Научная статья на тему 'Перспективы развития российского экономического сообщества со вступлением в вто'

Перспективы развития российского экономического сообщества со вступлением в вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1252
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБСЛУЖИВАЮЩИХ БИЗНЕС / WORLD TRADE ORGANIZATION / INTERNATIONAL ACCOUNTING / INTERNATIONAL ACCOUNTING STANDARDS / SMALL BUSINESS / ECONOMIC ACTIVITY OF AN ENTERPRISE / TRAINING OF BUSINESS SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Галина Владимировна, Окунева Елена Александровна

В статье рассмотрены проблемы вступления России в ВТО. Определены цели вступления в ВТО, возникающие проблемы, сформированы способы решения проблем в части подготовки специалистов, обслуживающих экономическую деятельность предприятия. Определены возможности развития бизнеса, в том числе малого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMIC COMMUNITY DEVELOPMENT IN VIEW OF THE WTO ACCESSION

The article is concerned with issues of Russia’s accession to the WTO. The authors define objectives of the WTO accession, emergent problems, possibilities of the business development, including the small one. The research formulates ways of solution of the questions regarding the training of the specialists supporting the economic activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского экономического сообщества со вступлением в вто»

УДК 339.972

Зайцева Галина Владимировна

старший преподаватель

Челябинского института экономики и права

им. М.В. Ладошина,

член Института профессиональных

бухгалтеров России

dom-hors@mail.ru

Окунева Елена Александровна

бухгалтер ООО «Бухгалтерия и Консалтинг» dom-hors@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СООБЩЕСТВА

СО ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО

Zaytseva Galina Vladimirovna

Senior Lecturer, Chelyabinsk Institute of Economics and Law, Member of the Institute of Professional Accountants of Russia dom-hors@mail.ru

Okunevа Elena Aleksandrovne

Accountant at the Accounting and Consulting, LLC dom-hors@mail.ru

PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMIC COMMUNITY DEVELOPMENT IN VIEW OF THE WTO ACCESSION

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы вступления России в ВТО. Определены цели вступления в ВТО, возникающие проблемы, сформированы способы решения проблем в части подготовки специалистов, обслуживающих экономическую деятельность предприятия. Определены возможности развития бизнеса, в том числе малого.

Ключевые слова:

Всемирная торговая организация; международный учет; международные стандарты учета; малый бизнес; экономическая деятельность предприятия; подготовка специалистов, обслуживающих бизнес.

Summary:

The article is concerned with issues of Russia’s accession to the WTO. The authors define objectives of the WTO accession, emergent problems, possibilities of the business development, including the small one. The research formulates ways of solution of the questions regarding the training of the specialists supporting the economic activities of the enterprise.

Keywords:

World Trade Organization, international accounting, international accounting standards, small business, economic activity of an enterprise, training of business specialists.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торговополитических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО формирует и внедряет новые торговые соглашения, а также контролирует соблюдение членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Регламенты ВТО ориентированы прежде всего на поддержку национальных производств: система квот, тарифов и пошлин носит антидемпинговый, защитный характер. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ, которое и было создано для решения проблем, возникающих в экономическом пространстве в послевоенные годы. Обсуждение проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов).

Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически любое госу-

дарство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

Россия не является исключением в своем решении принимать участие в деятельности ВТО, однако на первое место выдвигаются условия сохранения собственного экономического благополучия. История вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - это совокупность событий, сопровождавших попытки России обеспечить свое членство в этой международной организации и охватывающих период с подачи заявки РФ на присоединение к ГАТТ в 1993 г. до ее вступления в ВТО в 2011 г.

В 1986 г. СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров. Целью обращения было последующее присоединение к ГАТТ. США, однако, отклонили заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 г. СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 г. уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, однако в этот период ГАТТ выступает как правопреемник в составе вновь созданной организации ВТО.

В 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО, которые лишь с 2000 г. переросли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Наиболее сложные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, были поняты вопросы промышленной сборки автомобилей. Переговоры с США, которые велись в течение шести лет, были непростыми. Основные разногласия с США касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 г., когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25 %. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум: если пошлины не снизятся, ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 г. до 80 %, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось еще и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 г. по 2011 г., успешно закончились вступлением России в качестве полноценного члена ВТО 22 августа 2012 г.

Однако внутри страны вокруг вступления России в ВТО не утихают споры как представителей финансовой элиты, так и экономистов отраслевых предприятий. Существуют различные риски и выгоды от этого значимого шага с позиции компании, предполагающих в корне изменить систему ведения своего бизнеса и взаимоотношений с партнерами.

Цели, которые преследует Россия при вступлении в ВТО: получение недискриминационных условий для проникновения российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности в банковской сфере; создание условий для улучшения качества и конкурентоспособности отечественной продукции

в результате притока иностранных товаров и услуг на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов; улучшение имиджа России как полноправного члена ВТО.

Невозможно не сказать о рисках, возникающих внутри страны, являющейся членом ВТО. В первую очередь - обострение конкуренции практически во всех отраслях. Задача государства в данном случае - сделать так, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей. Значимо осознать необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования. А для этого необходимо переосмыслить экспортную политику и создать государственные структуры, способные эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке [1].

Присоединение России к ВТО, несмотря на свершившийся факт, вызывает противоположные точки зрения экономических обозревателей и экспертов. Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее валового внутреннего продукта на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка, - до 11 % прироста ВВП в долгосрочной перспективе. Членство в ВТО откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, предоставит стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли. Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь - крупные экспортеры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность. Другим преимуществом членства в ВТО является возможность российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых оцениваются в два миллиарда долларов. В отношении товаров российской металлургической, химической и легкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений, которые сдерживают обороты России и приносят убытки. Ликвидация торговых барьеров позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров. По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен на товары внутреннего потребления вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Большинство экспертов сходится во мнении, что благоприятное воздействие на экономику страны членство в ВТО окажет в долгосрочной перспективе, но на начальном этапе стоит ожидать, по меньшей мере, замедления темпов роста в некоторых отраслях экономики России. Особенную обеспокоенность наблюдателей вызывают перспективы тех производственных сфер, которые в настоящий момент получают значимую господдержку или недостаточно конкурентоспособны. Сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение, оборонная промышленность, автопром и авиастроение, страховой бизнес, банковская сфера в новых экономических условиях окажутся наиболее уязвимыми. Это те отрасли, которые имеют хороший производственный потенциал, сложившийся исторически, но неспособны безболезненно адаптироваться в новых условиях, будут приниматься протекционистские меры, в том числе дифференцированные тарифы, постепенное снижение импортных пошлин в течение оговоренного с ВТО переходного периода. Что касается экспорта, то Россия готова к полной отмене пошлин на несырьевые товары. Тем не менее негативные последствия от вступления России в ВТО, по про-

гнозам, могут ощутить до четверти регионов страны, расположенные в основном в Центральной России [2].

Необходимо сказать о том, что любое нововведение не может не учитывать человеческое наследие, сформированное веками наследие страны, чтобы, принимая новое, можно было использовать то ценное, что было создано предками. Однако совершенно очевидно, что воспользоваться наследием - шире - опытом невозможно без ясного видения перспектив, без четкого понимания того, что хочешь создать, без понимания пользы от использования наследия в будущем (или ущерба от его утраты) [3, с. 22]. Поэтому столь долго кипят страсти вокруг вступления России в ВТО, требующие решения различных вопросов, расширения деятельности, обеспечивающей деятельность хозяйственную, в условиях членства в ВТО в целом.

Вступление России в ВТО приводит к необходимости привести экономические и торговые законы в соответствие с международными стандартами и улучшить инвестиционный климат для иностранных предприятий. Планируется перевод всех российских предприятий и организаций на МСФО, усовершенствование российского законодательства в соответствии с нормами ВТО и формирование системы, которая бы позволяла обучать квалифицированных профессионалов, способных работать как на российском, так и международном рынке. Быстрота осуществления всех мероприятий по переходу подкрепляется рядом законодательных и нормативных документов.

Переход России на рыночную модель экономики, произошедший на рубеже веков, потребовал помимо всего прочего создания новой модели бухгалтерского учета и финансовой отчетности, адекватной ее требованиям. За последние 15 лет сделано в этой области немало, в том числе для перевода российского учета на международный уровень, который станет еще одним шагом к развитию информационного поля российских предприятий, хотя в этом процессе имеются проблемы [4].

Россия - это страна, которая развивает свою экономику и учетные системы весьма индивидуально. Административно-командная экономическая модель советского общества привела к формированию уникальной системы, которая прекрасно была адаптирована к бюджетным формам учета, что было использовано в новейшем бюджетном учете. Появившиеся коммерческие предприятия в конце 1980-х годов двадцатого столетия не могли применять нормы и правила бюджетного учета. Поэтому в основу учетных систем российских коммерческих предприятий были положены постулаты новейших норм учета, применяемые в системе МСФО.

Исторические данные развития учета свидетельствуют об основных сформированных моделях учета, которые вошли в наиболее распространенную трехмодельную классификацию:

Первая модель - англо-американская, которую применяли такие страны, как Великобритания, США, Канада, Австралия и прочие, бывшие колониями Англии. Особенности англо-американской системы состоят в том, что англо-американская модель ориентирована на широкий круг инвесторов, которым необходима бухгалтерская информация для принятия решения инвесторами - основными поставщиками финансов. Особенность первой модели учета состоит и в том, что бухгалтерский учет и система бухгалтерской отчетности англо-американской модели развивались от потребности пользователей отчетности - «снизу», поэтому нормы и правила ведения отчетности и подготовки стандартов разрабатываются профессиональными организациями. В части законодательного определения действует основной принцип или законодательный подход: «разрешено то, что не запрещено».

В целом англо-американская система учета является многовариантной и гибкой: в странах, применяющих модель, отсутствуют план счетов, унифицированные формы бухгалтерской отчетности, и налицо преобладание сущности над формой. Предпочтение при формировании отчетных данных отдается представлению отчетности в соответствии с экономической сущностью, а не юридической формой. Концепция контроля представляет собой форму общественного - в виде аудита по той причине, что инвестору интересно, как компания использует имеющиеся ресурсы.

Вторая модель - континентальная (франко-германская) применяется в континентальной Европе, Японии. Можно сказать, что основные постулаты, на которых держится континентальная модель, противоположны первой модели. Учет и отчетность второй модели ориентированы на государственные нужды (налогообложение, макроэкономическое регулирование). Поэтому нормы и правила (стандарты) разрабатываются правительственными органами и действуют по принципу «разрешено то, что разрешено». В странах, применяющих модель, действует единый, централизованный план счетов. Непосредственно учет теснее связан с юридической формой, нежели экономической сущностью операций. Концепция собственности в таких странах приобретает иной смысл и определяется тем, чем обеспечены предприятия в каждом отдельном случае.

Третья модель - южно-американская, применяемая в Бразилии, Аргентине и других странах Южной Америки, ориентирована на государственные нужды и высокий уровень инфляции.

Исторические истоки формирования учета в России определены влиянием европейской системы учета: именно к европейским ученым обращался Петр I при формировании нового российского общества. И российский ученый Ломоносов учился в Европе, развивал взаимосвязи с европейскими учеными. Поэтому неудивительно, что в России меняются экономические системы, но российская модель учета - централизованная, управляемая государством, сохраняется и по сей день, отражая близость российской и континентальной модели.

В связи с глобализацией общества в подготовке отчетных данных необходима гармонизация как уменьшение различий между финансовой отчетностью разных стран, чтобы национальные правила не противоречили друг другу. Здесь же возникает вопрос стандартизации отчетности - применение единых правил учета для любой ситуации и любой страны в целях подготовки информации, которая может и должна восприниматься в едином ключе специалистами разных стран. Поэтому и были созданы организации профессиональных бухгалтеров, аудиторов, силами которых создаются стандарты бухгалтерской отчетности - МСФО. В основу развития МСФО положена наиболее технологичная и прогрессивная англо-американская модель бухгалтерского учета. Комитет МСФО (1АБО) образован в 1973 г. бухгалтерскими организациями 10 стран. Сегодня в комитет МСФО входит 155 организаций из 118 стран, общественные организации бухгалтеров которых являются членами международной федерации бухгалтеров.

Необходимость единой стандартизации учета и отчетности в мировом пространстве вызвана, во-первых, необходимостью обеспечения информационной потребности инвесторов в международной сфере инвестиций. Упрощение составления отчетности эмитентами, чьи ценные бумаги обращаются на международном рынке, упрощение консолидации отчетов транснациональных корпораций дает возможность получения дохода на мировых биржах. Совместное использование накопленных бухгалтерских знаний позволяет развивать бухгалтерский учет на основе наилучших достижений, заимствованных из практики разных стран.

Стандартизация в области учета, налогообложения и налоговой отчетности становится необходимостью прежде всего для российского бизнеса, в том числе в части развития бизнеса и малого предпринимательства. На следующие нескольких лет запланированы ряд изменений в области налогообложения и бухгалтерского учета. Очевидно, что комплекс черт новой реальности формирует вызов, адекватный ответ на который требует от бизнеса принципиально иного подхода к ведению финансовой отчетности и повышению ее прозрачности [5].

Особенности российского государственного налогового регулирования - наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Налоговые формы регулирования налогов в России охватывают не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты. Система регулирования направлена на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Развитие российского производства напрямую зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля над его выполнением, что достигается успешным проведением налоговой политики государства, связанной с непрерывным исследованием российского рынка, разработкой мероприятий, связанных со снижением налогового бремени отечественного производителя и создания условий для его развития в будущем.

С переходом учета на качественно новый уровень можно ожидать роста спроса на аутсорсинг бухгалтерских услуг, которые включают подготовку бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, разработку способов управления ресурсами предприятия, развитие его управленческих и контрольных структур. Помимо снижения рисков, связанных с некачественным ведением бухгалтерского учета, и снижения прямых издержек на переподготовку персонала, аутсорсинг способствует и общему повышению эффективности затрат, а значит, и эффективности бизнеса в целом. Для успешной деятельности предприятий в системе ВТО необходима серьезная подготовка нового класса бухгалтеров. Однако ведущие специалисты в области бухгалтерского учета свидетельствуют о том, что на сегодняшний день как студенты, так и молодые специалисты не подготовлены соответствующим образом к современному уровню профессионалов бухгалтерского учета. Необходимо сказать и о том, что требуется новый современный подход к подготовке специалистов силами профессиональных бухгалтеров в том числе, которые могут осознать до конца всю сложность и многогранность современных особенностей подготовки в процессе обучения специалистов в области бухгалтерского учета, экономики и предпринимательской деятельности в целом. Новым законодательством РФ об учете утверждены требования к профессиональному образованию, стажу работы и профессиональной репутации работников бухгалтерии. Поэтому становится необходимостью практическое обучение будущих бухгалтеров на базе проведения мастер-классов специалистами для студентов, обучаемых для дальнейшей работы по специальности бухгалтер.

Введение системы аутсорсинга для подготовки бухгалтерской отчетности, в том числе по стандартам ВТО, даст возможность непосредственно вчерашним выпускни-кам-бухгалтерам как самореализоваться в профессии бухгалтера, так и реализовать себя в части предпринимательской деятельности. Необходимость приобретения и развития предпринимательских качеств в процессе обучения в вузе, становится неоспоримым подспорьем для организации послевузовской деятельности в системе занятости. Для появления возможности самоопределения, самореализации и самозанятости необходимо подготовить выпускников экономических специальностей к профессиональной и предпринимательской деятельности, в результате чего они смогут самостоятельно ор-

ганизовать бизнес или стать достойными помощниками владельцев бизнеса, наделенными всеми необходимыми качествами бизнесменов [6, с. 215]. Предпринимательская деятельность, сопровождаемая созданием и развитием собственного дела, в свою очередь, позволит бухгалтеру-предпринимателю содействовать развитию профессии бухгалтера и обеспечит его собственный профессиональный рост в процессе непрерывного обучения, будет содействовать развитию и российской, и международной системы бухгалтерского учета. Значит, в системе ВТО российские предприниматели определят собственное, достойное место.

Решение вопросов развития системы учета специализированными организациями, объединяющими профессионалов в предприятиях аутсорсинга, в бухгалтерском учете приведет к росту сотрудничества с предприятиями других государств. Малые предприятия хотели бы развивать внешнеэкономическую деятельность, однако в этом случае возникает необходимость не только в новых формах управления бизнеса, но и в формировании новых форм организации учетной деятельности, планирования системы налогообложения. Новые формы организации учета и представления силами профессионалов позволят многим малым организациям перейти на систему международного учета и отчетности, дадут возможность достойным образом представить предприятие на конкурентоспособном рынке. Планирование системы налогообложения предприятиями позволит сохранить конкурентоспособность российских предприятий на внутреннем рынке, что в целом приведет к их активному развитию.

Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему в целях оптимизации, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Российская Федерация активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы страна стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, Всемирной торговой организации. Участие в международных организациях способствуют развитию торговли, экономических отношений и культурному обмену России. Немаловажное значение при этом играет путь становления учета и подготовки отчетности в условиях становления профессиональных бухгалтеров, объединенных в общественной организации «Институт профессиональных бухгалтеров России», которая является частью международной ассоциации бухгалтеров. Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов в России сегодня.

Значимость введения и исследования деятельности России в системе ВТО и ее использования для России обусловливается большими потенциальными возможностями в извлечении прибыли, введением новых правил торговли и широким доступом к рынкам различных стран. Одновременно система подготовки унифицированной информации для субъектов стран, членов ВТО, необходима, поскольку ВТО призвана в качестве главного мирового центра содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей разрешения торговых споров. В условиях экономической деятельности в составе ВТО требуется специалист нового уровня, равно как и обслуживание экономической деятельности предприятий, в том числе и представителей малого бизнеса. Решение обозначенного комплекса вопросов неминуемо приведет к развитию экономики страны и глобального мирового сообщества.

Ссылки:

1. Анисимов Е.Д. Экономика отрасли [Электронный ресурс] // Справочник экономиста. 2012. № 2. 1^1_: http://www.profiz.ru/se/2_2012/Rossiya_v_VTO/ (дата обращения: 03.12.2013).

2. История вступления России в ВТО [Электронный ресурс]. 1^1_:

http://www.memoid.ru/node/Istoriya_vstupleniya_Rossii_v_VTO (дата обращения: 03.12.2013).

3. Синецкий С.Б. Высшее профессиональное образование с сфере культуры как фактор культурной политики. Человек и образование. 2011. № 4. С. 20-22.

4. История вступления России в ВТО ...

5. Шабанов А. Вступление в ВТО изменит наши представления о ведении бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. 1^1_: http://blog.ucmsgroup.ru/joining-the-wto-will-change-our-understanding-of-the-of-accounting/ (дата обращения: 03.12.2013).

6. Зайцева Г.В. Профессиональное экономическое образование в целях становления современного предпринимателя. Общественные науки. № 5. М., 2010. 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.