Научная статья на тему 'Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И. А. Ройтмана, А. А. Павловой, Н. Г. Преображенской и их соавторов'

Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И. А. Ройтмана, А. А. Павловой, Н. Г. Преображенской и их соавторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ВАРИАНТ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПОСОБИЯ / ПРОГРАММА / УЧЕБНИК / КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В данной статье речь ведётся о существовании пособий пяти вариантов учебно-методических комплектов (УМК) по черчению разных авторских групп, адресованных учителям черчения общеобразовательных учреждений. Предлагаемый материал представляет собой описательную характеристику пособий трёх вариантов учебно-методических комплектов, разработанных тремя авторскими группами под руководством: 1) И.А. Ройтмана; 2) А.А. Павловой; 3) Н.Г. Преображенской. Аннотации пособий двух других вариантов УМК, разработанных двумя другими авторскими группами под руководством 1) А.Д. Ботвинникова и 2) В.В. Степаковой нами были представлены ранее [32].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И. А. Ройтмана, А. А. Павловой, Н. Г. Преображенской и их соавторов»

2. Алфёрова Д.А. Модульное обучение переводу научно-технических текстов с использованием информационных технологий: автореф. дис. ... к. п. н. [Электронный ресурс] - М.: Российский Университет дружбы народов, 2010. - Режим доступа: ht:tp://www.rad.pfu.edu.m:8080/tmp/avtoref4840.pdf.

3. Вагапова Л.Л., Вагапов А.С. К проблеме перевода английской безэквивалентной лексики (на материале текстов по вычислительной технике и информационным технологиям) [Электронный ресурс]. - Самиздат, 2007. -Режим доступа: http://samlib.rU/w/wagapow_a_s/no-equiv.shtml.

4. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

5. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. -3-е изд., перераб. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 185 с.

6. Табанакова В.Д. Пролегомены к денотативной модели перевода компьютерных терминов [Электронный ресурс] / В.Д. Табанакова, А.Б. Кутузов; Кафедра перевода и переводоведения ТюмГУ - Тюмень, 2007. - Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/kutuzov_terms.pdf.

ПОСОБИЯ УМК ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ «ЧЕРЧЕНИЕ» ТРЁХ АВТОРСКИХ ГРУПП: И.А. РОЙТМАНА, А.А. ПАВЛОВОЙ, Н.Г. ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ И ИХ СОАВТОРОВ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В данной статье речь ведётся о существовании пособий пяти вариантов учебно-методических комплектов (УМК) по черчению разных авторских групп, адресованных учителям черчения общеобразовательных учреждений. Предлагаемый материал представляет собой описательную характеристику пособий трёх вариантов учебно-методических комплектов, разработанных тремя авторскими группами под руководством: 1) И.А. Ройтмана; 2) А.А. Павловой; 3) Н.Г. Преображенской. Аннотации пособий двух других вариантов УМК, разработанных двумя другими авторскими группами под руководством 1) А.Д. Ботвинникова и 2) В.В. Степаковой нами были представлены ранее [32].

Ключевые слова черчение в школе, вариант, учебно-методический комплект, авторский коллектив, пособия, программа, учебник, карточки-задания, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

В настоящее время существует несколько вариантов учебно-методических комплектов (УМК), состоящих из программы, учебника, рабочей тетради, карточек-заданий и методического пособия, разработанных авторскими группами1:

1. Ботвинниковым А.Д., Виноградовым В.Н., Вышнепольским И.С., Вышнепольским В.И., Гервером В.А., Селиверстовым М.М. (руководитель авторского коллектива - Ботвинников АД.);

2. Степаковой В.В., Анисимовой Л.Н., Гордеенко Н.А., Курцаевой Л.В., Шершевской А.И., Гервером В.А., Катхановой Ю.Ф., Миначевой Р.М., Виноградовым В.Н., Василенко Е.А., Альхименком А.А. (руководитель авторского коллектива - Степакова В.В.);

3. Ройтманом И.А., Владимировым Я.В. (руководитель авторского коллектива - Ройтман И.А.);

4. Павловой А.А., Симоненко В.Д., Корзиновой Е.И., Жуковым С.В. (руководитель авторского коллектива - Павлова А.А.);

5. Преображенской Н.Г., Кучуковой Т.В., Беляевой И.А., Дрягиной В.Б., Преображенской И.Ю. (руководитель авторского коллектива -Преображенская Н.Г.).

Автору данной статьи удалось выявить пять вариантов УМК по черчению, используемых в современной школьной практике. Наверное, не всем учителям по различным причинам удается своевременно овладеть информацией о существовании и об особенностях пособий, действующих в настоящее время пяти вариантов УМК и отдельных учебно-методических разработок, позволяющих расширить образовательное пространство школьного курса «Черчение». В связи с этим в помощь учителям, а также студентам вузов и учащимся педагогических колледжей и лицеев, изучающим учебную дисциплину «Методика обучения черчению (графике)», ниже приведены краткие аннотации к пособиям трёх вариантов УМК из существующих пяти вариантов. О пособиях первого и второго вариантов УМК двух других авторских групп нами было написано чуть ранее [32].

О пособиях третьего варианта учебно-методического комплекта

(УМК) [4-7]

Авторами пособий этого комплекта являются И.А. Ройтман и Я.В. Владимиров. Специальной программы, разработанной ими, обнаружить не удалось. Следовательно, методические разработки этих авторов [4-7] предназначены для использования в обучении школьников 9-го класса черчению в течение одного года по любой программе, утвержденной Министерством образования РФ.

В изданном ими «Учебном пособии для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений» [4] изложены начальные сведения по черчению в

1 Порядковые номера авторских коллективов условные.

соответствии с обязательной школьной программой, а таковой, например, является программа для учащихся 9-го класса, подготовленная под редакцией В.И. Якунина [1, с. 13-22]. Основная цель пособия - формирование и развитие графической культуры учащихся, их пространственного мышления и творческих возможностей. В нем все разделы и темы снабжены вопросами и упражнениями для самоконтроля и обретения практических навыков чтения и выполнения графических изображений.

Учебник И.А. Ройтамна и Я.В. Владимирова [4] отличается от учебника А.Д. Ботвинникова др. 1992-2014 гг. [2] наличием в нем нетрадиционной главы «Техническая терминология» и восьми приложений: 1) Графические задания. 2) Справочные таблицы. 3) Основные размеры болтов с шестигранной головкой. 4) Материалы, применяемые для изготовления деталей.

5) Графические обозначения материалов, применяемых в строительстве.

6) Условные обозначения отопительных приборов, санитарно-технических и других устройств. 7) Условные обозначения на кинематических схемах. 8) Условные обозначения на электрических схемах.

Рабочая тетрадь по черчению авторами 3-го УМК издавалась дважды в 1996 и 1999 гг. без изменения содержания, хотя обложка первого издания содержит титр «Для 7 класса» [5], а второго - «9 класс» [6]. Она предназначена для выполнения учащимися графических и письменных работ непосредственно на листах тетради без перечерчивания заданий, составленных в соответствии с программой.

Цель тетради - оказание помощи школьникам в изучении черчения, приобретении знаний и навыков при выполнении графических работ и экономии времени на непроизводительное перечерчивание условий заданий.

Книга И.А. Ройтмана «Методика преподавания черчения» [7] предназначена для учителей средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, особенно для молодых специалистов. Материал в ней изложен на основе современных требований проблемного обучения. Содержит ответы на вопросы педагогической психологии и практические советы для наиболее эффективной организации учебных занятий по предмету.

О пособиях четвёртого варианта учебно-методического комплекта

(УМК) [8-16]

Этот вариант учебно-методического комплекта включает в себя учебник «Черчение» для учащихся 9 класса [10] и 8-9 классов [11], рабочие тетради №№ 1-4 «Графика и черчение» [12-15], методическое пособие для учителя графики «Графика в средней школе» [9], в которой дана программа по графике для работы по упомянутым пособиям. В качестве одного из разделов она также представлена в программах общеобразовательных учреждений по курсу «Технология. Трудовое обучение» для учащихся 1-11 классов [8]. Основное содержание названного методического пособия опубликовано в журна-

ле «Школа и производство» №№ 1-5 в 2000 году. В УМК так же входит учебно-методическое пособие А.А Павловой и С.В. Жукова «Методика обучения черчению и графике» [16]. Обо всём подробнее скажем ниже по тексту.

Программа по графике авторов А.А. Павловой и В.Д. Симоненко [8, с. 181-203; 9, с. 74-94] состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть программы предназначена для общей графической подготовки учащихся 8-9 классов. По вариативной части программы учащиеся 9, 10, 11 классов могут углубить свои знания и умения по компьютерной (машинной) графике или графическому дизайну.

В базовой программе авторы уделяют внимание творческой, художественно-конструкторской деятельности учащихся, а также заданиям на преобразование формы предмета, овладению наиболее простыми приемами работы с красками, использованию не только репродуктивных методов обучения, но и методов проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества. Для учащихся, углубленно осваивающих вариативные разделы курса, рекомендовано в качестве объектов изображения брать изделия народных промыслов: плетение из прутьев, работа с берестой, резьба по дереву, чеканка, гончарное искусство и др. Авторы программы также рекомендуют изготовление этих изделий в школьной мастерской для украшения учащимися домов, квартир, школьных кабинетов.

В базовой части программы интересными представляются, например, такие задания, как: «Занимательная графика»; «Проект на плакате». Для выполнения проекта на плакате предлагаются следующие темы: «Преобразование кубика»; «Усовершенствование формы приспособления или инструмента для работы в школьной мастерской»; «Оформление малых архитектурных форм и конструирование их узлов»; «Проектирование детской площадки»; «Разработка фасада садового домика» и др.

Следует заметить, что при работе над проектом у школьников появляется дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для его разработки. В связи с тем, что в процессе выполнения проектов учитель затрачивает много времени на индивидуальную работу с каждым учащимся, не следует стремиться к сложным темам проектов.

В вариативной части программы «Компьютерная графика» заслуживают особого внимания:

- примеры использования простейших преобразований на плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия;

- построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и контуров различных изделий;

- построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца, фрагмента, стены с окнами и др.) или интерьера класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе и др.

В методическом пособии для учителя «Графика в средней школе» авторов А.А. Павловой и Е.И. Корзиновой [9], как мы выше уже писали, представлена программа по графике, состоящая из двух частей: базовой и вариативной. В пособии рассмотрены методические особенности обучения школьников базовым разделам курса «Графика»: формообразование и комплексные чертежи, прикладная графика, эвристические и занимательные задачи. В нем, как авторы подмечают, рассказывается и о путях преподавания новых разделов проектной графики, расширяющих графическую культуру, общетехнический и общеобразовательный кругозор ученика.

Учебник черчения для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений авторов А.А. Павловой и С.В. Жукова [10] содержит базовые сведения по черчению, графике и элементам графического дизайна в соответствии с программами учебного модуля «Графика», образовательной области «Технология» (Трудовое обучение) и предмета «Черчение». Содержание учебника направлено на развитие графическими средствами творческих способностей и пространственного воображения учащихся, их образного и проектного мышления, воспитание эстетического вкуса, элементов политехнической и общечеловеческой культуры.

Главы, §§ и темы, отмеченные знаком * в учебнике [10], предназначены для изучения курса на углублённом уровне. В конце каждой главы приводятся вопросы и задания для самоподготовки и самопроверки знаний учащихся. Авторы в аннотации к учебнику пишут, что закрепление знаний, умений и навыков учащихся необходимо осуществлять с помощью рабочих тетрадей №№ 1-4 «Графика и черчение» [12-15].

Более новый учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений «Технология. Черчение и графика» авторов А.А. Павловой и Е.И. Корзиновой [11] существенных изменений не перетерпел в отличие от прежнего учебника [10]. В новом учебнике иллюстрации даны в цвете и преследует те же цели, что и прежний учебник.

Рабочие тетради №№ 1-4 «Графика и черчение» авторов А.А. Павловой и Е.И. Корзиновой [12-15] предназначены для закрепления основ теоретических знаний, изложенных в учебнике, приобретения практических умений в области графики и развития творческих способностей школьников средствами графики.

В следующем учебно-методическом пособии А.А Павловой и С.В. Жукова «Методика обучения черчению и графике» [16] представлены программа по черчению для общеобразовательных учреждений и методика проведения уроков по черчению.

В программе приведены примерные перечни графических работ: для работы с программой, рассчитанной на 34 часа, авторы определяют условия 17 графических работ, а для работы с программой на 68 учебных часов -даны условия 29 графических работ.

В данном пособии [16] содержание уроков полностью соответствует содержанию приведённой программы. При этом, предлагая определённую методику проведения уроков, авторы чётко формулируют цели и задачи каждого урока, подробно описывают этапы его проведения, делая методические акценты на наиболее сложных и интересных аспектах учебного материала и процесса обучения. Авторами уделяется внимание примерному содержанию заданий на дом. Данное пособие написано для использования при работе с прежним учебником черчения этих же авторов [10]. Учитывая то, что более поздний учебник черчения А.А. Павловой и Е.И. Корзиновой [11] особых изменений не перетерпел, считаем, что пособие можно использовать и при работе с новым учебником. В процессе обучения школьников черчению с помощью названных пособий авторы также рекомендуют использовать рабочие тетради №№ 1-4 [12-15].

О пособиях пятого варианта учебно-методического комплекта (УМК) [17-31]

В пятый учебно-методический комплект в качестве одного из его компонентов входит программа [17] Н.Г. Преображенской, которая рассчитана на один год обучения. Содержит учебный материал, обеспечивающий два уровня знаний: базовый (обязательный для основной школы) и повышенный - для учащихся, готовящихся к получению специального и профессионального высшего инженерного образования. Авторами этого учебно-методического комплекта являются Н.Г. Преображенская, И.Ю. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева, В.Б. Дрягина.

Учебник [18] авторами написан в соответствии с упомянутой программой. Он содержит теоретические сведения, алгоритмы решения типовых задач и систематизированный набор заданий в виде контрольных вопросов и графических задач по всем темам курса черчения.

Учебно-методический комплект укомплектован двумя комплектами (первый из 4-х и второй из 5-и) рабочих тетрадей [23-31] тех же авторов, составленными в свое время для первого и второго годов обучения в объеме типовой программы по черчению, подготовленной под редакцией В. А. Гер-вера [1, с. 51-60]. Теперь тетради можно использовать как при работе с первым вариантом УМК, так и с пятым вариантом. Эти девять тетрадей с печатной основой предназначены для упражнений, решения задач и выполнения самостоятельных графических работ непосредственно на их страницах. Каждая рабочая тетрадь состоит из сочетания краткого теоретического справочника, алгоритмов решения типовых задач, набора упражнений и разнообразных заданий.

В пособии для учителя «Сечения и разрезы на уроках черчения в школе» Н.Г. Преображенской [19] освещаются различные методы и приемы, способствующие повышению эффективности учебного процесса при изучении темы «Сечения и разрезы».

Таблицы по черчению для 7 и 8 классов, разработанные Н.Г. Преображенской, сопровождаются методическим руководством к пособию по черчению «Последовательность построения чертежей» (выпуски 1 и 2) того же автора [21, 22].

Список литературы:

Некоторые пособия 1-го варианта учебно-методического комплекта:

1. Черчение, 7-8 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Сост.:

B.В. Степакова, Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с. -

C. 13-22; 51-60.

2. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2 Пособия 2-го варианта учебно-методического комплекта [см. 32]. Пособия 3-го варианта учебно-методического комплекта:

4. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 328 с.: ил.

5. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Рабочая тетрадь по черчению для 7 класса: пособие для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 72 с.: ил.

6. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Рабочая тетрадь по черчению для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 72 с.: ил.

7. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. - (Б-ка учителя черчения).

Пособия 4-го варианта учебно-методического комплекта:

8. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение. 1-4; 5-11 классы / Подготовлена научным коллективом «Технология»; Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - С. 181-203.

9. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики - учебного модуля образовательной об-

1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2014 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.

2 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышнепольского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.

ласти «Технорлогия» в средней общеобразовательной школе. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.: ил.

10. Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение. Учеб. для уч-ся 9 кл. общеобра-зоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

11. Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. - 2-е изд. стер. -М.: Мнемозина, 2009. - 263 с.: ил.

12. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочая тетрадь № 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 112 с.: ил.

13. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочая тетрадь № 2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.: ил.

14. Павлова А.А. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочая тетрадь № 3. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.: ил.

15. Павлова А.А. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочая тетрадь № 4. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 104 с.: ил.

16. Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графике: учеб.-метод. пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 96 с.: ил. - (Б-ка учителя черчения).

Пособия 5-го варианта учебно-методического комплекта:

17. Черчение: Образовательная область «Технология». Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа / Н.Г. Преображенская. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 32 с.

18. Черчение: Учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений / Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева, В.Б. Дря-гина, И.Ю. Преображенская; под ред. проф. Н.Г. Преображенской. - М.: Вентана - Граф, 2002. - 336 с.

19. Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.

20. Преображенская Н.Г. Организация обучения черчению с использованием комплекта рабочих тетрадей на печатной основе: пособие для учителя. - Смоленск, 1996.

21. Преображенская Н.Г. Последовательность построения чертежей. Вып. 1. Методическое руководство к пособию по черчению: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

22. Преображенская Н.Г. Последовательность построения чертежей. 8 класс. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию по черчению. Вып. 2: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

23. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение: Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа «плоской» детали: Рабочая тетрадь № 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 56 с.

24. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение: Геометрические построения: Рабочая тетрадь № 2. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Вентана-Граф, 2005. - 32 с.

25. Преображенская Н.Г. Черчение: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: Рабочая тетрадь № 3. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 72 с.

26. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 48 с.

27. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю. Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь № 5. - 2 изд., пререраб. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 64 с.

28. Кучукова Т.В. Черчение: Разрезы: Рабочая тетрадь № 6. - 2 изд., пререраб. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 80 с.

29. Кучукова Т.В. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7. - 2 изд., пререраб. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 56 с.

30. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю. Черчение: Чтение и де-талирование сборочных чертежей: Рабочая тетрадь № 8. - 2 изд., пререраб. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 88 с.

31. Преображенская Н.Г. Черчение: Архитектурно-строительное черчение: Рабочая тетрадь № 9. - 2 изд., пререраб - М.: Вентана-Граф, 2003. - 72 с.

Методическая литература:

32. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13.

Примечание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учителям черчения необходимо помнить о том, что Министерство образования и науки РФ рекомендует использовать в педагогической деятельности учебно-методические пособия, изданные за последние 5 лет. Несмотря на это в списках УМК мы указали и пособия более ранних лет изданий, т.к. более новую литературу обнаружить не удалось. При этом отметим, возможно, они уже обновлены.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Степанова И.А.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассматривается одна из актуальных направлений работы дошкольных учреждений - приобщение детей дошкольного возраста к

* Студент. Научный руководитель: Макарова Т.А., доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.