Научная статья на тему 'Общественная обусловленность государственного контроля в налоговой сфере и подходы к ее осуществлению'

Общественная обусловленность государственного контроля в налоговой сфере и подходы к ее осуществлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИФНС / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Людмила Романовна, Шукевич Никита Александрович

В статье рассматриваются сущность и цели государственного контроля, показаны особенности налогового контроля, как составляющей финансового государственного контроля. Основное внимание уделено деятельности Общественных советов при ФНС и ее структурных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная обусловленность государственного контроля в налоговой сфере и подходы к ее осуществлению»

чтобы избежать крупных материальных и человеческих потерь, для того, чтобы обезопасить свою компанию и её репутацию, необходимо избавиться от потенциальных источников опасности. Если руководство выявило у себя в коллективе те самые 2,5% асоциальных личностей, то от них нужно немедленно избавляться [2]. Смысл их лечить, переучивать, перевоспитывать или переквалифицировать есть только тогда, когда вы имеете дело с уникальным профессионалом, которого нельзя просто так найти на рынке труда и пригласить работать в наукоёмкою компанию аэрокосмической отрасли. Такого асоциального профессионала, который является необходимым - лучше изолировать от коллектива, технологии двадцать первого века позволяют работать на удалении. Сотрудников, которые находились под влиянием асоциальной личности (особенно подчинённых), нужно реабилитировать, чтобы они снова поверили в себя и свои силы.

Литература

1. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке = Challenge management in 21 century. M.: «Вильямс», 2013. С. 272. ISBN 0-7506-4456-13.

2. [Электронный ресурс]: «Hubbard Management System». Режим доступа: http://www.wise.ru/makh.

3. [Электронный ресурс]: Капитализация компании Wal-Mart Stores, Inc. Режим доступа: http://fortune.com/global500/walmart-1/ (дата обращения: 26.05.2016).

4. [Электронный ресурс]: Экономический кризис и развитие бизнеса. 2014. Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3061 -ekonomicheskiy-krizis-i-razvitie-biznesa/ (дата обращения: 26.05.2016).

Общественная обусловленность государственного контроля

в налоговой сфере и подходы к ее осуществлению

1 2 Яковлева Л. Р. , Шукевич Н. А.

1Яковлева Людмила Романовна / Yakovleva Ьу^тНа Romanovna - кандидат экономических

наук, доцент,

кафедра маркетинга и менеджмента, факультет экономики и менеджмента;

2Шукевич Никита Александрович /Shukevich №Ша Aleksandrovich - студент, факультет экономики и менеджмента, Автономная некоммерческая организация высшего образования Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и цели государственного контроля, показаны особенности налогового контроля, как составляющей финансового государственного контроля. Основное внимание уделено деятельности Общественных советов при ФНС и ее структурных подразделений. Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, налоговый контроль, ИФНС, Общественный совет.

Развитие рыночных отношений в России касается не только форм хозяйствования, ориентирующих ее на эффективное использование ресурсов, но и требует создания эффективной системы государственного управления, и в первую очередь, формирования условий для реализации социально -экономической стратегии развития страны.

В любой системе управления важное место занимает контроль, который занимает второе место после целе полагания. Контроль, будучи одним из этапов процесса

управления, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и реализуемых управленческих решений, принятия корректирующих решений при наличии существенных отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных требований [6]. В ходе реализации целей государственного управления контроль становится тем процессом, с помощью которого обеспечивается достижение этих целей. Государственный контроль - это одна из форм осуществления государственной власти.

Основными целями государственного контроля является соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного управления. В решении этих задач существенное место отводится финансовому контролю, так как он способствует осуществлению финансовой политики страны [1]. Объектами финансового контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов, включая бюджеты всех уровней территориального управления и отраслей хозяйства. Объекты финансового контроля представлены на рис. 1.

Финансовый контроль предполагает систематические проверки расходования государственных средств, оценки своевременности и полноты использования государственных ресурсов, обеспечения законности расходов и доходов бюджетов всех уровней и др. [2]. В свою очередь, в зависимости от того, какие органы его осуществляют, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудит. Как и другие виды государственного контроля, финансовый контроль также подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Основу государственного управления в сфере налогообложения составляет налоговый контроль, который является важной составляющей финансового контроля, и способствует достижению целей правового регулирования экономических отношений со стороны государства, прежде всего за негосударственной сферой экономики [4].

Именно в рамках данного вида государственного контроля реализуются интересы государства в области исполнения денежных обязательств перед государством, в том числе налогов и других обязательных платежей, соблюдения законности и целесообразности расходования, выделенных организациям и частным лицам бюджетных субсидий и кредитов, а также исполнение установленных Правительством РФ условий организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль является неотъемлемой частью системы управления финансами.

Рис. 1. Объекты финансового контроля

Организует налоговый контроль Федеральная налоговая служба Российской Федерации, которая представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением валютного законодательства РФ, реализовываемого в пределах компетенции налоговых органов.

В Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» в качестве основной задачи инспекций ФНС определена контрольная деятельность за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ [3]. Права налоговых органов для целей проведения контроля определены в Налоговом Кодексе РФ (рис. 2) [5].

Права налоговых органов дня проведения контроля на основании Налогового Кодекса РФ

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, > служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и доку менты, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты налогов

производить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогошатеяыцика или налогового агента, свидетельствующих о * совершении налоговых правонарушении, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, со1фыты или заменены

осматривать (обследовать) любые используемые

налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с * содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские и др. помещения, производить инвентаризацию имущества

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков

Рис. 2. Права налоговых органов для проведения контроля на основании Налогового кодекса РФ

Поэтому правомерно утверждать, что налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и определяется как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, следящих за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд в предусмотренных законодательством формах.

Статья 82 НК РФ устанавливает формы налогового контроля [5]. Основной, наиболее важной и действенной формой налогового контроля является налоговая проверка. Тем не менее, наряду с проведением проверок, налоговыми инспекциями проводятся учет налогоплательщиков, оказание услуг, сбор информации от других лиц, осмотр помещений и другие формы налогового контроля.

В условиях рыночной экономики, когда межбюджетные отношения становятся очень сложными, налоги начинают играть большую роль главного источника развития доходной базы бюджета, на много усиливается важность налогового контроля. Его направление состоит в помощи благополучном осуществлении бюджетной политики государства, в снабжении развития и результативного применения денежных средств. Особенностью контроля, осуществляемого федеральной налоговой службы является то, что он осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных им органов, юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности объектов управления.

Федеральная налоговая служба претерпевает сегодня серьезные преобразования -как с точки зрения инновационной и технологической составляющей ее деятельности, так и с точки зрения принципов взаимодействия с обществом. Приоритетными в работе ФНС России становятся такие направления, как клиентоориентированность, модернизация сервисных возможностей, информационная открытость.

В условиях демократизации управления и формирования в России гражданского общества [8] при ФНС и ее структурных подразделений с 2009 года действуют Общественные советы, которые участвуют в проведении общественной и профессиональной экспертизы в процессе выработки предложений и инициатив в сфере налогового администрирования [7]. Следует отметить, что в настоящее время деятельность Общественных советов при органах исполнительной власти в условиях административной реформы приобретает особую значимость, Особенно это актуально для органов, осуществляющих контрольную деятельность.

Общественные советы являются постоянно действующим консультативно -совещательными органами, осуществляющими свою деятельность на общественных началах. В состав Общественного совета ИФНС территориального образования входят представители разных профессий и сфер деятельности - ученые, предприниматели, журналисты, общественные деятели, руководители крупных и социально значимых компаний.

Основными задачами деятельности Общественный совет в процессе своей деятельности занимается решением двух основных задач. Во-первых, это подготовка предложений по развитию нормативной базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав и обязанностей граждан по уплате налогов и функционирование системы контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Во-вторых, содействие ФНС России в разработке и подготовке предложений по совершенствованию практики налогового контроля, направленной на формирование налоговой культуры населения.

Таким образом, особенностью контроля, осуществляемого федеральной налоговой службы является то, что он осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных им органов, юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности объектов управления. В настоящее время меняются принципы работы налоговых органов РФ, возрастает значимость взаимодействия с институтами гражданского общества. Создание и функционирование Общественных советов при инспекциях ФНС в первую очередь способствует повышению информационной открытости налогового контроля.

Литература

1. Арабян К. К. Система финансового контроля / К. К. Арабян // Аудитор, 2012. № 11. С. 39-42.

2. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация: учеб. пособие. М.: Омега, 2007. 169 с.

3. [Электронный ресурс]: Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 02.04.2014). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/. 16.06.2016.

4. Лобанов А. В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы, 2008. № 3. С. 30-32.

5. [Электронный ресурс]: Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1. URL: http://vladrieltor.ru/nalkodeks/ (дата обращения: 16.06.2016).

6. Роздольская И. В., Яковлева Л. Р. Менеджмент: Учеб. пособие в 2-х ч. Ч.1. Управление социально-экономическими системами. Белгород: изд-во БУПК, 2010. 235 с.

7. [Электронный ресурс]: Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/m77/about_fts/fts/public_council/ (дата обращения: 16.06.2016).

51

8. Яковлева Л. Р. Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества // Актуальные проблемы инновационного развития экономики: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. (Белгород, 9-10 апреля 2014г.) В 3- ч. Белгород, Издательство БУКЭП, 2014. С. 450-457.

Предложения по решению проблемы планируемого устаревания

12 3

Макарчук Д. С. , Таряник Д. В. , Стоянов И. А.

1Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;

2Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;

3Стоянов Иван Александрович /Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,

доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повсеместного использования планируемого устаревания в производстве товаров многократного пользования, которое влечёт за собой ряд проблем: растрата невосполняемых ресурсов, снижение уровня благосостояния населения, загрязнение окружающей среды.

Ключевые слова: глобализация, планируемое устаревание, нерациональное природопользование, снижение благосостояния, загрязнение окружающей среды.

ББК 65.290-2

Целью существования любой коммерческой организации является максимизация прибыли. По данным Global Fortune 500, крупные международные корпорации ежегодно зарабатывают много миллиардные прибыли. Многие из них, за счёт своих состояний и могущества, влияют на мировую политику и мировое развитие сильнее, чем целые страны и континенты. Большинство не сырьевых ТНК заработали своё основное состояние и репутацию на протяжении ХХ века. Построение международной корпорации требует миллиардных вложений и десятков лет труда самых талантливых, гениальных и предприимчивых людей планеты.

Многие корпорации-гиганты, за период ХХ века, заработали безупречную и непоколебимую репутацию. Целые поколения людей пользовались их товарами и услугами по всему земному шару, зная, что товар, который они приобрели, был, есть и будет лучшим из того, что есть на рынке [1]. В начале XXI века в обиход крупных корпораций вошёл инновационный менеджмент. Его основной элемент - это стратегическое планирование свойств товара. Технологии середины ХХ века, уже позволяли создавать товары многократного пользования, которым было под силу пережить своих хозяев. Технологии XXI века в купе с инновационным менеджментом могут позволить ещё больше, однако на деле всё обстоит немного иначе. Производители товаров конечного потребления давно осознали, что количество реальных и потенциальных потребителей товаров многократного пользования тоже конечно. Иными словами, если сделать продукт, который будет сохранять свои потребительские свойства на протяжении хотя бы десяти лет и, при этом будет оставаться актуальным, то через несколько лет корпорациям просто некому будет продавать свои товары [2]. Исходя из этого, самым популярным стратегическим планированием свойств товаров является, так называемое, планируемое устаревание. Планируемое устаревание позволяет сделать продукт, реальный эксплуатационный срок которого лишь не на много превышает гарантийный. Таким образом, мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.