УДК 338
Н.М. Тюкавкин* ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ СТРАН В ВТО
В статье приведены основные условия и порядок вступления стран в ВТО. Представлены этапы процедурных вопросов вступления и порядок их реализации. Рассмотрен опыт России по вступлению в ВТО. Определены основные направления действий России по оптимизации вступления в ВТО. Особую значимость имеют документы, регламентирующие документы вступления стран в ВТО.
Ключевые слова: Всемирная Торговая Организация, страна, положение, нормативная база, условия, пошлины, таможня, правила, торговля, товары, услуги, переговоры.
Для участия страны во Всемирной торговой организации необходимо ее членство в ней. Для вступления в ВТО необходимо пройти определенную процедуру для приведения законодательной базы в сфере международной торговли в соответствие с нормативами торговли ВТО, а также в сфере организации торговли, таможенных процедур и международных расчетов.
В настоящее время страны — члены ВТО полагают, что система организации мировой торговли должна соответствовать принятым ими пяти принципам (табл. 1).
Для стран, желающих стать участниками ВТО, существует процедура вступления, разработанная и сформированная за 50 лет существования ГАТТ/ВТО; она многоаспектна и состоит из ряда этапов [1]. Данный процесс вступления занимает около 5—7 лет (табл. 2).
В 1993 году Российская Федерация официально обратилась с заявлением о присоединении к ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле).[2] В соответствии с разработанными и действующими нормативами, была создана Рабочая группа (РГ) по решению вопросов присоединения России к ГАТТ (в дальнейшем преобразованная в 1995 г. в ВТО). РГ имеет мандат на полное изучение условий торгового режима РФ и разработку требований по ее вступлению в ВТО.
Правительство России в феврале 1994года вручило странам-участницам ГАТТ «Меморандум о режиме внешней торговли России». Данный шаг Правительства РФ начал свою активную фазу всех переговоров об условиях членства страны в ВТО [3].
В 1995 году начался переговорный процесс по вступлению России в ВТО (табл. 1). На первом этапе был рассмотрен в рамках РГ на многостороннем уровне и сконцентрирован торговый и политический режим РФ на предмет его соответствия нормам ВТО. В 1998 году Россия представила первоначальные предложения по открытому доступу на свой внутренний рынок товаров и по уровню поддержки агропромышленного комплекса. Далее начались проводиться переговоры уже на двустороннем уровне.
* © Тюкавкин Н.М., 2013
Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Таблица 1
Принципы организации мировой торговли
№ п/п Принципы Содержание
1. Неприемлемость дискриминационных мер в торговле Любое государство не может усложнять ВЭД другой страны, накладывая ограничения на ее экспорт и импорт товаров и услуг. На внутреннем рынке каждой страны не может быть никаких ограничений и различий в условиях реализации национальной и иностранной продукции и услуг
2. Снятие торговых и других протекционистских условий Торговые барьеры - это факторы, которые снижают возможность поставки иностранных товаров на внутренний рынок другой страны. К таким барьерам относятся: импортные квоты, т.е. количественные ограничения на импортные товары и таможенные пошлины. Также на торговлю между странами оказывают влияние административные барьеры и обменные курсы валют
3. Определенность и стабильность организации торговли Условия торговли, нетарифные и тарифные ограничения не должны произвольно и внезапно изменяться
4. Развитие конкурентоспособности в организации международной торговли Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы. Конкуренция торговли между странами должна быть справедливой, для организации равноправной конкуренции предприятий разных государств надо пресекать «несправедливые» действия: экспортные субсидии государства, применение демпинга цен
5. Наличие льгот для международной торговли слабо развитых стран Данный принцип необходим для вовлечения в мировую торговлю слаборазвитых стран периферии, которые не могут на начальных этапах конкурировать со развитыми странами на равных условиях. Но в основном ВТО проводит в жизнь идеи свободной торговли (фритредерства) и борется за ликвидацию протекционизма
Таблица 2
Этапы и порядок вступления в ВТО
№ п/п Этапы Содержание
1. Этап изучения торгового законодательства и других правовых документов Специальные рабочие группы стран-участниц ВТО производят детальный анализ на многостороннем государственном уровне социально-экономического механизма и торгово-политического режима страны, присоединяющейся к ВТО, на предмет соответствия их правилам и нормам ВТО
2. Этап консультаций Проводятся переговоры и консультации о согласовании условий членства претендующей на соискателя страны в данной организации
3. Этап оформления достигнутых уступок и обязательств. Проводятся переговоры по «коммерчески значимым» уступкам, тем, которые страна-претендент готова предоставить всем членам ВТО по улучшению
Окончание таблицы 2
доступности на ее рынки (Соглашения фиксируются в двусторонних протоколах согласования по организации доступности на рынки услуг и товаров), а также по срокам и формату принятия на себя всех обязательств по данным Соглашениям, которые вытекают из членства в ВТО. Они также оформляются в докладах рабочих групп
4. Этап закрепления прав членов -участников ВТО. Присоединяющаяся к ВТО страна получает все права, которыми обладают и все другие члены ВТО. Это практически означает полное прекращение ее дискриминации на всех внешних рынках
5. Этап оформления документов. В соответствии с регламентированной процедурой все результаты проведенных переговоров по полной либерализации доступа на внутренние рынки, а также условия присоединения новых стран к ВТО законодательно оформляются следующими официальными документами: - пакет прав и обязательств из доклада рабочей группы, которые новый участник принимает на себя; - обязательства по тарифам и уступкам , обязательства по поддержке аграрного сектора; - специфические обязательства по услугам; - перечень изъятий из списка по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); - Протокол о присоединении страны к ВТО
6. Этап приведения национального законодательства и практики регулирования ВЭД в соответствие с договором Уругвайского раунда ВТО Это главный этап по регламентации условий вхождения новых стран в ВТО. Национальное законодательство новых стран и практика регулирования ВЭД должны быть приведены в соответствие с главными положениями соглашений Уругвайского раунда переговоров стран ВЭД. На данном этапе производится ратификация национального законодательства регулирующим органом присоединяющейся страны полного пакета документов, который согласован в рамках разработки рабочей группы и утвержден Генеральным советом ВТО. После чего представленные обязательства станут являться частью нормативного пакета документов ВТО, а также национального законодательства страны-участника, а страна получает статус члена ВТО
В 1999 году Правлению ВТО были представлены первая редакция перечня «Специфических условий и обязательств по возможному доступу на рынок услуг» и проект «Списка изъятий из РНБ».
С начала 2000 года стали проходить более полномасштабные переговоры комплексного характера, которые охватывают разносторонние вопросы процесса вступления России в ВТО. В состав РГ (председатель в РГ с декабря 2003 г. — Постоянный представитель государства Исландия при ВТО Стефан Йоханнессон) входили 60 стран-членов ВТО, заинтересованных в торговле с Россией (27 стран-членов ЕС представляли один голос). Кроме этого, в переговоры по тарифам было включено в разной степени участия более 50 стран, по получению доступа на рынок услуг — порядка 30 стран. По итогам данных переговоров были подписаны необходимые двусторонние протоколы [3].
Основная цель и задача ВТО — содействие международной торговле без всякого ограничения. Те развитые государства, по инициативе которых была организована ВТО, считают, что только экономическая свобода и равноправие в международных отношениях между странами и международной торговле благоприятствует социально-экономическому росту страны. Участие в ВТО должно соответствовать стратегической концепции РФ в вопросах достижения экономической безопасности страны и, следовательно, ее политической независимости. Обеспечение данных условий достижимо только при условии резкого роста (удвоения и утроения) ВВП страны в ближайшие годы. В первую очередь за счет выхода продукции России на новые рынки, а также роста экспорта в отраслях обрабатывающей промышленности и развития высокотехнологичных, нанотехнологичных и инновационных отраслей экономики. Учитывая состояние экономики России, а особенно промышленности, государству необходимо решить вопросы государственного регулирования экономики на современном этапе, а именно: поддержки ведущих отраслей и производств отечественной промышленности. Без этого шага Россия не сможет быть полноценным членом ВТО и превратится в ее сырьевой придаток [3]. Имеющийся опыт постсоветских стран Восточной Европы и Балтии говорит о том, что при слиянии международного и национального рынков возможна потеря контроля государства над целыми отраслями экономики. Данная угроза имеется и для России после ее вступления в ВТО. В силу сложившейся структуры экономики РФ страна особо не несет ущерба, если только не считать упущенной выгоды. Тем более что ее еще нужно сопоставить и с будущими потерями. В данном случае России торопиться и идти на неоправданные уступки и жертвы необязательно. В связи с этим основной целью России является не членство в ВТО любой ценой, а именно достижение путем проведения переговоров оптимальных и наиболее выгодных для себя условий, которые включают:
— участие государства в разработке регулирующих норм международной торговли;
— исключение невыгодных условий, ущемляющих права страны в сфере международной торговли
— обеспечение определенной степени защиты отечественного производства в условиях открытой (разумно) экономики на базе правил и норм ВТО;
— реальное обеспечение повышения доступа на мировые рынки товаров и услуг российской продукции (услуг);
— оптимизация торгового и политического режима по сравнению с имеющейся на сегодня ситуацией с учетом равновесия прав и обязанностей России в ВТО;
— содействие государства развитию экспортного потенциала страны и формирование современной структуры российского экспорта;
— доступность России к механизмам международных разрешений споров в торговле;
Порядок и условия вхождения стран в ВТО Основная нормативно-правовая база ВТО
189 Таблица 3
Наименование документа Краткое содержание
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. Определяет основной режим торговли услугами, товарами, права и обязанности членов ВТО в данной сфере
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. Определяет основные режимы торговли услугами и товарами, права и обязанности членов ВТО в данной сфере
Соглашение по агропромышленному комплексу Определяет основные особенности государственного регулирования торговли сельхоз. товарами, а также механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в данной сфере
Соглашение по одежде и текстильной продукции Определяет основные особенности государственного регулирования торговли одеждой и текстилем
Соглашение по определению и применению санитарных и фитосанитарных норм Определяет основные условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля государства
Соглашение по основным техническим барьерам в торговле Определяет основные условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации продукции и услуг
Соглашение по инвестиционным мероприятиям, связанным с торговлей Запрещает применять определенный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст. III ГАТТ (Национальный режим) и Ст. XI (Запрет основных количественных ограничений)
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров) Определяет основные правила оценки таможенной стоимости товаров
Соглашение по предотгрузочной инспекции Определяет основные условия организации проведения предотгрузочных инспекций
Соглашение по правилам происхождения товаров и услуг Определяет, что под правилами происхождения товаров и услуг понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения данных товаров и услуг
Соглашение по процедурам импортного лицензирования Устанавливает основные процедуры, формы и правила лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным сборам Определяет основные условия и процедуры организации и применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) Определяет основные условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам Определяет основные условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту
— создание инвестиционной привлекательности российской экономики, особенно промышленности, приведение этого процесса в соответствие с нормами ВТО;
— повышение возможностей российских инвесторов, особенно в финансовой сфере;
— создание благоприятных условий для роста уровня качества и конкурентоспособности российской продукции;
— участие в разработке норм и правил международной торговли с учетом национальных приоритетов страны;
— повышение имиджа и рейтинга РФ в вопросах международной торговли.
Автор считает необходимым, в целях ознакомления заинтересованной аудитории привести законодательные и нормативные документы, определяющие участие страны в ВТО (табл. 3).
Присоединение России к ВТО — это вхождение России в сложившуюся систему в практике нормативного и административного управления и регулирования МЭО. Данный шаг означает вступление России в систему действующих правил реализации товаров и услуг на глобальном мировом рынке. Без него успешное формирование и реализация современных прогрессивных экономических начинаний и реформ в нашей стране вряд ли может быть возможным, а организация внешней торговли окажется в трудных условиях для реализации и развития [4].
Библиографический список
1. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
2. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., 2000.
3. Сараев А.Л., Тюкавкин Н.М. Организационная структура и сфера деятельности всемирной торговой организации // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (4).
4. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: справочник. М.: Финансы и статистика, 1993.
N.M. Tyukavkin*
THE PROCEDURE AND CONDITIONS OF ENTRY OF COUNTRIES
TO THE WTO
In this article the basic terms and procedures of entry of countries to the WTO are presented. Stages of procedural matters of entry and the order of their realization are presented. The experience of Russia joining the WTO is shown. The main areas of action of Russia on optimization of joining the WTO are defined. Special attention is paid to the documents regulating joining of countries to the WTO.
Key words: World Trade Organization, country, regulation, regulatory framework, conditions, dues, customs, rules, trade, goods, services, negotiations.
* Tyukavkin Nikolay Mihailovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.