Научная статья на тему 'Предмет методики обучения черчению. История возникновения обучения черчению (графике)'

Предмет методики обучения черчению. История возникновения обучения черчению (графике) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / ЧЕРЧЕНИЕ / ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ КАК ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ЧЕРЧЕНИЯ / НАЧАЛО СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ В ЭПОХУ ПЕТРА I В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлен ответ на первый вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. На основе классических учебно-методических пособий [2-3 и др.] в докладе раскрыта сущность понятия «Методика обучения черчению», даны задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки, ведётся речь о вопросах, рассматриваемых общей и частной методикой черчения, рассмотрены основные исторические этапы развития обучения учащихся черчению. В конце статьи приведены контрольные вопросы для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет методики обучения черчению. История возникновения обучения черчению (графике)»

Теория и методика обучения и воспитания

109

проводится воспитателем под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками связной монологической речи. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда. На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной монологической речи.

Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:

- коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи;

- целенаправленное развитие фразовой речи;

- навыков речевого общения;

- обучение рассказыванию.

Итак, суммируя вышеизложенное, можно отметить, что успех коррекционного обучения детей с ОНР во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях, в содержание которых входит формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Кроме того, проводится работа по формированию звуковой культуры речи.

Список литературы:

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1998.

3. Еремина В.Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами // Дефектология. - 2002. - № 5.

ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ (ГРАФИКЕ)

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен ответ на первый вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

110

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. На основе классических учебно-методических пособий [2-3 и др.] в докладе раскрыта сущность понятия «Методика обучения черчению», даны задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки, ведётся речь о вопросах, рассматриваемых общей и частной методикой черчения, рассмотрены основные исторические этапы развития обучения учащихся черчению. В конце статьи приведены контрольные вопросы для студентов.

Ключевые слова методика, обучение, черчение, задачи методики обучения черчению как отрасли педагогической науки, общая и частная методика черчения, начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах, обучение школьников черчению в современных условиях.

1. Задачи и сущность предмета «Методика обучения черчению».

Общая и частная методика черчения

«Методика» (от древнегреческого «методос») - «путь исследования», «способ познания».

Задачи методики обучения черчению:

1. Определение конкретных целей изучения черчения, его познавательного и воспитательного значения как учебного предмета.

2. Определение содержания и структуры обучения.

3. Разработка наиболее рациональных методов, средств и форм обучения, обеспечивающих прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

4. Исследование процесса усвоения знаний учащимися.

Следовательно, методика обучения черчению - это область педагогической науки, определяющая задачи, содержание и методы обучения черчению школьников, изучающая рациональные приёмы выполнения графических работ, разрабатывающая формы и средства эффективной организации учебного процесса исходя из целей и задач образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения черчению.

Методика черчения делится на общую методику и частную.

Общая методика рассматривает теоретические основы курса: цели и задачи изучения черчения в школе; содержание и структуру курса; разработку методов и организационных форм обучения; отбор, разработку и исследование методических средств обучения; выявление межпредметных связей черчения; определение понятий и др.

В частной методике рассматриваются содержание и последовательность изучения тем программы, пути формирования понятий, рекомендации по

Теория и методика обучения и воспитания

111

применению средств обучения, содержание графических и практических работ и т.п.

2. Эволюция графического образования в России: зарождение методики черчения как самостоятельной области педагогической науки; начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах; состояние графической подготовки в разные последующие годы и на современном этапе

Методика обучения черчению оформилась как самостоятельная область педагогической науки сравнительно недавно. Становлению методики обучения черчению большое влияние оказала работа «Методика преподавания черчения в средней школе» С.И. Дембинского и В.И. Кузьменко, изданная в 1965 году [21], а в 1966 году был опубликован фундаментальный труд «Основы методики обучения черчению» под редакцией А.Д. Ботвинникова.

Большой вклад в развитие методики обучения черчению внесли В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок, И.С. Вышнепольский, Ю.Ф. Катханова, М.Н. Макарова, Н.О. Севастопольский, Н.С. Николаев, Н.Н. Анисимов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов и многие другие учёные-методисты, учителя-практики и преподаватели вузов.

На сегодняшний день существует пять вариантов учебно-методических комплектов (УМК), состоящих из учебных программ, учебников, рабочих тетрадей, задачников, пособий для учителей, авторами которых являются [4, 5]:

1. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С., Гервер В.А., Селиверстов М.М., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.И. (руководитель авторского коллектива - Ботвинников А.Д.) [4];

2. Степаковой В.В., Анисимовой Л.Н., Гордеенко Н.А., Курцаевой Л.В., Шершевской А.И., Гервером В.А., Катхановой Ю.Ф., Миначевой Р.М., Виноградовым В.Н., Василенко Е.А., Альхименком А.А., Якуниным В.И., Са-мовольновой Л.Е. (рук. авт. колл. - Степакова В.В.) [4];

3. Павлова А.А., Симоненко В.Д., Корзинова Е.И., Жуков С.В. (рук. авт. колл. - Павлова А.А.) [5];

4. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А., Дрягина В.Б., Преображенская И.Ю. (рук. авт. колл. - Преображенская Н.Г.) [5];

5. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. (рук. авт. колл. - Ройтман И.А.) [5].

Систематическим обучением черчению в России стали заниматься в эпоху Петра 1 в горнозаводских школах. В 1721 году в Екатеринбурге (Свердловске) была открыта первая такая школа. В этих школах черчение считалось одним из основных предметов. Обучающиеся вычерчивали детали машин, планы цехов. Школы выпускали квалифицированных мастеров. Например, такую школу закончили И.И. Ползунов - известный механик и изобретатель, К.Д. Фролов - знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.

112

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В открывшихся гимназиях в Петербурге (1725 г.), Москве (1755 г.), Казани (1758 г.) черчение изучалось в курсе геометрии. Учащиеся вычерчивали плоские фигуры, развертки, изготовляли модели многогранников. А на уроках географии выполняли планы и карты с соблюдением масштабов. Полученные графические знания и умения применялись при вычерчивании планов оборонительных укреплений. Обучение базировалось на методах механического заучивания и копирования чертежей.

В 1828 году объединили черчение и рисование, стали обучать по одной программе. Этот год считается годом введения преподавания черчения в средней школе. Учащиеся на уроках объединённых предметов получали отрывочные и несущественные знания по черчению. Общие задачи получения рисунка поглощали самостоятельные задачи черчения. В основном в гимназиях занимались копированием изображений с образцов с помощью линейки и циркуля.

С 1871 года рисованию (следовательно, и черчению) обучали только желающих учащихся после занятий по основным предметам, так как эта дисциплина была отнесена к числу необязательных учебных дисциплин. Позже черчение из гимназий было вовсе исключено.

В 1872 году были открыты реальные училища. В них рисование дополняло черчение. Однако черчение оставалось прикладным предметом. Преподавал геометрическое черчение учитель математики. Начертательную геометрию изучали как один из разделов математики.

После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) в единых трудовых школах в программы были включены основные части курса черчения: геометрическое, проекционное, техническое, аксонометрическое проектирование и техническое рисование. Но самостоятельного значения черчение в учебных планах тех лет не имело. Разделы черчения были распределены по разделам других предметов. Например, геометрические построения и ортогональное проецирование были включены в программы по математике; техническое черчение - в программы по труду и физике; наглядные изображения выполнялись на занятиях изобразительного искусства.

В 1932 году черчению придали статус самостоятельного предмета, имеющего четыре основных раздела: «Геометрическое черчение», «Проекционное черчение», «Черчение в аксонометрии», «Черчение с натуры».

1934 год - год издания В.О. Гордоном первого учебника по черчению «Основы технического черчения».

В эти годы обучение черчению соответствовало требованиям политехнической подготовки учащихся.

С 1935/36 гг. учебные планы предусматривают обучение черчению с 6-го по 10-й класс. Это повлекло за собой существенные изменения в содержании и методах обучения. Произошёл возврат к дореволюционным традициям. Учащиеся выполняли многочисленные геометрические построения, развивая свои умения и навыки в технике черчения.

Теория и методика обучения и воспитания

113

В 1947/48 учебном году весь курс черчения был разделён на две части: 7-й и 8-10 классы. В 7 классе учащиеся выполняли геометрические построения, знакомились со способами изображения предметов на плоскости, а в 810 классах изучали геометрическое и проекционное черчение с элементами начертательной геометрии.

В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитием системы народного образования в Советском Союзе. С этого года в основу курса черчения было положено изучение методов изображения пространственных форм на плоскости, правил и условностей, применяемых при выполнении технических чертежей, а также наиболее распространённых видов соединений деталей.

В конце 1960 года начали перестраивать содержание и методы школьного образования. Разработанная программа предусматривала изучение черчения в 6-8 классах. По ней должны были начать обучение с 1972/73 учебного года. Но не начали. И черчение до 1980-1981 учебного года изучалось в 7-8 классах (в 7 классе - 1 час, в 8 классе - 2 часа в неделю). В некоторых школах в эти годы учащихся обучали черчению в 7-9 классах. При этом на изучение предмета выделялось по 34 ч в год, по 1 часу в неделю в каждом классе.

В это время в школьную практику были введены три факультативных курса: «Элементы начертательной геометрии», «Машиностроительное черчение», «Строительное и топографическое черчение», каждый из них рассчитан на 70 часов в году в 9-10 классах. В 1979 году под редакцией В.Н. Виноградова было выпущено пособие для учителя «Методика факультативных занятий в школе» [22].

С 1980/81 учебного года времени на изучение черчения в 7-8 классах начали выделять только 68 часов, по 34 часа в каждом классе. Из программы изъяты темы «Обозначение шероховатостей поверхностей», «Изображение зубчатых колёс и передач», «Изображения на топографических чертежах», «Схемы» и др.

В связи с реформой школы в 1986-87 учебном году учащихся стали обучать черчению годом раньше - с 6 класса (с 7 класса по новой структуре). В связи с этим была пересмотрена программа и подготовлен новый учебник черчения с целью облегчения восприятия материала, с учётом возрастных особенностей школьников. Были сняты наиболее сложные темы. Например, по новой программе учащиеся не изучали тему «Сложные разрезы». Разработаны новые типы заданий, развивающие творческие способности учащихся.

В дальнейшем был разработан ряд программ по черчению. Некоторые из них получили признание и используются в общеобразовательной школе.

Так, в 1988 году была издана программа по черчению для учащихся 8-11 классов для углублённого теоретического и практического изучения курса [15]. Программой на изучение трёх разделов предмета предусматривалось использование времени в объеме 374 часов:

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

1. Основы черчения - 8 класс, 3 часа в неделю, 102 часа в год.

2. Чертежи в машиностроении - 9 и 10 классы, по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 136 часов в год.

3. Чертежи в архитектуре и строительстве - 11 класс, 4 часа в неделю, 136 часов в год.

В 1990 году издательством «Просвещение» издана программа по курсу «Техническая графика и основы дизайна» для 8-9 классов, предложенная Ю.Ф. Катхановой [16]. Этот курс был дополнен типовой программой для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла для 9-10 классов, опубликованной в том же году [17].

Традиционное название учебной дисциплины «Черчение» Ю.Ф. Катха-нова изменила на техническую графику. Как последователь научных идей

А.Д. Ботвинникова, Ю.Ф. Катханова обращает внимание на то, что содержание, формы и методы обучения курсу «Черчение» в школе за последнее время вплотную подошли к реализации такой направленности работы школьников, при которой интенсивно развиваются: умение оперировать образами предметов и изображений; способности к широким обобщениям графического материала, к динамическим преобразованиям, к комбинированию и переосмыслению заданной графической информации.

Название же курса «Черчение» вызывает ассоциации несколько другой направленности обучения. Эти ассоциации связаны, главным образом, с термином «чертить», т.е. умением владеть только техникой выполнения чертежа. Это приводит к ограниченности понимания сущности общей графической подготовки школьников и мешает ее кардинальному изменению.

В 1990 году Ю.Ф. Катханова определяет название учебной дисциплины «Техническая графика и основы дизайна» как альтернативное черчению, где художественное конструирование интегрируется с графической деятельностью школьников. Именно такая интеграция позволила автору, наряду с графической подготовкой, приобщить школьников к элементам художественного конструирования. В итоге, более грамотно подойти и к самой графической деятельности, основными задачами которой явились:

- повышение общей графической культуры школьников за счет обучения чтению и выполнению различных видов графической информации;

- ознакомление их с основными методами художественного конструирования, с вопросами эстетизации мира вещей, организации предметной среды, приобщение к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха и др.;

- всестороннее развитие образного мышления и пространственных представлений, имеющих большое значение в художественно-конструкторском творчестве и др.

Теория и методика обучения и воспитания

115

Важное место в содержании учебного материала отведено ознакомлению школьников с видами проектной графики, современными способами организации труда художника-конструктора, роли ЭВМ в создании чертежной и другой технической документации. Общие понятия о форме объектов даются на основе выявления основных ее признаков, формообразующих и эргономических факторов, учитываемых при конструировании этих объектов. Форма рассматривается в зависимости от назначения, величины, размеров, положений в пространстве, органичности и целостности.

В 1993 году для экспериментальной проверки была предложена программа по графике для общеобразовательных и технических школ, лицеев и гимназий (авторы: Н.Г. Бобовский, А.А. Павлова, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко). Учитывая, что «Графика» является разделом предметной области «Технология», в 1996 году А.А. Павловой и В.Д. Симоненко программа по графике была опубликована в качестве одного из разделов в программах по технологии (трудовому обучению) средних общеобразовательных учреждений (1-11 классы) [11-13]. Программа по графике авторов А.А. Павловой и

В.Д. Симоненко состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть программы предназначена для общей графической подготовки учащихся 8-9 классов. По вариативной части программы учащиеся 9, 10, 11 классов могут углубить свои знания и умения по компьютерной (машинной) графике или графическому дизайну. Программа предполагает выполнение учащимися творческих проектов по графике.

В 1995 году Министерством образования РФ предложен сборник программ для 7-9 классов, состоящий из двух программ:

1. Черчение, 7-9 классы (под ред. В.В Степановой) [8, с. 22-34];

2. Черчение, 8-9 классы (под ред. Ю.П. Шевелёва) [8, с. 61-71].

Первая из них предусматривает расширение предметной области, то

есть графического отображения информации о трёхмерных объектах, созданных человеком, а вторая - разработана на основе программы авторов А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, М.М. Селиверстова и рекомендованной в 1993 году Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования России. Программа под редакцией Ю.П. Шевелёва предлагает ознакомить школьников как инструментом выполнения чертёжных работ, с правилами построения компьютерного чертежа.

В 1996 году разработана программа общеобразовательных школ «Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы» (авторы: В.В. Степако-ва, Л.Н. Анисимова, Т.И. Демидова, И.И. Васильев, Н.Б. Шумов) [8, с. 34-51].

Она предполагает изучение пользовательского пакета AutoCAD десятой версии, применяемого в различных областях народного хозяйства при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации.

В 1998 году согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования России от 9.02.1998 г. № 322 время на изучение черчения в школе умень-

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

шили вдвое. В результате на эти цели программа под редакцией В.И. Якунина предусматривала всего 34 часа в 9-м классе, по одному часу в неделю [6-7; 8, с. 13-22; 9]. Однако в ряде школ обучали черчению, как и прежде, по программе под редакцией В.А. Гервера [8, с. 51-60; 10] в течение двух лет за счёт времени, заложенного в региональном и школьном компоненте учебного плана.

В 2000 году был составлен и издан сборник программ по черчению (составители В.В. Степанова и Л.Е. Самовольнова) [8]. В него вошли вышеназванные варианты программ:

1. Черчение, 9 класс (отв. ред. В.И. Якунин)1 [8, с. 13-22];

2. Черчение, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой) [8, с. 22-34];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой) [8, с. 34-51];

4. Черчение, 7-8 классы (отв. ред. В.А. Гервер)2 [8, с. 51-60];

5. Черчение, 8-9 классы (под. ред. Ю.П. Шевелева) [8, с. 61-71].

В 2003 году Н.Г. Преображенской предложена программа, которая рассчитана на один год обучения [14]. Содержит учебный материал, обеспечивающий два уровня знаний: базовый (обязательный для основной школы) и повышенный - для учащихся, готовящихся к получению специального и профессионального высшего инженерного образования.

Все упомянутые выше программы способствуют расширению образовательного пространства предмета. Каждая из них имеет свои особенности и даёт учителю право выбора.

В рамках федерального образовательного стандарта (ФОС) от 2004 года с 2005/06-2006/07 учебных годов было запланировано внедрение новых примерных программ в массовую школьную практику. В связи с этим в журнале «Школа и производство» № 6 за 2004 год была опубликована примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» [18, с. 54-73]. В неё также включена программа по черчению и графике [18, с. 59, 70-71, 73]. Но обучение учащихся этому предмету предлагается осуществлять в 9 классе за счёт учебного времени в объёме 32-34 часов из часов компонента образовательного учреждения или национально-регионального компонента Базисного учебного плана [18, с. 59, 70-71, 73; 19; 20]. Следует помнить, черчение в ФОС - 2004 представлено как раздел учебного предмета «Технология». Данная программа по черчению функционирует по настоящее время.

Контрольные вопросы:

1. Что следует понимать под словом «методика»? Дайте определение методике обучения черчению как области педагогической науки. Какие задачи решает эта наука?

1 Является в настоящее время самой распространенной и используемой в средних общеобразовательных учреждениях.

2 То же самое.

Теория и методика обучения и воспитания

117

2. Чем отличается частная методика черчения от общей методики? В чём заключается их сходство?

3. Когда оформилась методика обучения черчению как самостоятельная область педагогической науки? Назовите имена ведущих учё-ных-методистов, внёсших большой вклад в развитие этой науки.

4. Какие эволюционные процессы в области обучения учащихся черчению наблюдались в России за период, начиная с эпохи Петра I до Великой Октябрьской социалистической революции?

5. Расскажите об особенностях развития графической подготовки учащихся в советское время за период с 1917 г. до 1947 г.

6. Как осуществлялось обучение учащихся черчению с 1947 г. до 1960 г.?

7. В каких классах обучали учащихся черчению, начиная с конца 1960 г. по 1980-1981 уч. г. и сколько времени выделялось для этих целей? Что предполагалось сделать в эти годы и не было сделано?

8. Какие изменения внесены в курс черчения в 1980-1981 и 19861987 уч. гг.?

9. Расскажите об особенностях программы по черчению, изданной в 1988 году для обучения учащихся 8-11 классов.

10. Охарактеризуйте программы по технической графике и основам дизайна, разработанные Ю.Ф. Катхановой в 1990 году для учащихся 8-9 и 9-10 классов.

11. Какое количество времени было заложено в Базисный план общеобразовательных учреждений от 1998 года на изучение черчения?

12. Чьи программы вошли в сборник программ по черчению 2000 года издания, составителями которого являются В.В. Степанова и Л.Е. Самовольною. Дайте краткую характеристику каждой программы.

13. В чём заключается особенность программы по графике, изданной А.А. Павловой и В.Д. Симоненко в 1996 и 2005 гг.? Расскажите о программе, предложенной Н.Г. Преображенской в 2003 году?

14. Сохранило ли черчение статус самостоятельного предмета к 20062007 учебному году? Или оно приобрело к этому времени статус раздела учебного предмета «Технология»?

15. Предусматривается ли Базисным учебным планом РФ количество используемого учебного времени на изучение черчения в 2005/06 и 2006/07 учебных годах? Если нет, то, за счёт часов каких компонентов этого документа можно осуществлять графическую подготовку школьников?

Список литературы:

1. Михайлов Н.Г. Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза по учебной дисциплине

118

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. -№ 41. - С. 147-153.

2. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил. - С. 5-6, 12-15.

3. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с. - С. 7-13.

4. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13. - С. 59-66.

5. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И.А. Ройтмана, А.А. Павловой, Н.Г. Преображенской и их соавторов // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 31. -

С. 74-82.

6. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.

7. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. -1999. - № 4. - С. 84-85.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение: Сборник программ / сост. В.В. Степакова, Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с.

9. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: программа под редакцией В.И. Якунина для годичной графической подготовки учащихся 9 класса // Наука и современность - 2014. - № 34. - С. 64-75.

10. Михайлов Н.Г. О двухгодичной графической подготовке школьников по программе А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2014. - № 4. - С. 52-65.

11. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Экспериментальная программа: Технология (Трудовое обучение) 1-4; 5-11 классы; под ред. Ю.Л. Хо -тунцева, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с. - С. 172-191.

12. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе: методич. пособие для учителя графики - учебного модуля образовательной области «Технорлогия» в средней общеобразовательной школе. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.: ил.

13. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Технология (Трудовое обучение). 1-4; 5-11 классы / под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с. - С. 181-203.

14. Черчение: Образовательная область «Технология». Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа / Н.Г. Преображенская. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 32 с.

Теория и методика обучения и воспитания

119

15. Черчение: 8-11 классы: Программа средней общеобразовательной школы / Типовая программа для школ (классов) с углублённым теоретическим и практическим изучением черчения. - М.: Просвещение, 1988. - 16 с.

16. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 8-9 классы: Программы средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.

17. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 9-10 классы: Программы средней общеобразовательной школы (Типовая программа для школ (классов) с углублением теоретическим и практическим изучением технической графики и основ дизайна). - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.

18. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» // Школа и производство. - 2004. -№ 6. - С. 54-73.

19. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.

20. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления. -2014. - № 14. - C. 65-71.

21. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе: пособие для пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.: ил.

22. Методика факультативных занятий по черчению в школе: пособие для учителя / под ред. В.Н. Виноградова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.: черт.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Опарина С.А.*

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся основных функций дидактических игр в обучении химии, указаны их классификация, требования и критерии, предъявляемые к их выбору, предложены варианты использования дидактических игр на разных этапах урока химии.

Ключевые слова дидактическая игра, формы игр, функции игр.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастаю-

* Доцент кафедры Биологии, географии и химии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.