внешних рынках. Помимо фаз роста различаются и пути продвижения МВП на международные рынки.
Выводы проведенного авторами исследования несколько отличаются от традиционных. В частности, они расходятся с утверждением, что постоянная и активная предпринимательская ориентация, как и другие элементы МПК, способствуют развитию МВП на протяжении всего их жизненного цикла и при любых способах интернационализации операций. Эти характеристики, по мнению авторов, наиболее сильно проявляются на начальных этапах международной экспансии фирм. Только ориентация на обучение и сетевые связи сохраняют свое положительное влияние на всех этапах. Таким образом, характер и интенсивность воздействия МПК не являются постоянными и подвергаются модификации.
Особое значение, считают авторы, имеют два элемента МПК -международная мотивация и стремление к международному обучению. Во-первых, международная мотивация является непременной характеристикой предпринимательского потенциала, она выступает в качестве необходимого условия, обеспечивающего развитие МВП и определяющего выбор способа интернационализации операций. Во-вторых, стремление к международному обучению положительно коррелирует с ростом МВП, вместе с тем его влияние эволюционирует: на начальных этапах развития решающим элементом является получение новых знаний, рост за счет исследования путей эффективного функционирования в новых условиях, на последующих этапах ведущим фактором роста становится эксплуатация приобретенных знаний.
И.Г. Минервин
2015.04.043. ЛОМБЕ Т., ПУБО Б. ПЛАНИРУЕМЫЙ ИЗНОС ПРОДУКТА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.
LOMBES Th., POUBEAU B. Obsolescence programmée des objets: Mythes et réalités // La Gazette de la société et des techniques. - P., 2015. - N 81. - P. 1-4. - Mode of access: http://www.annales.org/ga zette/2015/gazette_81_03_15.pdf
Ключевые слова: жизненный цикл продуктов; обновление продукции; моральный износ; защита окружающей среды.
В статье французских инженеров рассматриваются концепция планируемого морального износа продукта и пути решения проблемы оптимизации срока жизни продукта с учетом требований охраны окружающей среды (ОС).
Термин «планируемый износ (устаревание)» впервые был предложен в 1932 г. Б. Лондоном (B. London), призывавшим законодательно установить сроки использования продуктов, что должно было способствовать выходу из Великой депрессии. Однако популярность термин приобрел в 1950-е годы с появлением общества потребления. По словам американского специалиста по организации производства Б. Стивенса (B. Stevens), стратегия планируемого устаревания состояла в том, чтобы «внушить покупателю желание обладать чем-то немного более новым, немного лучшим и немного раньше, чем необходимо» (с. 1). Таким образом, речь идет не об ограничении срока жизни товаров, а об ускорении обновления продуктов.
Уже в 1960-е годы экономисты и социологи подвергли эту концепцию критике, указывая на разрушительные последствия увеличения производства отходов и отчуждения потребителя из-за необходимости обращаться к кредитам. И сегодня проблема планируемого износа не потеряла своей остроты, особенно на фоне экономического и экологического кризисов.
Отмечая, что обычно под термином «износ» понимается ухудшение качества продукта вплоть до его физического разрушения, авторы предпочитают говорить о сроке жизни продуктов, поскольку это понятие более широкое и нейтральное. Они выделяют три основные причины, по которым индивиды расстаются с вещами: не поддающаяся ремонту поломка; несовместимость с окружением (несоответствие нормам или новым стандартам); привлекательность новизны.
В то же время получила широкое распространение идея заговора производителей, договорившихся об ограничении срока жизни своей продукции. Однако авторы не признают обоснованность этого подхода. По их мнению, в подобной стратегии заинтересованы только картели, действующие на насыщенном рынке. Для других производителей, вынужденных в современных условиях жест-
кой конкуренции заботиться об имидже своей марки, такая стратегия представляется нереалистичной.
Действительно, постоянно обновляя товарную линейку, производители стремятся вызвать у потребителей желание совершать новые покупки. Но поскольку потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь не только критерием долговечности товара, решение о замене старых продуктов новыми до материального разрушения первых принимается потребителями.
Существует также мнение о том, что производство и использование товаров длительного пользования должны быть максимально экологичными. Так, смартфоны потребляют очень мало энергии, но их производство и окончание жизненного цикла связаны со значительным загрязнением ОС, поэтому замедление скорости обновления подобных товаров автоматически снижает влияние их жизненного цикла на ОС. Менее однозначная ситуация с продуктами, потребляющими большое количество энергии или воды при их использовании: продление их жизненного цикла может оказаться вредным для ОС (с. 2). Авторы приходят к выводу, что оптимального срока жизни продуктов не существует: процесс производства, фаза использования различных товаров и окончание их жизненного цикла оказывают на ОС различное влияние.
Принято считать, что быстрое обновление продуктов ускоряет развитие экономики, производство долговечных изделий сокращает объем продаж и, следовательно, оборот предприятий. Однако, по мнению авторов, главным фактором успеха предприятия являются не высокие темпы обновления продуктов, а умение завоевать большую долю рынка.
В то же время долговечность продуктов в большинстве случаев, особенно если речь идет о сложных продуктах, очень трудно поддается определению в силу как технических, так и организационных проблем. В целом срок жизни продукта зависит от поведения пользователя, которое невозможно определить заранее.
Промышленность, несомненно, способна производить продукты с более длительным сроком жизни, если потребитель готов будет платить за нее соответствующую цену. При этом спрос на такую продукцию существует. Авторы полагают, что предложение не удовлетворяет спрос из-за двойной асимметрии информации. Покупатель не может оценить надежность товара, поскольку речь
идет о сложных характеристиках. В свою очередь продавец, не обладая информацией об особенностях использования товара каждым клиентом, не рискует брать на себя повышенные обязательства. Расширенная гарантия, техническое обслуживание, долгосрочная аренда порождают для производителя финансовые риски, связанные с некачественным техническим обслуживанием или неправильным использование товара потребителем.
Хотя авторы считают, что планируемый износ является всего лишь мифом, состояние ОС оправдывает поиск более благоприятных для нее решений проблемы срока жизни продуктов. Анализируя некоторые из таких на первый взгляд соблазнительных решений (универсальное решение для всех продуктов, признание планируемого износа правонарушением, введение десятилетней гарантии на товары), авторы приходят к выводу, что на практике они контрпродуктивны.
В то же время все больше экономических агентов берут на себя конкретные обязательства по совершенствованию управления сроком жизни продуктов, например, за счет повышения качества ремонта. Интересным вариантом является создание модульных продуктов, легко поддающихся демонтажу. Некоторые неисправные модули можно ремонтировать на специализированных заводах в рамках концепции полной модернизации (remanufacturing), набирающей силу в автомобилестроении и производстве электробытовых товаров. Продолжительность жизни продуктов можно продлить за счет их повторного использования. Развитие рынков подержанных вещей позволяет одновременно распространять инновации с наименьшими издержками и ограничивать количество отходов.
Многообещающим вариантом является так называемая экономия на распределении и практичности (l'économie du partage et de la fonctionnalité). Совместное использование продукта частными лицами позволяет интенсифицировать этот процесс и разделить расходы на его приобретение. В этом случае рынок может переориентироваться на производство более долговременных продуктов. В условиях такой экономии производитель ориентируется не столько на продажу товара, сколько на предоставление услуги, что позволяет ему оптимизировать параметры своей деятельности для повышения рентабельности. Такой подход часто благоприятен для ОС.
В заключение авторы предлагают пути решения проблемы снижения информационной асимметрии. По их мнению, для этого необходимо, во-первых, заменить энергетическую маркировку товара на маркировку с информацией о сроке жизни, что поможет потребителям сделать выбор, а производителям дифференцировать свою продукцию, не подвергаясь чрезмерным финансовым рискам. Во-вторых, авторы рекомендуют шире использовать связанные продукты с помощью коммуникационных технологий. Поскольку производители часто сталкиваются с определенными трудностями в области прогнозирования поломок и оптимизации ассортимента запасных частей, эта мера облегчит сбор данных о парке продуктов, запасах деталей, позволит диагностировать поломку и даже починить изделие на расстоянии. Она также обеспечит снижение стоимости ремонта и поможет разработке новых продуктов. Промышленность уже использует этот метод для продуктов, отличающихся такой связанностью (телевизоры, персональные компьютеры).
И.Ю. Жилина
2015.04.044. РЕЙКРТ П., ХИГГС М. РУКОВОДИТЕЛИ КРУПНЕЙШИХ БРИТАНСКИХ КОМПАНИЙ: КТО ОНИ? REJCHRT P., HIGGS M. Who are our leaders? A study of CEO succession in the UK FTSE 350 companies // J. of general management. -Oxford, 2014. - Vol. 39, N 3. - P. 3-16.
Ключевые слова: высшие руководители компаний; подбор кадров; возрастные и квалификационные характеристики; практика назначений; карьерный рост.
Британские специалисты (Школа менеджмента Саутгемптон-ского университета) рассматривают вопросы подбора и назначения высших руководителей в ведущих корпорациях Великобритании и проблемы, связанные с непрерывностью и преемственностью замещения высших управленческих должностей, которые могут возникнуть в этой области в будущем.
Назначение нового высшего исполнительного руководителя (chief executive officer, CEO)1 взамен выходящего в отставку явля-
1 В различных странах и даже компаниях должность высшего руководителя именуется по-разному (президент, генеральный директор, председатель совета). В англоязычных странах должностное лицо, наделенное полномочиями высшего исполнительного руководителя, получает наименование СЕО.