Научная статья на тему 'Вступление России в вто, выгоды и риски'

Вступление России в вто, выгоды и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / УРУГВАЙСКИЙ РАУНД / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Ю. Е.

В данной статье говорится о вступлении России во Всемирную торговую организацию, о преимуществах и недостатках вступления России в ВТО, также в статье сравниваются возможности других стран в ВТО и возможности России. В статье также представлены первые итоги от вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступление России в вто, выгоды и риски»

От работы органов налогового контроля зависит решение социальных проблем, обеспечение экономической независимости и безопасности страны. Основная цель социально-экономической политики - это создание эффективной системы контроля за сбором доходов в бюджетную систему страны, в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и проанализировать особенности налогового контроля России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие налогового контроля, его предмет и объект.

2. Изучить формы и виды налогового контроля в России

3. Выявить особенности контроля над налогами в Российской Федерации

Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате (удержанию) налогов и сборов, а также по исполнению ими иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности и своевременности.^, с.15]

В качестве предметов налогового контроля выступают документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, его действиях (бездействии). То есть к предметам налогового контроля можно отнести договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации, счета-фактуры, компьютерную информацию и т.д. [3, с.43]

Форма налогового контроля - это способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, которые представляют собой единство действий уполномоченных органов по выполнению задач налогового контроля.

На данный момент в ст.82 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие формы проведения налогового контроля.

- налоговые проверки

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов

- проверки данных учета и отчетности

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов)

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации по надзору и контролю за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью

налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней. ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями. [1]

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль:

Предварительный контроль позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной - в месте расположения Налогоплательщика;

б) камеральный - по месту нахождения налогового органа.

В налоговом контроле Российской Федерации есть некоторые особенности, например, в нашей стране сложилась бюрократическая система налоговой отчетности, по сравнению с системой 1980-1990 годов. Не принимаются меры по ее быстрому приему, в налоговых органах создаются очереди, формы отчетности и деклараций часто изменяются, также меняются методы их заполнения. Российская система налогового контроля не в полной мере продуктивна, то есть, нет полноценной возможности обеспечения государственных расходов налоговыми ресурсами. Причина этому - превышение издер-

жек по взиманию налогов над величиной налоговых поступлений. Все это не лучшим образом сказывается на результатах налогового контроля.

Литература

1. Бизнес журнал «Be Prime». Органы государственного налогового контроля, http://beprime.ru/

2. Евсеева И.В. Влияние налогов и сборов на формирование доходной части бюджетов// Налоговое планирование, 2007 №4, с. 14-18.

3. Пономарев А. И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в РФ. М., 2006, 127с.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО, ВЫГОДЫ И РИСКИ

ЛЕВИНА Ю. Е.

студент, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в данной статье говорится о вступлении России во Всемирную торговую организацию, о преимуществах и недостатках вступления России в ВТО, также в статье сравниваются возможности других стран в ВТО и возможности России. В статье также представлены первые итоги от вступления России в ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), Уругвайский раунд, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), свободная торговля, зарубежные и отечественные производители, безработица, конкуренция, таможенные пошлины.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. . ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Официальная цель ВТО - устранение всех препятствий для свободной торговли.

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала 156-м членом ВТО 22 августа 2012 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию является на сегодняшний день, несомненно, важной и актуальной темой.

Какова польза для России от вступления в ВТО?

• Государство сможет собирать больше налогов с иностранных компаний.

• Дополнительные рабочие места, т.к. иностранцы будут вынуждены открывать свои филиалы в России.

• Насыщение национального рынка дешёвыми и качественными товарами. Население сможет позволить себе купить больше товаров по выгодным ценам.

• получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счёт включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО.

• участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов.

• получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки.

• активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности.

Чем мы рискуем?

1. Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые дости-

гают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

2. Торможение внутреннего экономического роста страны и увеличение безработицы: из-за вытеснения отечественных производителей, которые по объективным причинам уступают конкурентам по издержкам и качеству. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими.

3. Уничтожение моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.

4. Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

5. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России.

Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.

Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО - это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине.

Резкое снижение платежеспособного спроса на отечественные товары среди населения России.

Невозможность модернизации промышленности

и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.

Ослабление защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.

Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделают национальное сельское хозяйство неконкурентоспособным, учитывая субсидирование сельского хозяйства в США и ЕС. Согласно оглашению по сельскому хозяйству ВТО требует открыть рынки стран третьего мира. В это же время США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что в свою очередь ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей.

Исходя из плюсов и минусов вступления России в ВТО мы видим, что России как стране с импортозамещающей экономикой вхождение в ВТО, не выгодно. А всё потому, что Россия не имеет серьёзной конечной продукции, которая была бы способна к продвижению на внешних рынках. Зато высокоразвитым странам с экспортноориентированной экономикой, таким как США, Япония, Западная Европа, напротив, очень даже выгодно вступление в ВТО.

Результаты от вступления России в ВТО.

Конечно, прошло не так много времени со дня вступления России в ВТО, но уже можно подвести некоторые итоги от вступления России в ВТО: обещанное снижение цен на автомобили, товары и услуги, непродовольственные товары, электротовары, бытовые приборы, мясо, птицу, одежду, не произошло. А даже наоборот, в общем цены на потребительские товары выросли более чем на 4 %. Цены на автомобили вместо того чтобы подешеветь на 10 % как прогнозировалось, подорожали на 3 %, цены на мясо вместо обещанных минус 15 % выросли на 6%, цены на одежду выросли на 5%, цены на непродовольственные товары возросли более чем на 4%.

Конечно, есть и товары которые подешевели, это свинина, правда обещали снижение цен на 15 %, а подешевела она всего лишь на 1 %. Это произошло из-за прошлогодней засухи выросли цены на корма, и Российские производители не смогли снизить цену на свинину, им пришлось сокращать поголовье, в результате чего товара на рынке не прибавилось, следовательно, цены на мясо упали всего лишь на 1 % и снижение пошлин на зарубежную свинину никак не помогло снизить цены на отечественную продукцию.

Так же снизились цены на некоторые телерадиотовары более чем на 2 %, но, к сожалению это объясняется не тем, что Россия вступила в ВТО, а тем, что на рынках обновляется модельный ряд: появилось много «суперновинок», в связи с чем более старые модели быстро подешевели.

На товары, традиционно производимые за рубежом изменений не произошло, т.к. западные производители давно работающие с Россией уже давно открыли здесь свои филиалы, а, следовательно, они не зависят от таможенных пошлин.

Также у нас есть торговые сети, которые закупив более дешёвый товар, не спешат снижать цены для покупателей, предпочитая увеличивать свою прибыль.

Наши потери из-за того, что мы не состоим в ВТО, в год составляют порядка $3 - 4 миллиардов. Поскольку на наши товары в разных странах действуют более 90 запретов. А вступим в ВТО - этих запретов не будет. Например, от вступления в ВТО должна выиграть металлургия - для продукции этой отрасли откроются новые рынки.

В конце 2012 года, уже после вступления в ВТО, металлурги заговорили... о возможных убытках. Из-за непрекращающегося роста тарифов на газ, электричество и железнодорожные перевозки наш металл стал не таким уж и дешевым, и его конкурентоспособность на зарубежных рынках вызывает вопросы. Более того, теперь представители нашей металлургии боятся, что и на российском рынке их «сделают» зарубежные сталевары - в Европе и США газ-то в последнее время дешевеет, а у нас наоборот.

С запретами тоже все оказалось не так уж просто - далеко не все они снялись автоматом.

Теперь уже бывший глава Минэкономразвития Андрей Белоусов жаловался в июне, что ожидания России по присоединению к ВТО оправдались не в полной мере. Надеялись, что «став членом ВТО, сумеем воспользоваться нашим преимуществом... в выработке правил регулирования на целом ряде рынков»[6]. Пока не получилось...

Конечно, рано ещё судить о том, правильным ли было решение вступить в ВТО или нет, ведь прошло не так уж и много времени. Может быть, чтобы увидеть положительные результаты, нужен не год, и не два, но пока, на данном этапе, результаты, к

сожалению, неутешительные. А пока моё мнение о вступлении России в ВТО таково: Россия потеряет возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку в ВТО запрещены любые меры их поддержки и защиты. И из-за этого наша страна будет всего лишь поставщиком дешёвых ресурсов, без своего конечного производства. А чтобы российские производители не ушли с рынка, из-за не способности конкурировать, государство, как мне кажется, должно больше уделять внимания субсидированию отечественного производства. Также я считаю, что Россия не очень хорошо подготовилась к вступлению в ВТО, т.к. нужно было для начала создать здоровую конкуренцию, модернизировать отечественное производство. И если эти аспекты будут удовлетворены, то возможно, Россия сможет побороться с другими странами в здоровой конкуренции и извлечь выгоду для России от вступления в ВТО.

Литература

1. http://www.wto.ru/

2. Орлянский Е.А. учебное пособие «Экономическая теория» - Омск 2007

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/neperoBopbi_o_BCTy-плении_России_во_Всемирную_торговую_органи-зацию

4. http://stop-vto.ru/

5. http://video.yandex.ru/ «Что нужно изменить России чтобы вступление в ВТО приносило выгоду»

6. http://www.kp.rU/daily/26123.3/3015487/

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА

АХУНОВА А.Ч.

студент, Омский институт (филиал) ФГБОУВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье представлены данные по мировому рынку золота. Рассмотрена информация об объемах добычи по странам, а также анализ и оценка основных показателей и потребления в 2013 году. Среди данных по мировому рынку также рассматривается анализ цен в динамике за несколько лет и экспертные прогнозы ведущих аналитических агентств до 2013 года.

Ключевые слова: мировой рынок золота, цена золота, мировые запасы, золотодобыча, потребление золота, инвестиционная привлекательность золота.

Мировой рынок золота в широком плане охватывает такие системы драгоценного металла в масштабах всего мира - производство, распределение, потребление. Это понятие еще рассматривается и в более узком плане - в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так на-

зываемым «бумажным золотом» анализируются в рамках деятельности золотых бирж.

В условиях нестабильности мировой экономики золото рассматривается в качестве наиболее надёжного инвестиционного инструмента. В связи с этим актуальна проблема формирования спроса и предложения на мировом рынке золота, в том числе и для России как для золотодобывающей страны и держателя значительных золотых запасов.

Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Учтенные государственные запасы золота,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.