4. [Электронный ресурс]: Усиленные детали «Meyle-HD». Режим доступа: http://www.meyle.com/ru/spare-parts/meyle-hd.html.
5. [Электронный ресурс]: Преимущества инструмента в прокат. Режим доступа: http://prokat-tools.ru/index.php/o-kompanii.html.
6. [Электронный ресурс]: «Should You Buy an Extended Warranty?», The New York Times, 2014. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2014/08/29/upshot/should-i-buy-a-warranty. html.
Актуальные проблемы мировой автомобильной промышленности
12 3
Макарчук Д. С. , Таряник Д. В. , Стоянов И. А.
1Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;
2Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;
3Стоянов Иван Александрович /Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повсеместного использования планируемого устаревания в производстве автомобилей. Авторами предлагаются варианты решения проблемы планируемого устаревания в автопромышленности.
Ключевые слова: мировой автопром, автомобильная промышленность, планируемое устаревание, нерациональное природопользование, загрязнение окружающей среды, снижение благосостояния населения.
ББК 65.290-2
Ожесточающаяся международная конкуренция между автомобильными ТНК, делает необходимостью повсеместное использование инновационного менеджмента. Его основные элементы: стратегическое планирование свойств товара, технологии, способы производства, рынки сбыта; управление процессом создания новых конструкций, технологий и внедрения; управление процессом получения новых знаний и методов их апробирования и использования. С момента насыщения рынка и сокращения технологического разрыва между лидерами и вторым звеном отрасли на первый план выходят маркетинг и способность производителей находить и даже создавать новые потребности клиентов. Сегодня на маркетинг и сбыт приходится до 30 % затрат ведущих ТНК на новый автомобиль, однако, практически все производители используют инновационный менеджмент и функционально стоимостной анализ в весьма корыстных целях. Практически все современные автомобили массового производства имеют, так или иначе, искусственно ограниченный срок эксплуатации, простыми словами, это называется «планируемое устаревание». Планируемое устаревание используется не только в автомобильной промышленности, а практически везде, но примеры автомобильных ТНК наиболее яркие и резонансные. Иными словами, практически любой автомобиль крупнейших мировых автоконцернов, произведённый в среднем до 1995 года, мог прослужить одному хозяину при правильном обслуживании минимум 10 лет, а в среднем 20 лет без капитального ремонта. Есть отдельные примеры автомобилей массового производства, которые работали 30, 40 или даже 50 лет без особых проблем. На данный момент практически у всех автомобилей массового производства, срок эксплуатации едва превышает гарантийный срок. Это сделано для того, чтобы по
истечению гарантийного срока, владелец сдавал автомобиль обратно в автосалон в trade in, и покупал новый автомобиль. С одной стороны автовладелец всё время ездит на абсолютно новом автомобиле, но с другой стороны ему приходится в среднем доплачивать 50 % от стоимости предыдущего автомобиля, чтобы купить новый, таким образом автомобильные ТНК зарабатывают сверх прибыли. Такая стратегия производства приводит к тому, что новое поколение одной и той же модели автомобиля стоит столько же, сколько и старое, но сделано из более дешёвых, одноразовых материалов. Появляется в новых поколениях автомобилей только новая электроника, так как она очень быстро дешевеет. Производители автомобилей вступают в сговор с производителями комплементарных товаров для автомобилей, в частности с производителями автомасел. Официальный дилер заливает в автомобиль то масло, которое рекомендовано производителем, а производителем рекомендовано масло не самое лучшее, а то которое позволит двигателю проработать чуть больше гарантийного срока. Также у большинства автомобилей на пробке маслозаливной горловины написано, какое масло производитель рекомендует. Естественно это не означает, что именно это масло спасёт ваш двигатель. В любом случае, практика показывает, что на рынке в свободном доступе существует масло других производителей, которое за равную цену обладает лучшими свойствами и дольше сохраняет масляную плёнку при критических нагрузках, чем масло рекомендованное производителем. Также, практика показывает, что замена масла через пробег в полтора, два раза меньший, чем рекомендованный производителем и дилером -снижает вероятность поломки двигателя и сохраняет его ресурс.
Многие корпорации-гиганты, за период ХХ века, заработали безупречную и непоколебимую репутацию. Целые поколения людей пользовались их товарами и услугами по всему земному шару, зная, что товар, который они приобрели, был, есть и будет лучшим из того, что есть на рынке [1]. Как было сказано выше, в начале XXI века в обиход крупных корпораций вошёл инновационный менеджмент и стратегическое планирование свойств товара. Технологии середины ХХ века, уже позволяли создавать товары многократного пользования, которым было под силу пережить своих хозяев. Технологии XXI века в купе с инновационным менеджментом могут позволить ещё больше, однако на деле всё обстоит немного иначе. Производители товаров конечного потребления давно осознали, что количество реальных и потенциальных потребителей товаров многократного пользования тоже конечно. Иными словами, если сделать продукт, который будет сохранять свои потребительские свойства на протяжении хотя бы десяти лет и, при этом будет оставаться актуальным, то через несколько лет корпорациям просто некому будет продавать свои товары [2]. Планируемое устаревание позволяет сделать продукт, реальный эксплуатационный срок которого лишь не на много превышает гарантийный. Таким образом, мы вынуждены каждый год или каждые 2-3 года покупать одни и те же товары, которые удовлетворяют одни и те же потребности. Положительным в данной ситуации является рост экономики и рост производства. На этом положительные свойства планируемого устаревания заканчиваются и начинаются проблемы [3]. Основными проблемами, к которым ведёт планируемое устаревание, являются растрата материальных ресурсов, растрата трудовых ресурсов, снижение благосостояния населения, так как очень существенная часть их доходов уходит на приобретение одних и тех же товаров, так как товары быстро приходят в негодность, а так же загрязнение окружающей среды. Ресурсы превращаются в отходы миллионами тонн ежегодно. Переработка втор сырья организована лишь в развитых странах и объёмы этой переработки ничтожны по сравнению с тем количеством отходов, которое ежегодно оседает на свалках по всему миру.
В Великобритании запланированное устаревание, встроенное в товар, рассматривается как нарушение прав потребителей. Управление по добросовестной торговле и торговый институт стандартов расследует утверждения о товарах
57
постоянно ломающихся сразу после окончания гарантийного срока или вблизи него. Знаменитым делом было «Apple IPod Click Wheel», которое ломалось у многих пользователей в течение 18 месяцев после покупки и которое закончилось соглашением сторон об увеличенной гарантии и бесплатной замене аккумуляторов. Планируемое устаревание наносит прямой вред окружающей среде и поощряет нерациональное природопользование. Для производства новых изделий требуются новые ресурсы и энергия, добыча которых весьма не экологична, устаревшие изделия отправляются на свалку, увеличивая загрязнение окружающей среды, а в случае переработки снова требуется энергия и новые материалы.
Применение планируемого устаревания не считается общепризнанным. Достаточно сложно установить, является ли устаревание запланированным, или обусловленным несовершенством технологий, что неудивительно: в тех случаях, когда это можно установить, деяние становится скандалом, а в некоторых странах — правонарушением. Критики теории утверждают, что запланированного устаревания не существует. Существует стремление фирм удешевить товар и сделать его более доступным. Применение низкокачественного материала, упрощенных технологических процессов, неквалифицированной рабочей силы удешевляет товар, но автоматически делает его менее надежным. Так или иначе, термин «планируемое устаревание» существует уже очень давно. Первый, документально подтвержденный факт сговора производителей с целью намеренного ограничения срока службы выпускаемых изделий имел место почти 90 лет назад. В самом конце 1924 года (накануне рождественских праздников) в одном из отелей Женевы прошла закрытая встреча глав ряда ведущих компаний, выпускающих лампы для осветительных приборов, в том числе Osram, Philips, General Electric и др. Бизнесмены были обеспокоены тем, что увеличение срока службы ламп накаливания может негативно отразиться на объемах продаж этого товара, а следовательно, и на доходах компаний. На этой встрече был создан тайный картель «Фобос» (Phoebus), новоиспеченные члены которого договорились об искусственном ограничении срока службы выпускаемых ими ламп накаливания.
С течением времени технологии усовершенствовались и соответственно появлялись более изощрённые формы планируемого устаревания. Мы считаем, что проблему планируемого устаревания надо решать. Конкретные шаги должны быть применены в отношении растраты ресурсов и последующего загрязнения планеты. Первым предложением к автопроизводителям, которые используют планируемое устаревание, будет принцип предоставления выбора своим покупателям. В XXI веке, автомобиль для многих потребителей стал просто вещью, бытовым прибором. Очень многие автовладельцы, при выходе новой модели автомобиля берут кредит, чтобы добавить денег и купить новый, так как старый уже не в моде. Это целевая аудитория автомобильных маркетологов и специалистов по функционально-стоимостному анализу в целом и планируемому устареванию в частности. Однако многие автомобилисты, которые понимают, что с выходом новой модели, их автомобиль хуже не стал, предпочитают ездить на своём автомобиле дальше. Большинство технологий, которые качественно влияют на повседневную эксплуатацию автомобиля, были разработаны ещё до 80-х годов прошлого столетия, а в 90-х уже стали массовыми. В новых автомобилях уже давно не появляется ничего принципиально нового кроме дизайна и электроники. Подтвердить данную гипотезу может тот факт, что абсолютно новый массовый бюджетный автомобиль, не содержит в себе и 20 % технологий, которые были доступны автомобилям бизнес класса ещё в 90-х годах. Технологии, которые делают автомобиль безопасным, надёжным и комфортным - стоят дорого, соответственно новый бюджетный автомобиль априори не может быть таковым. Новый бюджетный автомобиль массового производства, может быть «модным», «современным» и напичканным электроникой, так эти перечисленные составляющие с каждым годом становятся дешевле в массовом
58
производстве, но не более того. Таким образом, можно грубо разделить покупателей автомобилей на две категории: обыватели, которые предпочитают в первую очередь «последний писк моды» в автомобильном дизайне и автомобилисты, которые имеют какое-либо представление о том, как устроен их автомобиль, в чём его преимущества и недостатки и которые в первую очередь хотят, чтобы их автомобиль был безопасным, надёжным и комфортным, а уже потом «модным». Итак, вернёмся к принципу предоставления выбора. Для первой категории потребителей автомобилей, которые в первую очередь хотят современный автомобиль, невзирая на то, что он по факту не всегда лучше своего предшественника, можно ничего не предлагать. Существующая ситуация в мировой автомобильной промышленности сложилась во многом благодаря первой категории потребителей, так как спрос рождает предложение. Предоставить выбор нужно как раз второй категории потребителей автомобилей. Эта категория предпочтёт длительную эксплуатацию своего транспортного средства, при условии, что автомобиль будет сохранять свои потребительские свойства и качества на протяжении девяти, десяти лет. Данная категория автомобилистов предпочтёт заплатить на 20-30 % большую стоимость относительно конкурентов, зная, что их автомобиль не сломается через 20 тысяч километров, а дилер не скажет им, что данная поломка не является гарантийным случаем, и ремонт будет стоить 40-50 % от стоимости автомобиля. Мы не предлагаем создавать отдельный завод по производству качественных автомобилей в рамках одного концерна. Данный вариант, во-первых, дорог, во-вторых, заставит производителя признать, что остальные автомобили он сознательно делает некачественными. Мы предлагаем создать в рамках одного автомобильного концерна линейку автомобилей, которые будут позиционироваться как усиленные и долговечные. Стандартная линейка автомобилей будет представлять собой всю ту же самую продукцию, которую производитель поставлял на рынок до этого, с использованием всех возможных технологий получения сверхприбылей, в том числе планируемого устаревания. Её не нужно позиционировать как плохую, её нужно позиционировать как доступную по цене. Автомобили из линейки «Durable Edition», будут представлять собой те же автомобили в том же кузове, но с усиленной ходовой частью, с усиленными узлами и агрегатами, выполненными из более дорогих и высококачественных материалов, с салоном, который выполнен из более качественных материалов которые, при правильной эксплуатации и уходе сохраняют изначальный вид на протяжении всего срока эксплуатации. «Durable Edition» автомобили смогут производиться на тех же сборочных линиях, что и стандартные, с использованием того же оборудования и тех же сотрудников. Таким образом, себестоимость линейки более качественных автомобилей, в сравнении со стандартной, вырастет значительно лишь в позициях сырья и материалов, труд и энергия будут расходоваться примерно в том же объёме что при сборке стандартной линейки. Усиленная деталь, которая может выдержать в 10 раз больше нагрузки, чем стандартная, как правило, не так уж сильно отличается от стандартной же детали. Критическая граница перехода, после которой деталь становится крепче, это обычно на 1-1,5 мм увеличенная толщина шкива, рычага или другого силового элемента, либо просто более высокая марка стали, а не деталь в 10 раз больше стандартной [4]. Также стоит производить эту линейку автомобилей на родине марки, вне зависимости от стоимости транспортировки. В свою очередь, рыночную стоимость автомобилей «Durable Edition», можно сделать такой, какой посчитают нужным производители, данные автомобили следует позиционировать, как продукцию для истинных ценителей марки, которые не пожалеют о покупке спустя даже 10 лет. Не стоит забывать и о рекламной кампании, которая будет говорить покупателю: «покупая продукцию данной линейки, вы спасаете ресурсы и сохраняете планету чистой», в развитых странах это работает.
Второе наше предложение исходит из первого. У всех автопроизводителей, есть собственная дилерская сеть по всему миру. Те производители, которые запустят линейку автомобилей «Durable Edition», смогут сдавать их в аренду без риска поломки или преждевременного износа. Для любого автопроизводителя существует определённая желаемая сумма денег, которую он желал бы получать от потребителя ежегодно за пользование автомобилем, вместо того, чтобы получить от клиента одну крупную сумму раз в 3 года. В данном случае, производитель исключает риск того, что после истечения гарантийного срока, клиент захочет поменять марку и уйти к другому производителю по той или иной причине. Зачастую, недобросовестный дилер может испортить впечатление и представление клиента обо всей марке. Аренда автомобиля на длительный срок исключает такое развитие событий. Многих автомобилистов заинтересует вариант пользования автомобилем в аренду, так как все обязательства на себя будет брать дилер. Самому клиенту уже не нужно будет думать о страховке, обслуживании и подменном автомобиле в случае поломки. Клиенту останется только заправлять автомобиль, ездить и получать удовольствие. Главным для производителя остается правильно рассчитать стоимость аренды автомобиля. Также нужно понимать, что в итоге арендаторы в среднем должны приносить компании ту же прибыль, что и до внедрения нашего предложения.
Третье наше предложение, будет заключаться в обязательной гарантии на 5 лет и расширенной гарантии за дополнительную плату. Это предложение также частично «вытекает» из принципа предоставления выбора и обращено на этот раз не только к автопроизводителям, но и к законодателям. Покупатель, который хочет приобрести качественный автомобиль на продолжительный срок, сможет за дополнительную плату приобрести расширенную гарантию [6]. Это одновременно простимулирует производителя делать товар более качественным, принесёт дополнительный доход производителю, и самое главное положительно скажется на природопользовании и окружающей среде.
В заключении мы хотим сказать, что ответственность за социально экономическую и экологическую ситуацию с нашей планетой, несём мы все. Спрос рождает предложение, а это значит, что в первую очередь за то, что происходит, отвечает потребитель, а уже потом производитель и правительство. Мы считаем, что внедрение наших предложений действительно может качественно повлиять на ситуацию. Во-первых, от реализации наших предложений производители не будут терять в деньгах, а при правильной реализации могут даже получить дополнительную прибыль. Это важно, так как иначе производителей не заинтересовать. Во-вторых, принцип предоставления выбора сам по себе очень хорошо показывает степень цивилизованности потребителя. Если потребитель уважает себя сам, уважительно относится к тому месту, в котором он живёт, то он выберет более качественный товар и вариант более благоприятный для окружающей среды. В-третьих, даже если не брать во внимание то, что получат от наших предложений потребители и производители, даже если материально для них всё останется на том же уровне, то для окружающей среды, для нашей планеты, повсеместная реализация описанных выше предложений действительно может сказаться весьма благоприятно. При том же уровне доходов производителей, и при том же уровне удовлетворения покупательского спроса, потребление не восполняемых ресурсов может значительно снизится вместе с загрязнением окружающей среды.
Литература
1. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива
взаимодействия. Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2013.
2. Dickinson Torry D. Fast Forward: Work, Gender, and Protest in a Changing World. —
Rowman & Littlefield, 2012.
3. Jeremy Bulow. An Economic Theory of Planned Obsolescence (англ.). Quarterly Journal of Economics, 2013.
4. [Электронный ресурс]: Усиленные детали «Meyle-HD». Режим доступа: http://www.meyle.com/ru/spare-parts/meyle-hd.html.
5. [Электронный ресурс]: Преимущества инструмента в прокат. Режим доступа: http://prokat-tools.ru/index.php/o-kompanii.html.
6. [Электронный ресурс]: «Should You Buy an Extended Warranty?». The New York Times, 2014. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2014/08/29/upshot/should-i-buy-a-warranty. html.
Проблематика внедрения инноваций в России Таряник Д. В.1, Макарчук Д. С.2, Стоянов И. А.3
1Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;
2Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;
3Стоянов Иван Александрович / Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы связанные с инновационным развитием в России. Приводится зарубежный опыт в вопросах внедрения инноваций, кратко изложены решения проблем в переходе страны на инновационный путь развития.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновации в России, инновационная инфраструктура.
ББК 65.290-2
Необходимым условием стабильности и устойчивого развития экономики России, является осуществление мероприятий по ее модернизации и, соответственно уход от сырьевой зависимости. Фундаментом процесса модернизации является использование современных технологий, научных достижений и разработок. Необходимо повсеместное внедрение инноваций во все сферы экономики, целью которого станет создание потенциала для будущего развития. Большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный стабильный экономический рост с переходом к инновационному пути развития. Именно поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства. Инновация - это внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Она представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, фантазии, изобретений, открытий и рационализации.
Сегодня темпы и результаты инновационного и технологического развития России не могут считаться удовлетворительными. Причины низкой инновационной активности в России связанны с целым рядом проблем. Во-первых, сокращение численности персонала, занятого в исследованиях и разработках. Так за период 20002013 гг. темп роста данного показателя в России составил 0,82. Низкий уровень оплаты труда научных сотрудников (в 3 раза меньше чем в США) [1, с. 6] и престиж профессии не обеспечивает приток молодых кадров. Хотя падение уже не такое стремительное, как в 1990-е годы, но оно продолжается. Согласно рейтингу стран