Научная статья на тему 'Особенности разработки модели управления качеством персональных высокотехнологичных продуктов'

Особенности разработки модели управления качеством персональных высокотехнологичных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / PERSONAL HIGH-TECH PRODUCTS / PRODUCT LIFE CYCLE / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Г.З.

Проблема управления качеством персональных высокотехнологичных продуктов в последнее время все чаще становится предметом рассмотрения различных отраслей науки. В условиях постоянного увеличения персонализации информационных услуг растет спрос на персональные средства коммуникации, к которым относятся смартфоны, планшеты, миникомпьютеры, а также нетбуки и ноутбуки. Все эти устройства представляют собой индивидуальные средства доступа к различным услугам, предоставляемым в социальных медиа, локальных сетях, а также группах, доступ к которым разрешен только авторизованным пользователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT MANAGEMENT MODEL AS A PERSONAL HIGH-TECH PRODUCTS

The problem of quality management personal high-tech products in recent years have increasingly become the subject of various branches of science. In the context of ever increasing personalization of information services, the demand for personal communication tools, which include smartphones, tablet PCs, minicomputers, as well as netbooks and laptops. All these devices represent individual access to various services provided in social media, local networks and groups to which access is permitted only to authorized users.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки модели управления качеством персональных высокотехнологичных продуктов»

УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Ахметова Г.З., ст. преподаватель, Омский государственный технический университет

Проблема управления качеством персональных высокотехнологичных продуктов в последнее время все чаще становится предметом рассмотрения различных отраслей науки. В условиях постоянного увеличения персонализации информационных услуг растет спрос на персональные средства коммуникации, к которым относятся смартфоны, планшеты, миникомпьютеры, а также нетбуки и ноутбуки. Все эти устройства представляют собой индивидуальные средства доступа к различным услугам, предоставляемым в социальных медиа, локальных сетях, а также группах, доступ к которым разрешен только авторизованным пользователям.

Ключевые слова: персональные высокотехнологические продукты, жизненный цикл продукции, управление качеством.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT MANAGEMENT MODEL AS A PERSONAL

HIGH-TECH PRODUCTS

В связи с этим график короткий жизненного цикла такого рода ВП будет иметь следующий вид.

Как мы можем убедиться, графически короткий жизненный цикл ВП выглядит более узко. Т.е. наблюдается очень резкий подъем на стадиях «внедрения» и «роста», что обуславливается наличием огромного потребительского спроса. При этом достаточно маловременная стадия «зрелости» обуславливается быстрым перенасыщением рынка, что ведет к неизбежному спаду спроса на продукцию.

Помимо высокой конкурентной борьбы в рассматриваемом сегменте рынка, к быстрому спаду приводит также и устаревания ВП. По своей сути под устареванием ВП следует понимать не столько потерю функциальных качеств продукта, сколько его несоответствие современным требованиям в конкурентной борьбе. Т.е. мы, формально разделяя устаревания на моральное и физическое,

Akhmetova G., head lecturer, Omsk State Technical University

The problem of quality management personal high-tech products in recent years have increasingly become the subject of various branches of science. In the context of ever increasing personalization of information services, the demand for personal communication tools, which include smartphones, tablet PCs, minicomputers, as well as netbooks and laptops. All these devices represent individual access to various services provided in social media, local networks and groups to which access is permitted only to authorized users.

Keywords: personal high-tech products, product life cycle, quality management.

Особенность модели управления качеством персональных высокотехнологических продуктов (далее - ВП) напрямую зависит от специфики предмета исследования. Высокотехнологичный продукт

- это уникальный по своим потребительским свойствам наукоёмкий продукт, произведенный с использованием наиболее современных технологических достижений. При этом характеристику «персональный» он приобретает исходя из своего уникального свойства

- использование непосредственным потребителем, в роли которого выступает единственный пользователь (человек). Исходя из этого к персональным можно отнести такие виды ВП как смартфоны, планшеты, персональный компьютеры, игровые консоли.

Второй характерной чертой персональных ВП является особенность жизненного цикла

Жизненный цикл любой продукции состоит из пяти основных стадий:

■ Разработка продукции. В ходе данной стадии предприятие, специализирующееся на создании ВП, фокусируется непосредственно на интеллектуальном и материальном производстве, т.е. непосредственном проектировании и создании продукта, обладающего уникальными потребительскими свойствами;

■ Выведение на рынок. Данная стадия обрамляется маркетинговыми исследованиями и ходами, которые позволят не только вывести продукцию на рынок, но и постепенно наращивать объем производства и продаж;

■ Рост. Стадия завоевания целевого сегмента рынка, максимальный рост объемов производства и продаж;

■ Зрелость. Момент замедления темпов объема роста, сопровождающейся постепенным устареванием продукции. На данной стадии уже произошел максимальный охват потребительской аудитории и возникает вопрос замены продукции, либо обновления;

■ Упадок. Резкое сокращение объемов продаж и прибыли.

Схематично жизненный цикл продукции представлен на рисунке 5.

В зависимости от специфики продукта стадии могут иметь разнообразный по длительности вид. Что касается рассматриваемой ВП, то её отличительной чертой является короткий жизненный цикл. Данная специфика обуславливается объективными рыночными и социальными причинами:

- ВП с коротким жизненным циклом - это преимущественно продукты, имеющие высокий потребительский спрос на рынке. Данный спрос обуславливается агрессивной маркетинговой проводимой производителями;

- ВП имеют высокую степень конкуренции на рынке, что вынуждает производителя постоянно совершенствовать свою продукцию, при этом ужимаясь в минимальные сроки;

- ВП имеют высокую степень морального износа по отношению Время

к физическому. п , т, „ огт

Рис. 1. Короткий жизненный цикл ВП

УСТАРЕВАНИЕ

i

Моральное

Несоответствие продукта современным технологиям, ожиданиям потребителей.

1

Физическое

Функциональный ИЗНОС продукта,

предполагающий выход из строя (поломку) структурных элементов, отказа части

функционала.

Рис. 2. Виды устаревания ВП с коротким жизненным циклом

Время

Рис. 3. Сравнительный анализ морального и физического устаревания ВП с коротким жизненным циклом

говорим о превосходстве первого над вторым в оценке ВП с коротким жизненным циклом.

Присущее ВП с коротким жизненным циклом непосредственно устаревание по моральным качествам соответствующим образом можно отобразить и на графике жизненного цикла.

Как мы можем наблюдать, моральное устаревание ВП с коротким жизненным циклом вынуждает производителя принимать определенные меры, которые позволят поддержать уровень сегментарного влияния на рынке. Фактически существует возможность либо модернизации, либо замещения существующего продукта новым.

Моральное устаревание ВП с коротким жизненным циклом вынуждает производителя принимать определенные меры, которые позволят поддержать уровень сегментарного влияния на рынке. Фактически существует возможность либо модернизации, либо замещения существующего продукта новым. Формально можно производить обновления продукции, физически устаревающей во времени. С другой стороны заинтересованность производителей состоит непосредственно в реализации продукта, т.к. это приносит большую прибыль относительно ремонтных работ. В сложившейся

70 60 50

о

§ 40

S

а

V у

Новый

продукт

Обновление i i i 1 1 1 1

30 20 10 0

Срок эксплуатации

Рис. 4. Управления устаревшими ВП

ситуации жизненный цикл продукции с точки зрения движения технологии объективно можно представить следующим образом.

Все вышесказанное позволяет дополнить свойства высокотехнологичной продукции, характерные для ВП с коротким жизненным циклом:

1) Короткий жизненный цикл. Данное свойство обуславливается высоким уровнем морального устаревания рассматриваемых видов высокотехнологичной продукции, ввиду быстрого появления на рынке товаров заменителей.

2) Сильное маркетинговое давление на потребителей. Производитель заинтересован в максимизации продаж высокотехнологичной продукции в наиболее сжатые сроки. Данная необходимость сопровождается агрессивной маркетинговой политикой, делающей точечное акцентирование на определенных инновационных свойствах продукции, в которых зачастую потребители не нуждаются.

3) Необъективная оценка качества продукции. Свойство, являющееся следствием предыдущего. В результате четкого акцентирования, оценка качества продукции потребителем сфокусирована на предложенных свойствах, а не на функциональной составляющей в целом. Таким образом, рациональность оценки качества на этапе покупки уходит на второй план.

В настоящее время производители ВП ориентируются на изменившиеся потребительские запросы по качеству продукции. Анализ потребительских запросов показывает, что в настоящее время большинство потребителей ассоциируют с понятием «качество высокотехнологичной продукции» ее функциональные возможности (49%), при этом технологическая надежность и качество послепродажного обслуживания перестали быть приоритетами (рисунок 6).

Во многом такие приоритеты обусловлены изменением длительности жизненного цикла. За последние 10 лет длительность жизненного цикла большинства персональных высокотехнологичных продуктов сократилась с 30 месяцев до 8 месяцев. С точки зрения потребителя такая ситуация ведет к тому, что проще приобрести новое устройство, чем ремонтировать старое. Как реакция на данное изменение ситуации на рынке изменилась структура затрат производителей на обеспечение качества выпускаемой высокотехнологичной продукции. Визуальная зависимость между структурой затрат и длительностью жизненного цикла представлена на рисунке 7.

Из рисунка 7 видно, что существенно сократился удельный вес затрат на подбор вендоров, а также на предпродажное тестирование, при этом доля затрат на разработку продукта и соответствующего программного обеспечения значительно увеличились. При этом

Преемственное движение технологии

Рециклинг, возможность возврата продукта (обмен, скидка на новый)

Рис. 5. Механизм производства ВП с коротким жизненным циклом

ходит первичная оценка качества создаваемой продукции. Данная оценка характеризуется степенью конкурентоспособности продукта, а также различного рода соответствия заявленным техническим характеристикам. Данная оценка проводится непосредственно производителем ВП.

Стадия pre-production является качественной оценкой качества с точки зрения производителя на первоначальном этапе создания высокотехнологичной продукции. Суть такого рода оценки состоит в сравнительном анализе свойств производимого товара заявленным требованиям. Требования представляют собой набор качественных характеристик функционального (потребительского) и материального характера.

Важно отметить что характеристика «соответствие ранее заявленным функциональным характеристикам» является общей и в зависимости от конкретного продукта должна иметь дальнейшую градацию на более низкие порядки.

При этом целесообразно использовать трехбалльную оценку степени соответствия:

■ полностью соответствует;

■ частично соответствует;

■ не соответствует.

100%

90°о

80°о

70°о 60°о

50°о 40°о

30°о

20°о 10° о 0°о

35 30

25 20 15 10

5 0

2001 2008 2010 2012 2011 Рис. 7. Сопоставление структуры затрат на качество и среднего срока жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Таблица 1. Оценка качества ВП с коротким жизненным циклом на стадии pre-production

Заявленная характеристика Степень соответствия

Материальные требования

Конструктивная прочность -

Безопасность материалов -

Подверженность внешним воздействиям (вода и др.)

Функциональные (потребительские) требования

Соответствие ранее заявленным функциональным характеристикам

Срок эксплуатации -

1 Составлено автором на основании опросов посетителей специализированных магазинов.

Рис. 6. Структура восприятия основных параметров качества высокотехнологичной продукции как факторов качества1

удельный вес затрат на сбор статистики ремонтов и обратной связи для выявления брака остался практически неизменным. Такая ситуация свидетельствует об изменении практики использования результатов полученных в форме обратной связи от сервисных подразделений и потребителей через социальные сети.

Оценка качества персонального высокотехнологичного продукта с коротким жизненным циклом происходит в несколько этапов: Pre-production (до производства). На данном этапе проис-

Таблица 2. Оценка качества ВП с коротким жизненным циклом на стадии Implementation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логично предположить, что для достижения максимальной конкурентоспособности продукта необходимая оценка качества на стадии pre-production по всем пунктам должны иметь степень соответствия «полностью соответствует». Только в этом случае производитель гарантированно производит продукт, способный к сегментарной рыночной конкуренции. Тем не менее, современные реалии показали, что агрессивная маркетинговая политика может позволить производителю выпустить на рынок товар, частично соответствующий высоким стандартам. При этом любые несоответствия дорабатывать в процессе последующего производства не теряя темпов роста прибыли (а иногда даже наращивая их). Это происходит потому, что потребитель, после «маркетинговой обработки», готов приобрести ВП с коротким жизненным циклом даже с наличием определенных недоработок.

Implementation (внедрения). По сути, данный этап совпадает с этапом внедрения продукции на рынок. Заключается он в первую очередь в оценке производственных мощностей и кадров, необходимых для удовлетворения реального спроса. Данная оценка основывается на потребительском спросе на продукт, а также необходимости модернизации в случае, если первоначально он была выпущен на рынок с недоработками (не соответствующей ожиданиям/функционалу и др.). На основании сформировавшегося спроса на персональные ВП необходимо оценить следующие критерии дальнейшего производства:

Необходимость модернизации; Производственные мощности; Кол-во персонала; Квалификация персонала; Рынки сбыта продукции.

На данном этапе первостепенна качественная оценка с точки зрения продукции конкурентоспособности и потребительской необходимости на рынке, а не оценка качества ее как таковой. Важным элементом оценки становится определение сильных и слабых качеств продукции относительно продуктов конкурентов, имеющихся на рынке (таблица 2).

Анализируя полученные результаты, появляется возможность улучшить выпускаемую продукцию, либо акцентировать внимания на имеющихся сильных сторонах. И тот и другой способ в результате позволят повысить продажи ВП.

Post-production (после производства). Наиболее обширный по временным рамкам этап. Фактически продолжается мониторинг качества продукции на стадии производственного цикла, но

основная оценка происходит на уровне потребителя. При этом потребитель оценивает качества продукции со своей субъективной точки зрения, на которую нужно оперативно реагировать, чтобы удержаться на рынке.

Потребительская оценка имеет огромное значение именно на данном этапе, т.к. по прошествии определенного количества времени персональный ВП с коротким жизненным циклом выпадает из разряда новинок, и возникает вопрос поддержания уровня спроса на продукт среди тех потребителей, которые до этого не заинтересовались данной продукцией. Это сугубо маркетинговые проблемы, но их решения должны основываться на реальных данных, коими и являются данные относительно удовлетворения потребителей. Также выявление недостатков в процессе использования продукта ведет к необходимости его замены (в случае появления другого продукта). Но именно эти данные в продолжение второго этапа оценки качества позволяют производителю выявить необходимые потребности, которые могут быть удовлетворены при создании продукции «следующего поколения».

Литература:

1. Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). М.: РАН, 2008. С.147.

2. Барашков С.В., Белый Е.М. Математическая модель конкурентоспособности высокотехнологичной продукции производственного назначения // Инновационный менеджмент. 2005. - № 4

3. Ершов А.С. Тенденции развития рынка высокотехнологичной продукции в России в условиях глобализации торгового пространства [Электронный ресурс] // Информационно - экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2013. (12);

4. Ильина О.В. Аспекты управления жизненным цикломнауко-емкой продукции. //Труды 64-й научно-технической конференции Санкт-Петербургского научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова. С-Пб 2009, с. 97-99.

5. Милова В.М., Н.В. Милова Основы обеспечения качества. Практикум - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 2012.

Implementation Post-production

Рис. 8. Стадии оценки качества ВП с коротким жизненным циклом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.