УДК 373.31
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАОГА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Алхатова Т.С.
Руководитель КГУ «ОПМПК» Семкин А.В., Иманжанова Б. Н.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: в статье затронуты вопросы компетенции педагога в условиях современной системы образования, ключевые моменты по использованию инновационных технологий и основные цели обновленных стандартов обучения.
Ключевые слова: инновация, технология, школа, рынок труда, система образования, стандарт образования.
Прежде чем осуществить анализ возможностей использования инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования необходимо изучить, достаточно ли подготовлены современные педагоги к применению педагогических технологий и тем более инновационных.
Искусство обучения в огромной мере состоит в умении правильно поставить дидактический процесс и точно реализовать цели обучения. Ёще Я.А.Каменский писал «...подобно тому, как на чистой доске сведущий в своём деле писатель мог бы написать, а живописец - нарисовать, что угодно так и в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее всего, что вина не в доске (если она только не бывает шероховата), но в умении пишущего или рисующего» [1].
Педагог современной формации должен знать через историю педагогики теорию и технология обучения, профессионально владеть навыками использования информационных, инновационных технологий, в состоянии оценить грамотность, научную основательность и целесообразность предлагаемых ему методик.
Обновленная система образования требует от педагога соблюдение методической культуры и практической реализации образовательной, воспитательной и развивающей функцией. На рисунке 1 мы показали методы формирования учебно-воспитательной компетенции, которая не возможна, если педагог не владеет тем, что изложено выше.
Рисунок 1. Методы формирования учебно-воспитательной компетенции
Нужно принять тот факт, что в Республике Казахстан сегодня экономика, бизнес и государственные услуги находиться в цифровой среде. Инновационные технологии изменяют ландшафт будущих профессий.
Изменение рынка труда определила, что 65 % детей обучающихся в начальной школе будут работать на новых видах работы, которые сейчас не существуют. Рисунок 2.
1Т- медик
Веб-психолог
онлаин-сёоЛенгист
Рисунок 2. Изменение рынка труда.
Поэтому современный педагог должен легко ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий и инновации, при этом не тратить коэффициент полезного действия на открытие уже известного, а умело применять в практической деятельности.
Анализ использования инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования влияет на удовлетворение потребностей личности и ее развитие.
В настояещее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок приминительно к различным целям[2].
Рассморим направления:
• развитие познавательных способностей по Б.Блуму - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка знаний;
• развитие познавательных процессов - воображение, мышление, память, восприятие, внимание;
• удовлетворение потребности в - подготовленности и преодолении, общении, игре, познаниее и уважении, безопасности, творчестве, самоактуализации, самоутверждении;
• развитие активности словарного запаса (устной и письменной речи);
• формирование положительной мотивации учения[3].
Инновационные технологии, применяемые в обучении предполагают формирование ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности, но для реализации всех данных направлений необходимо:
Современный урок с применением инновационных технологий должен соответствовать современным критериям качества образованности учащихся. Урок представляет комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметные аспекты взаимосвязаны.
Беспалько В.П. в своей работе «Слагаемые в педагогической технологии» отмечает, что определение конечного результата дидактического процесса должно быть достоверным и определяться объективными методами. Педагог должен осуществляться поиск способа устранения
допущенных ошибок в дидактическом процессе, приведших к недостаточному усвоению знаний учащимися[4].
На этапе применения инновационных технологий оценивание достижения учащихся педагог должен обосновывать своим высоким профессиональным знанием в области современного состояния методов и средств диагностирования достижений обучающихся, понимать сущность и роль, функции оценки, структуру оценочной деятельности, цели, принципы
критериального оценивания достижении учащихся, психолого-педагогические основы организации критериального оценивания учащихся.
Основная цель обновленных стандартов обучения - развитие функциональной грамотности учащихся, которая обусловлена индикаторами грамотности при решении бытовых проблем, действий в чрезвычайных ситуациях, коммуникативное владение иностранными языками, информационной, общей, компьютерной грамотности.
Таким образом, педагог обновленной системы образования должен владеть аналитической способностью, оценивать себя реально и критично, а его профессиональная компетентность многофункциональной, надпредметной, междисциплинарной, многомерной, интеллектуально развитым.
Библиографический список
1. Коменский Я. А. Великая дидактика//Избр. пед. соч, М., 1955. С. 380.
2. Жайтапова А.А., Шамина Г.А. Содержание деятельности методиста в контексте модернизации образования. Алматы.2006.
3. Жампеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы.2006.
4. Беспалько В.П. Слагаемые в педагогической технологии.-М.;.1989
Алхатова Толкын Сериковна, руководитель КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультция» Управлении образования Акмолинской области (Республика Казахстан г.Кокшетау)
Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова. (Республика Казахстан г.Кокшетау)
Иманжанова Бахыт Нагашваевна, студентка специальности «Педагогика и психология начального образования», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).