Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИКТ ВПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусаинова Улжан Болатовна, Есмаганбет Мусатай Галымович, Дауренова Айдын Аскаровн

Сейчас во всем мире наблюдается ряд процессов, имеющих значительное влияние на образовательные системы. Значительно возрастает объем знаний и технологий, соответственно трансформируются во все звенья жизни общества, наблюдается соответствующая нехватка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям. Важной проблемой также является работа и образование XXI века: - формирование умений приспосабливаться к жизни в мире, постоянно меняется в условиях глобализации; - овладение способностями к независимости и самостоятельности; - умениями самостоятельно приобретать знания, знать, как их применять в различных ситуациях; - владеть на высоком уровне профессиональной компетентностью. Все это требует соответствующих изменений в системе образования, навыков непрерывного образования, формирования компетентного специалиста в процессе обучения его в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусаинова Улжан Болатовна, Есмаганбет Мусатай Галымович, Дауренова Айдын Аскаровн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ»

УДК 004.4

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Кусаинова У.Б., Есмаганбет М.Г., Дауренова А.А.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Сейчас во всем мире наблюдается ряд процессов, имеющих значительное влияние на образовательные системы. Значительно возрастает объем знаний и технологий, соответственно трансформируются во все звенья жизни общества, наблюдается соответствующая нехватка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям. Важной проблемой также является работа и образование XXI века:

- формирование умений приспосабливаться к жизни в мире, постоянно меняется в условиях глобализации;

- овладение способностями к независимости и самостоятельности;

- умениями самостоятельно приобретать знания, знать, как их применять в различных ситуациях;

- владеть на высоком уровне профессиональной компетентностью.

Все это требует соответствующих изменений в системе образования, навыков непрерывного образования, формирования компетентного специалиста в процессе обучения его в вузе.

Ключевые слова: современное образование, информационно-коммуникационные технологий, электронное обучение, компетенция, ИКТ впрофесиональной сфере.

Цель статьи заключается в рассмотрении, анализе различных подходов к определению понятия «компетенции» и путей их формирования на основе использования ИКТ.

Сейчас в образовании широкого использования приобрели понятия: «компетенция» и «компетентность» с целью описания качества подготовки и деятельности специалистов, а также до сих пор отсутствует единое понимание сущности этих терминов, они используются для описания конечного результата и различных свойств личности.

«Компетенция» в переводе с латинского «competence» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетентна в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, которые позволяют ей обоснованно судить по этой отрасли и эффективно действовать в ней [1].

Так, понятие «компетенция» чаще всего используется для обозначения:

а) цели образования, которая выражается в подготовленности, обособленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

б) формы сочетания знаний, умений и навыков, позволяет ставить и достигать целей по преобразованию окружающей среды.

И.Зимняя предлагает подход к моделированию совокупности компетенций с позиций оснований:

1) их уровневой сопряженности соподчинения (принцип ривневости / иерархичности);

2) выделение целого, единого и парционального;

3) доминирование процессов развития или формирования для каждой из групп компетенций;

4) определение как парциональних компетенций только качеств, которые формируются, а не свойственных человеку как представителю homo sapiens интеллектуальных и

индивидуальнопсихологичних свойств, которые в то же время имеют последовательно развиваться с целью обеспечения формирования парциональних компетенций [2].

А.Хуторской приводит следующее определение образовательной компетенции - требование к образовательной подготовке, выраженная совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимой для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности [3]. Таким образом, образовательными компетенциями будущие специалисты овладевают при осуществлении обучения в вузе.

Компетенция - социальная требование (норма) образовательной подготовки, обходимо для ее качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

По компетенциям, то И. Зимняя группирует их в виде трех классов:

1) компетенции познавательной деятельности;

2) компетенции деятельности;

3) компетенции информационных технологий (ИТ).

Кроме того, выделяется понятие «ключевых компетенций» как главных компетенций, системообразующих по принятой компетентностной модели выпускника вуза. Здесь важно подчеркнуть, что в основе этой классификации лежит категория деятельности.

С учетом тесной связи компетенций с умениями и навыками, значительное внимание, вместе с тем, акцентируется и на их различия, которая заключается в том, что навыки предусматривают действия в специфической ситуации. Так, по мнению С. Шишова, следует различать то, что, во-первых, компетенции, по своему содержанию, сводятся к общих и специальных способностей, а во-вторых, они доступны для диагностики.

Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразной деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, кроме деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также и мотивационная и эмоционально-волевая сферы, а также важным компонентом компетенций является опыт как интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов в решении задач.

По причине отсутствия единого понимания сущности термина «компетенция», это понятие определяется или как готовность специалиста применять на практике полученные знания, или как способность решать проблемы, то есть компетенцию выражают с помощью активных глаголов, обозначающих действие.

Однако компетенция находится ближе к понятийного поля «знаю, как», чем в поле «знаю, что». «Знаю, что» принадлежит к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со знаниями в действии, и их компетенции, компетентностный подход ближе к целей и задач практико ориентированного образования.

Компетенции возникают как компоненты качества человека, какие-то группы ее свойств, определяющих ее способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида деятельности. Они формируются в процессе обучения, и не только в вузах, но и под влиянием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и тому подобное.

Высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернет технологий обусловили широкое их использование в учебном процессе. Внедрение соответствующих средств обучения требует от преподавателей вузов такой организации учебного процесса, в котором студенты выступают не пассивными потребителями учебной информации, но и ее активными пользователями и трансляторами. Важную роль в организации учебной деятельности будущих специалистов играют учебные ИКТ, в том числе и Интернет-технологии и средства их осуществления.

Одним из действенных средств обучения в сети с использованием средств Интернет-технологий является возможность взаимодействия студентов и преподавателей в учебный и внеучебное время, что дает возможность осуществления самостоятельного обучения.

Для этого создаются мультимедийные системы электронного обучения (e-leaming), в которых студенты и преподаватели имеют возможность эффективно двигаться по собственной траектории обучения, а также работать в режиме реального времени, эти системы характеризуются высоким уровнем интерактивности, учебные материалы содержат величественную количество индивидуальных и групповых задач. Одним из видов такой деятельности являются проектные технологии обучения, которые в интеграции ИКТ образуют телекоммуникационные проекты.

Сейчас распространенной технологией проектного обучения е-leaming является Веб-квест.

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернет [4]. Особое значение в настоящее время приобретает использование технологии Веб-квест в связи с решением требований, которые выдвигает жизнь, работа и образование XXI века, диктует необходимость:

- формирование умений приспосабливаться к жизни в мире, постоянно меняется в условиях его глобализации;

- овладение способностями независимости и самостоятельности;

- умение самостоятельно приобретать знания и знать, каким образом их можно использовать в различных ситуациях.

Следовательно, формирование компетент специалиста, его компетенций в процессе обучения в вузе предполагает формирование его базовых, личностных, социально-значимых и профессиональных компетенций при осуществлении традиционных и инновационных форм и методов обучения. Особое значение приобретает использование ИКТ, что способствует процессу осуществления непрерывного обучения в течение всей жизни [5].

Библиографический список

1. Лебедева М.В., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать. //Информатика и образование. - 2004. - №3. -С95-99.

2. Зимин А.Л., Хеннер Е.К.Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий. // Информатика и образование. - 2004. -№ 12. - С 1-4.

3. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. - 2004. - №12. - С. 5- 9.

4. Кыстаубаева А.Т. Перспектива и эффективность электронного обучения «Е-1еат^» в Казахстане. // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 182-184.

5. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

Кусаинова Улжан Болатовна, магистр технических наук., старший преподаватель кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Есмаганбет Мусатай Галымович, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дауренова Айдын Аскаровна, старший преподаватель кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.