Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЮБИЛЕЙНЫХ МЕДАЛЕЙ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЮБИЛЕЙНЫХ МЕДАЛЕЙ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / ЮБИЛЕЙНЫЕ МЕДАЛИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ НАГРАД / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТАТЬЯ 324 УК РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашуро Сергей Владимирович

В российском законодательстве, регулирующем сферу отечественного наградного дела, существуют пробелы и коллизии, которые негативно влияют на принятие решений правоприменителем. В приговорах судов отсутствует единообразие правоприменения по уголовным делам, по которым предметом преступления являются государственные награды СССР и Российской Федерации. В статье рассматривается правовой режим юбилейных медалей СССР и Российской Федерации, первые из которых относятся к государственным наградам, а вторые исключены из этой категории. Соответственно гражданский оборот этих, фактически тождественных объектов, различается: если для юбилейных медалей Российской Федерации приобретение или сбыт не ограничены, то за аналогичные действия с юбилейными медалями СССР грозит уголовное наказание, предусмотренное статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор находит такое положение не соответствующим принципам справедливости, гуманизма и равенства граждан перед законом. На основе анализа законодательства и мнений юристов-исследователей автор делает вывод о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, с целью установления единообразного подхода к определению правового режима юбилейных медалей СССР и Российской Федерации, устранения противоречивости правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIMES OF ANNIVERSARY MEDALS OF THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION: CRIMINAL AND LEGAL ASPECTS

The Russian legislation regulating the sphere of state awards is fraught with gaps and conflicts that negatively affect the law enforcement decision-making. There is no uniformity in the sentences of the courts concerning the cases where the target of the crime are the state awards of the USSR and the Russian Federation. The article examines the legal regime of the anniversary medals of the USSR and the Russian Federation, among which the former belong to the state awards, and the latter are excluded from this of anniversary medals of the Russian Federation is not restricted, but the similar transactions with USSR anniversary medals is a criminal offence according to the Article 324 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author finds this provision not corresponding to the principles of justice, humanism and equality of citizens before the law. Based on the analysis of the legislation and the opinions of legal researchers, the author concludes that it is necessary to amend the federal legislation regulating relations in this area. The purpose of such changes is to establish a uniform approach to determining the legal regime of the anniversary medals of the USSR and the Russian Federation, and to eliminate gaps and conflicts of laws.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЮБИЛЕЙНЫХ МЕДАЛЕЙ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Научная статья

УДК 343

doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-158-165

Сергей Владимирович Шашуро

https://orcid.org/0000-0002-5922-3853, shsh@list.ru

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина Российская Федерация, 308024, Белгород, ул. Горького, д. 71

Правовые режимы юбилейных медалей СССР и Российской Федерации: уголовно-правовой аспект

Аннотация: В российском законодательстве, регулирующем сферу отечественного наградного дела, существуют пробелы и коллизии, которые негативно влияют на принятие решений правоприменителем. В приговорах судов отсутствует единообразие правоприменения по уголовным делам, по которым предметом преступления являются государственные награды СССР и Российской Федерации.

В статье рассматривается правовой режим юбилейных медалей СССР и Российской Федерации, первые из которых относятся к государственным наградам, а вторые исключены из этой категории. Соответственно гражданский оборот этих, фактически тождественных объектов, различается: если для юбилейных медалей Российской Федерации приобретение или сбыт не ограничены, то за аналогичные действия с юбилейными медалями СССР грозит уголовное наказание, предусмотренное статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор находит такое положение не соответствующим принципам справедливости, гуманизма и равенства граждан перед законом.

На основе анализа законодательства и мнений юристов-исследователей автор делает вывод о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, с целью установления единообразного подхода к определению правового режима юбилейных медалей СССР и Российской Федерации, устранения противоречивости правовых норм.

Ключевые слова: государственные награды, юбилейные медали, правовой режим, гражданский оборот наград, уголовная ответственность, статья 324 УК РФ

Для цитирования: Шашуро С. В. Правовые режимы юбилейных медалей СССР и Российской Федерации: уголовно-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 158-165; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-158-165.

Sergey V. Shashuro

https://orcid.org/0000-0002-5922-3853, shsh@list.ru

Putilin Belgorod Law Institute of the MIA of Russia 71, Gorky str., Belgorod, 308024, Russian Federation

Legal regimes of anniversary medals of the USSR and the Russian Federation: criminal and legal aspects

Abstract: The Russian legislation regulating the sphere of state awards is fraught with gaps and conflicts that negatively affect the law enforcement decision-making. There is no uniformity in the sentences of the courts concerning the cases where the target of the crime are the state awards of the USSR and the Russian Federation.

The article examines the legal regime of the anniversary medals of the USSR and the Russian Federation, among which the former belong to the state awards, and the latter are excluded from this

© Шашуро С. В., 2022

category. Accordingly, the civil circulation of these virtually identical objects differs: the purchase or sale of anniversary medals of the Russian Federation is not restricted, but the similar transactions with USSR anniversary medals is a criminal offence according to the Article 324 of the Criminal Code of the Russian Federation.

The author finds this provision not corresponding to the principles of justice, humanism and equality of citizens before the law. Based on the analysis of the legislation and the opinions of legal researchers, the author concludes that it is necessary to amend the federal legislation regulating relations in this area. The purpose of such changes is to establish a uniform approach to determining the legal regime of the anniversary medals of the USSR and the Russian Federation, and to eliminate gaps and conflicts of laws.

Keywords: state awards, jubilee medals, legal regime, civil turnover of awards, criminal liability, Article 324 of the Criminal Code of the Russian Federation

For citation: Shashuro S. V. Legal regimes of anniversary medals of the USSR and the Russian Federation: criminal and legal aspects // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 158-165; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-158-165.

Понятие «правовой режим» прочно вошло в юридический лексикон, часто встречается в юридической литературе, используется законодателем. Правовой режим определяется исследователями как особый порядок правового регулирования, который выражается в определённом сочетании юридических средств и создаёт желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [1]. Как отмечает Г. С. Беляева, установление правого режима «необходимо для наступления определённого социального результата (эффекта или состояния), к которому стремится законодатель, путём подбора наиболее оптимальных способов и средств в качестве цели его достижения. В качестве такой цели регулирования нередко выступает развитие, закрепление, охрана или прекращение какого-либо правового состояния» [2, с. 23]. Правовой режим государственных наград включает особый, отличный от другого имущества, порядок их наследования; запрет их незаконных приобретения или сбыта, подделки, незаконного ношения, учреждения или изготовления схожих по названию или внешнему виду знаков. Рассматривая уголовно-правовой аспект правового режима государственных наград, Конституционный Суд отметил, что статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ) «включает в число объектов уголовно-правовой охраны порядок управления в наградной сфере, защищая его от посягательств, совершаемых посредством незаконных приобретений либо сбыта государственных наград»2. Необходимо отметить, что согласно фабуле статьи 324 УК РФ этот запрет распространяется не только на государствен-

ные награды Российской Федерации, но и на государственные награды СССР и РСФСР. Отнесение той или иной награды к числу государственных наград является важным фактором, влияющим на принятие правоприменителем правильного решения по уголовному делу.

Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единого подхода к принятию решений по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом орденов и медалей. Зачастую это связано с наличием существенных пробелов и противоречий в нормативных правовых актах, устанавливающих особый правовой режим государственных наград. Это же отмечают многие исследователи отечественной наградной системы [3-6]. Одним из таких противоречий, которое, к сожалению, в юридической литературе глубоко не исследовано, является дифференциация запрета на гражданский оборот юбилейных медалей СССР и Российской Федерации.

В системе российского законодательства отсутствует чёткое определение понятия «юбилейная медаль», хотя сам термин употребляется в основополагающем для современной российской наградной системы Указе Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федера-ции»3 (далее - Указ). Данным Указом утверждено действующее в настоящее время Положение о государственных наградах Российской Федерации (далее - Положение о государственных наградах, Положение). Исследователи отечественного наградного дела, классифицируя награды по наличию конкретно-исторического повода и основания для награждения, делят их на две группы4 [7]:

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27 октября 2020 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 16.12.2020).

2 См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.М. Деменьшиной» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.03.2021).

3 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2021).

4 Трофимов Е. В. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации : автореф дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Трофимов Егор Викторович. -Москва, 2006. - 28 с.

1) индивидуально-определённые награды, устанавливаемые за особые достижения и заслуги в деятельности, считающейся несомненным благом для государства, или определённой сферы деятельности. Награждение ими происходит путём издания индивидуального по отношению к конкретному человеку акта;

2) индивидуально-неопределённые награды, которые устанавливаются для определённой категории лиц ввиду их участия в общественно-полезной деятельности в определённое время. Как правило, награждение ими производится по спискам, включению в которые подлежат категории граждан, прямо указанные в статуте награды или в положении о ней.

К последней группе относятся юбилейные медали. По мнению Е. В. Толоконниковой, награды единовременного массового награждения, учреждённые в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества, «занимают менее почётное место среди наград аналогичной формы, поскольку заслуги награждённых лиц, за которые они отмечаются такими наградами, либо явно незначительны (в масштабном коллективном деянии), либо ранее уже были отмечены» [8, с. 11]. Соглашаясь с этим мнением, мы полагаем, что именно низкий по сравнению с государственными наградами статус юбилейных медалей обусловил их исключение из числа государственных наград Российской Федерации. Статьёй 3 Указа установлено, что юбилейные медали Российской Федерации наряду с наградами, учреждаемыми федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации. Таким образом, на юбилейные медали Российской Федерации («50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», «100 лет Транссибирской магистрали», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 1000-летия Казани», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.») не распространяется запрет на приобретение или сбыт государственных наград, установленный ст. 324 УК РФ.

Иначе обстоит дело с юбилейными медалями СССР. Общее положение об орденах, медалях и почётных званиях СССР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почётных званиях СССР»5 (далее - Общее положение), в статье 17

5 Об утверждении Общего Положения об орденах,

медалях и почетных званиях СССР : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. (в ред. от 22 августа

1988 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.03.2021).

содержит перечень медалей СССР для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории советского народа. К этим юбилейным медалям отнесены медали «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «XX лет РККА», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «70 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет советской милиции», «В память 800-летия Москвы», «В память 250-летия Ленинграда», «В память 1500-летия Киева». В силу статьи 1 Общего положения указанные юбилейные медали являются государственными наградами СССР, и на них распространяется уголовный запрет незаконного приобретения или сбыта, закрепленный в УК РФ.

Ряд исследователей на основе установлений п. 14 Положения о том, что на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные российским законодательством и самим Положением, делают вывод, что правовые режимы государственных наград России и СССР являются аналогичными. Так, толкуя норму, сформулированную в п. 14 Положения, в системе с правилом, содержащимся в ст. 3 Указа, А. Т. Боннер делает вывод: «Юбилейные медали СССР, награды, учреждавшиеся союзными и республиканскими министерствами и ведомствами, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами СССР» [9]. На наш взгляд, такой вывод в части юбилейных медалей СССР нельзя признать обоснованным. Пункт 14 Положения распространяет правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Положением, на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР. Мы солидарны с мнением В. А. Винокурова, считающего, что правила, о которых идёт речь в п. 14 Положения, касаются «вопросов установления льгот и преимуществ, передачи государственных наград СССР наследникам, выдачи дубликатов государственных наград СССР и документов к ним, передачи государственных наград СССР в государственные музеи, вывоза государственных наград СССР за границу, восстановления в правах на государственные награды СССР» [10, с. 74-75]. Наличие одинакового статуса у российских граждан, удостоенных государственных наград СССР, и лиц, удостоенных государственных наград Российской Федерации, отнюдь не означает, что правовой режим юбилейных медалей СССР и юбилейных медалей Российской Федерации тождествен.

Отмеченное различие правовых режимов юбилейных медалей СССР и Российской

Федерации зачастую влечёт принятие судами, рассматривающими дела о преступлениях, предусмотренных статьёй 324 УК РФ, противоположных решений. В подавляющем большинстве случаев осуждения по ст. 324 УК РФ суды совершенно правильно исключают из обвинения в незаконном приобретении или сбыте наград юбилейные медали Российской Федерации как не относящиеся к государственным наградам. Однако имеют место случаи, когда судами при вынесении приговоров допускается необоснованное отнесение юбилейных медалей Российской Федерации к числу государственных наград. Так, согласно приговору Ставропольского краевого суда от 2 августа 2016 г., О. в составе вооруженной преступной группы (банды) совершил незаконное приобретение государственных наград СССР и Российской Федерации. Среди похищенного - государственные награды СССР: медали «Медаль материнства», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Суд необоснованно отнёс к государственным наградам Российской Федерации юбилейные медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и квалифицировал действия О. по ст. 324 УК РФ как незаконное приобретение государственных наград СССР и Российской Федерации6. Аналогичный подход можно видеть в приговоре Бабаевского районного суда Вологодской области от 22 декабря 2017 г. Согласно приговору С. «похитил 4 государственные награды: медаль «Ветеран труда», являющуюся государственной наградой СССР, медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», являющуюся государственной наградой Российской Федерации, медаль «За трудовую доблесть», являющуюся государственной наградой СССР, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», являющуюся государственной наградой СССР, тем самым приобрел их». Действия С. по эпизоду незаконного приобретения государственных наград квалифицированы по ст. 324 УК РФ, т. к. он, по мнению суда, совершил незаконное приобретение государственных наград Российской Федерации и СССР7.

Подход правоприменителя разнится и при рассмотрении уголовных дел указанной категории, по которым предметом преступления являются юбилейные медали СССР. Так, П. признан виновным в совершении преступле-

6 Приговор Ставропольского краевого суда от 2 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://bsr.sudrf. ru/ (дата обращения: 16.03.2021).

7 Приговор Бабаевского районного суда Вологодской области от 22 декабря 2017 г. по делу № 1-130/2017 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact.ru/reguIar/doc/QevAeTCEviZ8/ (дата обращения: 10.03.2021).

ний, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158, ст. 324 УК РФ. Из материалов дела следует, что он приобрёл путём хищения подлинные государственные награды - медали СССР «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 19411945 гг.», «Ветеран труда», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне», «70 лет Вооруженных Сил СССР», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»8. За аналогичное преступление В. осуждён по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ за тайное хищение чужого имущества, в том числе ордена Трудового Красного Знамени с орденской книжкой к нему, медалей «За трудовое отличие», «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» с удостоверениями к ним. При этом ст. 324 УК РФ не вменялась9.

Нам представляется, что причинами различия правоприменительных подходов являются несистемность правового регулирования отношений в сфере наградного дела, множественность нормативных правовых актов, разрозненность правовых норм. Так исторически сложилось, что практически весь комплекс вопросов в сфере наградного дела регламентируется указами Президента Российской Федерации. И хотя согласно Конституции государственные награды и почётные звания Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, федеральный закон о государственных наградах до настоящего времени не принят. Как отмечает О. В. Романовская, «отсутствие федерального законодательного акта о государственных наградах способствует различиям в толковании правового режима наград, их свойств и значения» [11].

Нами проанализированы Положение о юбилейной медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»10

8 Приговор Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 23 января 2018 г. по делу № 1-12/2018 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact.ru/reguIar/court/reshenya-IodeinopoIskii-gorodskoi-sud-Ieningradskaia-obIast/?page=20 (дата обращения: 16.03.2021).

9 Приговор Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 февраля 2017 г. по делу № 1-110/17 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact. ru/reguIar/court/reshenya-ordzhonikidzevskii-raionnyi-sud-g-magnitogorska-cheIiabinskaia-obIast/?page=20 (дата обращения: 16.03.2021).

10 Об учреждении юбилейной медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 г. № 2205-XI [Электронный ресурс] // Сайт «Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик». - URL: http:// www.Iibussr.ru/doc_ussr/usr_12647.htm (дата обращения: 12.03.2021).

и Положение о юбилейной медали «50 лет горий лиц, награждаемых этими медалями Победы в Великой Отечественной войне (таблицу 1). 1941-1945 гг.»11, содержащие перечень кате-

Таблица 1

Сравнение категорий лиц, награждаемых юбилейными медалями «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Юбилейная медаль «С орок лет Победы к Великой Отечественной войне 1941-19451Т.» Юбнлейшн медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

военнослужащие и лица вольнонаемного Состава, принимавшие в радах Вооружённых Сил СССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны военнослужащие плица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил СССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны

Партизаны Великой Отечественной войны партизаны Великой отчестве иной воины

участники подполья участники подполья

военнослужащие и лица вольнонаёмного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в Вооружённых Силах СССР

лица, награжденные медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 п.» или «За победу над Японией» ЛИЦа, награжденные медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Япинией»

лица, имеющие удостоверение к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 1945 п » либо удостоверение участника войны

труженики тыла, награжденный га самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны орденами СССР, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.», другими медалями СССР либо награждённые медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы». «За оборону Оде с с 1.1», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда»^ «За оборону Киева», «За оборону Кавказа», «За оборон V Советского Заполярья» труженики тыла, награжденные за самоотверженный фуд в годы Великой Отечественной войны орденами СССР, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне )941 1945 п.», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Одессы». «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За оборону Кавказа», «За оборону Совегско!о Заполярья»

лица, имеющие знак «Жителю блокадного Ленинфада» либо удостоверение к медали «За доблестный фуд в Великой Отечественной войне ?941 1945 гг.»

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других меси принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой ВОЙНЫ

фажданс, проработавшие не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем

11 Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» : Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5336-1 [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». - URL: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-07071993-n-5336-1-ob/ (дата обращения: 12.03.2021).

Данные медали близки по времени учреждения, имеют массовый тираж (первой произведено более 11 млн награждений12, второй -более 17 млн [12]), но разнятся учредившими их субъектами (СССР и Российская Федерация соответственно) и, следовательно, имеют различный правовой режим. Как видно из таблицы, отличия по награждаемым этими медалями минимальны: в число лиц, которым вручалась юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», добавлены отдельные категории граждан. Это не отрицает того факта, что обе эти юбилейные медали, по сути, предназначены для награждения людей, внёсших вклад в приближение Великой Победы, и по логике эти медали должны иметь одинаковый правовой статус. Однако де-юре первая из медалей является государственной наградой СССР, а вторая государственной наградой Российской Федерации не является. Аналогична ситуация и с другими юбилейными медалями, учреждёнными для награждения ветеранов Великой Отечественной войны и иных лиц в соответствии с положениями об этих медалях.

Подобным образом обстоит дело с советской медалью «В память 800-летия Москвы» и её российским аналогом - медалью «В память 850-летия Москвы», первой из которых награждались лица, «отличившиеся в проведении работ по реконструкции столицы и обеспечившие своим трудом развитие её промышленности, транспорта городского хозяйства, научных и культурно-просветительных учреждений»13, а второй - «граждане, внесшие значительный вклад в развитие Москвы»14. По сути, этими медалями награждались лица, имеющие определённый, закреплённый в положениях об этих медалях статус, за подобные, если не сказать одинаковые, заслуги. Тем не менее, уголовно-правовые режимы этих медалей существенно отличаются друг от друга.

Сложилось странное, труднообъяснимое положение, когда приобретение или сбыт юбилейных медалей несуществующего государства, Союза Советских Социалистических Республик, запрещены под страхом уголовного преследования, а юбилейные медали Российской Федерации из-под этого запрета выведены.

Конституционный Суд Российской Федерации утверждает, что «хотя государственные награды СССР не входят в состав современной государственной наградной системы, правовые

12 Ордена и медали СССР: интернет-портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mondvor.narod.ru/ MPobeda40.html (дата обращения: 17.03.2021).

13 Об учреждении медали «В память 800-летия Москвы» : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1947 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик». -URL: http://www.Iibussr.ru/doc_ussr/ussr_4663.htm (дата обращения: 01.11.2021).

14 О медали «В память 850-летия Москвы» : Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 132 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http://www.kremIin.ru/acts/ bank/10587 (дата обращения: 01.11.2021).

режимы государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР аналогичны, поскольку на последние распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Положением о государственных наградах»15. По мнению суда, тем самым обеспечивается единство правового регулирования в этой сфере, отражающее статус России как правопреемника Союза ССР, граждане которого были удостоены соответствующих наград. На наш взгляд, пример различия правовых режимов юбилейных медалей СССР и Российской Федерации свидетельствует как раз об обратном: единство правового регулирования гражданского оборота наград со сходными основаниями для награждения отсутствует.

По нашему мнению, сложившаяся ситуация с дифференциацией ответственности за гражданский оборот тождественных объектов не может быть признана нормальной. Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, «применение одинаковых мер уголовной ответственности за различные по степени общественной опасности преступления без надлежащего учёта характеризующих обвиняемого обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма»16. Из этого следует, что применение различных мер уголовной ответственности за одинаковые по степени общественной опасности преступления (в рассматриваемом случае - приобретение или сбыт юбилейных медалей СССР и Российской Федерации) также не соответствует принципам справедливости, гуманизма и равенства граждан перед законом.

Представляется, что федеральному законодателю следует обратить внимание на необходимость единообразного подхода к законодательному закреплению правового режима юбилейных медалей СССР и Российской Федерации. При этом недостаточно будет внести изменения в ст. 3 Указа, включив юбилейные медали СССР в число наград, не являющихся государственными наградами Российской Федерации (юбилейные медали СССР и без того к ним не относятся). Учитывая, что данная проблема является не единственной в ряду коллизий и пробелов современного наградного законодательства, о чем мы ранее уже писали17,

15 По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н. М. Деменьшиной : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 10-П [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.03.2021).

16 По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина : Постановление Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.03.2021).

17 См., напр.: Шашуро С. В. Наследование государственных наград СССР: проблемные аспекты правового

потребуется системное совершенствование правового регулирования в сфере наградного дела Российской Федерации, последовательное устранение противоречий законодательства о государственных наградах. Этому, по нашему мнению, могло бы способствовать:

1. Принятие Федерального закона о государственных наградах, при подготовке которого должен быть учтён опыт «указного права» в сфере наградного дела. О том, что отсутствие закона о государственных наградах носит временный характер, говорилось ещё в Указе Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации»18, который постановил «до принятия Закона Российской Федерации о государственных наградах... считать возможным использовать в Российской Федерации для награждения. ордена и медали бывшего Союза ССР». Кроме того, Комитету Верховного Совета Российской Федерации по законодательству совместно с Комиссией по государственным наградам при Президенте Российской Федерации было поручено разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств проект закона Российской Федерации о государственных наградах и представить его в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации в третьем квартале 1992 года.

В законе Российской Федерации о государственных наградах должен быть чётко определён перечень государственных наград, уточнены статуты орденов и положения о знаках отличия, медалях и почётных званиях, отражены порядок учреждения и изготовления наград, процедура представления к государственным наградам и награждения ими, отмены награждений, лишения наград, восстановления в правах на награды, порядок ношения и хранения государственных наград, порядок оборота государственных наград, в том числе определено место орденов, медалей и почетных званий СССР и РСФСР, наград Российской империи в современной наградной системе.

2. Внесение изменений в УК РФ путём исключения государственных наград СССР и РСФСР и документов к ним из числа предусмотренных ст. 324 предметов преступления либо полная декриминализация предусматриваемых данной статьей деяний с одновременным введением уголовной ответственности за хищение государственных наград. По нашему мнению, именно в таком смысле следует понимать посыл Конституционного Суда Российской Федерации, который не исключил «.внесение

регулирования // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2021. - № 1. - С. 11-21; Шашуро С. В. Об уголовной ответственности за приобретение или сбыт государственных наград СССР и РСФСР // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. - 2021. - № 2. - С. 17-24.

18 О государственных наградах Российской Федерации : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1992 г. № 2424-1 [Электронный ресурс] // Сайт «Государственные награды России». - URL: http://award.adm.gov.ru/

doc/u2424.htm (дата обращения: 04.11.2021).

федеральным законодателем изменений в правовое регулирование, направленных на дальнейшую дифференциацию публично-правовой ответственности за правонарушения в наградной сфере, с учётом того что уголовное законодательство является по своей природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на противоправное поведение, если охрана соответствующих общественных отношений не может быть обеспечена должным образом с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности, а уголовная ответственность может считаться законно установленной лишь при условии, что она соразмерна характеру и степени общественной опасности криминализируемого деяния»19.

3. Внесение изменений в отраслевые кодифицированные нормативные акты, корреспондирующие с законодательством о государственных наградах Российской Федерации (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 1185 которого ставит порядок наследования государственных наград в зависимость от того, распространяется на них законодательство о государственных наградах Российской Федерации или нет; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 17.11 которого предусматривает ответственность за ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, и учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами; УК РФ, ст. 327 которого предусматривает ответственность за изготовление или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР), а также в законы Российской Федерации, прямо или косвенно связанные с наградным законодательством (например, Федеральный закон от 19 апреля 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» устанавливает, что государственные награды и другие знаки отличия, связанные с событиями Великой Отечественной войны, не могут быть объектами отчуждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определяет порядок передачи документов и наград погибших, найденных при проведении поисковой работы), иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственных наград.

Проведённое исследование позволяет нам констатировать:

19 По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н. М. Деменьшиной : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 10-П [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).

1. Уголовно-правовые режимы тождественных по сути объектов - юбилейных медалей СССР и Российской Федерации - отличаются, правовое регулирование их гражданского оборота лишено единства.

2. Отсутствие должной нормативной определённости правового регулирования в сфере государственных наград влечёт пробле-

мы обеспечения единства правоприменительной практики.

3. Требуются значительные усилия федерального законодателя, направленные на комплексное устранение противоречий правового регулирования правоотношений в сфере государственных наград на основе системного анализа действующего законодательства и правоприменительной практики.

Список литературы

1. Малько А. В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. - 2001. - № 9 (57). - С. 19-26.

2. Беляева Г. С. К вопросу о разграничении правового режима и иных смежных юридических категорий // Государственный советник. - 2013. - № 4. - С. 22-25.

3. Павликов А. А. Награда - лицо государственной власти // Кавалеръ. - 2005. - № 12. - С. 157-165.

4. Смыслов О. С. Награды Великой Победы. - Москва: Вече, 2010. - 352 с.

5. Смыслов О. С. Загадки советских наград. 1918-1991 годы. - Москва: Вече, 2005. - 352 с. (Военные тайны XX века).

6. Винокуров В. А. Отдельные особенности правового регулирования наград современного Российского государства // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Матейкович М. С., Горбунов В. А. Законный интерес в конституционном праве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

8. Толоконникова Е. В. Понятие и правовое значение государственных наград // Studium. -2015. - № 3-4 (36-37). - С. 11.

9. Боннер А. Т. Эхо войны. Споры о наградах // Закон. - 2014. - № 5. - С. 122-139.

10. Винокуров В. А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации 2010 года. - Санкт-Петербург: Экслибрис-Норд, 2012. - 415 с.

11. Романовская О. В. Правовой режим наград в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. - 2019. - Т. 7. - № 1 (25). - С. 17-22.

12. Музалевский М. В. Ордена и медали Российской Федерации. - Москва: РИЦ «Кавалеръ», 2005. - 300 с.

References

1. Mal'ko A. V., Rodionov O. S. Pravovyye rezhimy v rossiyskom zakonodatel'stve // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2001. - № 9 (57). - S. 19-26.

2. Belyayeva G. S. K voprosu o razgranichenii pravovogo rezhima i inykh smezhnykh yuridicheskikh kategoriy // Gosudarstvennyy sovetnik. - 2013. № 4. - S. 22-25.

3. Pavlikov A. A. Nagrada - litso gosudarstvennoy vlasti // Kavaler». - 2005. - № 12. - S. 157-165.

4. Smyslov O. S. Nagrady Velikoy Pobedy. - Moskva: Veche, 2010. - 352 s.

5. Smyslov O. S. Zagadki sovetskikh nagrad. 1918-1991 gody. - Moskva: Veche, 2005. - 352 s. (Voyennyye tayny XX veka).

6. Vinokurov V A. Otdel'nyye osobennosti pravovogo regulirovaniya nagrad sovremennogo Rossiyskogo gosudarstva // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. - 2011. - № 3. - S. 34-42.

7. Mateykovich M. S., Gorbunov V A. Zakonnyy interes v konstitutsionnom prave Rossiyskoy Federatsii // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. - 2006. - № 5. - S. 2-6.

8. Tolokonnikova Ye. V Ponyatiye i pravovoye znacheniye gosudarstvennykh nagrad // Studium. -2015. - № 3-4 (36-37). - S. 11.

9. Bonner A. T. Ekho voyny. Spory o nagradakh // Zakon. - 2014. - № 5. - S. 122-139.

10. Vinokurov V A. Kommentariy k Polozheniyu o gosudarstvennykh nagradakh Rossiyskoy Federatsii 2010 goda. - Sankt-Peterburg: Ekslibris-Nord, 2012. - 415 s.

11. Romanovskaya O. V. Pravovoy rezhim nagrad v Rossiyskoy Federatsii // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. - 2019. - T. 7. - № 1 (25). - S. 17-22.

12. Muzalevskiy M. V. Ordena i medali Rossiyskoy Federatsii. - Moskva: RITs «Kavaler»», 2005. - 300 s.

Статья поступила в редакцию 28.12.2021; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 20.04.2022.

The article was submitted December 28, 2021; approved after reviewing March 25, 2022; accepted for publication April 20, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.