Научная статья на тему 'Особенности налогового контроля в России'

Особенности налогового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2509
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева И. Н.

В статье рассматривается налоговый контроль РФ, его предмет, объект, а так же виды налогового контроля и особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогового контроля в России»

мы еще не можем повлиять на данную ситуацию, а в наших силах только проанализировать мнения экспертов, но власть и к ним не прислушивается, и что тогда остается делать обычным гражданам. В такой ситуации есть два пути либо поддерживать власть и полностью доверять, что многие и делают в стране. Либо хранить деньги в валюте более стабильной на ваш взгляд, чем российская валюта.

Литература

1. Деньги. Кредит. Банки/ под ред. Г.Н. Бело-глазовой: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 620с.

2. Выступления Михаила Хазина и Сергея Хеста-нова на радио «Финам ФМ» 06.08.2013.

3. http://www.cbr.ru/

4. http://www.banki.ru/news/bankpress/7ick3925820

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ КАК ГЛАВНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ЮФЕРОВА Е. А.

студент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: данная статья раскрывает основную сущность и формирование человеческого капитала как интенсивного фактора развития страны.

Ключевые слова: человеческий капитал, социально-экономическое развитие страны, трудовой потенциал, инвестиции.

В современном мире, с учётом особенностей экономического и социального положения страны, предприятиям очень важно иметь квалифицированный и образованный трудовой коллектив. Именно о таких характеристиках человека, влияющих на производительность труда, и пойдёт речь в нашей статье.

Для раскрытия основной сущности и характерных черт данной темы постараемся использовать накопленный опыт людей, анализирующих возможности человека влиять на экономические процессы предприятия, и собственные знания.

Так, например, А. Маршалл изучал «условия, от которых зависят здоровье и сила населения -физическая, нравственная, умственная». То есть он в своих работах пытался не только определить влияние человека на предпринимательскую деятельность, но и предприятия на самого человека. Многие предприниматели ставят на первое место производственного процесса предприятия, в основном, финансовый капитал, забывая о том, что для достижения его наличия на предприятии, необходим, именно, человеческий капитал.

Рассматриваемая нами тема весьма актуальна в современном мире, поскольку без правильного понимания человеческого капитала, предприятие может, вообще, не достичь своих намеченных целей, а следовательно и не получить доход от своей экономической деятельности. И поэтому очень важно знать не только особенности экономического процесса предприятия, но и не забывать человеческий фактор. В процессе нашей работы мы попытаемся понять:

- что же такое человеческий капитал, и как он воздействует на развитие страны в целом;

- какие характеристики человеческого капитала существуют;

- за счёт чего он формируется.

Основная цель написания данной статьи - убедить предприятия, что на первом месте производственного процесса стоит человек, а не техника и денежные средства.

В широком определении под человеческим капиталом понимается интенсивный фактор развития не только экономики, но и общества, семьи, и включает в себя совокупность знаний, умений, состояние здоровья, интеллект, природные способности, профессионализм и многие другие качественные характеристики человека.

Национальное богатство страны состоит из физического, человеческого, финансового и природного капиталов. Человеческий же капитал играет главенствующую роль в этом списке, именно, он является фактором интенсивного социально-экономического развития страны.

С рождения у человека формируются различные физические и экономические способности, но у всех они разные. Это зависит от многих факторов, которые оказывают своё влияние на человека уже с ранних лет. Так, например, огромное влияние имеет размер семьи, уровень её финансового состояния, качество воспитания, внутрисемейные отношения. В благополучной семье доля развития качественного человеческого капитала будет выше, чем у детей из неблагополучных семей, поскольку в первом случае есть больше возможностей для саморазвития. Но есть и исключения, это те люди, которые, не смотря на своё нынешнее положение, продолжают искать способы своего развития, получения образования, повышение квалификации. В этом и состоит основная сущность и разнообразие человеческого капитала. Иными словами, человек всегда найдёт способ использовать себя и свой накопленный опыт в будущем.

Значение человеческого капитала для общества и всей страны велико, ведь необразованные, слабые здоровьем работники не дали бы хороших результатов в производственном процессе, а, следовательно, это было бы минусом для предприятия. Предприниматели просто не берут себе на работу таких людей, потому что знают, что на них уйдёт больше затрат, чем они получат прибыли. Исходя из этого, человеческий капитал можно рассматривать

совместно с трудовым потенциалом человека. Его характеристики во многом схожи с качествами человеческого капитала. Например, если рассматривать такие компоненты, как уровень профессионализма и организованности работников, которые непосредственно формируются в составе человеческого капитала, то можно увидеть, что с их помощью предприятие прогнозирует возможные потери от брака, потери от нарушения трудовой дисциплины, затраты на повышение квалификации персонала. Поэтому предприятию очень важно, в первую очередь, сформировать качественный трудовой коллектив с высокоразвитым человеческим капиталом.

В составе человеческого капитала выделяют три группы способностей: физические, интеллектуальные и психологические. Все они играют большую роль в развитии страны, так как являются основными движущими силами трудового процесса. Физические особенности включают в себя состояние здоровья и половозрастные различия людей. Они являются своеобразными ограничителями при выборе профессии, условий труда на предприятии и знаний. В связи с этим в стране должны быть предприятия, учитывающие особенности работников-инвалидов, слаборазвитых рабочих, работников пенсионного возраста, должно быть специфическое разделение на мужской и женский труд.

Интеллектуальные же способности - это и есть те знания, навыки и накопленный людьми в процессе жизни опыт. Тем самым они повышают ценность человеческого потенциала для экономического развития страны.

Такие особенности, например, как тип характера, темперамента, нравственность относятся уже к психологическим, и также играют большое значение, поскольку от них будет зависеть отношения между участниками трудового коллектива, а, следовательно, и прогнозный уровень потерь от конфликтов внутри предприятия.

Говоря в общем, человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех сферах жизнедеятельности человека. А это, в свою очередь, позволяет эффективно функционировать организациям всех форм и видов.

Таким образом, мы подошли к вопросу о формировании человеческого капитала. Основным

фактором его развития является инвестиции. Под инвестициями в человеческий капитал понимаются вложения в развитие уровня образования персонала, повышение качества его жизни, квалификации. То есть, этот принцип аналогичен тому, как предприниматель делает затраты на покупку оборудования, так нужно и вкладывать денежные средства в человеческий капитал. Нужно, чтобы размер инвестиций был достаточным, чтобы в будущем с использованием человеческого капитала окупить эти затраты и получить возросшие доходы, способствующие эффективному развитию организации и страны в целом. В основном, инвестиции направлены на сферу здравоохранения, на образование и профессиональную подготовку и на перемещения рабочей силы.

Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Также человеческий капитал может формироваться за счёт притока из других стран, но может и убывать из-за его оттока. К примеру, в России наблюдается его постепенное убывание в зарубежные страны, в конце концов, это может привести к глобальному отставанию экономики нашей страны. Поэтому очень важно обеспечить условия и возможности для повышения уровня человеческого капитала страны.

И в заключение хотелось бы ещё раз отметить, что самым главным фактором социально-экономического развития предприятия и страны в целом является правильное управление человеческим капиталом и его воздвижение на первое место производства.

Литература

1. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник/ Б.М. Генкин. - 8-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2009. - 464 с.

2. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: элект-ронно-библиотечная система. - [2004-2011].- Режим доступа: http://www.consultant.ru

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

ГРИГОРЬЕВА И.Н.

студент, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье рассматривается налоговый контроль РФ, его предмет, объект, а так же виды налогового контроля и особенности.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налогоплательщик, законодательство, бюджетная система, доходы.

Одним из важнейших направлений государственного финансового контроля является налоговый контроль. Ведь именно за счет него достигается упорядоченность налоговых правоотношений. Органами налогового контроля проверяется соблюдение

налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляются допущенные правонарушения, выставляются требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

От работы органов налогового контроля зависит решение социальных проблем, обеспечение экономической независимости и безопасности страны. Основная цель социально-экономической политики - это создание эффективной системы контроля за сбором доходов в бюджетную систему страны, в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и проанализировать особенности налогового контроля России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие налогового контроля, его предмет и объект.

2. Изучить формы и виды налогового контроля в России

3. Выявить особенности контроля над налогами в Российской Федерации

Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате (удержанию) налогов и сборов, а также по исполнению ими иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности и своевременности.^, с.15]

В качестве предметов налогового контроля выступают документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, его действиях (бездействии). То есть к предметам налогового контроля можно отнести договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации, счета-фактуры, компьютерную информацию и т.д. [3, с.43]

Форма налогового контроля - это способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, которые представляют собой единство действий уполномоченных органов по выполнению задач налогового контроля.

На данный момент в ст.82 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие формы проведения налогового контроля.

- налоговые проверки

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов

- проверки данных учета и отчетности

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов)

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации по надзору и контролю за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью

налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней. ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями. [1]

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль:

Предварительный контроль позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной - в месте расположения Налогоплательщика;

б) камеральный - по месту нахождения налогового органа.

В налоговом контроле Российской Федерации есть некоторые особенности, например, в нашей стране сложилась бюрократическая система налоговой отчетности, по сравнению с системой 1980-1990 годов. Не принимаются меры по ее быстрому приему, в налоговых органах создаются очереди, формы отчетности и деклараций часто изменяются, также меняются методы их заполнения. Российская система налогового контроля не в полной мере продуктивна, то есть, нет полноценной возможности обеспечения государственных расходов налоговыми ресурсами. Причина этому - превышение издер-

жек по взиманию налогов над величиной налоговых поступлений. Все это не лучшим образом сказывается на результатах налогового контроля.

Литература

1. Бизнес журнал «Be Prime». Органы государственного налогового контроля, http://beprime.ru/

2. Евсеева И.В. Влияние налогов и сборов на формирование доходной части бюджетов// Налоговое планирование, 2007 №4, с. 14-18.

3. Пономарев А. И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в РФ. М., 2006, 127с.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО, ВЫГОДЫ И РИСКИ

ЛЕВИНА Ю. Е.

студент, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в данной статье говорится о вступлении России во Всемирную торговую организацию, о преимуществах и недостатках вступления России в ВТО, также в статье сравниваются возможности других стран в ВТО и возможности России. В статье также представлены первые итоги от вступления России в ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), Уругвайский раунд, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), свободная торговля, зарубежные и отечественные производители, безработица, конкуренция, таможенные пошлины.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. . ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Официальная цель ВТО - устранение всех препятствий для свободной торговли.

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала 156-м членом ВТО 22 августа 2012 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию является на сегодняшний день, несомненно, важной и актуальной темой.

Какова польза для России от вступления в ВТО?

• Государство сможет собирать больше налогов с иностранных компаний.

• Дополнительные рабочие места, т.к. иностранцы будут вынуждены открывать свои филиалы в России.

• Насыщение национального рынка дешёвыми и качественными товарами. Население сможет позволить себе купить больше товаров по выгодным ценам.

• получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счёт включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО.

• участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов.

• получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки.

• активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности.

Чем мы рискуем?

1. Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые дости-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.