УДК 65.290-2
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧСЕКОЙ ОТРАСЛИ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Д. С. Макарчук, Д. В. Таряник Научный руководитель - И. А. Стоянов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается проблема тупикового пути развития общества массового потребления. Для успешного развития аэрокосмической отрасли, необходимо, чтобы общество перестало нерационально использовать невосполнимые ресурсы для производства товаров многократного пользования, удовлетворяющих одни и те же потребности, но слишком быстро приходящие в негодность. Авторами предлагаются альтернативные пути развития общества массового потребления и иные подходы к решению проблем глобализации.
Ключевые слова: глобализация, аэрокосмическая отрасль, общество массового потребления, нерациональное природопользование, планируемое устаревание, загрязнение окружающей среды, антиглобализм, альтерглобализм.
ALTERNATIVE WAYS OF MASS CONSUMPTION SOCIETY FOR A FAVORABLE DEVELOPMENT OF THE AEROSPACE INDUSTRY
D. S. Makarchuk, D. V. Taryanik Scientific Supervisor - I. A. Stoyanov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This article discusses the problem of dead-end path of development of mass consumption society. For successful development of the aerospace industry, it is necessary to solve the global problems of modern society of mass consumption. Society must stop irrational use of irreplaceable resources for the production of multiple goods. Modern reusable products satisfy the same needs, but too easily damaged. The problem of planned obsolescence - is one of the scourges of modern society of mass consumption. The authors suggest alternative ways of development of the society of mass consumption, and other approaches to address the challenges of globalization.
Keywords: globalization, aerospace industry, consumer society, irrational use of natural resources, planned obsolescence, environmental pollution, anti-globalism, alter-globalism.
За период второй половины ХХ века и начало ХХ1 века, экономическая ситуация во всём мире сложилась таким образом, что в огромном количестве растрачиваются материальные, энергетические и трудовые ресурсы. Населению невозможно улучшить своё качество жизни, так как очень существенная часть их доходов уходит на приобретение одних и тех же товаров, которые быстро приходят в негодность. Ресурсы превращаются в отходы миллионами тонн ежегодно. Переработка втор сырья организована лишь в развитых странах и объёмы этой переработки ничтожны по сравнению с тем количеством отходов, которое ежегодно оседает на свалках по всему миру. Все эти проблемы - результат деятельности общества массового потребления [4].
Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие описанной выше ситуации имеет тупиковый путь. Если сосредоточить своё внимание не на социальной стороне вопроса (периферийная модель экономики, ухудшение социально-экономического положения населения слабых стран), а на ситуации с загрязнением окружающей среды и недобросовестном природопользовании, то становится очевидным, что данный сценарий не бесконечен. Рано или поздно наша планета посте-
пенно станет непригодной для жизни человека [2]. Планету не нужно спасать, с ней всё будет в порядке, она и не такое переживала за 4,5 миллиарда лет, а вот что будет с людьми, вне зависимости от их социально-экономического положения - большой вопрос.
Для начала рассмотрим процесс потребления. Потребности - это то, что движет процесс потребления. В глубокой взаимосвязи с потреблением находится процесс производства и распределения ресурсов. Во-первых, потребление - это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время потреблением других. Как правило, характеристика потребления определяется через понятие полезности. С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколько значений:
- все то, что человек стремится получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной потребительской выгоды;
- способность вещи удовлетворять потребность;
- основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, другие - менее);
- экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок (вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).
Главной характеристикой уровня жизни населения является платежеспособный спрос. Под уровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень доходов, спрос на товары и услуги), а также социальные факторы. Высшей стадией развития индустриального общества является общество массового потребления. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления индустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт:
• Потребление выходит за рамки борьбы за физическое существование. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза - с 4,8 млрд долларов в 1960 г. до 20 млрд в 2000 г.
• В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Становится популярным «шопинг» в крупных торговых центрах (форма досуга, покупка ради покупки).
• Революция в сфере коммуникаций - распространение Интернета, сетей мобильной связи, которые являются платными услугами.
• Посредством рекламы, бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, интересы и даже нормы поведения.
• Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой - «не сливаться с толпой».
• Появляется развитая система кредитования, банковские карты, дисконтные карты. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
• Становится нормой плата за бренд, когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
• Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются, так как человек «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
• Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
• Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Происходит коммерческая стандартизация внешнего вида.
У каждого социального слоя складываются негласные традиции потребления строго определенного набора товаров и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. Люди, нарушающие эти стандарты и традиции, сталкиваются с серьезными проблемами в повседневном общении и в профессиональной деятельности [3]. Постепенно стиль потребления в разных странах становится одинаковым, то есть независимо от нации и культуры, во всех развитых странах люди удовлетворяют одни и те же потребности, причём с помощью товаров и услуг одних и тех же корпораций [5]. Это процесс называется глобализацией.
Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков [1]. Глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация ведёт к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, потере
своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард» [4]. Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения. Сделать положительный эффект глобализации доступным максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия - одна из декларируемых целей международной политики.
Конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный социальный форум (ВСФ).
Альтерглобалгом - общественное движение, появившееся в XX веке, ставящее своей целью альтернативные пути глобализации. Альтерглобалисты отвергают европейско-американскую либеральную модель глобализации, полагая, что она часто работает в ущерб, или не в полной мере способствует развитию человеческих ценностей, таких как охрана окружающей среды, социальная справедливость, охрана труда, защита культур коренных народов и прав человека, и пытаются найти иные пути развития процесса. В отличие от антиглобалистов, альтерглобалисты согласны, что процесс объединения мира объективен, но они отвергают глобальную власть капитала, когда транснациональные корпорации превращаются в силу, сравнимую с силой государства [6].
Большинство ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности общества массового потребления - исчерпаемы. Эти ресурсы, как было сказано выше, превращаются в отходы миллионами тонн ежегодно. Мы считаем, что экономическая ситуация такого рода имеет тупиковый путь развития. В данной статье были рассмотрены такие общественные движения, как антиглобализм и альтерглобализм. Цель деятельности организаций входящих в данные движения, сводится к решению проблем глобализации и отрицательных последствий деятельности общества массового потребления. С нашей точки зрения, деятельность антиглобалистов не имеет полноценного шанса на успех, так как носит запрещающий характер. Антиглобалисты в основном предлагают отменять существующие устои в экономике, которые сложились лишь в интересах стран «золотого миллиарда», без предложения консолидированного, чёткого плана действий. Их настроения носят частично анархистский характер и в основном нацелены на парадигму «взять всё, да и поделить». В отличие от антиглобалистов, альтерглобалисты признают объективную реальность, но в основном их предложения совпадают с интересами лишь тех, кто не владеет ни ресурсами, ни технологиями, ни деньгами, то есть с теми, кто фактически на социально-экономическую ситуацию во всём мире повлиять не может.
18.01.2016 г., организация по борьбе с бедностью Oxfam International опубликовала результаты исследования, основанного на данных Credit Suisse и Forbes. В нём утверждается, что 62 самых богатых человека мира обладают состоянием, превышающим стоимость всей собственности самых бедных 3,5 миллиарда жителей планеты. Таким образом, в их руках находится больше средств, чем у 50 % населения Земли. Пять лет назад суммой, сравнимой с той, которой владела половина человечества, обладали 388 самых богатых людей.
Таким образом, исходя из данной, свежей статистики, мы считаем, что небольшое количество сильнейших людей планеты способно на гораздо большее, и оперативное изменение экономической ситуации в мире, чем огромное количество людей, которые не имеют экономической власти и влияния. Антиглобалисты и альтерглобалисты, а также представители других общественных движений со смежными интересами обращаются к международным организациям, организациям по защите прав человека и окружающей среды, а также к представителям правительства, с целью повлиять на ту или иную ситуацию. Методы, которыми вышеперечисленные общественные движения пытаются привлечь внимание, имеют, как правило, протестный характер: протест, пикет, митинг или забастовка. Требования, обычно, сводятся к тому, чтобы запретить что-либо, отменить что-либо или предоставить в обязательном порядке. Мы предлагаем пересмотреть сам подход к вопросу.
Во-первых, обращаться к тем или иным организациям или корпорациям нужно не с требованием, а с предложением. Сам факт консолидированного обращения с предложением, особенно взаимовыгодным, уже располагает к конструктивному диалогу. Недостаточно просто что-то запретить или потребовать. Даже если требования будут выполнены, то на непродолжительный срок, либо в недостаточной степени, хотя информация будет распространена о том, что все требования полностью выполнены и основную массу представителей общественного движения это устроит. Как было сказано выше, к той или иной проблеме нужно привлечь внимание наиболее сильных представителей обще-
ственных организаций, корпораций и просто финансово влиятельных людей. Существенного результата можно добиться только с помощью сильных, компетентных людей.
Во-вторых, необходимо согласиться, что в современном мире могущество, а значит и возможность повлиять на ту или иную ситуацию, в первую очередь определяется финансовым могуществом. В выше приведённой статистике Oxfam International, мы увидели, что, оно в существенной степени сосредоточено в руках 62-х человек [7]. Финансовое, а значит и могущество в целом. Любой митинг в любой стране можно легко разогнать, так как полиция это подконтрольный орган. Кто и как его контролирует это отдельный вопрос, мы его здесь поднимать не будем. Но желание, идею и действие конкретных людей, особенно сильных мира сего, мотивированных личными убеждениями и долгом -невозможно остановить. Взаимовыгодное предложение по решению той или иной проблемы должно быть обращено, в той или иной степени, именно к финансово могущественным людям. Только им действительно под силу, изменить ту или иную ситуацию в современном мире. То, как они стали тем, кто они есть, тоже отдельный вопрос, но обсуждение этого с негативной позиции - удел людей с рабским мышлением. В современном мире для того чтобы стать финансово могущественным не обязательно постоянно нарушать законы и нормы морали, не обязательно быть преступником, вором и коррупционером, но обязательно нужно быть сильным. В этот же момент, нужно отбросить альтруизм и объективно признать, что без личного интереса, никто, тем более из сильных мира сего, ничего делать не будет. Предложение по решению той или иной проблемы, как было сказано выше, должно быть взаимовыгодным. Если конкретно, то предложение к главе корпорации, например, должно быть таким, что после его выполнения, он, как минимум, не будет терять деньги. Идеальный вариант, это тот в котором в после принятия предложения, глава корпорации стал зарабатывать даже больше, либо столько же но при этом приобрёл признание и репутацию социально ответственного бизнесмена и общественного деятеля, выполнил свой долг, в рамках личного убеждения. Для сильных мира сего это тоже не маловажно, так как они не ограничивают свои интересы только тем, чтобы заработать все деньги которые есть, а хотят оставить след в истории.
По нашему мнению, привлечение внимания к проблемам глобализации нужных людей правильным способом даст больше результатов, чем при статус-кво. Выход с взаимовыгодным предложением к сильным мира сего, будет иметь гораздо большие шансы на успех, чем массовые пикеты и митинги.
В заключение мы хотим сказать, что привлечение внимание к общественным проблемам, к проблемам которые стали естественным следствием деятельности общества массового потребления и развития глобализации - крайне необходимо. Но не достаточно лишь привлечь внимание, выразить недовольство и потребовать прекратить. Необходимо изучать проблему детально, используя причинно-следственную связь, искать альтернативные варианты, при которых проблема будет решена, но никто ничего не потеряет. Современная наука и технологии позволяют это. Необходимо решать проблемы с помощью соответствующих людей и организаций. Решать так, чтобы это было взаимовыгодно, иначе проблема решена не будет.
Библиографические ссылки
1. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. Минск : Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2013.
2. Wallerstein I. The Modern World-System. Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York, 2014.
3. Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб: Интерсоцис, 2014.
4. Кондратьев К. Я. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия. 2015.
5. Dickinson Torry D. Fast Forward: Work, Gender, and Protest in a Changing World // Rowman & Littlefield, 2012.
6. Бузгалин А. В. Альтерглобализм: в поисках позитивной альтернативы новой империи // Век глобализации. 2012. Вып. № 18.
7. Результаты исследования «Oxfam International» [Электронный ресурс]. URL: https://www. oxfam.org/en/pressroom/pressreleases/2016-01-18/62-people-own-same-half-world-eu-needs-take-action-against-tax (дата обращения: 19.02.2016).
© Макарчук Д. С., Таряник Д. В., 2016