Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СЕТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейрамбек Фариза Мейрамбекқызы, Кусаинова Улжан Болатовна

На этапе развития человеческой цивилизации было несколько информационных прорывов. Первый из них - передача информации из поколения в поколение посредством записи. Вторая - появление издательств. Третий прорыв отличается развитием средств передачи информации, таких как телефон, телевидение, радио и т.д., сложившихся в результате образования электричества. Четвертый прорыв, начавшийся с конца ХХ века - это новый информационный прорыв, формируемый в результате интеграции компьютерных технологий с сетевыми технологиями, ставший информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня этот информационный прорыв становится главной силой в начале удивительных преобразований эпохи. По решению Организации Объединенных Наций «ХХІ век- век информатизации». Республика Казахстан также вошла в новый этап, основным признаком которого является научно-технический прогресс - информатизация общества. В статье рассматривается развитие и использования информационных систем в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мейрамбек Фариза Мейрамбекқызы, Кусаинова Улжан Болатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 004.9

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Мейрамбек Ф.М., Кусаинова У.Б.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация На этапе развития человеческой цивилизации было несколько информационных прорывов. Первый из них - передача информации из поколения в поколение посредством записи. Вторая - появление издательств. Третий прорыв отличается развитием средств передачи информации, таких как телефон, телевидение, радио и т.д., сложившихся в результате образования электричества. Четвертый прорыв, начавшийся с конца ХХ века - это новый информационный прорыв, формируемый в результате интеграции компьютерных технологий с сетевыми технологиями, ставший информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня этот информационный прорыв становится главной силой в начале удивительных преобразований эпохи. По решению Организации Объединенных Наций «ХХ1 век- век информатизации». Республика Казахстан также вошла в новый этап, основным признаком которого является научно-технический прогресс - информатизация общества. В статье рассматривается развитие и использования информационных систем в Казахстане.

Ключевые слова: информационные системы, цифровые технологии, интернет, сеть.

Понятие «информационное общество» было представлено японскими учеными в семидесятые годы прошлого века. В настоящее время эта передовая идея вошла в число многих стран, оказывающих влияние на развитие человеческой цивилизации, науки и образования, развитие общественно-политической структуры государства и ее устойчивое развитие. Основным фундаментом идеи является линейно-информационная технология. И во всем мире развивается особыми темпами. Так как в настоящее время все необходимые ресурсы жизни общества являются структурным системообразующим инструментом для организации управления всеми необходимыми ресурсами и обеспечения духовных, культурных потребностей граждан. Социологи мира этот процесс оценивают как шаг человеческого общества в новую ступень, называемую «информационным обществом», в пути своего развития.

Информационная система - это специальная компьютерная система, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи большого объема информации.

В информатике широко распространено понятие «система». В большинстве случаев оно применяется к техническому оборудованию и программам. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Система также может иметь программу для решения прикладных задач, дополненную процедурами управления и внедрения многочисленных отчетов.

Добавление слова «информационная» к понятию «система» указывает на цели ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, передачу информации, необходимой для процесса принятия решений при решении задач. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

В Законе Республики Казахстан «Об информатизации» дано понятие «информационная система - система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации с применением аппаратно-программного комплекса» [1].

Информационные технологии тесно связаны с информационной системой, которая является основной средой. Информационные технологии являются системой, состоящей из правил,

выполняющих операции, действия, комплекс различных по степени сложности сведений, хранящихся на компьютере. Информационная система предлагает человеко-компьютерную систему обработки информации. Информационная система представляет собой среду, в которой могут быть компьютер, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, составляющие элементы различных технических и программных методов, связей. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. В рамках создания информационного общества принимаются масштабные меры. Так, процесс информатизации в Казахстане начался с 90-х годов.

За это время в республике увеличилось количество компьютерной техники, значительно автоматизирован процесс работы в государственных органах, общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях науки и образования. С 1996 года в стране действует сеть интернет, количество пользователей которых по данным компании Actis System Asia осенью 2000 года достигло 360 тысяч человек. Провайдеры интернета в целом по республике выросли более чем на 60, количество информационных сайтов приблизилось к 2500, тематический круг которых пополняется информацией органов государственного управления, отечественных предприятий, общественных организаций и учебных заведений. В этот период все еще процесс вхождения Казахстана в мировое информационное пространство сократился больше, чем в сравнении с другими развивающимися странами.

В настоящее время проблема создания информационного общества в стране не менее чем на практике развитых стран. В стране сформирована единая информационная инфраструктура, основанная на информационных технологиях.

Концептуальные документы, применяемые в вышеуказанных странах, приняты и в нашей стране. Так, в 1997 году был подписан Указ «О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан». Соответствующим структурам поручено разработать программы, подготовить законопроекты. Правительство приняло специальное постановление во исполнение поручений Президента. В данном документе четко были изложены выводы в соответствии с обстоятельством проблемы, но намеченные в нем меры не были реализованы в течение трех лет. Через три года в марте 2001 года вышел новый Указ Главы государства «О государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан». В целях решения задач, намеченных в данном документе, Правительством принято постановление «Об утверждении Плана мероприятий по реализации государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001-2003 годы». 8 июня 2004 года была принята концепция электронного правительства, в том же году Указом Президента была введена «Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», «Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы».

В настоящее время Государственным агентством Казахстана по информатизации и связи (АИС) была представлена концепция развития интернет-технологий в республике. Миссия программы - создание наиболее оптимальных и благоприятных условий для развития инфраструктуры, а также создание конкурентного рынка услуг связи и электронных услуг, видение сферы деятельности - развитая и доступная информационная, телекоммуникационная и почтово-сберегательная инфраструктура, интегрированная в глобальное информационное сообщество и способствующая повышению качества государственного управления и конкурентоспособности Республики Казахстан.

Сегодня в эпоху информатизации современную жизнь невозможно представить без информационных технологий. В результате динамичного развития информационной революции информация стала главным ресурсом государственного управления. Даже появился новый термин «информационное государство». Указом Президента Республики Казахстан 8 января 2013 года утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020».

Основной целью программы «Информационный Казахстан - 2020» является создание условий, обеспечивающих переход к информационному обществу. Реализация программы будет состоять из двух этапов:

1 этап - 2013-2017 годы;

2 этап - 2018-2020 годы [2].

В настоящее время современная информационная система страны динамично развивается в следующих сферах .

В сфере образования и науки: предусматривается перевод образовательных процессов в электронный формат: распространение материалов, публикация новостей, взаимодействие учащихся, взаимодействие учащихся и преподавателей во всех дошкольных и высших учебных заведениях; внедрение в образовательный процесс обучения основным навыкам практического использования новых программных решений и приложений для конкретной профессиональной деятельности по специальностям. Стоит отметить, что эффективность обучения в системе онлайн формата в условиях пандемии на сегодняшний день становится возможным в результате этих информационных систем.

В сфере здравохранения: Внедрение информационных систем в сферу здравоохранения позволит поднять качество оказания медицинской помощи на новый уровень. На сегодняшний день реализуется ряд проектов в сфере информатизации здравоохранения.

Агропромышленность: В настоящее время в сельском хозяйстве используются следующие информационные системы: Единая автоматизированная система управления отраслями агропромышленного комплекса «E-Agriculture», система электронной торговли в аграрной отрасли, система электронных зерновых расписок. В текущем году будет проведена автоматизация 12 разрешительных услуг и выдача 4 лицензий.

Экология: В Казахстане в атмосферу выводятся газ и высокотоксичные вещества в твердом виде. Если сравнивать количество выбросов от различных стационарных источников, то около 50% из них выпускают источники тепловой энергии, а 33 % - горнорудная и цветная металлургия, еще одним из загрязнителей воздушного бассейна и других компонентов окружающей среды является автотранспорт. Выбросы вредных веществ, которые он производит, особенно в городах, составляют от 25 до 50%. Кроме того, приоритетными направлениями являются промышленность, электронная коммерция, в которых внедрены современные информационные системы.

Использование информационных систем фирмами и организациями определяет их уровень в современном организационно-административном управлении. Информационная система в страховой деятельности представляет собой коммуникационную систему, определяющую сбор, транспортировку, переработку информации об объекте в оснащении предпринимательской деятельности страхования работников различного ранга.

В информационном разделе необходимо найти исходные значения, которые находятся в базе данных, а затем провести их обработку и анализ. Поэтому менеджерам необходимо обладать способностью составлять ситуационные запросы, отсутствующие в плане поиска нужной информации. В программном обеспечении имеются очень мощные инструменты, которые управляют базами данных и включают в себя прикладные пакеты моделирования в соответствии с математической обработкой и анализом результатов. В настоящее время информация становится очень важным ресурсом, а информационные системы являются необходимым инструментом для всех служб.

Информационные системы по различным признакам можно разделить на несколько классов. В основу рассматриваемой классификации заложены наиболее важные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения системы.

В зависимости от объема решаемых задач, применяемых технических средств, функциональности организаций информационные системы подразделяются на несколько групп (классов).

По мере обработки данных информационные системы подразделяются на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Консультант создает информацию, которую принимает человек и входит в положение управления, но не приступает к четко определенной деятельности. Эти системы подражают интеллектуальному процессу обработки знаний, а не данных.

В зависимости от сферы применения информационные системы делят на следующие классы:

- Информационные системы в области организационного управления предназначены для автоматизации управленческих функций персонала как производственных, так и непроизводственных предприятий.

- Информационные системы в области управления технологическими процессами предназначены для автоматизации контроля операций производственного управления производственным персоналом.

- Информационные системы в рамках автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров в создании новой техники или технологии.

- Интегрированные (корпоративные) информационные системы занимаются автоматизацией всех функций фирмы и охватывают всю работу до полного выпуска продукции.

В настоящее время одним из эффективных механизмов развития современных информационных систем Казахстана является программа «Цифровой Казахстан».

Цифровые технологии - самый оптимальный способ экономического прорыва. А шаг на новый этап развития с его применением - одна из главных задач для нашего народа. Глава государства, Первый Президент Казахстана Н.Назарбаев в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» подчеркнул, что для развития страны необходимо внедрять передовые технологии и инновации в производство и развивать 3D принтинг, онлайн-торговлю, мобильный банкинг, здравоохранение, образование и другие важные сферы.

Программа «Цифровой Казахстан», принятая в стране для лучшего освоения новых технологий, реализуется по четырем направлениям. Первое направление - обеспечение села-региона широкополосным интернетом и повышение транзитного потенциала Казахстана.

Второе направление - внедрение цифровых технологий в отраслях экономики: транспорт и логистика, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и электронная торговля.

Третье - повышение качества работы государственных органов и четвертое - подготовка 1Т специалистов.

В Казахстане набирает обороты развитие мобильного банкинга, онлайн-торговли и цифровых услуг. В дальнейшем усилия будут направлены и на развитие коммуникаций, и на совершенствование технологий. В этом деле следует обратить внимание на успешный опыт других государств. Известно, что система автоматизации в стране существует давно. А цифровые технологии только-только начали входить в нашу повседневную жизнь. В настоящее время создаются все условия для облегчения работы людей. Инструменты оказания услуг совершенствуются и обновляются.

В крупных компаниях, хозяйствах стали работать умные роботы. Одним из примеров является то, что в настоящее время в разных хозяйствах устанавливаются новые технологии. Они со временем обновляются, и оборудование последнего поколения быстро и качественно обслуживается в процессе работы, растет спрос. С одной стороны, экономилось время, уменьшалось количество людей на рабочем месте. Цифровые технологии в сельском хозяйстве имеют следующие преимущества. GPS-устройство подходит для установки на племенных животных [3].

Потому что, зная время осеменения, можно заранее определить время отела. Узнать, с каким видом гибридизуется, и определить качество приплода. И вот, как вы заметили, цифровая технология становится самым быстро окупаемым и надежным инструментом быстрого развития экономики.

И, к счастью, с помощью новых технологий открываются новые возможности. Предлагаем вашему вниманию план реализации программы «Цифровой Казахстан»:

- Электронная торговля;

- Цифровизация направления малого и среднего бизнеса;

- Цифровизация государственных учреждений;

- Усиление кибербезопасности;

- Поддержка информационно-коммуникационных технологий для развития научно-исследовательских работ;

- Полноценная реализация проекта «Умный город»;

- Цифровизация начального и среднего образования;

- Создание международного технопарка IT - startup;

- Формирование системы Фонда медицинского социального страхования.

В настоящее время Министерство инноваций и развития намерено перевести данные с дорожной метеорологической станции в единый диспетчерский центр. Это позволяет быстро реагировать на перепады температур, дорожные условия. Метеостанция оборудуется камерой видеонаблюдения, а также досками оповещения с отображением различных предупреждений и информацией. По дороге он из-за непогоды будет показывать: «Предупреждение!», «Лед!», «Внимание!», «Дождь!», «Ограничение скорости!» и несколько других сообщений. Благодаря этой новой технике дорожники смогут заранее спроектировать, сколько спецтехники необходимо для очистки от наледи и снега с выбоин. На платных дорогах видеокамеры работают круглосуточно. Кроме того, во всех регионах были установлены устройства, показывающие скорость движения транспорта и выявляющие нарушителей скоростного режима. Да, действительно, все эти работы планомерно реализуются. Для доступа к сети Интернет, помимо областных, районных центров, создаются благоприятные условия для отдаленных сел.

Очевидно, что все это шаги, предпринятые для внедрения цифровых технологий. В течение нескольких лет казахстанцы держали различные мобильные телефоны. С каждым годом их функции менялись, а возможности увеличивались. Телефоны, которые изначально использовались только для средств связи, постепенно перешли на айфоны, айпады, смартфоны. Сегодня ваш мобильный телефон является не только средством связи, но и компьютером со свободным подключением к сети интернет. Люди загружали на свои мобильные телефоны различные социальные сети и высказывали свое мнение в связи с происходящими в обществе событиями.

Также запущена национальная спутниковая сеть теле-радиовещания OTAU TV, расширена аудитория отечественных каналов, увеличены возможности. В результате областные телеканалы, вещающие из разных регионов республики, можно увидеть в любом регионе страны. Раньше можно было смотреть каналы, которые показывают только в таких крупных городах, как Астана и Алматы. В дальнейшем планируется работа в рамках реализации программы по повышению качества жизни казахстанцев и цифровизации национальной экономики. В стране 2020 года планируется увеличить количество пользователей интернета до 80%, охватить цифровым вещанием 95% населения, повысить цифровую грамотность граждан до 80%. Сейчас новые технологии развиваются настолько быстро, что через социальную сеть Facebook записано более 4 миллионов постов, через Skype общаются 100 тысяч человек в час. Кроме того, мы автоматизировали все, что мы потребляем в повседневной жизни: телевизор, холодильник, стиральную машину и машину.

Компании и фирмы полностью покрывали свои автомобили GPS-навигаторами. Сидя на одном месте, они знают, куда они шли, в каком направлении двигались, все знают. Сотрудники полиции могут отслеживать скорость автомашин с помощью детекторов «радар». Значительно развита и технология самолетов и тепловозов. Это все достижение новой технологии. Преимущества и эффективность новых технологий огромны.

Например, в умных домах, которые вы просматриваете в интернете, видно, что все легко управляется. Теперь вы можете включить свет внутри умного дома, ударив обе ладони друг о друга, а также включить и выключить телевизор, управляя ртом. Кроме того, в кухне и ванной комнате появилась возможность творить подобные чудеса. Вывод: через систему цифровых технологий страна будет добиваться лучших показателей в каждой отрасли. С течением времени возможности людей также увеличатся. Раньше мы думали, что такие умные технологии войдут в

нашу жизнь? Сегодня в нашу жизнь проникают невероятные творения, порожденные человеческим воображением. Новые продукты, новое качество услуг, новые устройства - яркий пример системы цифровых технологий. Это, несомненно, достижение XXI века.

Проект «электронного правительства», возникший на основе создания современных информационных систем в стране, в настоящее время позволяет гражданам получать государственные услуги в онлайн формате, не выходя из дома.

«Электронное правительство» - это изменение внутренних и внешних отношений государственных органов на основе использования возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в целях автоматизации и оптимизации государственных услуг, повышения вовлеченности общества в вопросы государственного управления и совершенствования внутренних бизнес-процессов.

К основным целям формирования «электронного правительства» относятся:

- оказание государственной услуги с использованием ИКТ;

- увеличение степени участия граждан в процессе государственного управления;

- повышение внутренней эффективности государственной службы.

Идея создания «электронного правительства» впервые в Казахстане была поднята Главой государства Н.Н. Назарбаевым в 1997 году в государственной программе «Казахстан-2030». Внедрение «электронного правительства» в Казахстан направлено на улучшение качества и сокращение сроков оказания государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к различным государственным базам, возможность модернизации деятельности государственных органов, создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

На сегодняшний день успешно реализованы многие задачи начального этапа формирования в Казахстане «электронного правительства», определенные государством в государственных программах в области развития ИКТ страны соответствующими законодательными актами [4].

Библиографический список

1. Закон об информатизации РК от 11.01.2007 г (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) ст 11-13.

2. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020», утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года №464.

3. Жаманкарин М. М., Макенова М. Х. Развитие информационно-коммуникационных технологий в Казахстане // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 175-176.

4. Садуакасов А. Инновация - бэсекеге кабшеттшк кепш. // газет Егемен ^азакстан. -2008, 10 октябрь.

Мейрамбек Фариза Мейрамбеккызы, магистрант, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Кусаинова Улжан Болатовна, магистр технических наук, старший преподаватель кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: ulzhan-92-92@mail.ru

Дата поступления статьи: 10.11.2020

© Ф.М. Мейрамбек, У.Б. Кусаинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.