Научная статья на тему 'Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А. Д. Ботвинникова и В. В. Степаковой и их соавторов'

Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А. Д. Ботвинникова и В. В. Степаковой и их соавторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ПОСОБИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА / ПРОГРАММА / УЧЕБНИК / КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В данной статье речь ведётся о существовании пособий пяти вариантов учебно-методических комплектов по черчению разных авторских групп, адресованных учителям черчения общеобразовательных учреждений. Предлагаемый материал представляет собой описательную характеристику пособий двух вариантов учебно-методических комплектов (УМК), разработанных двумя авторскими группами под руководством: 1) А.Д. Ботвинникова и 2) В.В. Степаковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А. Д. Ботвинникова и В. В. Степаковой и их соавторов»

сионального образования. Работник, подготовленный к решению профессиональных задач в условиях совместной деятельности и общении, руководствующийся принципами и правилами согласованности и сотрудничества, основывающийся на социокультурных ценностях и нормах, следующий нравственно-положительным и продуктивным образцам взаимодействия, будет надежен и авторитетен в личностной, социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Ковчина Н.В., Игнатова В.В. Междисциплинарный анализ феномена «социальное взаимодействие» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://www.sci-ence-education.ru/117-13350 (дата обращения: 20.11.2014).

ПОСОБИЯ УМК ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ «ЧЕРЧЕНИЕ» ДВУХ АВТОРСКИХ ГРУПП: А.Д. БОТВИННИКОВА И В.В. СТЕПАКОВОЙ И ИХ СОАВТОРОВ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В данной статье речь ведётся о существовании пособий пяти вариантов учебно-методических комплектов по черчению разных авторских групп, адресованных учителям черчения общеобразовательных учреждений. Предлагаемый материал представляет собой описательную характеристику пособий двух вариантов учебно-методических комплектов (УМК), разработанных двумя авторскими группами под руководством: 1) А.Д. Ботвинникова и 2) В.В. Степаковой.

Ключевые слова черчение в школе, пособия учебно-методического комплекта, программа, учебник, карточки-задания, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.

В настоящее время существует несколько вариантов учебно-методических комплектов (УМК), состоящих из программы, учебника, рабочей тетради, карточек-заданий и методического пособия, разработанных авторскими группами:

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

1. Ботвинниковым А.Д., Виноградовым В.Н., Вышнепольским И.С., Вышнепольским В.И., Гервером В.А., Селиверстовым М.М. (руководитель авторского коллектива -Ботвинников А.Д.);

2. Степаковой В.В., Анисимовой Л.Н., Гордеенко Н.А., Курцаевой Л.В., Шершевской А.И., Гервером В.А., Катхановой Ю.Ф., Миначевой Р.М., Виноградовым В.Н., Василенко Е.А., Альхименком А.А. (руководитель авторского коллектива -Степакова В.В.);

3. Ройтманом И.А., Владимировым Я.В. (руководитель авторского коллектива -Ройтман И.А.);

4. Павловой А.А., Симоненко В.Д., Корзиновой Е.И., Жуковым С.В. (руководитель авторского коллектива -Павлова А.А.);

5. Преображенской Н.Г., Кучуковой Т.В., Беляевой И.А., Дрягиной В.Б., Преображенской И.Ю. (руководитель авторского коллектива -Преображенская Н.Г.).

Автору данной статьи удалось выявить пять вариантов УМК по черчению, используемых в современной школьной практике. Наверное, не всем учителям по различным причинам удается своевременно овладеть информацией о существовании и об особенностях пособий, действующих в настоящее время пяти вариантов УМК и отдельных учебно-методических разработок, позволяющих расширить образовательное пространство школьного курса «Черчение». В связи с этим в помощь учителям, а также студентам вузов и учащимся педагогических колледжей и лицеев, изучающим учебную дисциплину «Методика обучения черчению (графике)», ниже приведены краткие аннотации к пособиям двух вариантов УМК из существующих пяти вариантов. О пособиях трёх других вариантов УМК напишем позже в своих очередных публикациях.

I. О пособиях первого варианта учебно-методического комплекта (УМК) [1-9].

Сборник программ по черчению 2000 года издания [1], составленный В.В. Степаковой и Л.Е. Самовольновой, содержит следующие варианты программ:

1. Черчение, 9 класс (отв. ред. В.И. Якунин), с. 13-22;

2. Черчение, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой), с. 22-34;

3. Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой), с. 34-51;

4. Черчение, 7-8 классы (отв. ред. В.А. Гервер), с. 51-60;

5. Черчение, 8-9 классы (под. ред. Ю.П. Шевелева), с. 61-71.

Первые два компонента: программа [1] и учебник [2] учебно-методического комплекта прошли многолетнюю проверку учителей. Являются в настоящее время самыми распространенными и используемыми в средних общеобразовательных учреждениях. Их содержание и структура легко воспринимаются учителями. В учебном процессе этим учебником [2] удобно и

просто пользоваться как учителю, так и школьнику с любыми учебно-познавательными способностями. Названные разработки рассчитаны на два года обучения, что очень важно для качественного формирования графических знаний, умений и навыков учащихся.

Третий компонент УМК - это «Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение. 7-8 классы» А.Д. Ботвинникова и др.» автора В.И. Вышнепольского [3], содержащая практические задания из учебника. Причем, упражнения, графические и практические работы, выполнение которых предусмотрено в Рабочей тетради, полностью соответствуют заданиям учебников 1992-2013 гг. изданий.

Четвертым компонентом данного варианта УМК является «Методическое пособие по черчению к учебнику «Черчение. 7-8 классы» А.Д. Ботвинникова и др.» [4], написанное этими же авторами в 2003 году. Оно состоит из трех глав. Первая из них раскрывает задачи и содержание школьного курса черчения. Во второй главе рассмотрены общедидактические и методические требования к использованию в обучении графических задач, а третья - содержит методические рекомендации по изучению отдельных тем программы.

Пятым компонентом УМК является пособие «Тематическое и поурочное планирование по черчению», разработанное В.Н. Виноградовым [5] применительно к действующему учебнику [2], содержит тематические и иллюстрированные планы уроков для первого и второго годов обучения учащихся черчению по двухгодичной программе графической подготовки школьников. Кроме того, в пособии также имеются тематические и иллюстрированные планы уроков для обучения учащихся 9 класса по одногодичной программе графической подготовки школьников и краткие методические рекомендации по их применению. В отдельный раздел включён материал по переходу школ на программу курса «Черчение и графика» в соответствии с утверждённым в России федеральным государственным стандартом общего основного образования в 2004 году [20]. Данное пособие одновременно является и пособием второго варианта УМК, поскольку часть материалов в нём [5] разработана В.Н. Виноградовым для обучения учащихся черчению по одногодичной программе графической подготовки школьников.

Тематическое планирование уроков черчения, составленное Н.Г. Михайловым применительно к программе [1] и учебнику [2] данного варианта УМК, учителя также могут найти на страницах опубликованных ранее материалов [6 - 9].

II. О пособиях второго варианта УМК [10-20].

Главной особенностью этого учебно-методического комплекта является то, что входящие в него издания ориентированы на программу по черчению для учащихся 9-го класса, составленную В.А. Гервером, В.В. Степаковой, Ю.Ф. Катхановой, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимовой под редакцией В.И. Якунина [10, с. 13-22].

Представленный вариант учебно-методического комплекта предназначен для оказания помощи учащимся в изучении методов, способов, правил отображения и чтения графической информации о предметном мире. Если рассматривать отдельно каждый компонент, входящий в этот УМК, то можно сказать нижеследующее.

Программа предусматривает обучение школьников черчению в течение одного года с использованием общего объема времени в количестве 32-х или 34-х часов в год, по 1-му часу в неделю. Она также опубликована в журнале «Школа и производство» № 3, 1999 г. [11]. Тематическое планирование уроков к данной программе издано В.А. Гервером в 4-м номере журнала «Школа и производство» за 1999-й год [12].

Учебник под редакцией В.В. Степаковой [13] отличается, например, от учебника А.Д. Ботвинникова др. [2] наличием словаря терминов, таких нетрадиционных глав, как: «Роль графического языка в передаче информации о предметном мире», «Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них», «Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете», «Изделие и техническая информация о нем».

«Методическое пособие по черчению. Графические работы» В.В. Степаковой [17] содержит:

- информацию об изменениях целей, задач и содержания школьного курса «Черчение» на примерах различных учебных программ по этому предмету для 7-8, 7-9 и 9 классов;

- основное содержание программы «Черчение. 9 класс»;

- вариант концепции содержания образования по черчению и графике в 12-летней школе;

- минимум содержания предмета черчения образовательной области «Технология»;

- восемь графических работ по черчению, расположенных в той же последовательности, что и в программе «Черчение. 9 класс» [10] для обучения и воспитания учащихся, контроля и развития их знаний; причем, каждая из них содержит двенадцать предлагаемых на выбор вариантов объектов.

В «Карточках-заданиях по черчению. 7-8 кл.» под редакцией В.В. Степаковой [14; 15] представлены комплекты индивидуальных заданий, разработанных по тестовому принципу, позволяющих контролировать знания по черчению без выполнения графических построений. Составлены по основным темам курса «Черчение» в соответствии с требованиями образовательного минимума по предмету. Вариативность карточек-заданий направлена на осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке. В первом пособии [14] содержится 29 тематических видов карточек-заданий по 10 вариантов в каждом виде, расположенных в последовательности из-

ложения теоретического материала в школьном учебнике черчения, а во втором [15] - 19 заданий по 10 вариантов в каждом, за исключением 19-го задания с элементами конструирования, в нем дается 5 вариантов. Они предназначены для всех видов контроля: текущего, периодического, итогового. Учителю дано право подбирать задания самостоятельно и вводить в учебный процесс только некоторые из них.

В пособии «Карточки-задания по черчению. 7 класс» [14] наибольший интерес вызывают следующие задания: 25. Элементы конструирования формы предмета (с использованием операции сложения). 26. Элементы конструирования формы предмета (с использованием операции вычитания). 27. Элементы конструирования формы предмета по заданному условию. 29. Конструирование несложных деталей из листового материала.

«Рабочая тетрадь по черчению для общеобразовательных учреждений» автора В.В. Степаковой [16] предназначена для закрепления знаний и умений школьников по черчению. На каждом развороте тетради указано название темы курса, по которой разработано задание, и место для его выполнения. Большинство заданий содержит четьгре варианта и сопровождается справочными материалами, позволяющими избежать ошибок. Задания в тетради представлены по темам: 1. Ортогональные изображения в системе проекций. 2. Виды. 3-4. Сопряжения. 5. Чтение чертежей деталей. Аксонометрические проекции. 6. Сечения. 7. Разрезы. 8. Разъемные соединения. Шпоночные соединения. 9. Неразъемные соединения. 10. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

В «Словаре-справочнике по черчению» В.Н. Виноградова и др. [18], предназначенном для учащихся общеобразовательных и средних специальных заведений, разъясняются основные термины, встречающиеся при изучении черчения в средней общеобразовательной школе, а краткие статьи раскрывают основные понятия, действующие в области машиностроительного черчения, трудового обучения, архитектуры и дизайна.

В 2002 году В.В. Степаковой опубликовано пособие «Материалы для подготовки и проведения экзамена. Черчение. 9 класс» [19]. Оно содержит три раздела: 1. Приказ Министерства образования Российской Федерации об итоговой аттестации и проведении школьных экзаменов. 2. Итоговая аттестация по черчению. 3. Экзамены по черчению.

В первом разделе пособия приведено Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 [19] классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Оно утверждено Приказом МО РФ от 3 декабря 1999 г. № 1075 и состоит из рубрик: 1. Общие положения. 2. Порядок проведения Государственной (итоговой) аттестации. 3. Порядок выдачи аттестатов об уровне общего образования. 4. Награждение выпускников.

Во втором разделе книги сказано о том, что контроль за усвоением школьниками графических знаний и умений осуществляется с помощью 8 итого-

вых аттестационных заданий и графической работы. Представлены примеры восьми итоговых заданий в форме тестов с их ответами. Кроме этого, дано условие итоговой графической работы: «По двум видам детали постройте третий, выполнив фронтальный разрез. Постройте изометрическую проекцию детали» [19, с. 16].

Третий раздел содержит экзаменационные билеты и ответы на них. Каждый экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов (первый - по проекционному черчению, второй - по геометрическому) и графической задачи, например:

Билет № 1

1. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция детали.

2. Приемы деления окружности на 3, 6, 12 равных частей с помощью циркуля.

3. По двум видам построить вид слева и необходимые разрезы. Выполнить технический рисунок детали.

На устный ответ учащемуся отводится 10 минут, а на его подготовку -20 (всего 30 минут). Графическая работа выполняется на листе формата А4 за 45 минут. Причем, экзаменатору необходимо заранее подготовить для школьников чертежные листы формата А4 - с помощью копировальной техники выполнить на каждом из них рамку, основную надпись и представить условие задачи, что позволит устранить непродуктивную деятельность учащегося на экзамене.

Список литературы:

Пособия 1-го варианта учебно-методического комплекта:

1. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-

ского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект)1.

6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

7. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: Тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -С. 35-43.

8. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

9. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. -№ 17.

Пособия 2-го варианта учебно-методического комплекта

10. Черчение, 9 класс (авторы: В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Кат-ханова, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимова; отв. ред. В.И. Якунин) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 13-22.

11. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.

12. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. -1999. - № 4. - С. 84-85.

13. Черчение: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Л.В. Курцаева, А.И. Шершевская; Под ред. В.В. Степаковой. - М.: Просвещение, 2001. - 206 с.: ил.

14. Карточки-задания по черчению: 7 кл.: пособие для учителя / В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; под ред. В.В. Степаковой. -М.: Просвещение, 1999. - 160 с.2

15. Карточки-задания по черчению: 8 кл.: пособие для учителя / В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, В.А. Гервер и др.; Под ред. В.В. Степаковой. - М.: Просвещение, 2000. - 64 с.: ил.3

1 Данное пособие также входит и во второй вариант УМК, поскольку вторая часть материалов в нём В.Н. Виноградовым разработана для использования в обучении учащихся 9 класса черчению в течение одного года.

2 Авторы это пособие одновременно представляют в качестве дополнения к первому варианту УМК и одного из основных компонентов второго варианта УМК.

3 То же.

16. Степакова В.В. Рабочая тетрадь по черчению для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002. - 24 с.: ил.

17. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: кн. для учителя / В.В. Степакова. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с.: ил.

18. Словарь-справочник по черчению: кн. для учащихся / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.: ил.1

19. Материалы для подготовки и проведения экзамена: Черчение: 9 кл. / В.В. Степакова; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2002. - 92 с. - (Итоговая аттестация выпускников).

20. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. 2007. - 198 [10] с. - С. 20-21; 26-27; 75; 95-97; 101; 112; 135-137; 141-142.

Примечание. Учителям черчения общеобразовательных учреждений необходимо помнить о том, что Министерство образования и науки РФ рекомендует использовать в педагогической деятельности учебно-методические пособия, изданные за последние 5 лет. Несмотря на это в списках УМК мы указали и пособия более ранних лет изданий, т.к. более новую литературу обнаружить не удалось. При этом отметим, возможно, они уже обновлены.

1 Это пособие во втором варианте УМК представлено в качестве одного из основных его компонентов. В то же время оно одинаково может быть полезным и при работе с первым вариантом УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.