Ремизова А. А., Балганова И. В., Балашова К. Н., Садыков Р. М. Контроль налогообложения в малом бизнесе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/4/0063Lpdf. - ISSN 2413-4066
УДК: 657.631.8
Ремизова Анна Александровна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск aa. remizova@omgau. org
Балганова Ирина Викторовна
Магистрант
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск iv. balganova16z3 7@omgau. org
Балашова Ксения Николаевна
Магистрант
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск kn. balashova16z3 7@omgau. org
Садыков Рустам Мухаметович
Магистрант
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск rm. sadykov16z3 7@omgau. org
Контроль налогообложения в малом бизнесе
Аннотация. В данной статье рассмотрены системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, описана система внутреннего и внешнего контроля налогообложения
Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налоговый режим, внутренний контроль, налоговые проверки.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, в связи с этим государство разрабатывает наиболее удобные и привлекательные системы налогообложения для привлечения предпринимателей в малый бизнес.
Критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству отражены в Федеральном законе №209-ФЗ от 24 июля 2007 года (ред. 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265.
В соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» статус субъекта малого предпринимательства дает право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. Если СМП выбирает упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, информация, используемая в учете и отчетности, в соответствии с 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 должна быть достоверной и
отражающей правдивую информацию о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности.
Для малого бизнеса в России существуют следующие системы налогообложения:
- традиционная (или общая);
- упрощенная;
- единый налог на вмененный доход;
- патентная система налогообложения (только для ИП);
- единый сельскохозяйственный налог.
Последние три режима имеют статус специальных и предусмотрены для конкретных видов деятельности, в других направлениях бизнеса их применение будет нецелесообразным. Эти режимы используются с целью снижения налоговой нагрузки малых предприятий за счет замены нескольких обязательных налогов, которые должен перечислять субъект хозяйственной деятельности, на один [1].
Особенностями налогообложения малого бизнеса являются: простота ведения учета, оптимальный размер налоговой нагрузки, легкость смены одного режима на другой, отсутствие сложных расчетов обязательных платежей, минимальное количество документов для отчетности.
Несмотря на то, что для СМП предусмотрены специальные налоговые режимы и упрощенные формы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности, со стороны государства они так же являются объектами проведения финансового контроля и сами должны осуществлять внутренний контроль своей деятельности.
Для создания системы внутреннего контроля в организации следует учитывать особенности внешнего налогового контроля. Государство, в лице налоговых органов, выполняет контроль точности начисления и своевременности уплаты налоговых платежей организаций и предпринимателей.
Согласно статьи 30 НК РФ «Налоговые органы Российской федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы» [2].
Налоговые органы осуществляют камеральные и выездные налоговые проверки. При проведении камеральной проверки производится отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок в соответствии со следующими критериями:
- Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в контролируемой отрасли;
- Отражение убытков в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;
- Отображение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за анализируемый период;
- Темп роста расходов выше темпа роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- Выплата среднемесячной заработной платы ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
- Многократное приближение к ограничивающему значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право использовать специальные налоговые режимы;
- Отображение суммы расхода, предельно приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов»), или с высоким налоговым риском.
Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов о деятельности организации. Камеральная проверка производится уполномоченными должностными лицами налогового органа.
Во время проведения выездной налоговой проверки проводится углубленное изучение бухгалтерского и налогового учета, а также производятся специальные мероприятия налогового контроля. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам [3].
Согласно пункта 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Кодексом.
Любое предприятие осуществляет внутренний контроль, однако существуют ошибки, связанные с исчислением и уплатой налогов. Для минимизации ошибок можно обращаться к внешним аудиторам, ввести в штат предприятия должностное лицо, ответственное за систему внутреннего контроля, вести автоматизированную систему учета [4].
Аналитические методы, которые использует на предприятии при внутреннем контроле базируются на изучении регистров и документов налогового учета и отчетности с целью:
- анализа уплачиваемых предприятием налогов, в том числе и в динамике;
- расчета и анализа изменения налоговой нагрузки предприятия;
- рассмотрения сценариев налоговой оптимизации;
- прямого расчета возможных финансовых потерь в случае реализации риска проведения налогового контроля.
Должностное лицо, ответственное за систему внутреннего контроля будет следить за:
- сроками уплаты платежей в бюджетные и внебюджетные фонды;
- сроками предоставления налоговых деклараций;
- правильным оформлением подтверждающей документации в налоговом учете;
- системой контроля документооборота;
- изменениями в налоговом законодательстве.
Взаимосвязь внутреннего и внешнего контроля обеспечивает правильность исчисления и уплаты налогов, тем самым выявляя нарушения налогового законодательства. Например, в 2016 году, по данным главы ФНС России Михаила Мишустина, в результате проведения выездных налоговых проверок в бюджет было взыскано 173 млрд руб., еще около 26 млрд руб. поступило в бюджет дополнительно без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов. Итого в 2016 году в рамках принудительного взыскания в бюджеты всех уровней поступило почти 775 млрд руб., что на 15% больше 2015 года. [http://www. garant.ru/news/]
В связи с наличием ошибок, связанных с исчислением и уплатой налогов необходимо увеличивать внутренний налоговый контроль, своевременно обнаруживать и устранять ошибки, связанные с налогообложением. Для этого следует знать, какие действия будут являться налоговым нарушением, анализировать практику, а также выявлять и управлять налоговыми рисками которые указаны в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (таблица 1) [5] и Письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»
Таблица 1-Критерии оценки рисков для проведения налоговых проверок
№ п/п Критерий Порядок расчета Предельное значение
1 Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли НН=Н:Д*100% где, НН - Налоговая нагрузка (в %) Н - сумма налогов. Д - Доходы без НДС и акцизов. Указывается по видам экономической деятельности (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@)
2 Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов Возникает, если отражаются убытки на протяжении 2-х и более календарных лет подряд
3 Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период Общая сумма НДС, подлежащая вычету» / «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» * 100%. Средняя доля вычетов по НДС у которого за последовательно идущие 4 квартала превышает 89%.
4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) Сравнить темп роста доходов по отношению к темпу роста расходов.
5 Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ Фонда заработной платы (за календарный год) / Среднесписочную численность работников / 12 Средний уровень по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации утвержден Росстатом -www.gks.ru
6 Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы Возникает, если в течение календарного года приближение (менее 5%) к предельному значению величин показателей, влияющих на исчисление налога происходило 2 и более раза. При УСН: - доля участия других организаций не более 25%; - средняя численность за налоговый период не более 100 человек; - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, не более 100 млн. рублей; -предельный размер доходов, в соответствии со статьей 346.15,346.25 НК РФ.
Окончание таблицы 1
№ п/п Критерий Порядок расчета Предельное значение
7 Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год Рассчитывается только индивидуальными предпринимателями, представляющими налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме полученных данным физическим лицом доходов не должны превышать 83%.
8 Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов»)
9 Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности После получения письменного уведомления, в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ, уклоняется от представления в течение пяти дней необходимых пояснения без объективных причин.
10 Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами) Возникает если изменение места нахождения влечет за собой постановку на учет в иной территориальный налоговый орган
11 Значительное отклонение уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики Отклонение в сторону уменьшения рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
12 Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском Использование схем минимизации налогообложения.
Таким образом, при проведении налоговых проверок, как правило, устанавливают нарушения налогового законодательства вследствие занижения доходов либо завышения расходов, а также несоответствия сведений, указанных в предоставленных декларациях и другие финансовые нарушения.
Ссылки на источники
1. Епанчинцев В.Ю. К вопросу об анализе налоговых платежей / В.Ю. Епанчинцев // В сборнике: Современное научное знание в условиях системных изменений материалы Первой национальной научно-практической конференции. Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Тарский филиал. 2016. С. 163-168
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) принят от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). [Электронный ресурс]. - М., [2018]. - Режим доступа: информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс».
3. Голова Е.Е. Детекция признаков налоговой оптимизации с помощью контрольных соотношений/ Е.Е.Голова // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 72-77.
4.Тарасова Т.М. Формирование налоговой политики: проблемы и перспективы / Т.М. Тарасова, Л.Н. Гончаренко// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 2. С. 88-93.
5. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) - М., [2018]. - Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.
Anna Remizova
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Irina Balganova
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Ksenia Balashova
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Rustam Sadykov
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Control tax in a small business
Abstract. This article discusses the taxation system of small businesses, describes the system of internal and external control of taxation.
Keywords: small businesses, tax regime, internal control, tax audits.