КРИМИНОЛОГИЯ
ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИЛИ СБЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД СССР И РСФСР
ON THE ISSUE OF CRIMINAL LIABILITY FOR THE PURCHASE OR SALE OF STATE AWARDS OF THE USSR AND RSFSR
Аннотация: в статье анализируется история и современное состояние уголовно-правового запрета на незаконный оборот орденов и медалей Союза ССР и РСФСР, незаконное приобретение или сбыт которых в Российской Федерации запрещен наряду с запретом купли-продажи наград, входящих в состав государственной наградной системы Российской Федерации.
Автором проводится анализ норм уголовного законодательства постсоветских государств, регулирующих сферу оборота государственных наград. В большинстве стран купля-продажа наград, которые являются объектом интереса главным образом коллекционеров-фалеристов, не является преступлением. Поскольку уголовное наказание является крайним средством реагирования государства на противоправное поведение, с учетом оценки степени общественной опасности деяний, за которые статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, по мнению автора, существует обоснованная возможность декриминализации приобретения (сбыта) орденов и медалей.
Одновременно, основываясь на анализе результатов исследований юристов и судебной практики, делается вывод о необходимости включения в Уголовный кодекс Российской Федерации специальной нормы, предусматривающей ответственность за хищение государственных наград Российской Федерации, СССР, РСФСР и Российской империи.
Ключевые слова: ордена и медали, СССР, РСФСР, незаконный оборот государственных наград, хищение государственных наград.
Для цитирования: Шашуро С.В. Об уголовной ответственности за приобретение или сбыт государственных наград СССР И РСФСР // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 2. С. 17-24.
Abstract: the article analyzes the history and current state criminal prohibitions on trafficking of orders and medals of the USSR and the RSFSR illegal acquisition or disposal of which in the Russian Federation is prohibited along with prohibition of sale of awards, are part of the state award system of the Russian Federation.
The author analyzes the norms of the criminal legislation of the post-soviet states regulating the sphere of turnover of state awards. In most countries, buying and selling of awards, which are the object of interest mainly to collectors, is not a crime. Since criminal punishment is the last resort of the State's response to illegal behavior, taking into account the assessment of the degree of public danger of acts for which Article 324 of the Criminal Code of the Russian Federation provides for criminal liability, in the author's opinion, there is a reasonable possibility of decriminalizing the purchase (sale) of orders and medals.
At the same time, based on the analysis of the results of studies of lawyers and judicial practice, it is concluded that it is necessary to include in the Criminal Code of the Russian Federation a special norm providing for liability for theft of state awards of the Russian Federation, the USSR, the RSFSR and the Russian Empire.
УДК 343.3
С.В. ШАШУРО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
SERGEY V. SHASHURO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
КРИМИНОЛОГИЯ
Keywords: orders and medals, USSR, RSFSR, illegal trafficking of state awards, theft of state awards.
For citation: Shashuro S.V. On the issue of criminal liability for the purchase or sale of state awards of the USSR and RSFSR // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2. P. 17-24.
В Российской Федерации существует уголовный запрет на незаконное приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР. Статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации1 предусматривает за указанные действия наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо в виде исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. При этом способ приобретения или сбыта наград на квалификацию не влияет.
Данная норма отнесена законодателем к преступлениям против государственной власти (раздел X УК РФ), а общественная опасность предусмотренного статьей преступления состоит в нарушении порядка управления в сфере ведения официальной документации либо в сфере награждения государственными наградами. Ученые-юристы, исследующие проблемы наградного законодательства, обосновывают это особым статусом государственных наград как высшей формы государственного поощрения граждан за заслуги перед государством и установленным порядком представления к награждению и вручения государственных наград2. В.А. Винокуров считает, что возможность приобретения государственной награды имеется лишь у награжденного данной государственной наградой, например, при утрате знака награды. В то же время «лицо, не удостоенное государственных наград Российской Федерации, не вправе их приобретать по договорам купли-продажи, мены или дарения» [1, с. 61].
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020); далее - УК РФ.
2 См., например: О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020); О направлении Методических рекомендаций о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами Российской Федерации: письмо Администрации Президента Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. № АК-3560 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
Сбыт государственных наград Российской Федерации, СССР и РСФСР запрещен. Эти запреты распространяется также на лиц, удостоенных государственных наград, и их наследников, которым эти награды передаются после смерти награжденных для хранения как память. Исключением, согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»3, является передача унаследованных государственных наград для хранения и экспонирования музеям.
До Великой Отечественной войны уголовная ответственность за незаконный оборот государственных наград СССР отсутствовала. Впервые она была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 года4, который предусматривал, что продажа или передача в виде подарка ордена, медали или нагрудного знака другому лицу карается тюремным заключением сроком от одного до трех лет. Этот Указ практически не применялся и был отменен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1960 года5. На протяжении последующих 25 лет уголовной ответственности за незаконный оборот государственных наград в СССР
3 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
4 Об ответственности за незаконное награждение орденами и медалями СССР и нагрудными знаками, за присвоение орденов и медалей и нагрудных знаков и передачу их награжденными лицами другим лицам: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://ш.wikisource.org/Wiki/Указ_Президиу-ма_ВС_СССР_от_2.05.1943_об_ответственности_за_неза-конное_награждение_орденами_и_медалями_СССР_и_на-грудными_знаками (дата обращения: 16.12.2020).
5 О признании утратившими силу законодательных актов СССР в связи с принятием Уголовного и Уголовно-про-
цессуального кодексов РСФСР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1960 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиу-ма_ВС_СССР_от_19.12.1960_о_признании_утратившими_ силу_законодательных_актов_СССР_в_связи_с_приняти-ем_УК_и_УПК_РСФСР (дата обращения: 16.12.2020).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
не было. Исключение представляли ордена и медали, изготовленные из драгоценных металлов, за оборот которых виновные могли быть привлечены к уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов.
В преддверии 40-летия Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1985 года № 1989-Х16 была введена уголовная ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР, эти действия наказывались исправительными работами на срок до одного года или штрафом до двухсот рублей. За те же действия, совершенные повторно, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, или исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или штрафа до трехсот рублей (ст. 194.1 УК РСФСР7). Соответствующие статьи были введены в уголовные кодексы союзных республик, входящих в состав СССР.
После распада Советского Союза в уголовные кодексы большинства новых независимых государств положения о запрете оборота государственных наград СССР не вошли (таблица 1). Только в России, Беларуси, Казахстане, Таджикистане и Туркменистане этот запрет сохранился наряду с запретом приобретения или сбыта, подделки или незаконного изготовления государственных наград этих стран. При этом согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт государственных наград наступает лишь в случае, если эти деяния совершены в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
В странах Балтии, а также в Молдове, Узбекистане и Украине отсутствует даже уголовная ответственность за приобретение или сбыт государственных наград, входящих в наградные системы этих государств.
Таблица 1. Уголовная ответственность, установленная в постсоветских государствах за незаконные действия с государственными наградами (по материалам портала https://www.legislationline.org)
Государство
Действие Россия Азербайджан Армения Беларусь Грузия Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан
Подделка или незаконное государственных наград V V V V V V
государственных наград СССР V V V V
изготовление республиканских наград V V V
государственных наград V V V V V V
Сбыт поддельных государственных наград СССР V V V V
республиканских наград V V V
государственных наград V V V V V V V V
Прио бр етение государственных наград СССР V V V V V
республиканских наград V V V V
государственных наград V V V V V V V V
Сбыт государственных наград СССР V V V V V
республиканских наград V V V V
государственных наград V V
Хищение государственных наград СССР
республиканских наград
6 Об ответственности за незаконные действия по отношению к государственным наградам СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1985 г. № 1989-XI [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_12589.htm (дата обращения: 16.12.2020).
7 Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
(ред. от 30.07.1996) [Электронный ресурс]. Доступ из
СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
В Азербайджане, Армении, Грузии запрещены незаконные действия с государственными наградами этих государств, а незаконный оборот государственных наград СССР уголовно не наказуем. В Кыргызской Республике существует уголовная ответственность за изготовление поддельной государственной награды в целях использования
КРИМИНОЛОГИЯ
ее самим изготовителем или другим лицом или ее сбыт, а приобретение или сбыт государственных наград Кыргызстана, СССР и республиканских наград8 уголовно не наказуемы.
И только в Армении и Таджикистане предусмотрено уголовное наказание за хищение государственных наград. При этом нормы уголовных кодексов Армении и Таджикистана предусматривают наказание, как нам представляется, лишь за хищение государственных наград, входящих в наградные системы этих государств, а награды СССР и, соответственно, Армянской и Таджикской ССР в фабулах этих норм не упоминаются.
В Российской Федерации статус орденов и медалей Советского Союза и РСФСР законодательно не закреплен, согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации они не включены в государственную наградную систему Российской Федерации. Однако в п. 12 Положения говорится о том, что незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта ответственность предусмотрена ст.ст. 324, 327 УК РФ, ст. 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях9. В фабуле ст. 324 УК РФ помимо государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР названы также и государственные награды РСФСР. И если с понятием «государственные награды СССР» все более-менее ясно10, то вопрос о том, какие награды относятся к государственным наградам РСФСР, законодателем не разрешен. Более того, не конкретизировано значение использованной аббревиатуры РСФСР: имеется ли в виду Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, существовавшая до образования СССР (19171922), в которой, как известно, имелись свои на-
8 Здесь под республиканскими наградами понимаются награды РСФСР и союзных республик, входящих в состав СССР
9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
10 См. Об утверждении Общего Положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. (ред. от 22.08.1988) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
грады, например орден «Красное Знамя»11, либо Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в составе СССР, из текста нормы не ясно.
Практика российских судов свидетельствует о том, что норма об ответственности за незаконные приобретение или сбыт государственных наград чаще всего применяется в совокупности с другими составами, предусмотренными, как правило, главой 21 «Преступления против собственности» УК РФ. Наиболее часто ст. 324 УК РФ применяется в совокупности со ст. 158 «Кража»12. Как отмечается в информации пресс-центра Верховного Суда Российской Федерации, хищение официальных документов состава преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ, не образует. Ответственность за это преступление выделена в самостоятельную норму (ст. 325 УК РФ), тогда как ответственность за похищение государственных наград в самостоятельную норму не выделена. В связи с этим в судебной практике отсутствует единый подход к решению вопроса о том, является ли хищение способом незаконного приобретения государственных наград и как именно такие действия должны квалифицироваться - по статье 324 УК РФ или по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за хищение имущества13.
Неурегулированность вопроса об отнесении хищения к способам незаконного приобретения государственных наград в российском законодательстве порождает принятие правоприменителем противоречивых решений.
Так, приговором Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2020 г. по уголовно-
11 О знаках отличия: Декрет ВЦИК от 16 сентября 1918 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_362.htm (дата обращения: 23.12.2020).
12 См., например: приговор Московского районного суда г.Твери от 2 августа 2017 г. по уголовному делу № 1-164/2017 [Электронный ресурс] // Портал «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 16.12.2020); приговор Дятьковского городского суда Брянской области от 16 апреля 2020 г. по уголовному делу № 1-77/2020 [Электронный ресурс] // Портал «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 16.12.2020); приговор Егорьевского городского суда Московской области от 19 февраля 2020 г. по уголовному делу № 1-42/2020 [Электронный ресурс] // Портал «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 16.12.2020); приговор Ленинского районного суда г. Краснодара от 20 февраля 2020 г. по уголовному делу № 1-726/2019 [Электронный ресурс] // Портал «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 16.12.2020).
13 Портал «Верховный Суд Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vsrf.ru/press_center/ mass_media/29410/ (дата обращения: 16.12.2020).
КРИМИНОЛОГИЯ
му делу № 1-33/202014 гр. П. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за тайное хищение чужого имущества, в том числе орденов и медалей СССР При этом суд исключил из обвинения, предъявленного гр. П., ст. 324 УК РФ, как излишне вмененную и входящую в состав преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ.
Противоположное решение приняла Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, признав обоснованной квалификацию действий лица, совершившего нападение в целях хищения чужого имущества, в том числе государственных наград, по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 162 УК РФ и ст. 324 УК РФ15.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации, признавая отсутствие единого подхода к решению вопроса о том, является ли хищение способом незаконного приобретения государственных наград и как именно такие действия должны квалифицироваться, 17 декабря 2020 года принял постановление «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-3271 Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно постановлению в связи с тем, что похищение государственных наград не выделено в самостоятельную норму, данная проблема правоприменения должна разрешаться следующим образом: похищение государственных наград Российской Федерации, РСФСР и СССР является одним из способов их незаконного приобретения и квалифицируется по ст. 324 УК РФ. Если похищение наград было сопряжено с хищением иных предметов, являющихся чужим имуществом, то такие действия образуют совокупность преступлений, предусмотренных статьей 324 УК РФ и соответствующей статьей УК РФ об ответственности за преступление против собственности16.
Соглашаясь с мнением ряда специалистов о том, что отсутствие специальной нормы, устанавливающей ответственность за похищение
14 Портал «Судебные и нормативные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 16.12.2020).
15 Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2010 г. № 48-О10-145сп [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2020).
16 См.: Верховный Суд Российской Федерации [Электрон-
ный ресурс]. - URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_ media/29410/ (дата обращения: 16.12.2020); Верховный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/29494/ (дата обращения:
11.01.2021).
государственных наград, является пробелом в уголовном законодательстве [2, с. 291; 3, с. 77], мы считаем необходимым внести в УК РФ статью «Хищение государственных наград».
По нашему мнению, здесь уместно затронуть еще один аспект уголовного запрета гражданского оборота государственных наград, задавшись вопросом: почему купля-продажа орденов и медалей Российской империи, в отличие от государственных наград СССР и РСФСР, в Российской Федерации уголовно не наказуема? Неужели память о защитниках Отечества, проливавших кровь в годы Отечественной войны 1812 года, менее важна, чем защита порядка управления, нарушение которого выражается в купле-продаже наград СССР, полученных кавалерами за выслугу лет17? Тем не менее анализ профильных форумов коллекционеров и иных источников показывает, что ордена и медали Российской империи находятся в свободном обращении, зачастую обладая гораздо большей стоимостью на фалери-стическом рынке, чем награды СССР и РСФСР18.
Понятно, что в обществе наиболее острую реакцию вызывают преступления, совершенные с целью хищения государственных наград СССР, особенно преступления, сопряженные с насилием в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Однако различие в правовом статусе орденов и медалей Российской империи и Советского Союза не согласуется с декларацией российской Конституции о сохранении памяти предков - защитников Отечества. На наш взгляд, необходимо включить в предлагаемую редакцию статьи УК РФ о хищении государственных наград
17 В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 г. «О награждении орденами и медалями генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы за выслугу лет в Красной Армии» генералы, офицеры и сержанты-сверхсрочники за 10 лет службы награждались медалью «За боевые заслуги», за 15 лет службы - орденом Красной Звезды, за 20 лет службы - орденом Красного Знамени, за 25 лет службы - орденом Ленина, за 30 лет службы - вторым орденом Красного Знамени. В период восстановления разрушенного войной народного хозяйства практика награждения за выслугу лет была распространена и на работников различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, которым за 10 лет трудовой выслуги вручалась медаль «За трудовое отличие», за 15 лет - медаль «За трудовую доблесть», за 20 лет - орден Трудового Красного Знамени, за 25 лет - орден Ленина. Подобная практика награждения существовала до середины 50-х годов XX века.
18 См., например: Горбачев В.Г., Растопчин В.Г., Тищен-ко В.Н. Культурные ценности. Порядок приобретения, хранения и обращения: справочное пособие. Часть II. - Москва: ВНИИ МВД России, 1994. С. 217-224.; портал «Форум Фалеристика» [Электронный ресурс]. - URL: https://forum. faleristika.info/ (дата обращения: 16.12.2020); Форумы SU [Электронный ресурс]. - URL: https://forums-su.com/ (дата обращения: 16.12.2020).
КРИМИНОЛОГИЯ
в качестве предмета преступного посягательства, помимо государственных наград Российской Федерации, СССР, РСФСР, также и награды Российской империи.
Введение такой новеллы актуально еще и по той причине, что законодателем предусмотрены специальные нормы за хищение изъятых из оборота или ограниченно оборотоспо-собных объектов гражданских прав, имеющих схожий с государственными наградами правовой статус, - оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), документов, штампов, печатей, акцизных марок (ст. 325 УК РФ) и т.п.
При этом, учитывая, что санкция действующей ст. 324 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде ареста сроком до трех месяцев (что не сопоставимо с наказаниями, предусмотренными за любую из форм хищения), статья «Хищение государственных наград» должна предусматривать наказание в виде лишения свободы вне зависимости от формы хищения.
Нами предлагается примерная формулировка статьи, которую мы считаем возможным поместить в раздел «Преступления против собственности» УК РФ:
«Статья 164.1. Хищение государственных наград
Хищение государственных наград Российской империи, СССР, РСФСР и Российской Федерации независимо от способа хищения -наказывается...»
Как указывает А.В. Щепотьев, помимо самих награжденных и их родственников, «награды ценны и для коллекционеров, музеев, исторических обществ, поисковых отрядов как экспонаты, и для ювелиров в качестве металла для ювелирных изделий» [4, с. 63].
На наш взгляд, основными приобретателями государственных наград Российской империи, РСФСР и СССР на черном рынке являются коллекционеры, которые, покупая государственные награды для пополнения своих коллекций, с точки зрения действующего уголовного законодательства Российской Федерации, являются такими же нарушителями закона, как и лица, совершающие похищение орденов и медалей. Как отмечает А.Н. Малинкин, цель приобретения наградных знаков в частную коллекцию «состоит, во-первых, в том, чтобы пополнить коллекцию новым типом, разновидностью, вариантом наградного знака (и/или документа); во-вторых, -сохранить память о личности награжденного, по возможности больше узнать о его боевом и трудовом пути с помощью обращения в архивы, т.е. исследовать, как именно судьба награжденного
вплелась в исторические судьбы страны. Ни один фалерист, будучи в здравом уме, не станет претендовать на присвоение чужой награды в юридическом смысле» [5, с. 757], то есть, приобретая или сбывая государственные награды Российской Федерации, СССР, РСФСР в целях коллекционирования, собиратели государственных наград не желают наступления «общественно опасных последствий в виде посягательства на порядок управления в сфере награждения орденами и медалями»19 и не предполагают воспользоваться предоставляемыми награжденным правами, поскольку рассматривают награды лишь как объект коллекционирования, такой же, как и любой другой коллекционный материал (монеты, значки, почтовые марки, спичечные этикетки, минералы и т.д.).
Нам представляется, что уголовное наказание за приобретение или сбыт государственных наград, в особенности наград несуществующих государств - СССР и РСФСР, в целях коллекционирования является чрезмерным, не обладает требующей уголовно-правового регулирования степенью общественной опасности.
Включение в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы об ответственности за оборот государственных наград СССР и РСФСР в 1996 году обусловливалось, по нашему мнению, в большей степени соображениями политической конъюнктуры, нежели стремлением законодателя обеспечить защиту порядка управления в сфере наградного дела Российской Федерации.
Многие исследователи-юристы считают необходимым пересмотр положений УК РФ об уголовной ответственности за незаконный оборот государственных наград. Некоторые из них предлагают распространить уголовную ответственность за оборот государственных наград на ордена и медали Российской империи [6, с. 347]. Другие считают возможным декриминализиро-вать куплю-продажу государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, отнеся их и награды Российской империи к предмету преступления, предусмотренного ст. 164 «Хищение предметов, имеющих особую ценность» УК РФ [7].
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 27 февраля 2020 г.
19 Такие формулировки присутствуют в судебных решениях по «чистой» ст. 324 УК РФ, вменяемой при отсутствии в действиях правонарушителя признаков хищения. См., например: приговор Вахитовского районного суда г. Казани по уголовному делу № 1-160/2017 [Электронный ресурс] // Портал «Судебная практика». - URL: https://sud-praktika.ru/ precedent/254905.html (дата обращения: 23.12.2020).
КРИМИНОЛОГИЯ
№ 10-П20, не исключил «...внесение федеральным законодателем изменений в правовое регулирование, направленных на дальнейшую дифференциацию публично-правовой ответственности за правонарушения в наградной сфере, с учетом того что уголовное законодательство является по своей природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на противоправное поведение, если охрана соответствующих общественных отношений не может быть обеспечена должным образом с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности, а уголовная ответственность может считаться законно установленной лишь при условии, что она соразмерна характеру и степени общественной опасности криминализируемого деяния».
В целях совершенствования уголовно-правового регулирования оборота государственных наград в Российской Федерации представляется возможным, основываясь на мировом опыте, исключить наказуемость деяния, предусмотрен-
20 По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.М. Деменьшиной: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 10-П [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 16.12.2020).
ного ст. 324 УК РФ, за приобретение или сбыт государственных наград СССР и РСФСР, придать орденам и медалям легальный правовой статус объектов гражданского оборота. В совокупности с введением уголовной ответственности за хищение государственных наград эта мера позволит не только вывести государственные награды из теневого оборота и легализовать деятельность коллекционеров-фалеристов, но и даст мощный толчок исследовательской деятельности ученых-историков, в сферу научных интересов которых включены различные аспекты отечественного наградного дела.
Несомненно, что данные изменения потребуют принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере наградного дела, либо внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в Положение о государственных наградах Российской Федерации, в нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности регламентирующие наследование государственных наград, почетных и памятных знаков, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные акты, содержащие правовые нормы, касающиеся оборота государственных наград СССР и РСФСР в Российской Федерации.
Литература
1. Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации 2010 года. - Санкт-Петербург, 2012. - 415 с.
2. Рябченко О.Н. Некоторые вопросы совершенствования уголовного закона об охране государственных наград // Уголовная политика и правоприменительная практика: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2016. - 574 с.
3. Урда М.Н. Хищение государственных наград нуждается в криминализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2012. - № 2. - Ч. 2. - С. 75-77.
4. Щепотьев А.В. Понятие «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 11 (194). - С. 60-65.
5. Малинкин А.Н. Коллекционирование знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ частными лицами в России: исследование по культурной криминологии // Философия и культура. - 2016. - № 5 (101). - С. 753-762; DOI: 10.7256/19992793.2016.5.17947.
6. Шебалов В.А. О предмете преступления, предусмотренного статьей 324 УК РФ «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффективности: материалы VI Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов (СГУ им. Н.Г. Чернышевского). - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. - 420 с.
7. Лихолетов А.А., Кулешов П.Е., Лихолетов Е.А. О совершенствовании уголовной ответственности за оборот государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Горбачев В.Г., Растопчин В.Г., Тищенко В.Н. Культурные ценности. Порядок приобретения, хранения и обращения: справочное пособие. Часть II. - Москва: ВНИИ МВД России, 1994. - 248 с.
References
1. Vinokurov V.A. Kommentarii k Polozheniyu o gosudarstvennykh nagradakh Rossiiskoi Federatsii 2010 goda. - Sankt-Peterburg, 2012. - 415 s.
2. Ryabchenko O.N. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya ugolovnogo zakona ob okhrane gosudarstvennykh nagrad // Ugolovnaya politika i pravoprimenitel'naya praktika: sbornik statei po materialam IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Sankt-Peterburg: Izdatel'skii dom "Petropolis", 2016. - 574 s.
КРИМИНОЛОГИЯ
3. Urda M.N. Khishchenie gosudarstvennykh nagrad nuzhdaetsya v kriminalizatsii // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. - 2012. - № 2. - Ch. 2. - S. 75-77.
4. Shchepot'ev A.V. Ponyatie "rynochnaya stoimost'' pri ogranichenii svobodnogo obrashcheniya" pri otsenke nagrad // Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii. - 2017. - № 11 (194). - S. 60-65.
5. Malinkin A.N. Kollektsionirovanie znakov gosudarstvennykh nagrad RSFSR, SSSR, RF chastnymi litsami v Rossii: issledovanie po kul'turnoi kriminologii // Filosofiya i kul'tura. - 2016. - № 5 (101). - S. 753-762; DOI: 10.7256/1999-2793.2016.5.17947.
6. Shebalov V.A. O predmete prestupleniya, predusmotrennogo stat'ei 324 UK RF "Priobretenie ili sbyt ofitsial'nykh dokumentov i gosudarstvennykh nagrad" // Transformatsiya prava i pravookhranitel'noi deyatel'nosti v usloviyakh razvitiya tsifrovykh tekhnologii v Rossii, stranakh SNG i Evropeiskogo soyuza: problemy zakonodatel'stva i sotsial'noi effektivnosti: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, prakticheskikh sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov (SGU im. N.G. Chernyshevskogo). - Saratov: Izdatel'stvo "Saratovskii istochnik", 2019. - 420 s.
7. Likholetov A.A., Kuleshov P.E., Likholetov E.A. O sovershenstvovanii ugolovnoi otvetstvennosti za oborot gosudarstvennykh nagrad Rossiiskoi Federatsii, RSFSR, SSSR [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS "Konsul'tantPlyus".
8. Gorbachev V.G., Rastopchin V.G., Tishchenko V.N. Kul'turnye tsennosti. Poryadok priobreteniya, khraneniya i obrashcheniya: spravochnoe posobie. Chast' II. - Moskva: VNII MVD Rossii, 1994. - 248 s.
(статья сдана в редакцию 15.01.2021)