Научная статья на тему 'Движение антиглобалистов (альтерглобалистов) как ответ на культурные трансформации современности'

Движение антиглобалистов (альтерглобалистов) как ответ на культурные трансформации современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3379
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТОВ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / АЛЬТЕРГЛОБАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пилиппович Оксана Владимировна

К началу ХХI века благодаря научно-техническому прогрессу стало возможным то, о чем мечтали писатели-фантасты. Сверхзвуковые самолеты сокращают пространства, ничего не стоит вылететь из Москвы и в считанные часы оказаться в Египте или в Австралии. Мобильный телефон доносит человеческий голос через тысячи километров так четко, как будто бы наш собеседник рядом. На экране телевизора можно в реальном времени стать свидетелем катастроф, политических и культурных событий в любом месте Земли. Через Интернет можно получать любую информацию и болтать о пустяках с людьми, которых никогда не видел. В понятие «технический прогресс» мы, бесспорно, вкладываем положительный смысл. Одновременно происходит интернационализация цивилизации одни и те же мелодии звучат на разных континентах, одни и те же телекартинки видят в Москве и в Джакарте. Тесные взаимопереплетающиеся связи в сфере экономики, торговли, финансов делают все менее значимыми границы государств, позволяют интернационализировать использование природных ресурсов, дают доступ к новейшим техническим достижениям во всех уголках мира. Эти явления знаменуют начало нового этапа исторического развития планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение антиглобалистов (альтерглобалистов) как ответ на культурные трансформации современности»

О.В.ПИЛИППОВИЧ ДВИЖЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТОВ (АЛЬТЕРГЛОБАЛИСТОВ) КАК ОТВЕТ НА КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ

К началу ХХ! века благодаря научно-техническому прогрессу стало возможным то, о чем мечтали писатели-фантасты. Сверхзвуковые самолеты сокращают пространства, ничего не стоит вылететь из Москвы и в считанные часы оказаться в Египте или в Австралии. Мобильный телефон доносит человеческий голос через тысячи километров так четко, как будто бы наш собеседник рядом. На экране телевизора можно в реальном времени стать свидетелем катастроф, политических и культурных событий в любом месте Земли. Через Интернет можно получать любую информацию и болтать о пустяках с людьми, которых никогда не видел. В понятие «технический прогресс» мы, бесспорно, вкладываем положительный смысл. Одновременно происходит интернационализация цивилизации — одни и те же мелодии звучат на разных континентах, одни и те же телекартинки видят в Москве и в Джакарте. Тесные взаимопереплетающиеся связи в сфере экономики, торговли, финансов делают все менее значимыми границы государств, позволяют интернационализировать использование природных ресурсов, дают доступ к новейшим техническим достижениям во всех уголках мира. Эти явления знаменуют начало нового этапа исторического развития планеты.

Что же тревожит нас в разворачивающемся всемирном процессе? Ведь очевидно, что процесс интернационализации различных аспектов жизни на Земле — неизбежен и объективен. Разве не основоположники марксизма предвидели, что наступит время, когда не будет государств и весь мир объединится в единую семью людей? Все это так. Однако они считали, что интернационализация экономической и политической жизни позволит создать условия для того, чтобы ресурсы Земли справедливо распределялись между всем населением планеты, что послужит основой для единого справедливого человеческого сообщества — коммунистического, при котором каждый человек будет представлять для общества ценность как неповторимая личность.

На деле мы являемся свидетелями того, что лидерство в интернационализирующемся мире захватили транснациональные корпорации, лицом которых выступают сегодня США. Впрочем, не исключен такой вариант, что на определенном этапе транснациональным корпорациям больше не понадобятся и США как государство, и власть напрямую будет сосредоточена в руках группы мировых олигархов. Печальная и зловещая перспектива. Создается такое мировое устройство, где власть и процветание «золотого миллиарда» строится за счет порабощения и эксплуатации подавляющего большинства населения Земли. «Золотой миллиард» должен включить в себя население богатого Запада, хотя не исключено, что его граница пройдет и по другим странам, разделяя их на небольшую часть общества, допущенную в сообщество богатых будущего мира и на большую часть отверженных. Но даже те, кто будет принят в ряды «золотого миллиарда», должны будут принять условия «западнизма», как его определяет А.А Зиновьев.

Всемирную экспансию мирового империализма сдерживало существование СССР, который был не только государством с мощным экономическим и военным потенциалами, но и являл собою убедительный пример альтернативного капиталистическому пути развития. Сокрушение социализма как мировой системы сделало для США возможным нагло диктовать свою волю всей планете. Современный империализм, прежде всего американский перекраивает карту мира, совершает политическую экспансию, развязывает войны по всей планете, объявляя ее сферой своих стратегических интересов. Разрушаются механизмы международного регулирования, такие как ООН, по-

пираются нормы международного права, а взамен упорно навязываются новые, такие, которые оправдывают нарушение границ, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности, оправдывают интервенционизм и вмешательство во внутренние дела других стран (Югославия, Афганистан, Ирак). Идет передел мира, жестокая борьба за обладание ресурсами. Результатом чего стал еще более масштабный грабеж Западом и, прежде всего, американцами ресурсов других стран.

Итак, с началом нового века становится очевидным, что процессы глобализации постепенно затронули почти все сферы человеческой жизни. Что же подразумевается под самим термином «глобализация»? Глобализацию можно представить как идею мирового господства, как политическую, экономическую, военную, культурную и информационную экспансию «золотого миллиарда».

Главным агентом в становлении глобальной экономики были правительства стран «большой восьмерки» и контролируемые ими международные институты -МВФ, Всемирный банк, ВТО и т.д. Основы глобализации были заложены проводимой этими правительствами и организациями политикой. Механизм, с помощью которого эта политика действует, заключается в политическом давлении посредством прямых действий правительств или через деятельность МВФ, Всемирного банка, ВТО. Это давление использовалось в целях унификации всех национальных экономик. Странам, нуждающимся в кредитах, инвестициях и в доступе на внешние рынки навязывались жесткие условия, которые они вынуждены были принять вне зависимости от специфики своего положения. Разумеется, и Россию не миновала эта участь, международные структуры почти полностью подчинили себе наше государство.

Характерным показателем процесса глобализации является и изменение роли государства. Национальные государства становятся менее автономными. Глобальная интеграция финансовых рынков и потоки информации, преодолевающие национальные границы, факторы ослабляющие роль национального государства.

Одним из главных факторов процессов глобализации также является стандартизация ценностей и культур. Под воздействием новых информационных технологий происходит разрушение национальных укладов жизни, социальных и экономических ценностей, национальных культур. Через глобальную сеть СМИ происходит навязывание и внедрение западного стиля жизни, где главная роль отводится индивидуализму, где человек освобожден от моральных и нравственных норм. Такие вечные понятия, как истина, красота, любовь, такие коллективные ценности, как родной язык, воинский долг, Родина отходят на второй план. Главенствующее место занимает доллар, и международная экономическая власть пытается превратить все в товар, где у каждого есть своя цена. Так, Александр Панарин в своей книге «Искушение глобализмом» подчеркивает опасность «... гегемонистского великодержавного сознания, способного ввергнуть человечество в неслыханную катастрофу, превышающую все предыдущие».1 Наряду с этим он отмечает, что либерализм бросает вызов нравственным началам и основаниям цивилизации, более того противостоит всему человечеству.

Очевидно, надо осознать, что историческое развитие — всегда альтернативно в рамках определенной тенденции. Так, возможна глобализация в том смысле, о котором мы говорили, но возможна и интернационализация, если понимать ее, как процесс сближения культур и их взаимное обогащение, на основе чего формировалась бы новая человеческая личность высокой нравственности, широкого кругозора, вооруженная неисчерпаемыми достижениями науки, живущая в гармонии с другими подобными личностями и с природой. Ведь в основе проекта глобализации лежат расчеты об ограниченности и скорой исчерпаемости ресурсов Земли и избыточности ее населения. Но все это справедливо при продолжении той технотронной цивилизации, той антиэколо-

1 А. Панарин. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. С.100.

гичной производственной деятельности и того расточительного образа жизни, который ведет человечество. Следовательно, нужно сломать парадигму глобалистского развития, предложив альтернативные технологии, а главное — альтернативный способ мышления для человечества. Сохранив разнообразие видов природы и разнообразие цивилизаций и культур, человечество получит неисчерпаемый источник для своего дальнейшего развития. Однако альтернативность развития ограничена во времени. Сегодня еще можно что-то изменить, завтра — нельзя.

Каким должен быть ответ человечества на это вызов? Со стороны развивающегося мира ответ заключается в обращении к «корням», почве, традициям, - с одной стороны, и в сопротивлении массовой западной культуре, с другой. Все чаще встает вопрос о моральном кризисе политики глобализма. Люди стремятся отстоять свое право на неунифицированное, национально-самобытное, свободное бытие. Все это позволяет лучше понять, почему неизбежно сопротивление глобализму. Любое действие рождает противодействие. Такое неоднородное, сложное и противоречивое явление, как антиглобализм стал главной силой в борьбе с глобальной экспансией.

В современной мировой политике мало найдется столь малоисследованных и неизученных социальных явлений, как движение антиглобалистов. Это тем более удивительно, что оно является, по сути, беспрецедентно открытым движением, играющим на поле предельно публичной политики и не имеющим каналов реализации власти, за исключением опять же предельно открытого воздействия на формирование общественного мнения. В России ситуация с изучением антиглобалистского движения еще более печальна, по сути, у нас нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной антиглобалистскому движению.

Рассуждая о сути антиглобалистского движения, его истории и перспективах, мы обязаны уделить значительное внимание сути самого термина «антиглобализм». Очевидно, что сегодня слово «антиглобализм» превратился в своего рода зонтичный бренд, термин, навязанный нам средствами массовой информации, бренд, под которым сосуществуют и развиваются разнонаправленные, подчас противоположенные движения и идеологии. Попытки найти единый субъект антиглобализма, его единый координирующийся центр, как и ответить на вопрос о финансировании движения, как представляется, заранее обречены на неуспех, и, более того, автоматически указывают на невысокий профессионализм исследователя, незнакомого с новейшей историей социальных движений в США и Западной Европе, а также логикой развития сетевых организаций.

Итак, антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций. Антиглобализм как понятие представляется несколько некорректным. Вернее стоит говорить об альтерглобализме как продукте взаимодействия различных культур, народов при поиске альтернативных господствующему порядку моделей развития.

Антиглобализм родился в апреле 94-го года, когда на юге Мексики в штате Чиапас, где поднял индейское восстание Субкоманданте Маркос. Субкоманданте Мар-кос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвертой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико. К этому маршу присоединились режиссер Оливер Стоун, нобелевский лауреат Хосе Самаранго, вдова президента Миттерана, редактор "Монд Дипломатик" Игнасио Ра-моне, несколько модных писателей, в т.ч. Г.Г.Маркес, и ряд депутатов Европарламента.

Однако принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC — Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога То-бина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тоби-ном). Его суть состоит в том, что 0,01% от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам1.

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия) 2

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

В 2003 же году внутри движения произошло размежевание между радикалами, выступающими против глобализации вообще, и теми, кто добивается изменения ее форм. Последние получили название «альтернативные глобалисты» (или «альтерглоба-листы»). Альтерглобалисты отказываются от организации массовых беспорядков, их деятельность направлена на диалог с властями. Борьба идет в основном против глобального неравенства, гегемонии транснациональных корпораций, формирования од-нополярного мира, загрязнения окружающей среды и.д.

Альтерглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста против крупного капитала и той модели глобализации

1 Тобин - американский экономист, лауреат Нобелевской премии - подсчитал, что если обложить налогом в 0,01% все финансовые спекуляции на биржах, то полученной таким образом суммы хватит на полное решение проблемы голода на Земле (сейчас голодает около 2-х миллиардов) и проблем женской и детской смертности.

2 Кроме вышеупомянутой организации АТТАК, могут быть названы следующие:

• «Глобальное действие». Призывает к протестной деятельности как на улицах мегаполисов, так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальных сельхозкооперативов в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности.

• «Блэк Блок» («Black Bloc»). Специализируется на погромах дорогих магазинов и офисов, столкновениях с полицией. Стоит на позициях анархизма. Выступает против капитализма, государства и войны.

• «Третья позиция» («The Third Position»). Организация возникла в Лондоне. Идеологическая основа - причудливое сочетание крайне левых и крайне правых взглядов, предполагающих использование агрессивных методов протеста.

• «Ya Basta». Итальянская организация, выступающая в поддержку движения Чьяпаса и против неолиберализма.

• «Хактивист». Объединение хакеров-активистов, действующих по политическим мотивам.

• Радикальные экологи (лидеры Ральф Найдер и теоретик Мюррей Букчин) считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ждущей «общество растущего потребления», можно только при помощи антирыночной революции.

экономики, которую он несет с собой в своих же интересах. Альтерглобалистское движение довольно быстро стало широко известным в мире, хотя нередко значительная часть даже специалистов политологов до сих пор воспроизводит навязанную СМИ догму об этом движении как кучке погромщиков Мак-Дональдсов.

Альтерглобализм, в отличие от глобализма, не является четко сформулированной идеологией. Скорее, это смутное осознание различными слоями населения факта, что что-то в нашем мире идет не так. Поэтому разные группы антиглобалистов сплачиваются на совершенно разной основе. Альтерглобализм - это новый тип социального движения, которое несет свою протестную, и альтернативную составляющую. Фермеры борются против проникновения на отечественные рынки более дешевой продукции соседних стран, экологи бьются за сохранение в первозданном состоянии еще не загаженных областей Земного шара, деятели культуры беспокоятся, как бы культурное пространство не превратилось в устрашающую смесь Голливуда с Диснейлендом и т.д.

Накопленный эмпирический материал позволяет выделить три основные сферы альтерглобализма:1

1. протестные массовые акции, которые более правильным было бы назвать антиглобализмом;

2. постоянную, «повседневную» деятельность организаций (составляющих данное движение и подписавших Социальную хартию Всемирного социального форума);

3. социальные форумы (Всемирные, континентальные и национальные).

Российский альтерглобализм имеет ряд особенностей, делающих его непохожим

на латиноамериканский или европейский. Их объединяющей чертой является лишь то, что все эти разновидности альтерглобализма противопоставляют себя другой идеологии создания глобального экономического, политического, информационного и культурного пространства, выкраиваемого по западному образцу.

Российский альтерглобализм имеет как зарубежно-европейские корни, так и собственно российские, то есть «два лица». Оба они существуют и развиваются как совершенно независимые друг от друга идеологии, поскольку отражают противоположные, взаимоисключающие стремления тех, кто им привержен.

Первые, «новые левые», исповедуют скопированную у своих европейских коллег альтерглобалистскую идею о том, что «иной мир возможен» - концепцию «глобализации в солидарности». Они регулярно принимают участие в антиглобалистских мероприятиях, проводимых, как правило, за пределами Российской Федерации - будь то Всемирный социальный форум (ВСФ), Европейский социальный форум (ЕСФ), протесты, приуроченные к проведению форума представителей мировых экономических и политических элит в Давосе, или любые другие протестные акции, направленные на срыв встреч Всемирной торговой организации (ВТО), саммитов «группы восьми» 8)2.

1Булавка Л.А. Личность в эпохи исторических трансформаций (социальный дискурс). М., 2004. С. 25.

2 Важные даты:

• июнь 1999 г. - в Кёльне состоялась первая манифестация антиглобалистов.

• 2000 год - организована информационная сеть антиглобалистов 1МуМеШа.

• 2001 год — Генуя - сорвать встречу лидеров «Большой восьмерки» приехало 200 000 антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погиб один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения.

• Январь 2001 г. - Всемирный социальный форум в бразильском городе Порту-Алегри. Всемирный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 11 тысяч делегатов из 122 стран мира.

• Конец января 2006 г. - Всемирный Социальный Форум в Каракасе.

Вторые, «охранители», рассматривают западную глобализацию как угрозу культурным и национальным традициям России, ее территориальной целостности, суверенитету, а главное - ее праву на «особый путь». Поддержка «охранительному» крылу оказывается той частью политических и экономических элит российского общества, чьи интересы расходятся с интересами транснациональных элит, требующих либерализации экономического пространства в России.

Этот тип антиглобализма обычно таковым не считается, это патриотические движения, движения в защиту собственной культуры, собственной цивилизации. По сути, это достаточно конструктивный антиглобализм, позволяющий каждой цивилизации, каждому народу жить, не теряя основ собственной культуры, собственной автономности.

Однако и антиглобалистов власть пытается поставить под контроль. Если движения и акции соответствуют общественному мнению, это одно. Другое дело, что изолированные акции, как, допустим, акции «Наших», спущенные сверху, не получают никакого развития, даже если они хорошо финансируются. Пропрезидентское движение «Наши», аналогичное движение «Идущие вместе» — не получили отклика, как и акции СПС, потому что они не соответствуют настроениям масс. Есть попытки возглавить какие-то движения, в том числе антиглобализм в России, придав ему фактически прозападные формы.

Альтерглобализм в России идеология новая. Антиглобалистский Патриотический Союз Молодежи был создан лишь в 2002 году. И в России нет отрицательного отношения к альтерглобалистам: и русский народ, и альтерглобалисты в Европе вместе боролись против вторжения Джорджа Буша - младшего и военщины США в Ирак, вместе всегда выступаем против пожирания мира капиталистическими гигантами.

Контролигархический фронт России (КОФР) — российское общественное движение. О создании движения объявлено в Москве 5 декабря 2005. Его организаторы заявили о намерении сделать его первым в России официальным антиглобалистским движением.

КОФР создан на базе леворадикального объединения «Левый фронт», в которое входят около 30 движений, в том числе «Авангард красной молодежи», Союз советской молодежи, Российская коммунистическая партия и др.

Возглавили «Контролигархический фронт России» два лидера «Левого фронта» — Борис Кагарлицкий (председатель стратегического совета КОФР, директор института проблем глобализации) и Алексей Неживой.

КОФР намерен тесно сотрудничать с крупнейшими международными антиглобалистскими организациями «Globalize Resistance», «Corporated Watch» и Северозападный антикорпоративный альянс.

По словам представителей КОФР, главная цель организации — борьба с транснациональными корпорациями «до их полного уничтожения». В качестве первого объекта выбрана компания ТНК-ВР как «образец олигархической структуры».

30 марта 2006 Контролигархический фронт представил антикоррупционный доклад «Штормовое предупреждение» (авторы — Борис Кагарлицкий, Алексей Неживой и руководитель фонда «Новая демократия» Семен Жаворонков), составленный, как утверждают авторы, по информации СМИ об участии членов оппозиционных партий (КПРФ, СПС, «Яблоко» и «Родина») в финансовых скандалах, нецелевых расходах на выборах, партийном бизнесе и лоббировании1.

1 http://ortoys.ru/wiki / Контролигархический фронт России

Как пояснили авторы, партия «Единая Россия» не рассматривалась, поскольку она скорее «злоупотребляет административным ресурсом», чем коррупцией, а что касается ЛДПР, то «информация о коррупции в этой партии общеизвестна и избыточна»1.

Другой вопрос: есть ли перспективы у антиглобалистов в России? Ведь есть мнения, что антиглобализм - чисто европейская идеология и в России не приживется.

Политолог, доктор экономических наук Иосиф Дискин считает, что у движения антиглобалистов в России перспектив нет.

В нашей стране, по мнению Дискина, акции антиглобалистов — это всего лишь игра ума, забавы левых интеллектуалов, поскольку только они могут являться истинными противниками глобализации и понимать суть этого явления. Тем не менее, тенденция глобализма не несет реальной угрозы для России.

Антиглобализм, как подчеркивает политолог, — развлечение интеллигентов развитых стран: «они могут позволить себе болеть за весь мир, сочувствовать слабым государствам, которые, однако, не осознают эту проблему на таком интеллектуальном уровне». Для слаборазвитых стран наличие серьезных антиглобалистских движений не характерно, поскольку в первую очередь приходится решать вопросы, связанные с тем, как прокормить бедствующее население.

Власть международных корпораций, по словам Дискина, не имеет места в России. Страна способна развиваться, не опасаясь за то, что она может оказаться во власти демиургов нового глобального сообщества. Это, по мнению политолога, не станет реальной проблемой, что в равной мере относится и к вступлению РФ во Всемирную торговую организацию. «Даже Китай, — отмечает эксперт, — страна, которая ратует за децентрализацию экономики, — первая рвется в ВТО»2.

Это абсолютно не правильно. Безусловно, разница между европейскими и российскими антиглобалистами существует. Но нас объединяет то, что мы не хотим быть винтиками в машине капитализма и не хотим поглощения всех наций, государств крупными монополиями. В конечном итоге, антиглобализм к России ближе, чем к Европе. Ибо европейцы другой жизни не знали, а мы знали жизнь в великой стране, которая могла дать по зубам западным агрессорам и для нас современное положение еще более неприятно.

По словам заместителя директора Центра политических технологий Бориса Макаренко, движение антиглобалистов является удобной и модной формой самовыражения для различных протестных движений. Но парадокс в том, что, будучи гражданами развитых государств, противники глобализации объективно отстаивают интересы стран третьего мира.

Парадоксальным Макаренко считает и положение антиглобалистов в России: РФ в чем-то близка к Западу, однако по экономическому уровню соответствует развиваю-

1 Обвинения, представленные в докладе:

• КПРФ — элитная недвижимость, находящаяся в собственности руководства, связи с Борисом Березовским и Михаилом Ходорковским, продажа мест в предвыборных партийных списках, теневое лоббирование;

• «Яблоко» — связи с Михаилом Ходорковским и продажа мест в партийных списках;

• СПС — расхищение средств, собранных на предвыборную кампанию в 2003;

• «Родина» — связи с Борисом Березовским и Михаилом Ходорковским, продажа мест в предвыборных партийных списках.

По мнению наблюдателей и представителей оппозиционных партий, представленный доклад свидетельствует о подлинном характере КОФР как организации, которая создана «некоторыми сотрудниками администрации президента» для проведения акций «чёрного PR» против оппозиционных партий в виду предстоящих парламентских выборов.

2 http://otech.xproject.ru/organization.htm / Россия не подвластна демиургам глобального сообщества

щимся странам. Отмечая тот факт, что антиглобалисты в России все же есть, политолог подчеркивает, что их акции, тем не менее, не отличаются массовостью.

В то же время политолог отметил, что пока движение противников глобализации в мире на подъеме, оно будет удобным лейблом, в том числе и в России, привлекая различные общественные силы, протестующие против тех или иных решений властей.

Так, под этим модным флагом российские антиглобалисты сегодня протестуют против вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

На наш взгляд, в России еще не настало время для появления массовой антиглобалистской организации. Но это не означает того, что таковых организаций нет. Они ведь, в первую очередь, неформальны. Но все же если этим группам не перекроют кислород в ближайшие несколько лет, и они смогут развиться — все окажется в их руках. Мы предполагаем, что нужно около 5-7 лет для такового процесса. И если российские антиглобалисты смогут объединиться в мощное политическое (а почему нет?) объединение — они смогут влиять на политику государства. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что антиглобализм (или, вернее, альтероглобализм) это не движение маргиналов, а, в первую очередь, движение за большую социальную справедливость.

Пока отечественные антиглобалисты были способны лишь создавать тексты такого рода: «...Лишенная субстанциональности дисциплинарность вовсе не предполагает раскрепощения (которое преодолело бы кантовский духовный ригоризм), она предполагает всемирно-историческую унификацию под эгидой доктрины прав человека, непримиримой к любому человеку, кроме человека экономического. Лишенная субстанциональности диалектика вовсе не подразумевает трансгрессии (которая смела всевозможные пределы, установленные гегелевским заговором господина и раба), она подразумевает лишь вялое политкорректное сосуществование под эгидой толерантности, непримиримой ко всему, что восстает против обыденности и умеренности.»1.

Однако сдвиги последних лет поставили ряд новых задач перед антиглобалистским движением. Их суть - в переходе от утверждения альтернативности к разработке альтернативы и началу её частичной реализации. Антиглобалисты поняли, что на одной критике дорогу в светлое и справедливое будущее не проложить. Чтобы воззвать к общественной поддержке, нужны более сильные доводы и аргументы. Сейчас у антиглобалистского движения перспективы несомненно есть. Вообще, возможные варианты развития антиглобалистского движения рисуются следующим образом.

1. Движение, развёртывая в полной мере свой альтернативный по отношению к существующему порядку вещей потенциал и базируясь на нём, становится в глобальном масштабе осью сил, систематически и фронтально противостоящих господствующему варианту транзита - противостоящих, прежде всего, изнутри системы, в стратегическом союзе со значительной частью её противников; в тактическом - со сторонниками «проигравших» вариантов системообразующей тенденции.

2. Оно развивается в подсистему глобального гражданского общества, сосуществующего с глобальным политическим обществом и ведущего в рамках единой системы борьбу за максимальную широту, демократичность и эффективность своего «надзора» над этим последним, за его эволюцию к установкам «иного мира», скорейшего удовлетворения требований большинства и т.д.

3. Включение антиглобалистского движения (или некоторых его секторов) в институты глобальной политической власти при одновременном завоевании им гегемонии в гражданском обществе - глобальном или «цивилизованного мира».

Вариантов будущего у антиглобалистского движения несколько. Но как бы то ни было, не вызывает сомнения тот факт, что антиглобализм в цивилизованном плане -это прежде всего «негативная» реакция западной цивилизации на глобальную истори-

1 Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. Составитель А. Ашкеров. С. 9

ческую ситуацию и очевидные тенденции её развития. Это новый ответ на вызовы мира, новая позитивная программа перестройки правил игры, направленных на общедоступность знаний, образования, культуры, движение по направлению к социальному и культурному диалогу, а не «столкновению цивилизаций». И пока глобализация не будет проходить без негативных последствий для стран, не входящих в «золотой миллиард», антиглобализм будет существовать. неслучайно лозунг альтерглобализма - «Иной мир возможен», одновременно является и кредо их практической деятельности.

Пилиппович Оксана Владимировна — кандидат философских наук, преподаватель Московского гуманитарного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.