Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Семкин Александр Владимирович, Далиева Индира Садвакасовна

В статье рассматриваются необходимость работы образовательного учреждения по здоровьесбережению, роли учителя в формировании здорового образа жизни. Приводятся ими и данные исследований об информированности детей и их ориентированности на здоровый образ жизни, а также результаты анкетирования родителей, выявляющие не всегда однозначное и последовательное отношение к формированию здорового образа жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Семкин Александр Владимирович, Далиева Индира Садвакасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 373.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Алхатова Т.С. КГУ «ОПМПК» Семкин А.В., Далиева И.С. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматриваются необходимость работы образовательного учреждения по здоровьесбережению, роли учителя в формировании здорового образа жизни. Приводятся ими и данные исследований об информированности детей и их ориентированности на здоровый образ жизни, а также результаты анкетирования родителей, выявляющие не всегда однозначное и последовательное отношение к формированию здорового образа жизни

Ключевые слова: профилактика, здоровый образ жизни, младшие школьники, здоровьесберегающие технологии

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность охраны здоровья в собственной деятельности, оказывать содействие работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении[1].

В последнее время наблюдается реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков [2].

При ежегодном медицинском осмотре детей поступающих в первый класс выявляется, что около 20-30 % детей имеют те или иные проблемы в здоровье. В процессе обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза.

Проблемами здоровья и формированию здорового образа жизни занимались в Российской Федерации Курбатова А.С., Шкода Г.Н., которые ставят перед педагогами начальной школы задачи о необходимости формирования соблюдения режима дня и правильной его организацией.

Недопустимо, считают исследователи, перегружать большим объемом домашнего задания, важно создавать благоприятную для ребенка адаптированную социальную среду, формирующей максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.[3]

Составляющие факторы здорового образа жизни:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков

окружающая среда:

безопасная и благоприятная дня обитания, знания о влиянии окружающих

предметов на здоровье

движения: физически

активная жизнь с учетом

возрастных и

физиолопяе ских

особ енно стей

-питание: умеренное,

соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека.

информированность о

качестве употребляемых

1ттпогтуктов:

гигиена организма:

соблюдение правил личной и общественной гигиены,

владение навыками первой помощи

отказ от вредных привычек: курения, употребления

наркотиков. употребления алкоголя:

закаливание [4].

Общественным объединением «Нур-Отан» в Республики Казахстан проведены проверки школьных столовых, которые выявили ряд нарушений в организации питания школьников. Введены запреты продажи газированных напитком и продуктовых товаров влияющие на ухудшение здоровья школьников. Организованы ряд профилактических мер и информационных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и важной роли семьи в этой работе.

В свою очередь образовательное учреждение должна внести значительный вклад в решении вопросов формирования устойчивых установок, на ведение здорового образа жизни, внедряя здоровьесберегающие технологии.

Педагогу необходимо формировать устойчивую мотивацию у детей младшего школьного возраста к ведению здорового образа жизни, потому что дети не всегда понимают как это осуществить.

В свою очередь педагоги начального звена, считают, что этим непосредственно должен заниматься учитель физической культуры, педагог-организатор и.т.д. В сущности, учитель начальных классов, переложив ответственность на других, оставляет детей с проблемами в здоровье без поддержки.

Мы же предлагаем внедрение в обязательном порядке элементов кинесиологии в учебный процесс. К сожалению, в высших учебных заведениях студентам специальности «Педагогика и методика начального обручения» не преподают дисциплин таких как «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Физиологические, психологические и социально-педагогические основы здорового образа жизни» и т. д.

Подготовленный и вооруженный знаниям педагог начального звена в области физиологического, психофизиологического состояния здоровья детей смог бы разработать и реализовать конкретные педагогические программы по восстановлению и укреплению здоровья среди всех участников образовательного процесса.

Внедряя в учебный процесс Гимнастику Мозга, которая представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения для улучшения учения на уровне работы целостного мозга.

Данные упражнения способствуют усвоению учебных навыков, учитывая тот факт, что сейчас за школьную парту уже садятся дети шести лет, у многих из которых еще не сформировались предпосылки учебной деятельности.

Слово "Образовательная" заимствовано из латинского "Educare" и означает "вытягивать" (воспитывать). Слово "Кинесиология" от греческого корня "Kinesis" - "Движение" означает учение о движении тела человека.

Образовательная Кинесиология - это система, помогающая обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.

Почему именно данная здоровьесберегающая технология предложена нами, ответом на это послужит изученное нами исследование, в котором мы выявили, из 100% учащихся начального звена 90% детей имею диагноз минимальная мозговая дисфункция или можно выразить кислородное

голодание мозга.

Недостаточно обогащенный кислородом мозг ребенка не в состоянии принят весь информационный поток учебного материала, что приводит к нарушениям учебной деятельности. Потому как процесс переработки информации немного снижен и в течение 40 минут урока ребенок не успевает за темпом деятельности всего класса.

Рисунок 1. Функции основных зон большого мозга

Информация, которая поступает в задние отделы мозга человека и сохраняется там как в "жестком диске" процессора. Форму "выражения" информация получает, когда переходит в передние отделы.

Но информация не всегда может быть доступна передним отделам мозга и тогда ребенок не

способен выразить заученное, что ведет ученика к синдрому отстающего.

Как и оперативно-запоминающая устройство системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код, обрабатываемые процессором и если происходит сбой системы напряжения то ОЗУ, приводит к искажению или разрушению информации.

Рисунок 2. Простейшая схема взаимодействия оперативной памяти

Если от объёма оперативной памяти зависит количество задач, которые одновременно может выполнять компьютер, то от поступления достаточного кислорода в мозг зависит формирование нарушении письма, учебных навыков, пространственной ориентировки, работоспособность, концентрации внимания, память.

Но если в учебном процессе своевременно пользоваться образовательной кинесиологией эффективности усвоения учебных знаний значительно повысится, а это происходит потому что педагог использует в работе целостность мозга в процессе учения.

Двигательные процедуры переобучения мозга и упражнений гимнастики мозга, дают возможность учащимся задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Их можно использовать целенаправленно, например, на уроках чтения обращаются к движениям, развивающим навыки чтения.

Разумеется, ни одного ребенка нельзя заставлять выполнять движения, если они создают дискомфорт. Каждый ученик должен работать в рамках своих собственных возможностей.

Таблица 1.- Функциональная направленность упражнений «Гимнастика мозга»

Сферы воздействия упражнения Активное слушание Понимающее чтение Письмо Математика Выполнение домашних заданий Творческое мышление Выполнение контрольных работ Быстрое чтение Навыки самосознания Координация тела

1.1. Перекрестные шаги + + + + +

1.2.Ленивые восьмерки + + +

1.3.Двойной рисунок + + + +

1.4.Алфавит восьмерками + + +

1.5. Слон + + +

1.6. Вращение шеи + + + +

1.7. Ракер + +

1.8.Брюшное дыхание + +

1.9.Перекрестные шаги сидя +

1.10. Энергизатор + +

2.1. Сова + + + +

2.2. Активизация руки + + + +

2.3. Сгибание стопы ног + + +

2.4. Помпа икр ног + + + +

2.5.Гравитационное скольжение + + + +

2.6. Заземлитель + +

3.1. Кнопки мозга + + +

3.2. Кнопки Земли + + +

3.3. Кнопки баланса + + + +

3.4. Кнопки космоса + + + + +

3.5.Энергетическая зевота + +

4.1. Крюки + + +

Авторами данной здоровьесберегающей технологии являются Пол И. Деннисон. Доктор философии в образовании является пионером в области прикладных исследований деятельности мозга. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления учебных достижений личности. В ходе работы в области экспериментальной психологии Пол И. Денисон подтвердил развитие навыков начального чтения и его влияния на мышление данной технологии[5].

В этом случае педагогу не придется подбирать дифференцированные задания каждому ребенку для поднятия эффективности обучения, в иных случаях создавать программы, направленные на повышение мотивации, увлеченности, на подкрепление, тренировку и "запечатление" учения.

Таким образом, здоровый образ жизни - это не только профилактика табакокурения, потребления алкоголя, это ещё и эффективные методы работы здоровьесберегающих технологий педагогами начальной школы.

Библиографический список

1. Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты ^азакстан» на 2011-2015 гг.

2. Алхатова Т.С. Межведомственное взаимодействие по профилактике болезней- это гарантия рождения здоровых детей. Наука и общество: проблемы современных исследователей. Материалы Х Международной научно-практической конференции. 19 мая 2016г.

3. Курбатова А.С., Шкода Г.Н. Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

4. Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. - 2010. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vmo.rgub.ru/lib_ activity/ practice/rgbm7.php. свободный.

5. Пол И. Деннисон, Гейл И. Деннисон. Гимнастика Мозга.1989.Колифорния.

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультция» Управления образования Акмолинской области (Республика Казахстан г. Кокшетау)

Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова. (Республика Казахстан г. Кокшетау)

Далиева Индира Садвакасовна, студентка специальности «Педагогика и психология начального образования», Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова. (Республика Казахстан г. Кокшетау)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.