Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1715
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Жайшикова Г.А.

Создание и поддержание благоприятного психологического климата и психологической среды в школе - один из важнейших факторов психологической безопасности учащихся. Психологическая безопасность учащихся в образовательной среде является необходимым условием их благополучного личностного и интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Жайшикова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 37.013.21

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Семкин А.В., Жайшикова Г.А. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау. Республика Казахстан)

Аннотация. Создание и поддержание благоприятного психологического климата и психологической среды в школе - один из важнейших факторов психологической безопасности учащихся. Психологическая безопасность учащихся в образовательной среде является необходимым условием их благополучного личностного и интеллектуального развития.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая среда, психологический климат, психологическая безопасность.

Положительный психологический

климат и создание благоприятной психологической обстановки в школе -популярный предмет для научных исследований, экспертных дискуссий и обсуждений. В психологической и педагогической литературе подробно проанализированы вопросы определения психологического климата и основных концепций. Результаты исследований показали, что некоторые характеристики школьной психологической обстановки такие как: отношения между учениками и учителями и эмоциональная связь между ними, уровень педагогического образования учителя, педагогический стаж работы в школе, количество учеников в классе, очень важны для психического здоровья учеников.

Система образования современного Казахстана направлена на целевое реформирование обучения, смену целей, парадигмы и методик. Страной взят курс на вхождение в мировое образовательное сообщество. Выпускники казахстанских школ после окончания обучения должны свободно вливаться в ряды студенческой молодежи всего мира и не должны чувствовать себя из других систем образования и воспитания.

Реформирование системы образования Республики Казахстан также затронуло и область психологической безопасности учащихся, психологически комфортного пребывания школьника от самого начала обучения и до выпуска.

Первыми в мире обратили на эту проблему американские педагоги. В конце прошлого века, в начале 80-х годов американская система образования переживала кризис из-за снижения академической активности и успеваемости школьников. Национальная комиссия по совершенствованию образования в 1983 году опубликовала доклад «Нация в опасности», в котором говорилось, что уровень образования в стране резко упал. В отчете говорилось, что по итогам наблюдения с 1963 года по 1980 год, средние баллы, полученные учащимися, сдавшим тест на школьные способности снизился на 50 баллов по гуманитарным дисциплинам и на 40 баллов по математическим дисциплинам. Отчет Национальной комиссии привел к сосредоточению усилий по анализу американской образовательной системы, одним из направлений исследования были исследования, изучающие, как ученики относились к школе. Анализ исследований

показал, что многие дети школьного возраста чувствуют себя отчужденными, лишенными гражданских прав, из чего следует, что проблемы, присущие образовательному процессу связаны не обязательно с усвоением учебной программы, но, что особо важно, эмоциональной средой в школе или в классе.

Исследования по эмоциональной среде, проводимые в австралийских школах показали, что почти все аспекты современного образования остались неизменными с колониальных времен. Например, на уроках традиционных школ царил авторитарный стиль обучение, при котором ученик был пассивным получателем информации, а учитель нес единоличную ответственность за полученные знания. Поддерживалась конкуренция между учениками, система давала оценку академической успеваемости на основе сравнения учеников одного и того же класса. При этом давалась оценка, навешивались ярлыки на учеников, и это усиливало чувства неприятия и отчуждения неуспевающих.

Благодаря этим исследованиям, было принято решение на реорганизацию школьных сообществ, на создание сплоченных единых школьных коллективов.

Важность принадлежности к коллективу - одна из важнейших потребностей человека, помимо питания и физической безопасности. Удовлетворение от принадлежности к человеческому сообществу позволяет человеку поднять собственную самооценку, помогает самореализации, потребность почувствовать членом коллектива - это глубоко укоренившийся человеческий мотив, влияющий на эмоциональные и когнитивные модели.

Школьные сообщества - это объединённые группы, которые разделяют общие интересы и цели. Суть создания школьных сообществ - это оказание поддержки, внимания и заботы о своих учениках и поощрение формирования связей между учителями и учащимися. Примером послужила одна из школ, которая разработала школьную философию, основанную на уважении, доверии и построении поддерживающих отношений между учителем и учеником. Учителя в школах должны работать вместе с учениками, сотрудничать с ними и быть соавторами. Именно в этой школе в первый раз задумались об отношениях, существующими между

учебным персоналом и учениками. Если отношения учителя и ученика выражают уважение и искреннюю заботу, атмосфера, царящая на уроке, т.е. школьная атмосфера, будет приветственная и поддерживающая и учеников, и учителей. К сожалению, наблюдения показывают, что во многих школах это не так. Педагоги склонны ставить педагогический и воспитательный процесс, педагогику, технологию обучения во главу угла, ставя выше обучающий процесс человеческим отношениям. Исследования, проводимые в американских школах, показали, что, в основном, причиной академической неуспеваемости учащихся средних школ является не отсутствие познавательных способностей, а чувство одиночества и отчуждения в школе, отсутствие эмоциональной связи между системами ученик - ученик, ученик - учитель.

С целью устранения этой проблемы была организована служба консультантов -психологов, которые индивидуально работают с ребенком для решения любых возникающих проблем.

Однако следует отметить, что во всех научных исследованиях, гораздо меньше уделено внимания взаимосвязи между психическим здоровьем учителей и психологическим климатом в классе или в школе в целом. Хотя, кажется, что этот фактор имеет решающее значение для психического благополучия учеников, так как дети младшего школьного возраста имеют неустойчивую психику, попадают в новую для себя атмосферу и только-только познают мир школы.

Исследуя проблему создания и поддержания благоприятной психологической обстановки в школе, встаёт вопрос практического характера: как можно изменить психологический климат школы или класса для защиты психического здоровья и учащихся и учителей. И возможно ли это сделать с помощью некоторых стандартных процедур, которые можно разработать в виде конкретных советов, которые подойдут для каждой школы?

Конечно, создание или изменение психологического климата - это непростой и не короткий процесс.

Психологический климат в школе состоит из общих убеждений и ценностей, которые образуют «связующее звено»,

создающее один организм из школы. Положительный благоприятный

психологический климат в школе является результатом определенной социальной системы. Это совокупность соблюдения правовых норм внутри школьного коллектива, внутренняя структура школы,

профессиональной деятельность директора и учителей, составление и знание социально-демографических характеристик учащихся и педагогического коллектива, копилки практик решения педагогических и психологических проблем.

Благоприятный школьный климат связан с тем, как учителя и ученики воспринимают среду профессиональной или образовательной деятельности (работа или образование) и как это восприятие влияет на их поведение (работа или образование). Психологический климат -это межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.

Психологическая атмосфера школы обычно состоит из восприятия межличностных отношений:

- межличностных отношений между учителем - учеником;

- межличностных отношений учителя и коллег;

- межличностных отношений между учителем и родителями;

- вовлечения учителей, учеников и родителей в жизнь школы, ощущения связи со школой;

- трудовая нагрузка учителей, уровень стресса в школе.

Создание, строительство или изменение психологического климата - это очень важное дело администрации школы и каждого члена педагогического коллектива.

Благоприятный психологический климат в школе - это когда в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, атмосфера доверия и требовательности, когда члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение [ 1].

В педагогических коллективах хороший психологический климат крайне необходим. Успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой. Первое слагаемое определяет сплоченность педагогического коллектива. Макаренко А.С. писал: «Единство педагогического коллектива совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом» [3]. В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство. Сплоченность педагогического коллектива во многом зависит от стиля руководства школой и от психологических особенностей учительского коллектива [1].

Благоприятный психологический климат в школе создан тогда, когда во главу угла поставлено психологическое самочувствие в ней учащихся. «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку» - писал В. А. Караковский.

Одним из слагаемым благоприятной психологической обстановки в школе является комфортность обучающихся в школе. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет и учится.

Такой средой для ребенка является помимо семьи и школьная среда, так как более 70% времени связано с пребыванием в учреждениях образования. В этот период (от 6 до 17 лет) происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Специальными исследованиями

установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является психологический комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе,

зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Понятие комфортность включает в себя три структурные составляющие:

-психологическая комфортность; -интеллектуальная комфортность; -физическая комфортность. Психологическая комфортность - это состояние, которое возникает в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической

комфортности является:

-положительное эмоциональное

состояние, как ученика, так и учителя;

-доброжелательное отношение между учителем и учеником, так как в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологически комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Принцип психологической

комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка.

Психологическая комфортность

необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей

мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника -это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями

внутришкольной среды. Эта комфортность

связана с сенсорными процессами. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося [2].

Именно поэтому, создание совместными усилиями педагогов, администрации школы, родителями благоприятной поддерживающей среды, хорошего спокойного психологического климата способствует психологической безопасности ребенка, является важным условием благополучного развития детей, позволяющего удовлетворить возрастные потребности школьника и достигнуть цели начального образования - созданию образовательного пространства,

благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося[4].

Именно в руках педагогов и администрации школ находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического

микроклимата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Библиографический список

1. Голубцова, М. В. Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе / М. В. Голубцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23523/

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989 - 185с.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998. - 125 с.

4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»// [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]. -https://adilet.zan.kz/

5. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в

образовательной среде школы: дис. канд. психол. наук. -Великий Новгород, 2013. - 182 с.

Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Жайшикова Г.А., магистрант 2 курса образовательной программы «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: muratayeva-g@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Семкин А.В., Жайшикова Г.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.