Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОГУЛКА / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батырбаева Надия Кадыровна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Ткач Юлия Викторовна

В статье рассматриваются особенности развития познавательной активности дошкольников. Для развития познавательной активности исследуется использование прогулки. В статье приводится модель развития познавательной активности дошкольников, которая представлена как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов и связана с уровнями развития познавательной активности. Приводятся рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батырбаева Надия Кадыровна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Ткач Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ для развития познавательной активности

ДОШКОЛЬНИКОВ

Батырбаева Н.К.

Центр педагогического мастерства ( г. Петропавловск, Республика Казахстан) Власенко СВ., Корягина О.В., Ткач Ю.В.

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития познавательной активности дошкольников. Для развития познавательной активности исследуется использование прогулки. В статье приводится модель развития познавательной активности дошкольников, которая представлена как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов и связана с уровнями развития познавательной активности. Приводятся рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, прогулка, развитие познавательной активности, познавательная компетентность, формы организации занятий.

Актуальность исследования обусловлена определением в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстандошкольного воспитания и обучения главной цели «дошкольного воспитания и обучения на общенациональном уровне: развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностях» [1].

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Задача современного образования - воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. В Концепции государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года отмечается, что одним из основных направлений реализации Концепции является обеспечение формирования здорового образа жизни и экологической грамотности детей и подростков: формирование экологического поведения школьников через вовлечение их в различного вида экологическую социально-значимую деятельность, формирование у них опыта эколого-правового поведения; расширение контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную проектно-исследовательскую деятельность по изучению и охране природоокружения путем проведения экскурсий, экспедиций, конкурсов [2].

В условиях нарастающей глобализации социально-экономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма казахстанского образования. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения [1], а также в программе «Балбебек» отмечается, что умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Стандарт дошкольного образования предполагает использование инновационных подходов к организации педагогического процесса в организациях дошкольного воспитания и обучения [3].

От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в начальной школе, а также становление личности ребенка. Важной предпосылкой для успешного обучения детей 4-5 лет в общеобразовательной школе является формирование познавательной активности дошкольников. Роль дошкольного образования постоянно повышается и на сегодняшний день выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение.

Следует отметить, что в современной системе образования приоритетным субъектом становится личность с ее потребностями, интересами, свойствами и индивидуальными особенностями. В этой связи происходит все более активный переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме образования, поэтому направленность образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения на развитие дошкольников становится актуальной проблемой. Такая значимость обусловлена и требованиями, отраженными в государственных документах (Закон Республики Казахстан «Об образовании» [4], Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы [5].

Дошкольный возраст наиболее сензитивен для формирования познавательной активности детей. Руководить формированием познавательной активности ребенка - это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и направлять его на способы их решения. Не всегда в процессе формирования познавательной активности дошкольников наблюдается нарастание исследовательской активности и стремление ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач.

Импульс развитию дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан придала программа «Балапан» на 2010-2014 годы [6].

От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в начальной школе, а также становление личности ребенка. Важной предпосылкой для успешного обучения детей 4-5 лет является подготовка дошкольников развитие их познавательной активности. Роль дошкольного образования постоянно повышается и на сегодняшний день выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Методика развития познавательной активности призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к усвоению основ наук. Одним из эффективных, но недостаточно применяемых методов в учебно-воспитательном процессе детского сада, при развитии познавательной активности, на наш взгляд, является прогулка. Мы считаем, что применение этой формы организации занятий позволит наиболее полно развить познавательную активность у детей 4-5 лет.

Нередко, несмотря на использование в дошкольных образовательных учреждениях формы обучения и воспитания: прогулка, эта работа носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень формирования познавательной активности. В результате развивающие возможности прогулки остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии познавательной активности на ступени среднего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования прогулки как условия развития познавательной активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

В образовательной области «Познание» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению некоторыми способами природоохранной деятельности, навыками работы с различными источниками информации [7].

Взрослый привлекает детей к организованной познавательной деятельности без психологического принуждения, занимая позицию заинтересованного партнёра-участника. Организованная познавательная деятельность в рамках образовательных областей может быть реализована в нескольких направлениях:

- организация многофункциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников по типу тематических центров (обеспечение самореализации детей с разными интересами и уровнем развития).

- использование разнообразных форм организации детей (парами, подгруппами, всей группой), соответствующих их интересам и возможностям.

В соответствии с этими направлениями педагогический процесс включает следующие компоненты:

1) Организованная образовательная деятельность на основе общения, игры, экспериментально-поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками (занятия различного типа, вида, характера, в соответствии с базисным учебным планом);

2) Организованная деятельность по воспитанию и развитию детей:

а) свободная самостоятельная деятельность детей:

б) совместная деятельность взрослого с детьми:

- игровая деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- проектная деятельность и т.д. [8].

Если рассматривать дошкольное образование как первый уровень в цепочке непрерывного образования, то итогом этого уровня образования должно быть соответствующее возрасту развитие личности ребенка. При этом необходимо уточнить, что личностное развитие невозможно без соответствующего интеллектуального развития. Показатели развития при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст фактически будут теми психологическими новообразованиями, которые необходимы ребенку для продолжения развития дальше в условиях образования уже на следующем уровне образовательной системы - уровне общего образования.

Модель развития познавательной активности дошкольников представлена нами как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов и связана с уровнями развития познавательной активности, что отражено в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели уровней развития познавательной активности_

№ Показатели Индикаторы оценивания уровня развития познавательной активности

1 Ориентировка в свойствах предметов Ориентируется в свойствах и признаках предметов, выделяет признаки, назначение предметов, определяет материал и его свойства, ориентируется в пространстве, способен к познавательной деятельности

2 Познание окружающего мира, экологические представления В разной степени проявляет интерес к знаниям о людях, Республике, сезонных изменениях в природе, растениях, животных, выявляет взаимосвязь со средой обитания

3 Конструктивные навыки Стремится создавать разной степени сложности постройки из конструктора, из бумаги изготавливать поделки из природного материала, проявляется творческий характер деятельности

4 Работа с информацией Проявляет мотивацию к поиску информации, отвечает на произвольные вопросы, знает способы и приемы познания

6 Практические действия Стремится к самостоятельности, творческой деятельности

7 Поисковая и экспериментальная деятельность Проводит наблюдения, простые опыты, измерения по заданию учителя, моделирует, конструирует из готовых деталей, самостоятельно находит новые решения в новых нестандартных познавательных ситуациях

Изучение психолого-педагогической литературы и анализ опыта работы показали, что познавательная активность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации и есть смысл говорить о её развитии только тогда, когда она проявляется в какой-либо ситуации, предполагающей мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.

Определение понятия «познавательная активность дошкольника» стало основой для выявления компонентов, критериев и показателей. Чтобы помочь дошкольникам чувствовать себя комфортно, высвободить имеющиеся у них интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития педагогу необходимо:

- знать особенности индивидуального развития каждого ребёнка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними;

- помогать дошкольника сформировать необходимые навыки и внутренние психологические механизмы, помогающие успешно обучаться и общаться; способствовать превращению имеющихся у дошкольников широких побуждений в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, от которой во многом зависит успешное овладение учебной деятельностью в этом возрасте;

- использовать активные формы обучения и воспитания, в частности, прогулку.

Интеллектуальная сфера дошкольника формируется не только при целенаправленном

руководстве взрослых, но и в свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только усвоение готовых способов действия и отработанных схем, но и построение новых, формирование познавательной активности. И одно из главных условий развития познавательной активности дошкольников - изменение содержания прогулок.

Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы. Разработанное содержание прогулок может быть использовано для проведения занятий с детьми 4,5 лет для формирования у них познавательной активности.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 - 4,5 часа.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

- В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

- Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается: оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

Библиографический список

1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. - Астана, 2009. - 31 с.

2. Концепция государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года - http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113

3. Программа «Балбебек». - Алматы: Республиканский издательский кабинет Каз. Академии образования им. И. Алтынсарина, 1999. - 180 с.

4. Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. - Астана, 2018. - 352 с.

5. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 20202025 годы. - Астана, 2019.

6. Программа «Балапан» 2010- 2015 годы. -Астана, 2010.

7. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«^з мектепке барамыз». - Астана, 2009. - 99 с.

8. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). - Астана, 2009. - 100 с.

Батырбаева Надия Кадыровна, специалист Центра педагогического мастерства (Республика Казахстан, г. Петропавловск).

e-mail: nadi .batyrbaeva@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: sveta vlasenko@mail.ru

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: olga koryagina@mail.ru

Ткач Юлия Викторовна, студентка 3 курса специальности «педагогика и психология», Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 29.09.2020

© Батырбаева Н.К., Власенко С.В., Корягина О.В., Ткач Ю.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.