Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ / НАВЫКИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА / ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Баймухамбетова Паризат Женисовна

Читательская грамотность - один из базовых навыков в формировании успешной, конкурентоспособной личности в современном обществе. Чтение - самый важный навык, которым ученики должны овладеть в младших классах начальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 37.013.21

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Семкин А.В., Баймухамбетова П.Ж. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Читательская грамотность - один из базовых навыков в формировании успешной, конкурентоспособной личности в современном обществе. Чтение - самый важный навык, которым ученики должны овладеть в младших классах начальной школы.

Ключевые слова: читательская грамотность, грамотность чтения, навыки смыслового чтения, читающая школа, читающая нация.

Современное казахстанское образование активно стремится войти в мировое образовательное пространство, решая задачу формирования и развития читательской грамотности. В школьном образовании сегодня основное внимание уделяется овладению навыками функционального чтения как основы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с требованиям ГОСО РК по начальному образованию: «Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных

коммуникативных навыков для обмена информацией, на развитие умения работать с текстом как речевым материалом, использовать фразы и выражения из текста в конкретных ситуациях [1].

Целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами навыков широкого спектра: использования информационно-коммуникационных технологий; применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков (Государственный общеобязательный стандарт начального образования Приложение 2 к приказу Министра

образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604) [1].

Современная казахстанская школа ориентирована на достижение высоких результатов в области грамотности чтения в соответствии с критериями PIRLS. Согласно мониторингу достижений успеваемости по чтению выпускников начальной школы 2016 года Казахстан занимает невысокие позиции в этой области (Рисунок 1).

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) всемирный стандарт для мониторинга успеваемости по чтению в четвертых классах и достижений в понимании прочитанного, раз в пять лет агентство предоставляет данные о тенденциях успеваемости по чтению в разных странах.

Грамотность чтения - это основа академического успеха, а PIRLS - ценный инструмент для изучения того как влияют новые или пересмотренные политики в области образования на достижения.

Вот, что пишет Министр образования РК Асхат Аймагамбетов о читательской грамотности современных школьников: «Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность - один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе.

Рис. 1. Результаты исследований успеваемости по чтению в-четвертых классах 2016г.

PIRLS [3].

Чтобы оценить эти навыки, разработаны и используются современные инструменты -международные страновые сравнительные исследования OECD и IEA, в которых участвуют многие страны мира. По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР.

И эта проблема не появилась только сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Хромают навыки анализа и формирования выводов при чтении. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации. Именно поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией.

Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети читали художественную литературу.

Как с этим обстоят дела у нас в стране и что нужно сделать?

В сфере образования и науки работают 7096 библиотек. В школах - 6461, в колледжах - 579, в вузах - 56, функционирует также Республиканская научно-педагогическая

библиотека. А совокупный библиотечный фонд организаций образования составляет 267 325 289 единиц хранения. Цифра, конечно, внушительная.

Еще раз хочу сказать: чтение является важнейшим фактором развития образования, воспитания и повышения культуры наших детей. .. .важно развивать навыки читательской грамотности. Чтение способствует расширению кругозора, знаний о мире, развивает критическое мышление, помогает усвоить образцы поведения, которые воплощаются в героях произведений, в целом, воспитывает и окультуривает человека.

И все это нужно закладывать в детстве. Именно тогда любовь к литературе будет присутствовать на протяжении всей жизни человека» [2].

В ответ на задание Президента РК К. Токаева и Министра образования РК А. Аймагамбетова НАО имени Ы. Алтынсарина разработало инструктивно-методическое

письмо «Об особенностях учебно воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». Согласно которому, в организациях образования реализуются основные проекты, в том числе: «Читающая школа - читающая нация».

Читательская грамотность - один из базовых навыков в формировании успешной, конкурентоспособной личности и

коммуникативной компетентности в

современном обществе. Формирование системы нравственных ценностей происходит в процессе чтения книг. В 2021-2022 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа».

Основные направления проекта нацелены на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство, продолжение участия школьников в международных исследованиях по

читательской грамотности и привлечение родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества. На сайте школы должны быть представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской и школьной литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков (интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах и т.п.). Каждая школа внедряет 20-минутное чтение книг по расписанию в перерывах между уроками. В холлах школ рекомендуется создать уголки «Буккроссинг» [3].

Чтение - самый важный навык, которым ученики должны овладеть в младших классах начальной школы. Это сложное искусство, требующее от ребенка искренней и сознательной приверженности. В эпоху, когда в мире доминируют компьютеры, еще труднее научить детей испытывать радость от чтения книг, но роль учителя состоит в том, чтобы

должным образом сформировать этот навык. Наступила новая эра - эра цифровизации и компьютеризации, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Наши дети предпочитают вместо книги телевидение, компьютер, современный телефон, и в результате школьники не любят и не хотят читать.

Базовые знания и навыки, приобретенные в первые годы школьного образования, имеют решающее влияние на дальнейшую школьную успеваемость ребенка, определяют уровень его подготовки к дальнейшему обучению.

Понимание содержания читаемого текста - это навык, который приобретается постепенно, в основном по мере того, как совершенствуется техника чтения. Существует взаимосвязь между техникой чтения и пониманием читаемого текста. Поэтому следует использовать такие методы обучения чтению, которые будут приводить детей к выразительному чтению. Обучающиеся должны развивать способность читать целыми словами. Параллельно с овладением детьми техники чтения развивается способность понимать читаемые тексты, ведь суть текста, который читается, заключается в понимании его смысла.

Формирование у ребенка интереса к чтению и совершенствование этого умения -одна из долгосрочных целей обучения и воспитания в течение первых четырех лет школьного образования. Но сформировать, приучить ребенка читать - одна из труднейших задач для учителя.

В чем заключается читательская грамотность?

По определению PISA, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Состояние чтения школьников — это результат целого комплекса факторов. Во многом ухудшение читательской грамотности обусловлено учебной перегрузкой и снижением мотивации к чтению. Ещё один существенный фактор — отсутствие системы развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик обучения чтению. Как

показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему.

Проблемой читательской грамотности обеспокоены во всем мире.

Обозначены общие тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие:

1. Повышение уровня грамотности всех групп населения с акцентом на образование школьников и увеличение роли семьи. В рамках этого направления ставятся задачи уменьшения числа слабых читателей -малограмотных, плохо читающих детей и подростков. С этой целью проводятся различные изменения в системах обучения школьников, повышается компетентность педагогов как учителей чтения и т.д.

2. Развитие мотивации к чтению и поощрение чтения для удовольствия у детей и подростков, юношей и девушек. В современных национальных программах поддержки чтения акцент часто делается на том, чтобы вернуть радость чтения, т.е. обеспечить получение удовольствия от чтения. Особое внимание уделяется активизации чтения школьников, подбору для них наиболее интересных современных книг. Специалисты фокусируются на стимулировании подрастающего поколения к чтению, а также на улучшении чтения в семье начиная с раннего возраста детей.

3. Работа с семьёй в раннем детском возрасте. Повышение читательской грамотности у родителей. Создание атмосферы поддержки чтения в семье.

4. Усиление работы с мальчиками, которые не любят читать. Согласно результатам, проведённых в последние десятилетия исследований, мальчики читают хуже девочек, что вызвано целым комплексом причин. Задачу улучшить чтение мальчиков поставили перед собой многие страны, в том числе Норвегия, Великобритания, Германия, Сингапур и др.

В условиях, когда текста становится всё больше, возрастает роль книжных гидов — библиотекарей и педагогов. Меняющийся характер чтения и новые читательские практики ставят перед специалистами новые задачи. Сегодня им важно видеть перспективы и грамотно использовать новые технологии.

Благодаря развитию новых

информационно-коммуникационных технологий характер чтения и читательские практики большинства населения значительно меняются. Чтение и детей, и взрослых становится всё более поверхностным; служащим единственной цели — получению информации. В то же время и традиционная книжная культура получает новые возможности приобщения к чтению тех, кто имеет низкий уровень читательской грамотности, но понимает важность образования и хочет читать.

Таким образом, становится очевидно, что роль учителей и родителей в развитии читательской грамотности школьников огромна. Именно мы можем подсказать детям хорошие книги и объяснить им все выгоды и плюсы чтения [4].

Формирование, развитие, повышение читательской грамотности, овладение навыками чтения - долгий и сложный процесс. Чем больше приятных ощущений сопровождает преодоление различных трудностей, связанных с чтением и получение из него соответствующей информации, тем легче вызвать у детей положительную мотивацию к преодолению этих трудностей, тем сильнее их стремление к цели и достижение успеха. Успех увеличивает желание повторить успешный опыт и улучшить свои навыки.

Библиографический список

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 № 604.

2. Аймагамбетов А. Наши дети плохо понимают прочитанный текст// Электронный ресурс]. - [Режим доступа] -https://azh.kz/ru/news/view/72403

3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебновоспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». - Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. - 338 с.

4. Современные проблемы читательской грамотности школьников Электронный ресурс]. - [Режим доступа]https://innov-proekt.blogspot.com/2019/03/blog-post.html

5. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

6. Данные для улучшения образования во всем мире// [Электронный ресурс]. - [Режим доступа] -http://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/international-results/pirls/student-achievement

Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Баймухамбетова Паризат Женисовна., магистрант кафедры «Педагогика», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: bai71.71.12@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Семкин А.В., Баймухамбетова П.Ж., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.