная модель финансирования агропромышленного комплекса региона России, позволяющая выбрать наиболее эффективный вариант распределения бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Траченко М. Б., Кудашов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR FINANCING THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

The article deals with the problems of financing the agro-industrial complex of the region. A critical assessment of the current model of state support for agricultural organisations is given. It was revealed that when deciding on the allocation of subsidies, the region is guided exclusively by production indicators and does not assess the impact of subsidies on the financial condition of agricultural producers in the future. It is proposed that the assessment of the effectiveness of the provision of subsidies be supplemented in regional state programs for the development of agriculture by comparing the volumes of loans issued and the added value created for a certain period. A universal model of financing the agro-industrial complex of the Russian region has been developed, which makes it possible to choose the most effective option for the distribution of budgetary financing of agricultural organizations in a particular region.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

УДК 336.565 JEL G18

Траченко Марина Борисовна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2923-4316 e-mail: mb_trachenko@guu.ru

Кудашов Владислав Владимирович

магистр, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2923-4316 e-mail: v.kudaschov@yandex.ru

Б0110.26425/1816-4277-2021-9-145-150

МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы финансирования агропромышленного комплекса региона. Дана критическая оценка действующей модели государственной поддержки организаций сельского хозяйства. Выявлено, что при принятии решения о выделении субсидии регион руководствуется исключительно производственными показателями и не оценивает влияние субсидирования на финансовое состояние сельхозпроизводителей в будущем. Предложено дополнить оценку результативности предоставления субсидий в региональных государственных программах развития сельского хозяйства сопоставлением объемов выданных кредитов и создаваемой добавленной стоимости за определенный период. Разработана универсальная модель финансирования агропромышленного комплекса региона России, позволяющая выбрать наиболее эффективный вариант распределения бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций конкретного региона. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, модель финансирования, сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидия, эффективность субсидирования, источники финансирования, продовольственная безопасность

Для цитирования: Траченко М.Б., Кудашов В.В. Модель финансирования агропромышленного комплекса региона//Вестник университета. 2021. № 9. С. 145-150.

Marina B. Trachenko

Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2923-4316 e-mail: mb_trachenko@guu.ru

Vladislav V. Kudashov

Master of Degree, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2923-4316 e-mail: v.kudaschov@yandex.ru

MODEL FOR FINANCING THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

Abstract. The article deals with the problems of financing the agro-industrial complex of the region. A critical assessment of the current model of state support for agricultural organisations is given. It was revealed that when deciding on the allocation of subsidies, the region is guided exclusively by production indicators and does not assess the impact of subsidies on the financial condition of agricultural producers in the future. It is proposed that the assessment of the effectiveness of the provision of subsidies be supplemented in regional state programs for the development of agriculture by comparing the volumes of loans issued and the added value created for a certain period. A universal model of financing the agro-industrial complex of the Russian region has been developed, which makes it possible to choose the most effective option for the distribution of budgetary financing of agricultural organizations in a particular region. Keywords: agro-industrial complex, region, financing model, agriculture, state support, subsidy, subsidies efficiency, funding sources, food security

For citation: Trachenko M.B., Kudashov V.V. (2021) Model for financing the agro-industrial complex of the region//Vestnik universiteta, no. 9, pp. 145-150. DOI 10.26425/1816-4277-2021-9-145-150

Введение

Устойчивое социально-экономическое развитие любого государства характеризуется минимальными показателями уровня бедности населения, уровня смертности, высокими показателями продовольственной безопасности и постоянным увеличением валового внутреннего продукта (далее - ВВП) на душу населения. Решение задач, связанных с достижением устойчивого социально-экономическое развития России, в значительной степени зависит от уровня и динамики показателей агропромышленного комплекса (далее - АПК)

© Траченко М.Б., Кудашов В.В., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Фамилия O.V., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

страны. Сельское хозяйство и предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья относятся к традиционным для Российской Федерации (далее - РФ) видам деятельности, являются достаточно материалоем-кими, с низкой экономической эффективностью и достаточно значительными сроками окупаемости различных инвестиционных проектов, что отстраняет потенциальных инвесторов от возможного вложения своего капитала в АПК. Несмотря на то, что агропромышленный комплекс демонстрирует в последние годы умеренные темпы роста по сравнению с предыдущими отчетными периодами, таких темпов недостаточно для обеспечения интенсивного и прорывного развития отраслей сельского хозяйства, так как доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в структуре валового продукта России стабильна и не увеличивается. Агропромышленный комплекс занимает седьмую позицию в структуре формирования ВВП и четвертое место по количеству занятых в отрасли.

Особо остро поднимаются вопросы развития АПК в регионах РФ, в которых наблюдается стагнация развития производства или, вообще, деградация структуры производства отраслей сельского хозяйства. Для таких субъектов РФ, к числу которых относится и Московская область, характерен низкий уровень инвестиционной привлекательности секторов АПК, снижение эффективности использования имеющихся ресурсов и их выбытие, недостаточное развитие рыночной кооперации, неудовлетворительное финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, значительная доля морально устаревшей техники и оборудования, а также высокая степень износа основных средств, отсутствие собственных ресурсов, наличие высокой степени закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Постановка проблемы

Со стороны государства осуществляются попытки обеспечения условий экономического развития АПК через предоставление субсидий, а также льготных инвестиционных кредитов на ряд необходимых затрат, таких как финансирование сезонных работ, выплата заработной платы и др. Однако, этих мероприятий недостаточно для трансформации АПК и формирования концептуально нового вектора развития отраслей сельского хозяйства, который позволит увеличить значимость АПК не только с точки зрения его доли в формировании ВВП, но и улучшения качества жизни населения. Нерешенной задачей субсидирования АПК является определение таких минимальных сумм субсидий, которые позволят не только достичь целевых производственных результатов, но и обеспечат нормальное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций. В связи с этим актуально исследование, направленное на разработку универсальной модели финансирования АПК регионов России, позволяющей выбрать наиболее эффективный вариант распределения бюджетного финансирования организаций отрасли сельского хозяйства конкретного региона.

Литературный обзор

Источникам финансирования предприятий сельского хозяйства посвящено много научных работ, в которых отражены различные подходы авторов. Можно согласиться с мнением И. Ф. Пильниковой и М. А. Тизя-ковой, отмечающих, что основным источником осуществления деятельности компаний данного сектора реальной экономики являются именно внешние источники финансирования (кредиты и займы, лизинг, целевое финансирование государства и др.) [9]. По мнению В. А. Агибалова и О. С. Капцовой в сельскохозяйственной отрасли необходимо достаточно жесткое государственное регулирование, а также обеспечение экономического паритета с другими отраслями экономики и ее структурными элементами [3]. А. Ю. Аверин и Р. Р. Юняева отмечают, что введение системы «единой субсидии» негативно сказывается на распределении мер государственной поддержки, формирует иждивенческие настроения [2]. О. А. Жданова с соавторами считают необходимым модернизировать способы оказания государственной поддержки посредством пропорционального выделения бюджетных средств с целью сохранения совокупного баланса производства продукции растениеводства и животноводства [5]. Многие исследователи обращают внимание, что одной из проблем в области сельского хозяйства является совокупный недостаток финансирования отрасли [7; 8; 9]. Финансовая самостоятельность предприятий имеет настолько низкие показатели, что вызывает значительную зависимость от внешних привлекаемых ресурсов, прежде всего, кредитных на финансирование оборотного капитала [6; 4].

Основными источниками финансирования сельского хозяйства региона традиционно выступают заемные ресурсы от банковского сектора (доля в совокупном капитале в среднем достигает 70 %) и государственная

поддержка (посредством предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов в случаях с оказанием прямой поддержки конкретному предприятию). Собственные средства имеют наименьший удельный вес в структуре капитала; предприятиям сельского хозяйства свойственны значительные кассовые разрывы, обусловленные сезонностью и длительным производственным циклом. Проблемной зоной является оценка результативности предоставления субсидий. Например, в сфере предоставления субсидий по выданным краткосрочным и инвестиционным кредитам эффективность господдержки определяется исходя из объема кредитов на рубль субсидии. Расчет эффективности таким способом не учитывает возможное формирование девиант-ного поведения, которое проявляется в снижении результативности производственно-хозяйственной деятельности. Целесообразно дополнить в региональных государственных программах развития сельского хозяйства оценку эффективности субсидирования сопоставлением объемов выданных кредитов и создаваемой добавленной стоимости за определенный период.

Действующая модель оказания государственной поддержки субъектам АПК, изображенная на рисунке 1, представляет собой софинансирование расходов хозяйствующих субъектов по основным направлениям, определенным в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1]. Субъекты РФ предоставляют адресную помощь аграриям по следующим направлениям:

- поддержание производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (компенсирующая субсидия);

- прирост производства по определенным для каждого региона России приоритетным подотраслям (стимулирующая субсидия);

- субсидирование процентных ставок по выданным аграриям краткосрочным и инвестиционным кредитам банковской структуре (90 % от ключевой ставки Ценрального Банка РФ);

- возмещение части капитальных затрат;

- субсидирование мелиоративных мероприятий, связанных с введением в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Государственная поддержка

Льготное Инвестиции Компенсирующая

кредитование, лизинг в основные средства и стимулирующая

субсидии

Субсидирование Возмещение части 1 Субсидирование части

1 процентных ставок 1 прямых капитальных 1 затрат аграриев,

| банковским и небанковским , затрат связанных

структурам 1 ] с производством

Составлено авторами по материалам исследования

Рис.1. Действующая модель государственной поддержки организаций сельского хозяйства

Необходимо отметить, что все расходы федерального бюджета на развитие АПК носят характер софи-нансирования бюджетных расходов регионов, то есть если регион в своем бюджете не предусмотрел расходы по определенному направлению и не заключил соответствующее соглашение с Министерством сельского хозяйства России, аграрию государственную поддержку получить не удастся либо она будет предоставлена не в полном объеме. При принятии решения о выделении субсидии регион руководствуется исключительно производственными показателями и не оценивает влияние субсидирования на финансовое состояние сельхозпроизводителей в будущем. Действующая модель оказания региональной государственной поддержки исчерпала себя и не позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню развития сельского хозяйства.

Теория и методы

Предлагается в универсальную модель финансирования АПК региона помимо показателей, связанных с объемами производства сельскохозяйственной продукции, включить ряд макроэкономических факторов, а также отдельные показатели, характеризующие социальный блок и финансово-экономическое состояние предприятий АПК. Полный перечень показателей, которые рассматривались для включения в модель финансирования АПК региона, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, влияющие на агропромышленный комплекс региона и характеризующие уровень

его развития

Блок показателей Показатели

Макроэкономический блок Индекс отпускных цен производителей сельскохозяйственной продукции Доля АПК в структуре валового регионального продукта Размер ключевой ставки Объем произведенной добавленной стоимости в АПК региона

Блок показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятий АПК Доля убыточных предприятий сельского хозяйства, в том числе характеризующихся признаками банкротства Совокупный оборот предприятий сельского хозяйства Размер просроченных кредитов и займов предприятий сельского хозяйства Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий АПК региона Динамика степени износа основных фондов предприятий сельского хозяйства региона Себестоимость предприятий сельского хозяйства

Социальный блок Уровень безработицы в регионе Реальные располагаемые доходы населения региона Численность и доля занятых в сельском хозяйстве региона Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников АПК к среднему уровню в регионе

Составлено авторами по материалам исследования

При разработке модели был взят период с 2005 г. по 2019 г., что позволило учесть тенденции развития отрасли, убрать имеющиеся флуктуации, в том числе разовые и непериодические. Показатели, отраженные в таблице 1, проверены на наличие корреляционных зависимостей, в результате чего исключены факторы, вызывающие сильную автокорреляцию (при коэффициенте корреляции зависимости между факторами свыше 0,5). Еще три переменные (индекс физического объема инвестиций в основной капитал, доля убыточных предприятий сельского хозяйства, а также динамика степени износа основных фондов предприятий сельского хозяйства региона) признаны несущественными ввиду незначительного влияния на результат расчета по модели. Коэффициент детерминации составил 0,92, что говорит о сильном влиянии выбранных четырех факторных показателей на результирующий.

Разработанная модель предоставления мер государственной поддержки из регионального бюджета для конкретной организации отрасли сельского хозяйства субъекта РФ устанавливает зависимость субсидии от обоснованных выше показателей. Объем господдержки конкретной организации субъекта РФ определяется по формуле:

V Пр1/ Пр + 0,017 -(174 191 + 366 316 • хи/ хх + 0,11 -х21 / х2 + 639 541- х3г / х3 + 0,11 х41 / х4 ) (1)

где V - бюджетные ассигнования, заложенные в бюджете субъекта РФ; Пр - производственный показатель 7-й организации по виду продукции, подлежащей субсидированию из регионального бюджета; П - совокупный объем производства субсидируемой продукции всеми организациями региона; X1 - индекс отпускной цены 7-й

организации; X - оборот 7-й организации; X - количество выбывших сотрудников в 7-й организации за отчетный период; X - себестоимость 7-й организации.

Зависимость объема субсидирования конкретной организации региона России установлена на основе статистического анализа данных Московской области, и коэффициенты при факторных переменных могут быть уточнены для условий другого субъекта РФ.

Для производственных показателей малых предприятий целесообразно установить повышающий коэффициент 1,1, что связано с нивелированием рисков масштаба бизнеса.

Разработанная модель апробирована на данных сельскохозяйственных предприятий Московской области ООО «Нока Агро», ФГУП «Пойма» и ООО «Родина». Сравнительный анализ действующего распределения субсидий и предоставления субсидий на основе разработанной универсальной модели финансирования АПК региона представлен в таблице 2.

Таблица 2

Объемы государственной поддержки при действующей и предлагаемой моделях финансирования организаций агропромышленного комплекса Московской области

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Версия модели субсидирования

Организация Действующая Действующая Пред-ла-гае-мая Действу-ющая Предлагаемая Действующая Предлагаемая

ООО «Нока Агро», тыс. руб. 193 628 385 650 391 151 400 273 391 428 400 508 381 123 390 198

ФГУП «Пойма», тыс. руб. - 105 259 186 439 195 816 186 601 195 868 180 613 189 808

ООО «Родина», тыс. руб. 51 153 65 793 91 456 100 123 91 535 100 993 88 598 97 619

Изменение объема поддержки, % - 9,5 10,4 10,2

Составлено авторами по материалам исследования

Основные результаты

Предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям Московской области на основе разработанной модели финансирования АПК региона приведет к увеличению субсидирования по подпрограмме «Развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Московской области» примерно на 10 %. Дополнительное субсидирование составит в 2022 г. 506,6 млн руб., а в 2023 г. - 483,1 млн руб. Увеличение бюджетных расходов региона является оправданным, так как позволит не только достичь целевых производственных показателей, но и поддержать финансово-экономическую стабильность организаций регионального АПК, предотвратить их банкротство. Дополнительные бюджетные ассигнования из регионального бюджета предлагается профинансировать за счет внутреннего перераспределения финансовых ресурсов, например из подраздела «Другие вопросы в области национальной экономики».

Заключение

Таким образом, разработанная универсальная модель финансирования агропромышленного комплекса региона России, позволяющая повысить результативность распределения бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций региона, апробирована на данных организаций аграрнопромышленного комплекса Московской области и показала практическую применимость. Дальнейшее развитие этой модели связано с ее адаптацией для использования в других регионах России.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 06.04.2021) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 13.06.2021).

2. Аверин, А. Ю., Юняева, Р. Р. Проблемы и перспективы развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации в рамках концепции единого субсидирования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 4-44. - С. 181-190.

3. Агибалов, В. А., Капцова, О. С. Состояние финансового обеспечения государственной поддержки АПК // Финансовый вестник. - 2016. - № 1 (32). - С. 72-80.

4. Дудникова, Е. Б., Ткачев, С. И., Волощук, Л. А. Тенденция показателей устойчивого развития сельскохозяйственного производства // Вестник академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 101-106.

5. Жданова, О. А., Бондаренко, Н. Е., Бондаренко, Т. Г., Горяйнова, Л. В., Максимова, Т. П. Совершенствование системы финансирования российского агропромышленного комплекса // Плехановский Научный Бюллетень. - 2018. - № 2 (14). - С. 21-35.

6. Куницкая, Д. Н. Проблемы финансирования агропромышленного комплекса РФ // Наука через призму времени. - 2019. -№ 3 (24). - С. 20-22.

7. Ларинина, Т. И., Бармина, Е. А. Направления и перспективы государственной поддержки АПК в Кировской области // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). - Киров: Вятский государственный университет, 2019. - С. 290-294.

8. Мамаева, Е.А. Государственная поддержка сельского хозяйства в Республике Марий Эл. - 2018.

9. Пильникова, И. Ф., Тизякова, М. А. Источники финансирования сельскохозяйственных предприятий // Молодежь и наука. - 2018. - № 4. - С. 107.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 717 dated on July 14, 2012 (as amended, dated on April 6, 2021) "On the State Program of Agricultural Development and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru (accessed 13.06.2021).

2. Averin A. Yu., Yunyaeva R. R. Problems and prospects of development of the state support system for the agro-industrial sector in the Russian Federation in the framework of the unified subsidy concept, University Proceedings. Volga Region. Social Sciences, 2017, no. 4-44, pp. 181-190. (In Russian).

3. Agibalov A. V., Kaptsova O. S. The state of financing maintenance of state support for agriculture, Finansovyi vestnik, 2016, pp. 72-80. (In Russian).

4. Dudnikova E. B., Tkachev S. I., Voloshchuk L. A. The trend indicators of sustainable development of agricultural production, Bulletin of the Academy of Knowledge, 2019, no. 2 (31), pp. 101-106. (In Russian).

5. Zhdanova O. A., Bondarenko N. E., Bondarenko T. G., Goryainova L. V., Maksimova T. P. Improvement of the system of financing of the Russian agro-industrial complex, Plekhanovskii Nauchnyi Byulleten, 2018, no. 2 (14), pp. 21-35. (In Russian).

6. Kunitskaya D. N. Problems of financing the agro-industrial complex of the Russian Federation, Nauka cherezprizmu vremeni, 2019, no. 3 (24), pp. 20-22. (In Russian).

7. Larinina T. I., Barmina E. A. Directions and prospects of state support of the agroindustrial complex in the Kirov region, Society. Science. Innovations (NPK-2019), Kirov, Vyatka State University, 2019, pp. 290-294. (In Russian).

8. Mamaeva E.A. State support for agriculture in the Republic ofMari El, 2018. (In Russian).

9. Pil'nikova I.F., Tizyakova M.A. Sources of financing of agricultural enterprises,Molodezh'i nauka, 2018, no. 4, pp. 107. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.