Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульмагамбетова Гульдана Балташовна, Кусаинова Улжан Болатовна

В статье рассматривается влияние информатизации на сферу образования. Образовательные учреждения используют разнообразные инструменты ИКТ для передачи, создания, распространения, хранения и управления информацией. В некоторых контекстах ИКТ также стали неотъемлемой частью взаимодействия между преподаванием и обучением, благодаря таким подходам, как замена классных досок интерактивными цифровыми досками, использование собственных смартфонов или других устройств, учащихся для обучения во время занятий и модель «перевернутого класса», когда обучающиеся смотрят лекции дома на компьютере и используют классное время для более интерактивных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульмагамбетова Гульдана Балташовна, Кусаинова Улжан Болатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 007-37

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Кульмагамбетова Г.Б., Кусаинова У.Б. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается влияние информатизации на сферу образования. Образовательные учреждения используют разнообразные инструменты ИКТ для передачи, создания, распространения, хранения и управления информацией. В некоторых контекстах ИКТ также стали неотъемлемой частью взаимодействия между преподаванием и обучением, благодаря таким подходам, как замена классных досок интерактивными цифровыми досками, использование собственных смартфонов или других устройств, учащихся для обучения во время занятий и модель «перевернутого класса», когда обучающиеся смотрят лекции дома на компьютере и используют классное время для более интерактивных упражнений.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение, интернет, образование, человеко-компьютерное взаимодействие.

Когда учителя владеют цифровой грамотностью и обучены использовать ИКТ, эти подходы могут привести к развитию навыков мышления более высокого уровня, предоставить обучающимся творческие и индивидуальные возможности для выражения своего понимания и сделать обучающихся более подготовленными к текущим технологическим изменениям в обществе и на рабочем месте.

Планировщики ИКТ должны учитывать следующие аспекты: рассмотрение общего уравнения затрат и выгод, предоставление и обслуживание необходимой инфраструктуры, а также обеспечение соответствия инвестиций поддержке учителей и другим мерам политики, направленным на эффективное использование ИКТ [1].

Цифровая культура и цифровая грамотность. Компьютерные технологии и другие аспекты цифровой культуры изменили то, как люди живут, работают, играют и учатся, оказывая влияние на создание и распределение знаний и власти по всему миру. Выпускники, менее знакомые с цифровой культурой, все чаще оказываются в невыгодном положении в национальной и глобальной экономике. Таким образом, цифровая грамотность—навыки поиска, распознавания и производства информации, а также критическое использование новых средств массовой

информации для полноценного участия в жизни общества—стала важным фактором, учитываемым в рамках учебных программ [2].

Во многих странах цифровая грамотность формируется за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий в школах.

Некоторые распространенные

образовательные приложения ИКТ включают:

Один ноутбук на ребенка. Менее дорогие ноутбуки были разработаны для использования в школе на основе 1:1 с такими функциями, как более низкое энергопотребление, недорогая операционная система и специальные функции перепрограммирования и ячеистой сети. Однако, несмотря на усилия по сокращению расходов, предоставление одного ноутбука на одного ребенка может оказаться слишком дорогостоящим для некоторых развивающихся стран.

Планшет. Планшеты-это небольшие персональные компьютеры с сенсорным экраном, позволяющие вводить данные без клавиатуры или мыши. Недорогое учебное программное обеспечение можно загрузить на планшеты, что делает их универсальным инструментом обучения. Наиболее

эффективные приложения развивают навыки мышления более высокого порядка и предоставляют обучающимся творческие и

индивидуальные возможности для выражения своего понимания.

Интерактивные белые доски или Смарт-доски. Интерактивные белые доски позволяют отображать проецируемые компьютерные изображения, манипулировать ими,

перетаскивать, щелкать или копировать. Одновременно рукописные заметки могут быть сделаны на доске и сохранены для последующего использования. Интерактивные белые доски ассоциируются с обучением всего класса, а не с деятельностью, ориентированной на учащихся. Вовлеченность обучающихся, как правило, выше, когда ИКТ доступны для использования во всем классе.

Электронные ридеры-это электронные устройства, которые могут содержать сотни книг в цифровом виде, и они все чаще используются для доставки материалов для чтения. Обучающиеся - как опытные, так и неохотные читатели - положительно реагировали на использование электронных книг для самостоятельного чтения. Особенности электронных ридеров, которые могут способствовать положительному использованию, включают их портативность и длительное время автономной работы, реакцию на текст и способность определять неизвестные слова. Кроме того, многие классические названия книг доступны бесплатно в форме электронной книги.

Перевернутые классы. Перевернутая модель класса, включающая лекцию и практику дома с помощью компьютерного обучения, и интерактивной учебной деятельности в классе, может позволить расширить учебный план. Существует мало исследований результатов обучения, учащихся в перевернутых классах. Представления обучающихся о перевернутых классах неоднозначны, но в целом позитивны, поскольку они предпочитают совместную учебную деятельность в классе, а не лекцию

[3].

ИКТ и профессиональное развитие учителей.

Учителя нуждаются в конкретных возможностях профессионального развития, чтобы повысить свою способность использовать ИКТ для формирующих оценок обучения, индивидуального обучения, доступа к онлайн-ресурсам, а также для содействия взаимодействию и сотрудничеству учащихся.

Такая подготовка в области ИКТ должна положительно влиять на общее отношение учителей к ИКТ в классе, но она также должна обеспечивать конкретные рекомендации по преподаванию и обучению ИКТ в рамках каждой дисциплины. Без этой поддержки учителя, как правило, используют ИКТ для приложений, основанных на навыках, ограничивая академическое мышление учащихся.

Для поддержки учителей, когда они меняют свое преподавание, также важно, чтобы руководители образования, супервайзеры, учителя-воспитатели и лица, принимающие решения, прошли обучение использованию ИКТ.

Обеспечение выгод от инвестиций в ИКТ: Для обеспечения того, чтобы инвестиции, сделанные в ИКТ, приносили пользу обучающимся, должны быть выполнены дополнительные условия. Школьная политика должна обеспечивать школы минимально приемлемой инфраструктурой для ИКТ, включая стабильное и доступное подключение к Интернету и меры безопасности, такие как фильтры и блокировщики сайтов. Политика учителей должна быть нацелена на базовые навыки грамотности в области ИКТ, использование ИКТ в педагогических условиях и использование конкретных дисциплин.

Успешное внедрение ИКТ требует интеграции ИКТ в учебную программу. Наконец, цифровой контент должен разрабатываться на местных языках и отражать местную культуру. Постоянная техническая, кадровая и организационная поддержка по всем этим вопросам необходима для обеспечения доступа и эффективного использования ИКТ.

Несмотря на удобства работы ИКТ технологии, есть проблемы внедрения или использования технологии.

Ограниченные ресурсы. Общие затраты на владение ИКТ значительны: подготовка учителей и администраторов, подключение к интернету, техническая поддержка и программное обеспечение, среди прочего. При внедрении ИКТ в классные комнаты политика должна использовать постепенный путь, создание инфраструктуры и внедрение устойчивых и легко модернизируемых ИКТ. Школы в некоторых странах начали разрешать учащимся приносить в класс свои собственные

мобильные технологии (такие как ноутбук, планшет или смартфон), а не предоставлять такие инструменты всем учащимся-подход, называемый "Принеси свое собственное устройство". Однако не все семьи могут позволить себе устройства или планы обслуживания для своих детей. Школы должны обеспечить всем учащимся равный доступ к средствам ИКТ для обучения [4].

Цифровой разрыв относится к неравенству в доступе к цифровым медиа и Интернету как внутри стран, так и между ними, а также к разрыву между людьми, обладающими и не обладающими цифровой грамотностью, и навыками использования медиа и Интернета. Цифровой разрыв одновременно создает и усиливает социально-экономическое неравенство беднейших слоев населения мира. Политика должна намеренно преодолеть этот разрыв, чтобы обеспечить доступ к средствам массовой информации, Интернету и цифровой грамотности для всех учащихся, а не только для тех, кого легче всего охватить.

Языковые группы меньшинств. Учащиеся, чей родной язык отличается от официального языка обучения, реже имеют дома компьютеры и подключение к Интернету, чем учащиеся из большинства. Кроме того, в Интернете им доступно меньше материалов на их родном языке, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с их сверстниками из большинства стран, которые собирают информацию, готовят доклады и документы и больше общаются с помощью ИКТ. Тем не менее инструменты ИКТ также могут помочь улучшить навыки учащихся на языках меньшинств - особенно в изучении официального языка обучения с помощью таких функций, как автоматическое распознавание речи, наличие аутентичных аудиовизуальных материалов и функции чата.

Обучающиеся с различными стилями обучения: ИКТ могут предоставить разнообразные возможности для восприятия и обработки информации, осмысления идей и выражения обучения. Более 87% учащихся лучше всего учатся с помощью визуальных и тактильных модальностей, и ИКТ могут помочь "воспринимать" информацию, а не просто читать и слышать ее. Мобильные устройства также могут предлагать программы, которые обеспечивают дополнительную поддержку обучающимся с особыми потребностями, с такими функциями, как упрощенные экраны и инструкции, последовательное размещение меню и функций управления, графика в сочетании с текстом, звуковая обратная связь, возможность задавать темп и уровень сложности, соответствующая и однозначная обратная связь, и легкая коррекция ошибок [5].

Библиографический список

1. Нурпеисова Т.Б., Кайдаш И.Н. Информационно-коммуникационные технологии. - Алматы: Бастау, - 2017. - 544.

2. Шыныбеков Д.А. и др. Информационно-коммуникационные технологии. Учебник. 1 часть. - Алматы: МУИТ, - 2017. - 586.

3. Шыныбеков Д.А. и др. Информационно-коммуникационные технологии. Учебник. 2 часть. - Алматы: МУИТ, - 2017. - 622.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

Кульмагамбетова Гульдана Балташовна, магистрант, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

КусаиноваУлжанБолатовна, м.т.н., старший преподаватель кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: ulzhan-92-92@mail.ru Дата поступления статьи: 16.03.2021

© Кульмагамбетова Г.Б., Кусаинова У.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.