Научная статья на тему 'НАСЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД СССР: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

НАСЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД СССР: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2715
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД / ОРДЕНА И МЕДАЛИ СССР / ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / INHERITANCE OF STATE AWARDS / ORDERS AND MEDALS OF THE USSR / PROBLEMS OF LEGISLATION / ARTICLE 1185 OF THE CIVIL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашуро С. В.

В статье автором предпринимается попытка анализа присущих современному законодательству Российской Федерации о наследовании государственных наград правовых неопределенностей, которые негативным образом влияют на принятие решений правоприменителем. Согласно действующему законодательству государственные награды Российской Федерации не входят в состав наследства, в отношении них нельзя совершить завещание и передать указанному в нем лицу в порядке наследования по завещанию, а также применить правила о наследовании по закону. Передача таких наград другим лицам после смерти награжденного возможна в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации. Наследование государственных наград, согласно ст. 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации, зависит от того, распространяется или нет на эти награды законодательство о государственных наградах Российской Федерации. Ключевым вопросом наследования орденов и медалей СССР является вопрос: входят ли награды Советского Союза в состав государственной наградной системы Российской Федерации, каков их правовой статус в современном законодательстве. Помимо неопределенности статуса советских наград, в российском законодательстве существуют и иные проблемные аспекты, на которые обращает внимание автор: регулирование вопросов, касающихся государственных наград, до сих пор осуществляется указами Президента Российской Федерации, хотя такое «указное» право, характерное для переходного периода после распада Советского Союза, в настоящее время вряд ли можно считать оправданным. К другим аспектам правового регулирования, которые не конкретизированы в российском законодательстве, относятся, по мнению автора, вопрос о порядке наследования государственных наград после смерти лица, к которому они перешли после смерти награжденного, вопрос оценки стоимости государственных наград, почетных и памятных знаков. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики автор делает вывод о необходимости последовательного устранения всех коллизий законодательства о государственных наградах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INHERITANCE OF STATE AWARDS OF THE USSR: PROBLEMATIC ASPECTS OF LEGAL REGULATION

In the article, the author attempts to analyze the legal uncertainties inherent in the modern legislation of the Russian Federation on the inheritance of state awards, which negatively affect the decision-making of the law enforcement officer. Under current law, the state awards of the Russian Federation are not included in the estate in respect of them cannot make a will and to transfer to the listed person in succession under the will, and also to apply rules about inheritance under the law. Transfer of such awards to other persons after the death of the awardee is possible in accordance with the procedure established by the legislation on state awards of the Russian Federation. Inheritance of state awards, according to article 1185 of the Civil code of the Russian Federation, depends on whether or not these awards are covered by the legislation on state awards of the Russian Federation. The key issue of inheritance of orders and medals of the USSR is whether the awards of the Soviet Union are part of the state award system of the Russian Federation, what is their legal status in modern legislation. In addition to the uncertainty of the status of Soviet awards, there are other problematic aspects in Russian legislation that the author draws attention to: the regulation of issues related to state awards is still carried out by decrees of the President of the Russian Federation, although such a «decree» right, characteristic of the transition period after the collapse of the Soviet Union, can hardly be considered justified at present. Other aspects of legal regulation that are not specified in Russian legislation include, in the author’s opinion, the question of the order of inheritance of state awards after the death of the person to whom they passed after the death of the recipient, the question of assessing the value of state awards, honorary and commemorative signs. Based on the analysis of legislation and law enforcement practice, the author concludes that it is necessary to consistently eliminate all conflicts of legislation on state awards.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД СССР: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

НАСЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД СССР: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

INHERITANCE OF STATE AWARDS OF THE USSR: PROBLEMATIC ASPECTS OF LEGAL REGULATION

Аннотация: в статье автором предпринимается попытка анализа присущих современному законодательству Российской Федерации о наследовании государственных наград правовых неопределенностей, которые негативным образом влияют на принятие решений правоприменителем.

Согласно действующему законодательству государственные награды Российской Федерации не входят в состав наследства, в отношении них нельзя совершить завещание и передать указанному в нем лицу в порядке наследования по завещанию, а также применить правила о наследовании по закону. Передача таких наград другим лицам после смерти награжденного возможна в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации.

Наследование государственных наград, согласно ст. 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации, зависит от того, распространяется или нет на эти награды законодательство о государственных наградах Российской Федерации.

Ключевым вопросом наследования орденов и медалей СССР является вопрос: входят ли награды Советского Союза в состав государственной наградной системы Российской Федерации, каков их правовой статус в современном законодательстве. Помимо неопределенности статуса советских наград, в российском законодательстве существуют и иные проблемные аспекты, на которые обращает внимание автор: регулирование вопросов, касающихся государственных наград, до сих пор осуществляется указами Президента Российской Федерации, хотя такое «указное» право, характерное для переходного периода после распада Советского Союза, в настоящее время вряд ли можно считать оправданным. К другим аспектам правового регулирования, которые не конкретизированы в российском законодательстве, относятся, по мнению автора, вопрос о порядке наследования государственных наград после смерти лица, к которому они перешли после смерти награжденного, вопрос оценки стоимости государственных наград, почетных и памятных знаков.

На основе анализа законодательства и правоприменительной практики автор делает вывод о необходимости последовательного устранения всех коллизий законодательства о государственных наградах.

Ключевые слова: наследование государственных наград, ордена и медали СССР, проблемы законодательства.

Для цитирования: Шашуро С.В. Наследование государственных наград СССР: проблемные аспекты правового регулирования // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. №1. С. 11-21.

Abstract: in the article, the author attempts to analyze the legal uncertainties inherent in the modern legislation of the Russian Federation on the inheritance of state awards, which negatively affect the decision-making of the law enforcement officer.

УДК 347.6

SERGEY V. SHASHURO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

С.В. ШАШУРО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

Under current law, the state awards of the Russian Federation are not included in the estate in respect of them cannot make a will and to transfer to the listed person in succession under the will, and also to apply rules about inheritance under the law. Transfer of such awards to other persons after the death of the awardee is possible in accordance with the procedure established by the legislation on state awards of the Russian Federation.

Inheritance of state awards, according to article 1185 of the Civil code of the Russian Federation, depends on whether or not these awards are covered by the legislation on state awards of the Russian Federation.

The key issue of inheritance of orders and medals of the USSR is whether the awards of the Soviet Union are part of the state award system of the Russian Federation, what is their legal status in modern legislation. In addition to the uncertainty of the status of Soviet awards, there are other problematic aspects in Russian legislation that the author draws attention to: the regulation of issues related to state awards is still carried out by decrees of the President of the Russian Federation, although such a «decree» right, characteristic of the transition period after the collapse of the Soviet Union, can hardly be considered justified at present. Other aspects of legal regulation that are not specified in Russian legislation include, in the author's opinion, the question of the order of inheritance of state awards after the death of the person to whom they passed after the death of the recipient, the question of assessing the value of state awards, honorary and commemorative signs.

Based on the analysis of legislation and law enforcement practice, the author concludes that it is necessary to consistently eliminate all conflicts of legislation on state awards.

Keywords: inheritance of state awards, orders and medals of the USSR, problems of legislation, article 1185 of the Civil code.

For citation: Shashuro S.V. Inheritance of state awards of the USSR: problematic aspects of legal regulation // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 1. P. 11-21.

В российском законодательстве нет четкого определения термина «наследование». Из смысла ч. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ) вытекает, что наследование - это переход после смерти гражданина принадлежащего ему имущества в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единого целого и в один и тот же момент, если ГК РФ не предусмотрено иное, к другим лицам.

Закрепленный в этой статье один из основных принципов наследственного права - принцип универсальности наследственного правопреемства - заключается в том, что наследник замещает наследодателя во всех правоотношениях, в которых участвовал наследодатель, за исключением тех, которые носят строго личный характер. Кроме того, акт принятия наследства распространяется на всю наследственную массу, в том числе на ту часть наследства, о которой наследник не знает.

Этот принцип также означает, что все, входящее в состав наследства, переходит при наследовании в том же состоянии, виде и положении, в котором оно находилось, когда принадлежало умершему.

Вместе с тем из этого общего правила возможны отдельные изъятия, установленные нормами

1 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электрон-

ный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ГК РФ и иными федеральными законами. Одним из примеров изъятия из общего принципа универсальности наследственного правопреемства является порядок наследования государственных наград, почетных и памятных знаков.

Порядок наследования государственных наград, почетных и памятных знаков до настоящего времени должным образом не исследован, более того, действующее российское законодательство, касающееся государственных наград, изобилует противоречиями и неточностями, что порождает у правоприменителя неоднозначное понимание требований закона, регулирующего оборот столь специфичного объекта наследственных отношений, как награды Российской Федерации и Советского Союза.

Исследования ученых-юристов по этой тематике, как правило, сводятся к довольно формальному комментаторству действующего законодательства, не раскрывающему сути исследуемых явлений и не позволяющему читателю получить ответы на возникающие вопросы [1;2].

Следует согласиться с мнением П.Е. Недбай-ло, который еще пятьдесят лет назад сетовал, что «юристы ограничиваются догматическим анализом понятий, поверхностным комментаторством вместо того, чтобы исследовать общественные процессы, вызывающие необходимость правового регулирования, определять наиболее эффективные пути и формы этого регулирования, изу-

чать практические результаты законодательства» [3, с. 9]. При этом основной причиной, вынуждающей авторов уклоняться от глубокого анализа проблемных вопросов наследования наград, на наш взгляд, является противоречивость законодательства, регулирующего эту сферу отношений, его пробельность. И главным пробелом, по нашему мнению, является неопределенность статуса орденов и медалей СССР в российском законодательстве. Ряд ученых, на наш взгляд, необоснованно, утверждают, что режим перехода государственных наград СССР к другим лицам -такой же, как и режим перехода государственных наград Российской Федерации [4, с. 285], более того, отдельные авторы относят награды Союза ССР к числу государственных наград Российской Федерации [5, с. 643; 6, с. 1070], что, по нашему мнению, совершенно неверно.

Отметим, что нормы права, регламентирующие порядок наследования государственных наград, в системе российского права появились сравнительно недавно. До 1 марта 2002 г., когда вступила в действие ст. 1185 «Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков» ГК РФ, в российском законодательстве отсутствовали нормы, регулирующие данные правоотношения. Не было их и в законодательстве Союза ССР.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 г.2 ордена и медали СССР умерших награжденных граждан и награжденных посмертно не передавались их семьям для хранения как память, а подлежали возвращению в Президиум Верховного Совета СССР. В семье награжденного оставалась орденская книжка или удостоверение к медали3. Исключением из этого правила являлся орден Отечественной войны, который, согласно статуту, «передается семье награжденного вместе с орденской книжкой и хранится у нее как память»4. Позднее, в начале 1950 х годов, были приняты решения об оставлении в семьях умерших награжденных для хранения как память медалей «За

2 «Об орденах и медалях СССР умерших или безвестно отсутствующих награжденных»: постановление Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1968. Т. 2. С. 141-142.

3 «Об оставлении орденских книжек и удостоверений к медалям в семьях умерших награжденных»: постановление Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.1943 // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1968. Т. 2. С. 142.

4 «Об учреждении ордена Отечественной войны I и II степени»: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1968. Т. 2. С. 9-15.

победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги»,«30 лет Советской Армии и Флота», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За восстановление угольных шахт Донбасса», «За восстановление предприятий черной металлургии юга», «В память 800-летия Москвы»5. В дальнейшем при учреждении орденов и медалей СССР в их статутах присутствовало положение о том, что после смерти награжденного награда передается семье награжденного для хранения как память. И лишь после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. № 5268-1Х6 ордена и медали СССР умерших награжденных граждан и награжденных посмертно оставляются или передаются их семьям для хранения как память.

Статьей 37 Общего Положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. «Об утверждении Общего Положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР»7, предусматривалось, что ордена, медали СССР, нагрудные знаки к почетным званиям СССР умерших награжденных граждан и награжденных посмертно, а также документы об их награждении оставляются или передаются их семьям для хранения как память. С согласия наследников умершего награжденного его награды и документы о награждении могли передаваться для экспонирования и хранения

5 «Об оставлении медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», За взятие и освобождение городов, «30 лет Советской Армии и Флота», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в семьях умерших награжденных»: постановление Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1951 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1968. Т. 2. С. 142-143.; «Об оставлении медалей «За восстановление угольных шахт Донбасса», «За восстановление предприятий черной металлургии юга», «В память 800-летия Москвы» и удостоверений к ним в семьях умерших награжденных»: постановление Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1951 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1968. Т. 2. С. 143.

6 «Об орденах и медалях СССР умерших награжденных»: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. № 5268-IX [Электронный ресурс]. - URL: http://www. medal-sss.ru/Указ Президиума ВС СССР от 15.02.1977 г. № 5268-IX.

7 «Об утверждении Общего Положения об орденах, ме-

далях и почетных званиях СССР»: Указ Президиума Верхов-

ного Совета СССР от 3 июля 1979 г. (ред. от 22.08.88) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

музеям. В случае отсутствия у умершего награжденного наследников его награды и документы о награждении подлежали возвращению в Президиум Верховного Совета СССР.

Наличие термина «наследник» в этом нормативном правовом акте не означало, что лицо, после смерти награжденного получившее ордена, медали СССР, нагрудные знаки к почетным званиям СССР, получало и право собственности на эти награды в гражданско-правовом смысле. Оставление наград наследникам имело своей целью сохранение памяти о награжденном, возможность отчуждения наград наследником (кроме передачи для экспонирования и хранения музеями) не предусматривалось. Таким образом, наследники были лишены права распоряжения наследуемым имуществом.

Позже аналогичные установления вошли и в Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»8, который являлся, пожалуй, краеугольным камнем законодательства о наградной системе России в переходный период. Пункт 12 этого Положения предусматривал, что в случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. При этом круг этих наследников прямо очерчен в данном нормативном правовом акте. К ним отнесены: один из супругов, отец, мать, сын или дочь. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежали возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам. С согласия наследников умершего награжденного его награды и документы о награждении могли передаваться для экспонирования и хранения государственным музеям.

Здесь следует отметить, что исторически так сложилось, что вопросы государственных наград в Российской Федерации регламентируются так называемым «указным» правом, что, на наш взгляд, может вызвать сомнение в соответствии Конституции Российской Федерации9, согласно которой государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (п. «с» ст. 71), а по предметам ведения Российской Федерации «принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие пря-

8 «О государственных наградах Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

9 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

мое действие на всей территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 76).

Только шесть наград из наградной системы Российской Федерации учреждены законами Российской Федерации - звание Героя Российской Федерации10, медаль «Защитнику свободной России»11, медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»12 и почетные звания «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Фе-дерации»13. Остальные награды учреждены указами Президента Российской Федерации, который, если следовать Конституции (п. «б» ст. 89), «награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации», но не учреждает их.

Понятно, что после распада СССР в отечественном правовом поле образовалось множество пробелов, сравнительно быстро ликвидировать которые позволили именно указы Президента Российской Федерации. «Указное право» позволило обеспечить непрерывность процесса правового регулирования общественных отношений в переходный период, однако сохранение такого регулирования до настоящего времени вряд ли можно считать оправданным.

Практически весь комплекс вопросов в сфере наградного дела в нашем государстве регулируется президентскими указами. В их числе - Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»14 (далее - Указ Президента

10 «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали „Золотая Звезда"»: Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 2553-1 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11 «Об учреждении медали „Защитнику свободной России"»: Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3183-1 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12 «Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: Закон Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 5336-1 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13 «Об установлении почетных званий „Летчик-космонавт Российской Федерации", „Заслуженный военный летчик Российской Федерации", „Заслуженный военный штурман Российской Федерации"»: Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 2555-1 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099), утвердивший действующее в настоящее время Положение о государственных наградах Российской Федерации (далее - Положение о государственных наградах РФ, Положение). Пункт 50 Положения предусматривает, что в случае смерти награжденных лиц государственные награды и документы к ним хранятся у членов семьи и иных близких родственников, а при их отсутствии государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации. К членам семьи и иным близким родственникам, согласно Положению, относятся супруг (супруга), отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, один из внуков награжденного лица (п. 47).

В 2002 году вступила в действие ст. 1185 ГК РФ, которая регламентирует наследование государственных наград, почетных и памятных знаков. Впервые в отечественном законодательстве появилась норма права, позволяющая рассматривать государственные награды, почетные и памятные знаки как объекты имущественного оборота.

В соответствии с ч. 1 ст. 1185 ГК РФ государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства. Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации. Вторая часть статьи устанавливает, что принадлежавшие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Здесь обращают на себя внимание странные, на наш взгляд, формулировки «государственные награды, на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации» и «государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации». Казалось бы, логичнее было бы сформулировать данные понятия следующим образом: «государственные награды, входящие в государственную наградную систему Российской Федерации» и «государственные награды, не входящие в государственную наградную систему Российской Федерации», что полностью соответствовало бы действующему Положению о государствен-

ных наградах РФ. Постараемся понять, почему ст. 1185 ГК РФ законодателем сформулирована именно в действующей редакции.

Вопрос о том, какие награды отнесены законодателем к государственным наградам, на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, до настоящего времени является открытым. В российском законодательстве имеются правовые нормы, касающиеся наград СССР, РСФСР, Российской Федерации, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций15. Возможно, при конструировании ст. 1185 ГК РФ законодатель, сознательно или нет, пошел по пути отождествления нетождественных понятий, считая, что если в российском законодательстве есть упоминание некой наградной системы, то отечественное наградное законодательство распространяется на эту наградную систему. Следуя этой логике, наградное законодательство Российской Федерации не распространяется только лишь на награды Российской империи, поскольку гражданский оборот таких наград российским законом не ограничен и, более того, в законодательстве Российской Федерации до недавнего времени о наградной системе дореволюционного периода не было никаких упоминаний16.

Учитывая же прямое указание в Положении о государственных наградах Российской Федерации на запрещение незаконного приобретения или сбыта, подделки и незаконного ношения не только государственных наград Российской Федерации, но и государственных наград СССР, а также распространение правил, предусмотренных российским законодательством и Положением о государственных наградах Российской Федерации, на граждан России, удостоенных го-

15 См., например: ст. 324 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград», ст. 327 «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков» Уголовного кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2015 г. № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций».

16 Единственное упоминание наградной системы Российской империи в современном российском законодательстве встречается в Положении о государственных наградах Российской Федерации, пункт 71 которого требует соблюдения геральдических и исторических традиций государственных наградных систем Российской Федерации, СССР и Российской империи при учреждении новой государственной награды.

сударственных наград СССР, можно предположить, что конструирование ст. 1185 ГК РФ именно в такой редакции позволило законодателю, хотя и небезупречно с точки зрения юридической техники, ввести в правовое поле института наследования не только государственные награды Российской Федерации, но и государственные награды Советского Союза и РСФСР.

Внести ясность в вопросы наследования государственных наград попытался Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 29 мая 2012 г. № 917 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях все принадлежавшие наследодателю государственные награды, почетные памятные и иные знаки, которые не входят в государственную наградную систему Российской Федерации (здесь и далее выделено нами - С.Ш.) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099.

«Государственные награды Российской Федерации, установленные Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным названным Указом Президента Российской Федерации, которых был удостоен наследодатель, не входят в состав наследства (п. 1 ст. 1185 ГК РФ)», - указывает Пленум.

Таким образом, п. 1 ст. 1185 ГК РФ согласно решению Пленума Верховного Суда Российской Федерации относится исключительно к государственным наградам Российской Федерации, входящим в государственную наградную систему Российской Федерации, а награды, не входящие в государственную наградную систему Российской Федерации, в том числе ордена, медали и почетные звания СССР, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Учитывая позицию, высказанную Пленумом Верховного Суда, можно сделать вывод, что под действие п. 1 ст. 1185 ГК РФ подпадают входящие в государственную наградную систему Российской Федерации награды, перечисленные в п. 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099, которые не включаются в состав наследства:

а) высшие звания Российской Федерации (звание Героя Российской Федерации, звание Героя Труда Российской Федерации);

б) ордена Российской Федерации (орден Святого апостола Андрея Первозванного, ор-

17 «О судебной практике по делам о наследовании»: постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ден Святого Георгия, орден «За заслуги перед Отечеством», орден Святой великомученицы Екатерины, орден Александра Невского, орден Суворова, орден Ушакова, орден Жукова, орден Кутузова, орден Нахимова, орден Мужества, орден «За военные заслуги», орден «За морские заслуги», орден Пирогова, орден Почета, орден Дружбы, орден «Родительская слава»);

в) знаки отличия Российской Федерации (знак отличия - Георгиевский крест, знак отличия «За благодеяние», знак отличия «За наставничество», знак отличия «За безупречную службу»);

г) медали Российской Федерации (медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медаль «За отвагу», медаль Суворова, медаль Ушакова, медаль Жукова, медаль Нестерова, медаль Пушкина, медаль «Защитнику свободной России», медаль «За отличие в охране общественного порядка», медаль «За отличие в охране государственной границы», медаль «За отвагу на пожаре», медаль «За спасение погибавших», медаль Луки Крымского, медаль «За труды по сельскому хозяйству», медаль «За развитие железных дорог», медаль «За заслуги в освоении атомной энергии», медаль «За заслуги в освоении космоса», медаль ордена «Родительская слава»);

д) почетные звания Российской Федерации («Летчик-космонавт Российской Федерации», «Народный артист Российской Федерации», «Народный архитектор Российской Федерации», «Народный учитель Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», «Заслуженный артист Российской Федерации», «Заслуженный архитектор Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный географ Российской Федерации», «Заслуженный геолог Российской Федерации», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный журналист Российской Федерации», «Заслуженный землеустроитель Российской Федерации», «Заслуженный изобретатель Российской Федерации», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Заслуженный лесовод Российской Федерации», «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации», «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации», «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации», «Заслуженный металлург Российской Федерации», «Заслуженный метеоролог Российской Федерации», «Заслуженный

пилот Российской Федерации», «Заслуженный работник атомной промышленности Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации», «Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации», «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник лесной промышленности Российской Федерации», «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации», «Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации», «Заслуженный работник пожарной охраны Российской Федерации», «Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации», «Заслуженный работник ракетно-космической промышленности Российской Федерации», «Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации», «Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации», «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации», «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации», «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации», «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник органов безопасности Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник органов государственной охраны Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации», «Заслуженный спасатель Российской Федерации», «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Заслуженный судебный пристав Российской Федерации», «Заслуженный таможенник Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный химик Российской Федерации», «Заслуженный художник Российской Федерации», «Заслуженный шахтер Российской Федерации», «Заслуженный штурман Российской Федерации», «Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации», «Заслуженный эколог Российской Федерации», «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный энергетик Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации»).

Под действие п. 2 ст. 1185 ГК РФ подпадают не входящие в государственную наградную систему Российской Федерации государственные награды, почетные памятные и иные знаки, которые входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации:

а) юбилейные медали Российской Федерации (медаль «100 лет Транссибирской магистрали», медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «300 лет Российскому флоту», медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медаль «В память 1000-летия Казани»);

б) награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами (президентские, парламентские, правительственные награды, награды высших федеральных органов судебной системы, награды федеральных органов исполнительной власти. В частности, в эту категорию наград входят ведомственные награды МВД России, например: медаль «За доблесть в службе», медаль И.Д. Путилина, медаль «За разминирование», медаль «За смелость во имя спасения», медаль «За заслуги в службе в особых условиях», медаль «За боевое содружество», медаль «За трудовую доблесть», медаль «За безупречную службу в МВД», медаль «За заслуги в научной и педагогической деятельности», медаль «За укрепление международного полицейского сотрудничества», медаль «За отличие в службе» трёх степеней, медаль «За вклад в укрепление правопорядка», нагрудные знаки МВД России);

в) награды, учреждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (например, в Белгородской области законом Белгородской области от 16 июля 2012 г. № 124 «О наградах Белгородской области» учреждены награды: Высший знак отличия Белгородской области «Прохоровское поле -Третье ратное поле России», почетное звание «Почетный гражданин Белгородской области», орден «Благотворитель года», медаль «За заслуги перед Землей Белгородской», почетный знак Белгородской области «Материнская слава», нагрудный знак «Отличник государственной гражданской службы Белгородской области»,

нагрудный знак «Отличник муниципальной службы в Белгородской области» и др.);

г) награды, учреждаемые общественными и религиозными объединениями (например, награды Коммунистической партии Российской Федерации, награды Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР (так называемые «награды Умалатовой»), награды Русской православной церкви и т.п.).

По смыслу упомянутого постановления Пленума Верховного Суда входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях (п. 2 ст. 1185 ГК РФ) также иностранные награды, награды царской России, ордена, медали и почетные звания СССР, РСФСР и других союзных республик Советского Союза, поскольку они не входят в государственную наградную систему Российской Федерации.

Аналогичной позиции придерживается и Минюст России18.

Казалось бы, в вопросе наследования наград поставлена точка, ведь Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом и, осуществляя судебную власть, вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Однако в 2020 году состоялось событие, которое повергло вопрос о статусе наград СССР в состояние неопределенности. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 27 февраля 2020 г. № 10 П19 выразил свое мнение о государственных наградах СССР: «... хотя государственные награды СССР не входят в состав современной государственной наградной системы, правовые режимы государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР аналогичны, поскольку на последние распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Положением о государственных наградах». По мнению суда, тем самым обеспечивается единство правового регулирования в этой сфере, отражающее статус России как правопреемника (правопродолжателя) Союза ССР, граждане которого были удостоены соответствующих наград.

18 «О наследовании наград СССР»: письмо Минюста России от 18.05.2017 № 12-59118/17; «Об оформлении наследственных прав на государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации»: письмо Минюста России от 02.05.2017 № 12-52415/17 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19 «По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой

гражданки Н.М. Деменьшиной»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 10-П [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Конституционный Суд Российской Федерации фактически приравнял правовой статус наград СССР к правовому статусу наград Российской Федерации, подтвердил правомерность уголовно-правового запрета на любые действия, направленные на незаконный сбыт, приобретение государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР. Этот запрет распространяется и на те награды СССР, которые согласно упомянутому постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

Таким образом, налицо явная коллизия, сложившаяся в законодательстве Российской Федерации, регулирующем гражданский оборот государственных наград, почетных и памятных знаков, которая влечет правовую неопределенность. Эта правовая неопределенность в нормативно-правовой регламентации наследования наград СССР, отсутствие у правоприменителя однозначного понимания, на какие награды распространяются требования ч. 1 ст. 1185 ГК РФ, а на какие - ч. 2 этой статьи, влекут за собой фактическое делегирование правоприменителю права на самостоятельное решение этого вопроса, что выливается в принятие диаметрально противоположных решений по делам о наследовании орденов и медалей СССР.

Так, Ленинский районный суд г. Владимира в своем решении от 3 мая 2012 г. по гражданскому делу № 2-723/2012 о передаче на хранение государственных наград и документов к ним приходит к выводу, что «к государственным наградам, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о наградах,. относятся: орден Красного знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Советского Заполярья», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медаль Жукова, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Государственными наградами, на которые не распространяется законодательство Российской Федерации, являются: медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «70 лет Вооруженных сил СССР», медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также ведомственная медаль «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»20.

20 Портал «Судебные и нормативные акты РФ»[Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Xm2xRDe6ELWd/.

Как видим, суд отнес к наградам, на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, ордена и медали (за исключением юбилейных) Союза ССР, хотя они и не входят в государственную наградную систему Российской Федерации.

Противоположное решение принял Пожарский районный суд Приморского края 20 июня 2019 г. по делу № 2-166/201 921, посчитав, что медаль «Ветеран труда» не входит в государственную наградную систему Российской Федерации и в соответствии с положениями п. 2 ст. 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9, входит в состав наследства. Аналогичной позиции придерживается и Ленинский районный суд г. Мурманска, который в решении от 29 января 2019 г. по делу № 2-107/1922 указывает: «В силу п. 2 Указа в государственную наградную систему Российской Федерации входит орден Александра Невского, ордена Красной Звезды в данном пункте не поименованы, следовательно, наследуются на общих основаниях».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одинцовский городской суд Московской области решением от 5 марта 2019 г. по гражданскому делу № 2-1383/201923 посчитал, что юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» и медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР» входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, признал право собственности за Л. на эти медали в порядке наследования по закону.

На наш взгляд, такое положение дел является неприемлемым, подлежит скорейшему разрешению путем внесения федеральным законодателем необходимых изменений в действующее законодательство, регулирующее как вопросы наследования государственных наград Россий-

21 Портал «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Sp5AvSD3bO Ua/?regulartxt=&regularcase_doc=&regularlawchunkmfo=Ста-тья+1185.+Наследование+государственных+наград%2С+по-четных+и+памятных+знаков%28ГК+РФ%29&regular-date_ from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=603898305598.

22 Портал «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/rGTchzqADUc/? regular-txt=&regular-case_doc=2-107%2F19&regular-awchunkmfo=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-ourt=Ленинский+рай-онный+суд+г+Мурманска+%28Мурманская+область%29&гед ular-judge=&_=1603982158216.

23 Портал «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https:// sudact.ru/regular/doc/d0iXC3z7Olbx/?regular-txt=&regular-case_ doc=2-1383%2F2019&regular-lawchunkinfo=&regular-date_ from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area= &regular-court=Одинцовский+городской+суд+%28Московска-я+область%29& regular-judge=&_=1603956910114.

ской Федерации и Союза ССР, так и вопросы наградной деятельности государства в целом на основе системного анализа современной нормативно-правовой базы с учетом присущих ей правовых коллизий и правовой неопределенности.

Дискуссионным является также вопрос о порядке наследования государственных наград, подпадающих под действие п. 1 ст. 1185 ГК РФ, после смерти лица, к которому они перешли после смерти награжденного. Среди специалистов высказываются различные мнения. Так, Ю.В. Тимошин считает, что государственные награды «после смерти наследников награжденного лица - хранителей его наград теряют свой особый мемориальный статус и могут наследоваться на общих основаниях. А значит, такие наследники приобретают право собственности на государственные награды, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах» [6, с. 207]. Другие ученые полагают, что наследование государственных наград в общем порядке после наследника награжденного ими лица противоречит замыслу законодателя, который установил в ст. 1185 ГК РФ особый порядок наследования этого вида имущества, и не соответствует воспитательной функции награждения граждан государственными наградами [7, с. 45-47]. По мнению О.Е. Блинкова, круг членов семьи и иных близких родственников, которым передаются после смерти награжденного государственные награды и документы к ним, является закрытым, и после смерти последнего из лиц, указанных в п. 50 Положения о государственных наградах Российской Федерации (другого супруга, отца, матери, сына, дочери, брата, сестры, дедушки, бабушки, внуков), государственные награды и документы к ним должны быть возвращены в Администрацию Президента Российской Федерации [8]. На наш взгляд, без четкого закрепления в российском законодательстве процедуры наследования наград после смерти наследников умершего награжденного эти споры будут длиться бесконечно.

Еще одним проблемным аспектом в исследуемой тематике является вопрос оценки стоимости государственных наград, почетных и памятных знаков. По мнению отдельных ученых, материальная составляющая знака награды не может быть посчитана, поскольку награда - это в первую очередь символ заслуг гражданина перед государством [9, с. 1070]. Другие исследователи допускают необходимость оценки наград в различных ситуациях (при нахождении клада, при нахождении наград поисковыми отрядами на местах боев, при наследовании наград, при обмене наградами между музеями и т.д.) [6, с. 207-208; 10, с. 58].

На практике такая необходимость определения материальной ценности знака награды находит свое отражение в судебных решениях. Процитируем упоминаемое ранее решение Одинцовского городского суда от 5 марта 2019 г. по гражданскому делу № 2-1383/2019: «согласно справке. рыночная стоимость медали юбилейной «50 лет Вооруженных Сил СССР» составляет 500 руб., а рыночная стоимость медали «Ветеран Вооруженных Сил СССР» составляет 550 руб.». Напомним: суд посчитал, что данные медали не относятся к государственным наградам, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

Как видим, вопросы наследования знаков орденов, медалей и почетных званий СССР достаточно четко в российском законодательстве не урегулированы. Как пишет Ю.К. Толстой, «.действующее законодательство о государственных наградах крайне противоречиво и вызывает больше вопросов, чем ответов. Целый ряд формулировок, которые в нем

содержатся, не соответствуют требованиям юридической техники. Да и сама ст. 1185 далека от совершенства» [11, с. 188].

Как нами неоднократно подчеркивалось, в этих противоречиях и неопределенностях законодательства - суть проблемы, и разрешение вопросов, возникающих у правоприменителя при рассмотрении дел о наследовании наград СССР, возможно лишь при условии четкого, не допускающего двоякого толкования изложения позиции законодателя о статусе орденов, медалей и памятных знаков Советского Союза, их месте в государственной наградной системе Российской Федерации, последовательного устранения всех коллизий законодательства о государственных наградах. Совершенно прав В.А. Винокуров, утверждая, что «грамотное правовое регулирование в области государственных наград Российской Федерации. будет способствовать росту авторитета не только государственных наград и лиц, их удостоенных, но и государства в целом» [12, с. 61].

Литература

1. Черемных Г.Г. Наследственное право России: учебник. - Москва: Эксмо, 2009. - 512 с.

2. Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В.Л. Слесарев. - Москва: Проспект, 2016. - 768 с.

3. Недбайло П.Е. Методологические проблемы советской юридической науки // Методологические проблемы советской юридической науки: материалы научной конференции (Киев, 22 октября 1964 г.). - Киев: Наукова думка, 1965. С. 7-37.

4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. - Москва: ИН-ФРА-М, 2002. - 448 с.

5. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - Москва: РГ-Пресс, 2011. - 800 с.

6. Тимошин Ю.В. Проблемы правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 204-208.

7. Демичев А.А. Особенности наследования ограниченно оборотоспособных вещей в современном российском праве // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 11 (11). С. 45-47.

8. Блинков О.Е. Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков // Наследственное право. 2010. № 4 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая - 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев [и др.]; под. ред. С.А. Степанова. -Москва: Проспект, 2009. - 1504 с.

10. Щепотьев А.В. Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки // Экономика и управление народным хозяйством. 2017. № 10 (193). С. 57-68.

11. Елисеев И.В., Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. - Москва: ООО «ТК Велби», 2002. - 304 с.

12. Винокуров В.А. Современная российская наградная система - преемница наградной системы Советского Союза // Юридическая мысль. 2016. № 1 (93). С. 56-63.

= References =

1. Cheremnyh G.G. Nasledstvennoe pravo Rossii: uchebnik. - Moskva: Eksmo, 2009. - 512 s.

2. Grazhdanskoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov. T. 2 / otv. red. V.L. Slesarev. - Moskva: Prospekt, 2016. - 768 s.

3. Nedbajlo P.E. Metodologicheskie problemy sovetskoj yuridicheskoj nauki // Metodologicheskie problemy sovetskoj yuridicheskoj nauki: materialy nauchnoj konferencii (Kiev, 22 oktyabrya 1964 g.). - Kiev: Naukova dumka, 1965. S. 7-37.

4. GuevA.N. Postatejnyj kommentarij k chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii. - Moskva: INFRA-M, 2002. - 448 s.

5. Grazhdanskoe pravo: uchebnik: v 3 t. T. 3 / E.N. Abramova, N.N. Averchenko, YU.V. Bajgusheva [i dr.]; pod red. A.P. Sergeeva. - Moskva: RG-Press, 2011. - 800 s.

6. Timoshin Yu.V. Problemy pravovogo regulirovaniya nasledovaniya gosudarstvennyh nagrad, pochetnyh i pamyatnyh znakov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 7. S. 204-208.

7. Demichev A.A. Osobennosti nasledovaniya ogranichenno oborotosposobnyh veshchej v sovremennom rossijskom prave // Vestnik Nizhegorodskoj pravovoj akademii. 2016. № 11 (11). S. 45-47.

8. Blinkov O.E. Nasledovanie gosudarstvennyh nagrad, pochetnyh i pamyatnyh znakov // Nasledstvennoe pravo. 2010. № 4 [Elektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii (uchebno-prakticheskij). Chasti pervaya, vtoraya, tret'ya, chetvertaya - 2-e izd., pererab. i dop. / S.S. Alekseev, A.S. Vasil'ev, V.V. Golofaev [i dr.]; pod. red. S.A. Stepanova. - Moskva: Prospekt, 2009. - 1504 s.

10. Shchepot'evA.V. Nagrady kak osobyj ob»ekt grazhdanskogo oborota i predmet ocenki // Ekonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom. 2017. № 10 (193). S. 57-68.

11. EliseevI.V., SergeevA.P., Tolstoj Yu.K. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj). CHast' tret'ya. - Moskva: OOO «TK Velbi», 2002. - 304 s.

12. Vinokurov V.A. Sovremennaya rossijskaya nagradnaya sistema - preemnica nagradnoj sistemy Sovetskogo Soyuza // Yuridicheskaya mysl'. 2016. № 1 (93). S. 56-63.

(статья сдана в редакцию 02.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.