Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ «МАТЕМАТИКА» И «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРЕДМЕТЫ «МАТЕМАТИКА» И «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗНАНИЙ О КАРТИНЕ МИРА / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Ким А.О.

Школьные предметы «Математика» и «Естествознание» служат одной цели - обеспечению общекультурного, личностного и познавательного развития. Цель этих предметов научить ребенка главному умению - умению учиться, умению думать, анализировать, выдвигать гипотезы и находить решение. И этому способствует интеграция предметов, интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Ким А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ «МАТЕМАТИКА» И «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013.21

ПРЕДМЕТЫ «МАТЕМАТИКА» И «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Семкин А.В., Ким А.О. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Школьные предметы «Математика» и «Естествознание» служат одной цели - обеспечению общекультурного, личностного и познавательного развития. Цель этих предметов научить ребенка главному умению - умению учиться, умению думать, анализировать, выдвигать гипотезы и находить решение. И этому способствует интеграция предметов, интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Ключевые слова: математическое мышление, научное мышление, формирование основ знаний о картине мира, научные знания, математические знания, интеграция предметов, интегрированные уроки.

Дети младшего школьного возраста (610 лет) готовы к обучению, к эффективному приобретению систематизированных знаний, развитию процессов внимания и самоконтроля и к поиску новых исследовательских стратегий. У детей 6-10 лет развивается логическая память, повышается способность

концентрироваться и сосредотачиваться. В этот период преобладает концептуально-образное мышление, начинает развиваться

концептуально-абстрактное мышление. Навыки формируются в основном посредством операционно-технической, учебной

деятельности. Большинство детей младшего возраста не способны сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, привести последовательные гипотетические

рассуждения.

Специфика развития компетенций в начальной школе определяются Законом об образовании Республики Казахстан. Из этого документа следует, что «Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и

умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой

самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы» [1].

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования говорится: «Содержание начального образования ориентируется на результаты обучения и определяется с учетом следующих аспектов:

1) соответствие динамичным запросам современного общества;

2) необходимость развития критического, творческого и позитивного мышления;

3) целесообразность усиления интеграции содержания учебных предметов;

4 обеспечение единства обучения, воспитания и развития.

В том же документе определены самые важные навыки, приобретенные ребенком во время обучения в начальной школе.

Содержание образовательной области "Математика и информатика" направлено на формирование у обучающихся первоначальных

математических знаний для описания разнообразных объектов и явлений окружающей действительности; на усвоение устных и письменных вычислительных алгоритмов; на развитие общих приемов решения задач, умений выстраивать логические суждения на основе измерительных и вычислительных навыков; на формирование навыков использования элементарных инструментов информационно-

коммуникационных технологий, умений искать, выбирать, передавать информацию, проектировать объекты и процессы, применять простейшие методы работы с таблицами, схемами, графиками и диаграммами для анализа, интерпретации и представления данных. Изучение предмета «Математика» направлено на развитие пространственного воображения, развитие математической речи, на решение учебно-познавательных и практических задач, развитие умений аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других [2].

Содержание предмета "Естествознание" должно обеспечить элементарный уровень научных знаний в рамках системы "Человек -Природа". Данный учебный предмет направлен на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видения окружающего мира. Содержание предмета структурировано по принципу "от простого к сложному, от знакомого к незнакомому". Осмысление причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор обучающихся. Учебный предмет

"Естествознание" является пропедевтическим курсом к изучению самостоятельных учебных предметов "Биология", "Физика", "География", "Химия" на последующих уровнях образования, а также закладывает основы исследовательских навыков, важных для любой отрасли знаний. Целью учебной программы предмета «Естествознание» в начальной школе является формирование основ знаний о картине мира с позиций современного естествознания и развитие исследовательских умений и навыков обучающихся [2].

Целью образования является поддержка ребенка в интеллектуальном, эмоциональном, социальном и этическом развитии. Также важно научить ребенка в меру своих возможностей подготовиться к жизни в гармонии с собой, людьми и природой и пониманию необходимости бережного отношения к природе.

Есть два ключевых компонента математических и естественнонаучных компетенций: математическое мышление и научное мышление.

Школьные предметы «Математика» и «Естествознание» служат одной цели -обеспечению общекультурного, личностного и познавательного развития. Цель этих предметов научить ребенка главному умению - умению учиться, умению думать, анализировать, выдвигать гипотезы и находить решение. И этому способствует интеграция предметов, интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. И этому способствуют интеграция предметов, интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Одной из форм реализации интегрированного подхода к обучению является установление

межпредметных связей на уроках естественного цикла. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности [3].

Изучая математику, ребенок

приобретает математическое мышление, которое заключается в «способности использовать основные инструменты математики в повседневной жизни и ведение элементарных математических рассуждений».

Изучая естествознание, ребенок приобретает научное мышление, то есть «способность формулировать выводы на основе

эмпирических наблюдений за природой и обществом».

В задачи начального образования входит: развитие у ребенка «математических навыков, которые пригодятся ему в решениях жизненных и школьных ситуациях, а также, чтобы ребенок мог получить знания и навыки, необходимые ему для понимания окружающего мира.

Анализируя положения основной учебной программы, в частности цели и содержание учебного предмета, можно выделить следующие элементы:

- математические и естественно -научные компетенции, формируемые у детей на первом этапе обучения:

- логическое мышление - создание простых причинно-следственных связей в решении задач в математике и естествознании с применением попытки рассуждения «по аналогии»;

- формулирование гипотез и результатов на основе наблюдений за явлениями, проведенных экспериментов и исследований; классификация математических моделей природных объектов на основе определенных критериев, сходства и зависимостей;

- упорядочивание природных объектов по количества и по размеру

- употребления языка математики и естествознания - определение и понимание математических концепций в природе; расшифровка элементарных математических и природоведческих символов, их описание; поиск необходимой информации в математических и естественнонаучных текстах; создание коротких текстов, с применением специфических математических и естественнонаучных терминов, написание собственной работы;

- решение математических и естественнонаучных задач - выполнение заданий с числами; проведение наблюдений и экспериментов с целью выявления зависимостей, умение делать выводы и проверять их;

- использование знаний и навыков по математике и естествознании в практических ситуациях - построение моделей для практических ситуаций; использование законов и явлений природы в жизненных ситуациях,

ежедневное наблюдение за ситуациями, угрожающими жизни и здоровью, и принятие мер по улучшению собственной безопасности и безопасности других лиц; деятельность по охране собственного здоровья и охране природы.

Согласно рекомендациям основной учебной программы по естествознанию экологическое образование должно

осуществляться преимущественно в

естественной среде. Занятия в естественной среде способствуют развитию наблюдения у детей в реальных, живых условиях -распознаванию растений и животных, проведению простых экспериментов [4].

Научные знания по естествознанию должны развиваться в основном с использованием активных методов обучения с применением различных доступных

источников информации, наблюдений, исследований и детских экспериментах. Естественнонаучное образование, должно проводиться в основном в естественной среде за пределами школы. В классе должны быть уголки природы. Если в школе нет условий для разведения растений и животных, необходимо организовать занятия в саду для детей ботаническом парке, на ферме и т. д.

В преподавании предмета

Естествознание особенно важна роль учителя как наставника. Естественная потребность детей младшего школьного возраста в авторитетном взрослом человеке, которым можно подражать и учиться у них. Поэтому для ребенка важно присутствие учителя -наставника, который пробудит в ребенке интерес к природе, покажет ее красоту и расскажет об опасностях окружающей среды. Учитель начальной школы должен открывать и развивать способности ребенка, создавать ему условия для представления своих достижений. Учитель создает условия для понимания ребенком причин, сущности и следствия происходящих природных явлений в непосредственной природной среде, помогает ему упорядоченно понимать мир, ставит для детей реальные для их возраста проблемы, расширяет поле деятельности, увеличивает шансы найти новые области математических и естественнонаучных интересов, развивает способности учащихся мыслить абстрактно, дольше концентрировать внимание, проверять

правильность полученных результатов и оценить процесс достижения целей, адаптирует подготовленные учебные материалы к индивидуальным и возрастным потребностям учеников.

Математическое образование

продолжает начатое в детском саду развитие умственной деятельности, важной для изучения математики, и развитие математической интуиции. Продолжает формироваться и пополняться знания о числовых понятиях, математические и геометрические понятия, счетные навыки. Процесс обучения основан на игровых задачах, в которых дети используют специально подобранные предметы, например, кубики, кружки, колечки и др. При решении элементарных математических задач дети, манипулируют объектами, и представляют решение математической задачи удобным способом, например, либо устно, либо с помощью рисунка, а на занятиях рассказывают о предлагаемых вариантах решения поставленной задачи.

Задачи и цели двух предметов понятны, но как же осуществить интеграцию одного предмета в другой?

Щербакова С.Г. в своих трудах задается таким же вопросом: «Каким образом возможно осуществлять интеграционный подход в современной школе? Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. В мировой научной педагогике до сих пор идет дискуссия по вопросу о том, как строить учебные планы и как проводить интегрированные уроки. На сегодняшний день предлагается

интегрированное построение учебного процесса, с сохранением предметами своего «предметного лица». Курс на вариативность, предусмотренный учебным планом, создает для этого благоприятные условия. Возможна тематическая, проектная интеграция

нескольких предметов при изучении отдельных тем.

Результативными являются

интегрированные курсы, являющиеся автономными научными дисциплинами со своими специфическими объектами изучения, включающими в себя элементы разных дисциплин, рассматриваемых комплексно и

качественно. Интегрированный урок -качественно особый тип урока, объединяющего в себе обучение и учебное взаимодействие одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одной темы или явления, процесса. К использованию интегрированных подходов учителя, к сожалению, прибегают не часто и главным образом в следующих случаях:

1)при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

2)при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины

3)при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и другие), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

4)при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

5)при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

6)при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Преимущества многопредметного

интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:

-на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных качеств учащихся;

-через него можно выйти на развитие кругозора, применение теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных ситуациях;

-интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;

-интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук, эффективно формируют естественнонаучное мировозрение;

-эти уроки взаимообогащают учителей, сближают их, способствуют улучшению психологического микроклимата в коллективе и творческому росту [5].

Современное образование как средство освоения мира может и должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира

и тем самым увеличивать творческий потенциал ребенка для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Учебные предметы «Математика» и «Естествознание», несомненно, направлены на развитие таких функций как научное и математическое мышление. Интеграция одного предмета в другой, объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние,

взаимопроникновение и слияние учебного материала позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, и приведет его в соответствие с современными требованиями жизни.

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2021 г.)// [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]-

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=301187 47&pos=1517;-48#pos= 1517;-48

2. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Приложение

2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 № 604

3. Пантыкина Е.М. «Межпредметная интеграция на уроках биологии II ступени как способ формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся». - Опыт работы, г. Старый Оскол, СШ №19, 2011. - С. 15.

4. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы// [Электронный ресурс]. -[Режим доступа]-https://primeminister.kz/ru/gosprogrammy/gosudar stvennaya-pшgramma-razvitiya-obrazovaшya-i-nauki-respuЫiki-kazahstan-na-2020-2025-gody-9114129

5. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12-летнего обучения. Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2013. - 72 с.

6. Щербакова С.Г. Интегрированные уроки. Издательство: Учитель, 2008 /Волгоград. - С. 142

Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Ким Алена Олеговна, магистрант 2 курса образовательной программы «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау. Республика Казахстан). e-mail: vunderkind@mail.ru.

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Семкин А.В., Ким А.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.