Научная статья на тему 'Преамбула как прием юридической техники'

Преамбула как прием юридической техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2396
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PREMBULA / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / LEGAL TECHNOLOGY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРЕМБУЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болдырев Сергей Николаевич

В статье преамбула анализируется в качестве приема юридической техники. Отмечается, что нормативно-правовой акт должен верно отражать потребности общества в соответствующем правовом регулировании общественных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREAMBLE AS A WAY OF LEGAL TECHNIQUES

The article analyzes the preamble as receiving legal technique. It is noted that a legal act should correctly reflect the needs of society in the relevant legal regulation of social relations

Текст научной работы на тему «Преамбула как прием юридической техники»

Научно-теоретический раздел

© 2014 г. С. Н. Болдырев

ПРЕАМБУЛА КАК ПРИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

В статье преамбула анализируется в качестве приема юридической техники. Отмечается, что нормативно-правовой акт должен верно отражать потребности общества в соответствующем правовом регулировании общественных отношений.

Ключевые слова: прембула, юридическая техника, правовое регулирование.

Одним из распространенных средств юридической техники, как в национальной, так и в международной правотворческой практике, является преамбула. Преамбулой (от лат. ргаеатЬи1ш -идущий впереди, предшествующий) признается вводная часть какого-либо акта, содержащая указания на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к его принятию (изданию).

Применение преамбул известно с древних времен. Так, в Древнем Риме принятые законодательные акты благословлялись формулой: «Во-п^асШт!» - «В добрый путь!» [1, с. 31]. С развитием и совершенствованием законотворческой деятельности одним из правил юридической и законодательной техники стало оснащение нормативных правовых актов важной с позиций нормативно-правовой значимости преамбулой.

Преамбула - часть акта, его введение, в котором объясняются причины его принятия, его цели, некоторая констатирующая информация. Правоприменителю важно знать не только, «что» и «как» регулирует данный закон, но и «зачем» и «почему» [2, с. 125]. Являясь вводной частью правового акта, преамбула содержит указания на обстоятельства, послужившие поводом к его созданию, на его мотивы и цели, принципы и другие исходные установки [3].

Преамбула также используется в международном праве как самостоятельный, относительно распространенный прием юридической техники, используемый во вступительной части международного договора и отражающий его концептуальные, целевые, мотивационные, идеологические и иные характеристики [3].

Если текст закона или подзаконного акта написан хорошо, но он не дает возможности разрешить проблему урегулирования определенных общественных отношений, этот нормативный правовой акт останется памятником права лишь на

бумаге и его действие будет практически неощутимо и неприметно.

Задачи и идеи закона и международных правовых актов зачастую формулируются в преамбуле, которая в ряде случаев является необходимой и неотъемлемой частью в тексте нормативного правового акта только тогда, когда она определяет цель правового регулирования и направлена на изменение ситуации в определенной сфере жизнедеятельности общества. Однако сейчас содержание большинства преамбул не всегда соответствует их назначению.

Следует отметить, что согласно правилам юридической техники преамбула (введение) не является обязательной частью нормативного правового акта. Из юридико-технических требований, предъявляемых к преамбулярной части федерального закона, целесообразно упомянуть о двух следующих: преамбула не содержит самостоятельных нормативных предписаний и не формулирует предмет правового регулирования законопроекта [4].

При этом очень важной качественной стороной закона является его цель перевести сложившуюся ситуацию в положительную сторону. В этой связи особое значение имеет юридическое проектирование, которое в содержательном плане выражается в подготовке концепций законов, финансово-экономических обоснований законопроектов, сборе соответствующей аналитической информации, составлении программ и иных документов. Задача проектирования является очень сложной, так как одновременно включает в себя как содержательные аспекты, так и аспекты составления текста законопроекта и его оформления [5].

Идея законопроекта, отражаемая в преамбуле нормативного правового акта, не всегда является основной содержательной частью преамбулы. Представляется, что идея законопроекта

обладает вполне определенным логико-гносеологическим статусом, занимает важное место в понятийных рядах теории юридической техники. И самое главное - идея законопроекта представляет собой активно функционирующий практический элемент правотворческой деятельности.

В качестве рабочего операционального определения можно обозначить идею законопроекта в качестве самостоятельного приема юридической техники.

Идея законопроекта - относительно самостоятельный прием юридической техники, применяемый для обозначения организационно автономной начальной стадии законодательной деятельности, представляющей собой систему научно-теоретических или вненаучных суждений о необходимости принятия новых либо изменения или отмены действующих правовых норм высшей юридической силы, предмете и основных методах законодательной регламентации, ее целях и ожидаемом результате.

Следует отличать идею законопроекта от концепции нормативно-правового акта, которые, к сожалению, иногда отождествляются [6; 7]. Если концепция находится в прямой связи с законопроектом, то идея - нет. Кроме того, в отличие от концепции, идея не имеет нормативной формулы. Главным условием воплощения идеи в нормативно-правовом акте является насущная объективная общественная потребность в правовом регулировании конкретной совокупности общественных отношений, не урегулированных правом; ее реализация в форме нормативно-правового акта возможна лишь при условии, что другие способы воздействия на общественные отношения являются неэффективными. Как отмечают А. И. Абрамова и Н. А. Власенко, «по сравнению с идеей концепция выполняет в процессе правотворчества принципиально иную задачу. Ею определяются границы будущей нормативно-правовой регламентации, что включает обеспечение совместимости и реализуемости проектируемого акта в комплексе с действующими нормативными правовыми актами, точного соблюдения его видовой принадлежности, предметно-содержательной регуляции, нормативно-структурного членения помещаемого в проект правового материала. Разработка концепции осуществляется в рамках правотворческой деятельности, составляя в практическом отношении значительную его часть. Идея же служит лишь поводом для данного вида деятельности. В ходе реализации идеи создаются условия, содействующие успешному проектированию нормативного правового акта, включая подготовку его концепции» [8, с. 80].

Необходимость включения в теорию и практику правотворчества идеи законопроекта обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, это требуется для создания и формирования более точного общетеоретического представления о структуре, механизме и процессе «запуска» начальной стадии законотворчества - законодательной инициативы. Идея законопроекта позволяет конкретизировать стадию законодательной инициативы и обозначить ее новые содержательные и технико-юридические взаимосвязи с концепцией законопроекта. Идея законопроекта зачастую отождествляется с его концепцией. Так, В. Б. Исаков дает следующее наименование первой стадии подготовки проектов законов - «формирование идеи (концепции) законопроекта» [9, с. 59-60].

Идея законопроекта предшествует его концепции. Концепция законопроекта - гораздо более поздняя стадия законотворческой деятельности: она начинается тогда, когда идея уже оценена и принято решение развивать ее в законопроект [10]. Различение идеи и концепции законопроекта желательно и по практическим обстоятельствам. Уровень юридической подготовки нашего депутатского корпуса таков, что очень немногие из депутатов могут сами подготовить полноценную концепцию законопроекта, объективно и своевременно оценить качество подготовленной кем-то концепции. Но оценить четко сформулированную идею законопроекта в состоянии почти все депутаты.

Во-вторых, признание в качестве начального этапа идеи законопроекта может способствовать усовершенствованию планирования законодательной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако нужно несколько изменить правовой режим работы компетентных органов с поступающими идеями законопроектов.

Сроки рассмотрения и последующей оценки выдвинутых идей законопроектов должны быть значительно увеличены и различаться в зависимости от масштаба предлагаемого законодательного нововведения. Для объективной оценки идей законопроектов целесообразным представляется временной интервал от трех месяцев до одного года.

При этом мы исходим из того, что есть смысл в составлении трехлетних планов законодательных работ. Ведь финансово-экономическое обеспечение законопроектов не может находиться в отрыве от государственного бюджета и его временных характеристик.

В-третьих, четкое юридическое оформление идеи законопроекта и последующая тщательная аналитическая работа над ней всех участников правотворческого процесса позволят сэкономить интеллектуальные, организационные и материаль-

ные ресурсы при вынужденном рассмотрении компетентными органами разных, порой совершенно нежизнеспособных проектов нормативных правовых актов [11].

При этом необходимо иметь в виду возможность пересечения терминов, обозначающих разные по содержанию понятия. Это происходит в том случае, если данное обстоятельство не является помехой для правового регулирования. Но термин должен определяться в контексте той или иной отрасли законодательства при условии, что его содержание в контексте различных правовых отраслей неодинаково.

Следует обратить внимание и на структуризацию текста нормативно-правового акта в качестве юридико-технического приема, который заключается в определенной операциональной последовательности. Такой прием, применяемый при составлении нормативно-правового акта, связан с:

- композиционной его последовательностью;

- определением составных частей;

- формулированием заголовков, правовых норм;

- установлением юридических связей с иными актами посредством отсылок;

- отражением последовательности и формы вступления акта в силу;

- отменой и внесением изменений в другие правовые акты.

Поэтому на повестке дня - формирование и использование механизма юридического проектирования. Действие данного механизма основывается на выполнении законодателем двух принципов. Первый из них заключается в корректном отражении отношений, что обуславливает содержательность акта. Второй принцип предполагает следование правилам юридической техники в процессе составления текста нормативно-правового акта.

Реализация данных требований позволяет выражать в праве юридически закрепленные стереотипы поведения правовых субъектов и, соответственно, делает более эффективной структуру правового воздействия. То есть, по сути дела, речь идет о юридическом проектировании как о форме опережающего отражения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что закон обладает определенной совокупностью качеств, на которые должен ориентироваться законодатель в процессе правотворчества. Поскольку правотворчество представляет собой сложный познавательный процесс, то нормативно-правовой акт должен основываться на выводах исследования по поводу его оптимальной формы, предполагаемого правового решения, предвидимых следствий и формы реализации, вступления в действие. Остановимся на этом более подробно.

Нормативно-правовой акт должен верно отражать потребности общества в соответствующем правовом регулировании общественных отношений. Из такого понимания вытекает и юридическая мера, которую формирует правовой акт в отношении общественных отношений, регулируемых актом. То есть, принятие нормативно-правового акта должно быть обоснованным и происходить в случае, если потенциал действующих актов уже исчерпан полностью. Такое решение следует принимать на основании анализа юридической практики, ее реальных противоречий, которые новый нормативно-правовой акт и должен разрешить.

Игнорирование указанных обстоятельств ведет к появлению нормативно-правовых актов, не отражающих реальные потребности, либо актов, дублирующих другие акты. Подобная ситуация, которая негативно сказывается на правоприменительной практике и ведет к громоздкости законодательства, к сожалению, складывается довольно часто в российском праве, будучи обусловлена разными причинами. Так, например, в сфере миграционного законодательства действуют целых три законодательных акта, регулирующих одно и то же правоотношение - въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации (Федеральные Законы о въезде и выезде, о границе, о правовом положении иностранных граждан). В то же время существует и множество пробелов, связанных с определением юридического статуса различных категорий мигрантов.

Известны причины наличия пробела в праве:

- отсутствие реальной возможности у законодателя может охватить правовыми формулировками нормативного акта все жизненные обстоятельства, требующие правового воздействия;

- недостатки техники юридического письма;

- постоянное развитие, изменение общественных отношений [12].

Таким образом, нами были исследованы и проанализированы некоторые виды приемов юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых предписаний, знание и навыки использования которых являются важной составной частью юридической культуры, высокий уровень которой обеспечивает эффективность законотворческого процесса и правоприменительной практики.

Литература

1. Працко Г. С., Болдырев С. Н. Юридическая техника в философских воззрениях социального порядка Древней Греции // История государства и права. 2010. № 21.

2. Законодательная техника. М., 2000.

3. Корейво Е. В. Использование преамбул в международном праве // Международное публичное и частное право. 2010. № 3.

4. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленные письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490 // СПС КонсультантПлюс.

5. Иванюк О. А. Качество закона и проблемы юридической техники // Журнал российского права. 2008. № 2.

6. Законодательная техника / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

7. Исаков В. Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса // Юридическая техника. 2007. № 1.

8. Абрамова А. И., Власенко Н. А. Формули-

рование идеи и подготовка концепции нормативного правового акта // Нормотворческая юридическая техника. М., 2011.

9. Исаков В. Б. Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника. М., 2000.

10. Баранов В. М. Концепция законопроекта. Н. Новгород, 2003.

11. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2.

12. Максимова Е. В. К вопросу о приемах юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых предписаний федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. 2009. № 5.

© 2014 г. Г. С. Працко, А. В. Гринь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье авторы анализируют различные точки зрения на естественное право. Делается вывод о том, что оно является необходимым элементом для построения гражданского общества, поскольку естественное право по своей сущности абсолютно независимо от произвола государства, так как опосредовано природой человека.

Ключевые слова: естественное право, гражданское общество, социальное предназначение права, право на жизнь, права и свободы человека, равенство, справедливость.

Естественное право как ценностное явление, анализируемое учеными всех исторических периодов, продолжает привлекать внимание мыслителей и в наше время. Доктрина естественного права (и в настоящем, и в прошлом) имеет как своих приверженцев, так и противников. Отношение к ней приобретает весомое практическое и теоретическое значение в условиях развития гражданского общества и становления правовой государственности.

К осознанию того, каким должно быть действующее право, прямое отношение имеет некое идеальное правовое начало, получившее наиболее полное выражение в доктрине естественного права [1, с. 202]. Естественное право представлено требованиями, принципами, идеями ценностного характера, которые косвенно или прямо оказывают влияние на действующее позитивное право и тем самым способствуют обеспечению и защите прав и свобод человека.

Существует множество концепций (версий) естественного права. Под естественным правом понимаются «различные (по своему содержанию,

сущности и понятию) варианты естественного права, различные смыслы, вкладываемые его прошлыми и современными сторонниками и противниками в это устоявшееся и широко используемое собирательное понятие» [2, с. 148].

Восприятие естественного права как ценностного явления приобретает практическое значение в условиях кардинальных общественных преобразований, определенных подходов к положению человека в социуме. В естественном праве обозначены те идеи, принципы и требования, которые «составили основу для последующего правового развития». К ним относятся: свобода, безопасность от произвола властей, равноправие, неприкосновенность собственности и т. д. Познание сущности и социального предназначения права как особого общественного явления «невозможно без понимания природы человека во всех проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинаться с антропологического момента» [3, с. 27]. Природа человека, его жизненные притязания не противостоят идеям и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.