Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНВОИРОВАНИЮ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ '

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНВОИРОВАНИЮ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
караулы / нормы труда / сотрудники специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию / служебные задачи / guards / labor standards / employees of special units of the penal enforcement system for escorting / official tasks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В представленной научно-исследовательской работе осуществлен анализ служебной нагрузки на личный состав, привлекаемый для несения службы в составе караулов по конвоированию. На его основе выработаны предложения, направленные на совершенствование порядка расчета норм рабочего времени сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS AIMED AT REDUCING LABOR COSTS EMPLOYEES OF ESCORT UNITS, INVOLVED IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL TASKS

In the presented research work, the analysis of the service load on the personnel involved in serving as part of the escort guards was carried out. Based on it, proposals have been developed aimed at improving the procedure for calculating the working time standards of employees of special units of the penal enforcement system for escorting.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНВОИРОВАНИЮ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_450

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНВОИРОВАНИЮ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ PROPOSALS AIMED AT REDUCING LABOR COSTS EMPLOYEES OF ESCORT UNITS, INVOLVED IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL TASKS

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В представленной научно-исследовательской работе осуществлен анализ служебной нагрузки на личный состав, привлекаемый для несения службы в составе караулов по конвоированию. На его основе выработаны предложения, направленные на совершенствование порядка расчета норм рабочего времени сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Abstract. In the presented research work, the analysis of the service load on the personnel involved in serving as part of the escort guards was carried out. Based on it, proposals have been developed aimed at improving the procedure for calculating the working time standards of employees of special units of the penal enforcement system for escorting.

Ключевые слова: караулы, нормы труда, сотрудники специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, служебные задачи.

Keywords: guards, labor standards, employees of special units of the penal enforcement system for escorting, official tasks.

Для цитирования: Цаплин И.С. Предложения, направленные на снижение трудозатрат сотрудников подразделений по конвоированию, привлекаемых к выполнению служебных задач // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 450-452. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_450.

For citation: Tsaplin I. S. Proposals aimed at reducing the labor costs employees of escort units, involved in the performance of official tasks // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 450-452. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_450.

Статья поступила в редакцию: 05.09.2023

В соответствии с требованиями руководящих документов одной из основных задач Федеральной службы исполнения наказаний является охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции [1]. Реализация данной задачи возложена на подразделения по конвоированию.

Результат анализа форм статистической отчетности территориальных органов ФСИН России, выявил устойчивую тенденцию увеличения числа наряженных караулов, назначаемых от данных подразделений (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Общее количество караулов, назначенных от подразделений по конвоированию (2019-2022 гг.).

Динамику увеличения количества караулов (служебных нарядов) демонстрируют 47 (65,28%) территориальных органа ФСИН России, в том числе: ГУФСИН (УФСИН) России по республикам Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карелия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Чувашской Республике - Чувашии, Крым и г. Севастополь, Забайкальскому, Камчатскому, Краснодарскому, Красноярскому, Пермскому, Приморскому, Хабаровскому краям, Астраханской, Амурской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Кали-

Уголовно-правовые науки

нинградской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Челябинской, Ярославской областям, г. Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

При этом, наибольший рост их числа (в расчет принимались территориальные органы ФСИН России, в которых рост числа назначенных караулов по итогам 2022 года составил 10 % и более) был отмечен: в Северо-Западном федеральном округе - Вологодская область (12,15 %), Новгородская область (18,16 %); в Центральном федеральном округе - Воронежская область (14,26 %), Курская область (11,15 %), Смоленская область (21,59 %), Тамбовская область (13,05 %), Ярославская область (12,17 %); в Южном федеральном округе - Астраханская область (11,95 %); в Приволжском федеральном округе - Чувашская Республика - Чувашия (12,11 %), Оренбургская область (11,88 %), Пензенская область (17,46 %); в Уральском федеральном округе - Курганская область (11,17 %); в Сибирском федеральном округе - Республика Хакасия (18,82 %), Красноярский край (10,38 %), Иркутская область (13,97 %); в Дальневосточном федеральном округе - Амурская область (17,11 %), Магаданская область (15,22 %).

Следует отметить, что ежегодно возрастающий объем служебных задач привел к увеличению нагрузки на сотрудников подразделений по конвоированию. В этом смысле, интерес, вызвавший у сотрудников Управления охраны и конвоирования ФСИН России, к вопросу нормирования труда и совершенствования его организации представляется вполне закономерным.

В первую очередь он обусловлен тем, что создание единой системы нормирования труда имеет особое значение для управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию, для которых необходимо сохранить обязательность применения нормативов затрат труда, обеспечивающих организационную, социальную и экономическую обоснованность норм труда, что обеспечивает сотрудникам необходимые социальные гарантии и защиту.

Очевидно, что без нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, уровня напряженности труда, рационального использования трудовых ресурсов и снижения трудозатрат невозможно достичь повышения служебной и трудовой эффективности. Чтобы норма труда отражала действительную меру труда, она должна быть обоснована с точки зрения организационно-технических, психофизиологических, правовых и экономических позиций.

Следует отметить, что в настоящее время активно ведется работа в направлении разработки и внедрения систем нормирования труда в учреждения различного уровня. Минтрудом России утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, а также методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда.

Результаты проведенного исследования показали, что в целом, разработка и внедрение систем нормирования труда сотрудников подразделений по конвоированию проходит в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804, Методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 № 235, Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504, Рекомендациями по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду (М., ЦБНТ, 2002), Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства оссийской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Кроме того, при организации внедрения систем нормирования труда ответственные должностные лица руководствуются требованиями Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 29.12.2022) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», приказа Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», приказа ФСИН России от 09.04.2020 № 250 «Об утверждении перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям», приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 547«О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждений Перечня отдельных должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, приказом ФСИН России от 29.09.2013 № 533 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха

сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», приказом ФСИН России от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний», иными приказами, имеющих ограниченное распространение, указаниями ФСИН России: письма ФСИН России от 03.09.2021 № исх-03-59660, от 13.09.2021 исх-03-61685, от 16.11.2021 исх-01-78896, правилами внутреннего (служебного) распорядка управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН России,

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к выводу, что в подразделениях по конвоированию территориальных органов ФСИН России системы нормирования труда установлены с учетом типовых норм, установленных федеральными отраслевыми министерствами.

Вместе с тем, проведенный анализ показал, что ответственные должностные лица управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН России в структуре рабочего времени (рабочее время - установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора рабочий выполняет порученную ему работу) [2] могут не учитывать (или учитывать частично) различные элементы трудового процесса, которые непосредственным образом влияют на объем службы подразделения и, как следствие, оплату труда сотрудников.

Указанное обстоятельство обуславливает необходимость рассмотрения особенностей нормирования труда сотрудников подразделений по конвоированию с целью повышения эффективности их служебной деятельности. Для реализации поставленной цели было проведено двухэтапное анкетирование:

1 этап - в феврале-апреле 2023 года было анкетировано 72 сотрудника, замещающих должности начальников управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию в 72 территориальных органах ФСИН России, а также 205 сотрудников, заступающих в караулы по конвоированию;

2 этап - в мае-июле 2023 года было анкетировано 72 сотрудника, замещающих должности начальников управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию в 72 территориальных органах ФСИН России.

Кроме того, в мае 2023 года было осуществлено интервьюирование 10 респондентов в ходе выезда в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проходящих службу в рассматриваемых подразделениях.

В совокупности это позволило проблемные вопросы, непосредственным образом влияющие на увеличение трудозатрат сотрудников подразделений по конвоированию, для решения которых считаем целесообразным реализовать следующие предложения:

1. Начальникам подразделений по конвоированию необходимо придерживаться четкого планирования по датам назначения караулов и не привлекать сотрудников к конвоированию, не входящим в график караулов на предстоящий месяц, что требует активизации работы по доведению штатной численности вверенных управлений (самостоятельных отделов) до необходимого уровня.

2. Принимая во внимание тот факт, что некоторые опрошенные сотрудники (10,2 %) высказали мнение о необходимости пересмотра действующих норм труда руководителям рассматриваемых подразделений, было бы желательным в соответствии с рекомендациями Минтруда России периодически проводить анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении (в соответствии с рекомендациями Министерства труда Российской Федерации такой анализ должен проводиться не реже 1 раза в 2 года) с обязательным пересмотром устаревших, либо ошибочно установленных норм.

3. В целях уменьшения времени ожидании отправки караулов, осуществляющих конвоирование по железнодорожным маршрутам, со станций, где осуществляется перецепка, считаем целесообразным на постоянной основе осуществлять мероприятия по оптимизации маршрутов конвоирования, включающих в себя станции с длительной стоянкой специальных вагонов.

Библиография:

1. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

References:

1. Regulations on the Federal Penitentiary Service, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 1314 of 13.10.2004.

2. Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ of 30.12.2001 (ed. of 04.08.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.