Научная статья на тему 'Предложения по решению проблемы планируемого устаревания'

Предложения по решению проблемы планируемого устаревания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНИРУЕМОЕ УСТАРЕВАНИЕ / НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СНИЖЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарчук Денис Сергеевич, Таряник Дмитрий Владимирович, Стоянов Иван Александрович

В данной статье рассматривается проблема повсеместного использования планируемого устаревания в производстве товаров многократного пользования, которое влечёт за собой ряд проблем: растрата невосполняемых ресурсов, снижение уровня благосостояния населения, загрязнение окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарчук Денис Сергеевич, Таряник Дмитрий Владимирович, Стоянов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения по решению проблемы планируемого устаревания»

8. Яковлева Л. Р. Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества // Актуальные проблемы инновационного развития экономики: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. (Белгород, 9-10 апреля 2014г.) В 3- ч. Белгород, Издательство БУКЭП, 2014. С. 450-457.

Предложения по решению проблемы планируемого устаревания

12 3

Макарчук Д. С. , Таряник Д. В. , Стоянов И. А.

1Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;

2Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;

3Стоянов Иван Александрович /Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,

доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повсеместного использования планируемого устаревания в производстве товаров многократного пользования, которое влечёт за собой ряд проблем: растрата невосполняемых ресурсов, снижение уровня благосостояния населения, загрязнение окружающей среды.

Ключевые слова: глобализация, планируемое устаревание, нерациональное природопользование, снижение благосостояния, загрязнение окружающей среды.

ББК 65.290-2

Целью существования любой коммерческой организации является максимизация прибыли. По данным Global Fortune 500, крупные международные корпорации ежегодно зарабатывают много миллиардные прибыли. Многие из них, за счёт своих состояний и могущества, влияют на мировую политику и мировое развитие сильнее, чем целые страны и континенты. Большинство не сырьевых ТНК заработали своё основное состояние и репутацию на протяжении ХХ века. Построение международной корпорации требует миллиардных вложений и десятков лет труда самых талантливых, гениальных и предприимчивых людей планеты.

Многие корпорации-гиганты, за период ХХ века, заработали безупречную и непоколебимую репутацию. Целые поколения людей пользовались их товарами и услугами по всему земному шару, зная, что товар, который они приобрели, был, есть и будет лучшим из того, что есть на рынке [1]. В начале XXI века в обиход крупных корпораций вошёл инновационный менеджмент. Его основной элемент - это стратегическое планирование свойств товара. Технологии середины ХХ века, уже позволяли создавать товары многократного пользования, которым было под силу пережить своих хозяев. Технологии XXI века в купе с инновационным менеджментом могут позволить ещё больше, однако на деле всё обстоит немного иначе. Производители товаров конечного потребления давно осознали, что количество реальных и потенциальных потребителей товаров многократного пользования тоже конечно. Иными словами, если сделать продукт, который будет сохранять свои потребительские свойства на протяжении хотя бы десяти лет и, при этом будет оставаться актуальным, то через несколько лет корпорациям просто некому будет продавать свои товары [2]. Исходя из этого, самым популярным стратегическим планированием свойств товаров является, так называемое, планируемое устаревание. Планируемое устаревание позволяет сделать продукт, реальный эксплуатационный срок которого лишь не на много превышает гарантийный. Таким образом, мы

вынуждены каждый год или каждые 2-3 года покупать одни и те же товары, которые удовлетворяют одни и те же потребности. Положительным в данной ситуации является рост экономики и рост производства. На этом положительные свойства планируемого устаревания заканчиваются и начинаются проблемы [3].

Основными проблемами являются растраты материальных ресурсов, растраты трудовых ресурсов, невозможность для населения улучшить своё качество жизни, так как очень существенная часть их доходов уходит на приобретение одних и тех же товаров, так как товары быстро приходят в негодность. Планируемое, запланированное или плановое устаревание — создание товара с неоправданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки. Может использоваться как прямое ограничение срока эксплуатации (товар ломается, перестаёт работать), так и различные непрямые способы (выходит из моды, прекращается поддержка и так далее). Запланированное устаревание имеет потенциальный плюс для производителя, так как его товар ломается, и потребитель вынужден купить товар снова либо от того же самого производителя (сменная часть или более новая модель) или от конкурента, который также может прибегнуть к плановому устареванию.

Планируемое устаревание было впервые развито в 1920—1930-х годах, когда развернулось широкомасштабное производство, и каждая минута производственного процесса была подвергнута анализу. Оценки запланированного устаревания могут влиять на решение компании о разработке товара. Компания может использовать при этом наиболее дешёвые компоненты, которых, однако, будет достаточно на запланированный срок жизни товара. Такие решения — часть более широкой дисциплины, известной как функционально-стоимостный анализ. Есть некоторые индустрии с достаточной конкуренцией, где потребитель будет выбирать те товары, что будут устаревать более быстро в любом случае. Всё что нужно для этого, это более высокая вероятность замены предыдущего товара новым товаром от того же самого производителя, нежели вероятность того, что пользователь выберет товар этого производителя изначально. Даже в ситуации, где запланированное устаревание выбирается и производителем и потребителем, там также может быть нанесён существенный вред обществу в форме отрицательных последствий. Продолжающаяся замена, вместо ремонта товара, создаёт намного больше мусора, загрязнений, и использует намного больше природных ресурсов, что приводит и к росту потребительских расходов.

В Великобритании запланированное устаревание, встроенное в товар, рассматривается как нарушение прав потребителей. Управление по добросовестной торговле и торговый институт стандартов расследует утверждения о товарах постоянно ломающихся сразу после окончания гарантийного срока или вблизи него. Знаменитым делом было «Apple IPod Click Wheel», которое ломалось у многих пользователей в течение 18 месяцев после покупки и которое закончилось соглашением сторон об увеличенной гарантии и бесплатной замене аккумуляторов. Планируемое устаревание наносит прямой вред окружающей среде и поощряет расточительное использование природных ресурсов:

• для производства новых изделий требуются новые ресурсы и энергия, добыча которых весьма не экологична;

• устаревшие изделия отправляются на свалку, увеличивая загрязнение окружающей среды;

• в случае переработки снова требуется энергия и новые материалы.

Применение планируемого устаревания не считается общепризнанным.

Достаточно сложно установить, является ли устаревание запланированным, или обусловленным несовершенством технологий, что неудивительно: в тех случаях, когда это можно установить, деяние становится скандалом, а в некоторых странах — правонарушением. Критики теории утверждают, что запланированного устаревания

53

не существует. Существует стремление фирм удешевить товар и сделать его более доступным. Применение низкокачественного материала, упрощенных технологических процессов, неквалифицированной рабочей силы удешевляет товар, но автоматически делает его менее надежным.

Так или иначе, термин «планируемое устаревание» существует уже очень давно. Первый, документально подтвержденный факт сговора производителей с целью намеренного ограничения срока службы выпускаемых изделий имел место почти 90 лет назад. В самом конце 1924 года (накануне рождественских праздников) в одном из отелей Женевы прошла закрытая встреча глав ряда ведущих компаний, выпускающих лампы для осветительных приборов, в том числе Osram, Philips, General Electric и др. Бизнесмены были обеспокоены тем, что увеличение срока службы ламп накаливания может негативно отразиться на объемах продаж этого товара, а следовательно, и на доходах компаний. На этой встрече был создан тайный картель «Фобос» (Phoebus), новоиспеченные члены которого договорились об искусственном ограничении срока службы выпускаемых ими ламп накаливания.

С течением времени технологии усовершенствовались и соответственно появлялись более изощрённые формы планируемого устаревания. Мы считаем, что проблему планируемого устаревания надо решать. Конкретные шаги должны быть применены в отношении растраты ресурсов и последующего загрязнения планеты. Первым предложением к производителям товаров многократного пользования, которые используют планируемое устаревание, будет принцип предоставления выбора своим покупателям. Раскроем данный принцип на примере производителей электроинструмента. Например, для удовлетворения одной и той же потребности можно предоставить две линейки продукции. Допустим, производители электродрелей могут запустить стандартную линейку дрелей и линейку для профессионалов. Стандартная линейка продукции будет представлять собой всю ту же самую продукцию, которую производитель поставлял на рынок до этого, с использованием всех возможных технологий получения сверхприбылей, в том числе планируемого устаревания. Её не нужно позиционировать как плохую, её нужно позиционировать как доступную по цене. Линейка профессионального инструмента будет представлять собой инструмент в том же корпусе, но усиленном, с усиленными узлами и агрегатами, выполненными из более дорогих и высококачественных материалов. Продукция такого рода сможет производиться на тех же сборочных линиях, что и стандартная продукция, с использованием того же оборудования и тех же сотрудников. Таким образом, себестоимость линейки профессионального оборудования, в сравнении со стандартным, вырастет значительно лишь в позициях сырья и материалов, труд и энергия будут расходоваться примерно в том же объёме что при сборке стандартной линейки. Усиленная деталь, которая может выдержать в 10 раз больше нагрузки, чем стандартная, как правило, не так уж сильно отличается от стандартной же детали. Критическая граница перехода, после которой деталь становится крепче, это обычно на 1-1,5 мм увеличенная толщина шкива, рычага или другого силового элемента, либо просто более высокая марка стали, а не деталь в 10 раз больше стандартной [4]. В свою очередь рыночную стоимость такого оборудования можно сделать дороже как минимум в 2 раза. Также стоит позиционировать данное оборудование как профессиональное, долговечное, рассчитанное на длительную работу при максимальных нагрузках. Не стоит забывать и о рекламной кампании, которая будет говорить покупателю: «покупая продукцию данной линейки, вы спасаете ресурсы и сохраняете планету чистой», в развитых странах это работает.

Второе предложение мы также раскроем на примере производителей электродрелей. Как правило, производители данной продукции создают официальную торговую сеть по всему миру. У многих потребителей возникает следующая проблема - в гараже или сарае у них имеется масса инструмента и оборудования, которое они

54

использовали не более двух, трёх раз в год: электроинструмент, бензоинструмент и прочее оборудование [5]. Производители данного оборудования могут использовать свои официальные пункты продаж и обслуживания, как пункты проката инструмента. К примеру, вместо того чтобы покупателю ради сверления одного отверстия раз в год, покупать самую дешёвую дрель, с расчетом на то, что пригодится (а в итоге она только захламляет хозяйственное помещение), ему лучше взять отличную, качественную, профессиональную дрель в аренду. Дешёвая дрель, купленная когда-то для сверления одного отверстия, будет лежать несколько месяцев в пыли, а когда вдруг понадобится, может, не справится с внезапно поставленной сложной задачей. Покупать сразу профессиональную дрель - вариант не для каждого, так как разница в цене с дешёвой дрелью колоссальна. Отход от покупки некоторых товаров многократного пользования к его аренде - существенно снизит потребление ресурсов и загрязнение планеты. Главным для производителя остается правильно рассчитать стоимость аренды тех или иных товаров. Также нужно понимать, что в итоге покупатели или арендаторы в среднем должны приносить компании производителю товаров многократного пользования ту же прибыль, что и до внедрения наших предложений. Иначе наши предложения так и останутся просто предложениями.

Третье наше предложение, будет заключаться в расширенной гарантии за дополнительную плату. Это предложение частично «вытекает» из принципа предоставления выбора. Покупатель, который хочет приобрести качественный товар на продолжительный срок, может за дополнительную плату приобрести расширенную гарантию на товар. Это одновременно простимулирует производителя делать товар более качественным, принесёт дополнительный доход производителю, и самое главное положительно скажется на природопользовании и окружающей среде.

В заключении мы хотим сказать, что ответственность за то, что сейчас происходит с нашей планетой, несём мы все. Спрос рождает предложение, а это значит, что в первую очередь за то, что происходит, отвечает потребитель, а уже потом производитель и правительство. Мы считаем, что внедрение наших предложений действительно может повлиять на ситуацию. Во-первых, от реализации наших предложений производители не будут терять в деньгах, а при правильной реализации могут даже получить дополнительную прибыль. Это важно, так как иначе производителей не заинтересовать. Во-вторых, принцип предоставления выбора сам по себе очень хорошо показывает степень цивилизованности потребителя. Если потребитель уважает себя сам, уважительно относится к тому месту, в котором он живёт, то он выберет более качественный товар и вариант более благоприятный для окружающей среды. В-третьих, даже если не брать во внимание то, что получат от наших предложений потребители и производители, даже если материально для них всё останется на том же уровне, то для окружающей среды, для нашей планеты, повсеместная реализация описанных выше предложений действительно может сказаться весьма благоприятно. При том же уровне доходов производителей, и при том уже уровне удовлетворения покупательского спроса, потребление не восполняемых ресурсов может значительно снизится вместе с загрязнением окружающей среды.

Литература

1. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2013.

2. Dickinson Torry D. Fast Forward: Work, Gender, and Protest in a Changing World. — Rowman & Littlefield, 2012.

3. Jeremy Bulow. An Economic Theory of Planned Obsolescence (англ.). Quarterly Journal of Economics, 2013.

4. [Электронный ресурс]: Усиленные детали «Meyle-HD». Режим доступа: http://www.meyle.com/ru/spare-parts/meyle-hd.html.

5. [Электронный ресурс]: Преимущества инструмента в прокат. Режим доступа: http://prokat-tools.ru/index.php/o-kompanii.html.

6. [Электронный ресурс]: «Should You Buy an Extended Warranty?», The New York Times, 2014. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2014/08/29/upshot/should-i-buy-a-warranty. html.

Актуальные проблемы мировой автомобильной промышленности

123 Макарчук Д. С.1, Таряник Д. В.2, Стоянов И. А.3

Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;

2Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;

3Стоянов Иван Александрович /Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,

доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повсеместного использования планируемого устаревания в производстве автомобилей. Авторами предлагаются варианты решения проблемы планируемого устаревания в автопромышленности.

Ключевые слова: мировой автопром, автомобильная промышленность, планируемое устаревание, нерациональное природопользование, загрязнение окружающей среды, снижение благосостояния населения.

ББК 65.290-2

Ожесточающаяся международная конкуренция между автомобильными ТНК, делает необходимостью повсеместное использование инновационного менеджмента. Его основные элементы: стратегическое планирование свойств товара, технологии, способы производства, рынки сбыта; управление процессом создания новых конструкций, технологий и внедрения; управление процессом получения новых знаний и методов их апробирования и использования. С момента насыщения рынка и сокращения технологического разрыва между лидерами и вторым звеном отрасли на первый план выходят маркетинг и способность производителей находить и даже создавать новые потребности клиентов. Сегодня на маркетинг и сбыт приходится до 30 % затрат ведущих ТНК на новый автомобиль, однако, практически все производители используют инновационный менеджмент и функционально стоимостной анализ в весьма корыстных целях. Практически все современные автомобили массового производства имеют, так или иначе, искусственно ограниченный срок эксплуатации, простыми словами, это называется «планируемое устаревание». Планируемое устаревание используется не только в автомобильной промышленности, а практически везде, но примеры автомобильных ТНК наиболее яркие и резонансные. Иными словами, практически любой автомобиль крупнейших мировых автоконцернов, произведённый в среднем до 1995 года, мог прослужить одному хозяину при правильном обслуживании минимум 10 лет, а в среднем 20 лет без капитального ремонта. Есть отдельные примеры автомобилей массового производства, которые работали 30, 40 или даже 50 лет без особых проблем. На данный момент практически у всех автомобилей массового производства, срок эксплуатации едва превышает гарантийный срок. Это сделано для того, чтобы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.