Научная статья на тему 'Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки'

Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1647
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НАГРАД / ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ОБОРОТА НАГРАД / НАГРАДЫ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАГРАД / ФОРМА СТАТУСНОГО ПООЩРЕНИЯ / EVALUATION OF THE COST OF AWARDS / FEATURES OF FREE CIRCULATION OF AWARDS / AWARDS AS MATERIAL ITEMS / CLASSIFICATION OF AWARDS / FORM OF STATUS PROMOTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щепотьев Александр Викторович

Автором статьи рассматриваются награды как предметы гражданского оборота. Анализируются особенности и ограничения свободного оборота наград в России, общественно-государственная востребованность определения стоимости наград, в том числе свободный оборот которых запрещен российским законодательством (государственные награды, наградное оружие и т. д.), предлагается классификация наград и рассмотрены некоторые вопросы оценки наград как материальных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AWARDS AS A SPECIAL OBJECT OF CIVILIAN TURNOVER AND THE SUBJECT OF EVALUATION

The author of the article considers awards as subjects of civil turnover. The author analyzes the peculiarities and limitations of the free circulation of awards in Russia, the public-state demand for determining the cost of awards, including the free circulation of which is prohibited by Russian legislation (state awards, award weapons, etc.), awards are proposed, material objects.

Текст научной работы на тему «Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки»

 Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки

А.В. Щепотьев генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «Новая Парадигма», член саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация «Содружество», дипломированный оценщик, член межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», доцент, кандидат экономических наук (г. Тула)

Александр Викторович Щепотьев, shepotevsv@mail.ru

Это первая статья цикла, посвященного вопросам оборота и оценки стоимости наград как особого объекта гражданского оборота. О проблемах, касающихся нематериального стимулирования, награждения и поощрения за высокие достижения, героические действия, социально значимые деяния, написано много научных работ.

Отметим, что награды и поощрения можно рассматривать с различных точек зрения:

• как механизм стимулирования и поощрения в труде;

• как технологию производства наград с применением сложных технологических процессов обработки металлов, в том числе драгоценных, с нанесением эмалей;

• как механизм социальной поддержки государства;

• как предметы коллекционирования;

• как объект оценки;

• как объект гражданского оборота и т. д.

Практика награждения граждан за выдающиеся способности, успехи в различных начинаниях и иные социальные, экономические политические и общественные достижения на государственном, региональном или муниципальном уровнях активно используется как в России, так и во многих странах мира.

Рассматривая награды с исторической точки зрения, необходимо отметить, что изначально награды выступали в первую

очередь как вознаграждение, а уже во вторую - как форма статусного поощрения. Исторически награды появились как инструмент поощрения воинов и военачальников за боевые заслуги и достижения (см. [1]).

В нашей стране (да и в других странах) изначально награды появились и существовали как премии за ратные подвиги.

Так, летом 1000 года к Киеву во главе с Володарем подступили половцы. В сражении под предводительством Александра Поповича русское войско одержало победу. За эту победу киевский князь Владимир возложил на воеводу Поповича золотую гривну. Считается, что это первое упоминание о награждении воина особым знаком отличия на Руси. Гривна представляла собой золотой или серебряный обруч, который являлся украшением, свидетельствовал о высоком положении владельца, его богатстве (функция денег как средства накопления). В те времена гривна могла быть использована в качестве платежа (функция платежного средства). Именно поэтому изначально награда играла роль премии (см. [2]). В более поздние времена наградная гривна носилась на цепочке в виде подвешенного слитка, показывая тем самым особый статус человека. Причем награда в большей степени выступала как форма материального поощрения, некий экономический аналог премии. В России XVIII - начала XX века некоторые государственные награды чеканились из соответствующей пробы золота и серебра в соответствии с

монетной стопой отдельных монет высокого достоинства. Но с течением времени награда (государственного уровня) трансформировалась из материального стимула в инструмент государственного и общественного признания заслуг награжденного.

Современные награды, знаки отличия или власти (как материальный носитель) изготавливаются из недрагоценных металлов, печатаются на бумажном носителе и т. д. Однако наиболее значимые награды, фалеристические символы власти могут быть изготовлены из драгоценных, полудрагоценных металлов с использованием драгоценных и полудрагоценных камней.

Отметим, что для награжденного человека награды не только могут быть ценными с моральной и статусной точек зрения, но и иметь материальные аспекты. Признание заслуг человека на уровне органов власти различных уровней (государственном, ведомственном, региональном) или на общественном уровне, помимо признания в форме наград или иных поощрений, может принести и материальные блага, и государственную поддержку. Например, согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним,.. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», а согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» «награжденным государственными наградами предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако награды могут иметь материальную ценность не только как механизм государственной материальной поддержки награжденного, но и как материальный предмет для иных лиц. Как некая материальная ценность награда или знак отличия, власти, изготовленный из драгоценных

металлов с использованием драгоценных камней, могут определяться с учетом стоимости благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и т. д.), из которого они изготовлены. Но это «варварская» оценка, которая может быть применена в ситуации криминального характера, когда полученные криминальным образом предметы (в анализируемой ситуации - награды) могут быть реализованы лишь на «черном» рынке или направлены на демонтаж, переплавку.

В анализируемом аспекте (определение стоимости наград) может возникать оправданная необходимость определения рыночной стоимости наград. Необходимость определения стоимости наград, в том числе свободное обращение которых запрещено российским законодательством, может возникать в различных ситуациях:

• при нахождении клада (в том числе с наградами);

• при нахождении наград поисковыми отрядами на местах боев и захоронений;

• при наследовании наград;

• при обмене наградами между музеями из музейных фондов и т. д.

Отметим, что награды являются особым материальным объектом гражданского оборота.

Согласно статьям 324 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» и 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрено ограничение в свободном обращении государственных наград, то есть ограничение рыночных взаимоотношений.

Следует отметить, что награды представляют ценность не только для награжденных людей, их родственников, но и для коллекционеров, музеев, исторических обществ, поисковых отрядов (как экспонаты), ювелиров (как материал для ювелирных изделий).

Именно поэтому возникает вопрос: оборот каких наград является законным (легитимным), а каких - выходит за рамки правового поля?

Отметим, что любые награды периода Российской Империи (до 1917 года включительно) не подпадают под ограничение в обороте. Говоря о наградах (с 1917 года по настоящее время), необходимо понимать, что в свободном обороте (купля-продажа, коллекционирование частными лицами) не могут находиться государственные награды РСФСР, СССР, Российской Федерации.

Вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации регулируются следующими нормативными правовыми актами:

• Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3183-1 «Об учреждении медали «Защитнику свободной России»;

• Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2555-1 «Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»;

• Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2553-1 «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда»;

• Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

• Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»;

• Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 294 «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации» (вместе с «Положением о звании Героя Труда Российской Федерации»);

• Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099

«О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»).

В отдельных документах положения о государственных наградах дублируются.

Рассматривая награды (с точки зрения наличия легальной возможности их приобретать, продавать, менять, коллекционировать, использовать для экспонирования и т. д.), необходимо разделять государственные награды РСФСР, СССР и Российской Федерации, свободный оборот которых напрямую запрещен, и все остальные награды, на которые не распространяются указанные ограничения. Именно поэтому возникает потребность в создании в России единой наградной системы, единого информационного пространства наград федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (подробнее см. [3]).

С точки зрения возможности свободного обращения наград можно предложить следующую их классификацию:

1) награды, свободное обращение которых запрещено:

• государственные награды;

• иные награды, свободное обращение которых запрещено на законодательном уровне (например государственные премии и т. д.);

2) награды, свободное обращение которых не запрещено:

• награды федеральных органов государственной власти;

• награды органов власти субъектов Российской Федерации;

• награды местных органов власти и местного самоуправления;

• общественные награды;

• награды коммерческих организаций;

• прочие награды и т. д. (см. [4]).

Предлагаются и другие классификации.

Так, например, О.Ю. Кокурина полагает,

что «По характеру заслуг награждаемых лиц может быть предложена следующая классификация наград:

• универсальные государственные награды (к ним относятся орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней и т. д.);

• военные государственные награды (орден Жукова, «За военные заслуги», медаль Ушакова, медаль Нестерова, знаки отличия (Георгиевский Крест и другие);

• правоохранительные государственные награды («За отличие в охране общественного порядка», знак отличия «За безупречную службу» и т. д.);

• гражданские государственные награды (например, медаль «За развитие железных дорог», почетное звание «Народный артист Российской Федерации» и т. д.)» [5].

По мнению Ю.В. Тимошина, «Как и всякую вещь, государственные награды можно классифицировать по следующим признакам:

1) по оборотоспособности (ст. 129 ГК РФ) государственные награды могут быть вещами либо изъятыми из гражданского оборота, либо ограниченными в гражданском обороте. Это следует из классификации государственных наград, установленной в ст. 1185 ГК РФ. В ней в п. 1 государственные награды определены как изъятые из гражданского оборота вещи, хотя и они могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке... Согласно п. 2 ст. 1 1 85 ГК РФ государственные награды выступают как ограниченные в гражданском обороте вещи, что проявляется в том, что,

во-первых, право собственности на них переходит только в порядке, прямо установленном законодательством; во-вторых, они как объекты гражданских правоотношений могут переходить в собственность только среди ограниченного круга лиц (наследников) и не могут быть предметом договора купли-продажи;

2) по естественным свойствам (ст. 1 30 ГК РФ) государственные награды являются движимыми вещами, так как движимыми вещами признаются любые вещи, не отнесенные законом к недвижимости (п. 2 ст. 130 ГК РФ);

3) по способам юридической индивидуализации государственные награды являются индивидуально-определенными вещами, так как имеют конкретные, только им присущие характеристики и отличительные по содержанию признаки (например, Указом Президента РФ от 11 апреля 1992 г. знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда» № 1 вручена летчику-космонавту С.К. Крикалеву)» [6].

С точки зрения В.А. Винокурова, «награды государства подразделяются на две группы:

1) государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов Российской Федерации;

2) иные награды государства, то есть награды, учрежденные федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации.

Как известно, в числе государственных наград Российской Федерации - звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания. К государственным наградам Российской Федерации, по нашему мнению, должны быть отнесены и государственные премии Российской Федерации. В числе государственных наград субъектов Российской Федерации - ордена, медали, почетные звания и знаки субъектов Российской Федерации, государственные премии и премии субъектов Российской Федерации, а

также почетные грамоты, дипломы и благодарности.

Иными наградами государства на федеральном уровне являются награды, учрежденные Президентом Российской Федерации (президентские награды), палатами Федерального Собрания Российской Федерации - Советом Федерации и Государственной Думой (парламентские награды), Правительством Российской Федерации (правительственные награды), судебными органами Российской Федерации (награды органов судебной системы), федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, не обладающими статусом органов государственной власти (ведомственные награды). В субъектах Российской Федерации классификация иных наград государства аналогична: награды, учрежденные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (губернаторские награды), законодательным (представительным) и высшим исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации (парламентские и правительственные награды), иными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и государственными органами субъекта Российской Федерации, не обладающими статусом органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные награды)» (см. [7, 8]).

Но если рассматривать награды с точки зрения их гражданского оборота, то здесь деление (классификацию) можно сузить до категорий «можно» и «нельзя», детализируя каждую на нужном уровне глубины.

Отметим, что в рамках настоящего исследования к понятию «награды» можно относить и иные фалеристические предметы, например знаки отличия, символы власти и т. д. К примеру, воинские знаки отличия, знаки об окончании учебных заведений, нагрудные знаки различных организаций в прямом смысле слова не являются наградами или поощрениями, но на них распро-

страняются все приведенные нами выводы и умозаключения.

Согласно пункту 12 Положения о государственных наградах Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года № 529) незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, уголовная ответственность предусмотрена за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ), их подделку (ст. 327 УК РФ). Привлечь к ответственности правоохранительные органы могут вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

При этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (в редакции Указа от 25 июля 2014 года) современные юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации, следовательно, их оборот не запрещен.

Отдельно необходимо рассмотреть награды, утвержденные следующими нормативными документами:

• Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2008 года № 487 «О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации» (вместе с «Положением о Почетной грамоте Президента Российской

Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации»); • Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2009 года № 503 «О Грамоте Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации» (вместе с «Положением о Грамоте Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и об объявлении благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации»). Несмотря на то, что Почетная грамота Президента Российской Федерации, благодарность Президента Российской Федерации, Грамота Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации подписываются первым лицом государства, указанные награды не являются государственными. В Указе Президента Российской Федерации от 27 ноября 2009 года № 1356 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам» на Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам возложены следующие задачи: «участие в обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по решению вопросов, касающихся:

награждения государственными наградами Российской Федерации и присвоения почетных званий Российской Федерации, награждения Почетной грамотой Президента Российской Федерации и объявления благодарности Президента Российской Федерации;

награждения Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и объявления

благодарности Верховного Главнокомандующего», то есть Почетная грамота Президента Российской Федерации, благодарность Президента Российской Федерации, Грамота Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации выделены в отдельную (отличную от государственных наград) группу наград».

Необходимо обратить внимание и на государственные премии, порядок присуждения которых предусмотрен следующими нормативными документами:

• Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1 996 года № 1 499 «О Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», «Положением о Комиссии по Государственной премии Российской Федерации имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»);

• Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 201 5 года № 491 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности» (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности»);

• Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 201 5 года № 485 «Об утверждении Положения о Государственной премии Российской Фе-

дерации в области науки и технологий и Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства»;

• Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 233 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности»).

Однако государственные премии не входят в понятие «государственные награды» и в нормативных правовых актах указываются как отдельная (отличная от государственных наград) категория.

Проведенный анализ показывает, что ограничение на свободный оборот (куплю-продажу) материальных носителей (нагрудных и фрачных знаков), а также документов на награждение и поощрение Почетной грамотой Президента Российской Федерации, благодарностью Президента Российской Федерации, Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, благодарностью Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, на присуждение государственной премии (в различных номинациях) в российском законодательстве отсутствует либо отсутствует норма, по которой лица, осуществляющие сделки купли-продажи наград, подлежали бы уголовному преследованию.

Например, согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 491 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности» «Запрещаются незаконное приобретение или сбыт диплома, почетного знака лауреата Государственной

премии и удостоверения к нему, фрачного знака лауреата Государственной премии, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с почетным знаком лауреата Государственной премии и фрачным знаком лауреата Государственной премии, а также ношение почетного знака лауреата Государственной премии и фрачного знака лауреата Государственной премии лицами, не имеющими на то права». Аналогичные нормы указаны и в отношении других государственных премий.

Однако ни в Указе, ни в УК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение этих норм.

Как мы уже говорили, в категорию наград, свободное обращение которых не запрещено существующим законодательством, входят награды федеральных органов государственной власти, награды органов власти субъектов Российской Федерации, общественные награды и т. д. Иначе говоря, в наш ей стран е свободн ый оборот наград фактически существует. Такие награды активно участвуют в обороте, являются предметом коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, коллекционирования, обмена, купли-продажи и т. д.

В рамках анализа возможности свободного обращения наград необходимо рассмотреть и выделить в отдельную категорию награды федеральных органов государственной власти в виде наградного холодного или огнестрельного оружия и боеприпасов к ним. Такие награды не является государственными, однако их свободное обращение ограничено Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также статьей 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов».

Наградное оружие (холодное, огнестрельное) может быть наградой в различных органах государственной власти. Приведем примеры нормативных правовых

актов, в которых предусмотрено награждение оружием:

• Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 28 «Об утверждении Положения о порядке награждения наградным оружием в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации»;

• Приказ Федеральной службы судебных приставов от 18 июля 2006 года № 86 «Об утверждении Положения о порядке награждения, вручения, изъятия наградного оружия и наградном фонде оружия и патронов к нему Федеральной службы судебных приставов»;

• Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 53 «О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации работы по применению поощрений и награждений в Следственном комитете Российской Федерации», «Положением о нагрудном знаке «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о медали «За верность служебному долгу», «Положением о медали «Доблесть и отвага», «Положением о медали «За заслуги», «Положением о медали «За отличие», «Положением о медали «Ветеран Следственных органов» с петличным знаком к ней», «Положением о медали «За безупречную службу», «Положением о медали «За содействие», «Положением о награждении именным оружием», «Положением о книге почета Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о доске почета Следственного комитета Российской

Федерации», «Положением о выплате денежной премии», «Положением о почетной грамоте Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о благодарности Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о знаке отличия «Отличник следственных органов», «Положением о знаке отличия «Лучший следователь», «Положением о знаке отличия «За службу закону»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 августа 2015 года № 434 «Об утверждении Положения о порядке награждения наградным оружием в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

• Приказ Федеральной таможенной службы от 4 июля 201 4 года № 1 293 «Об утверждении Положения о наградном фонде оружия и патронов к нему Федеральной таможенной службы»;

• Приказ Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 30 мая 2008 года № 170 «Об утверждении Положения о наградном оружии в системе ГФС России».

Да, в нашей стране оборот наград федеральных органов власти законодательством не ограничивается, однако имеются ограничения свободного обращения наград в виде оружия. Однако один материальный объект (например наградной пистолет, наградной кортик) может иметь признаки и оружия (огнестрельного или холодного), и награды одновременно. В качестве награды, например, федерального органа государственной власти Российской Федерации подобный материальный предмет (наградной пистолет, наградной кортик) не будет иметь ограничения в свободном обороте,

однако как предмет, относящийся к категории «оружие», он будет иметь определенные ограничения в обороте.

Также необходимо рассмотреть вопрос об обороте наград, изготовленных с использованием драгоценных камней и драгоценных металлов.

Статьей 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» предусмотрена ответственность за «совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии,.. в крупном размере». В этой же статье имеются исключения, а именно «...за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий». Однако награды, в том числе изготовленные из драгоценных металлов, не относятся ни к категории «ювелирные изделия», ни к категории «бытовые изделия». Конечно, вопросы оборота наград исходя исключительно из анализа материалов их изготовления (без учета иных аспектов ограничения свободного оборота) могут иметь дискуссионный характер, но при дословном, формальном прочтении «буквы закона» свободный оборот таких наград может иметь ограничения.

Подводя итоги, можно сказать, что в современном обществе существует объективная и обоснованная потребность в определении рыночной стоимости наград, свободное обращение которых запрещено.

На территории Российской Федерации обращение государственных наград РСФСР, СССР, Российской Федерации, а также отдельных иных наград (не являющихся государственными) запрещено.

Обращение наград в виде холодного, огнестрельного оружия и патронов к ним также имеет ограничения.

В отношении отдельных наград (например государственные премии) имеется запрет на свободное обращение, однако прямо предусмотренных норм ответственности за нарушение нет.

Остальные же награды могут находиться в свободном обращении и, соответственно, могут быть оценены и проданы по разумной (рыночной) стоимости (вопросы, касающиеся оценки наград, будут рассмотрены в последующих статьях на эту тему).

Конечно, вопрос торговли наградами, помимо правовых, может иметь моральные и духовные аспекты. Многие награды - это результат высоких достижений, многолетней работы или службы и т. д. Однако необходимо учитывать, что все люди смертны. И далеко не всегда наследники и потомки награжденного человека ценят и чтят память, не все будут хранить его награды. Спрос на награды, порождаемый коллекционерами и прочими общественно и социально значимыми институтами (музеями, архивами и т. д.), будет способствовать тому, что наследники не выбросят награды умершего человека, а продадут их (на законных основаниях) субъектам коммерческой деятельности, коллекционерам и т. д. Наверное, такой путь - не самый лучший способ сохранения истории, памяти о людях, достижениях и подвигах, однако «из двух зол выбирают меньшее».

Именно поэтому в нашей стране цивилизованные и правовые нормы оценки, а также механизмы купли-продажи наград должны формироваться и совершенствоваться. Это позволит сохранить свою историю, духовность и память о людях, их заслугах и достижениях.

В заключение отметим, что в современном обществе может возникать необходимость в оценке наград, свободное обращение которых законодательно не предусмотрено. И именно для этого целесообразно создавать и формировать правовые механизмы, которые смогли бы регулировать подобные вопросы в рамках правового поля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щепотьев А. В. Боевые награды в денежном обращении России // Смоленский региональный журнал для коллекционеров, краеведов, музейных работников «Коллекция». 2006. № 3.

2. Щепотьев А. В. Российские боевые награды за воинские заслуги - платежное средство // Соломоново решение: финансово-правовой вестник. 2006. № 4.

3. Щепотьев А. В. Создание единого информационного пространства наград федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления / Сборник публикаций научного журнала Globus по материалам V международной научно-практической конференции «Достижения и проблемы современной науки» (г. Санкт-Петербург) // Globus. 2016. Ч. 5.

4. Щепотьев А. В. Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации : монография. М. : Юстицинформ, 2017.

5. Кокурина О. Ю.Формирование наградного права как комплексного правового института Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 7.

6. Тимошин Ю. В. Некоторые вопросы наследования государственных наград // Бюллетень нотариальной практики. 2010. № 6.

7. Винокуров В. А. Право на награду государства в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22.

8. Винокуров В. А. Федеральное награждение как противоположность федеральному принуждению (система и структура) // Юридическая мысль. 2006. № 2 (33).

9. О ветеранах : Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

1 0. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках

отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

12. Об учреждении медали «Защитнику свободной России» : Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3183-1.

13. Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации» : Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2555-1.

14. Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» : Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2553-1.

15. О государственных наградах Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442.

16. Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации» (вместе с «Положением о звании Героя Труда Российской Федерации») : Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 294.

17. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 201 4 года № 529.

18. О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации (вместе с «Положением о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации») : Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2008 года № 487.

19. О Грамоте Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации (вместе с «Положением о Грамоте Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и об объявлении благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации») : Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2009 года № 503.

20. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам : Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2009 года № 1356.

21. О Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», «Положением о Комиссии по Государственной премии Российской Федерации имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова») : Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года № 1499.

22. О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности») : Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 491.

23. Об утверждении Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искус-

ства : Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 485.

24. О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (вместе с «Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности») : Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 233.

25. Об оружии : Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.

26. Об утверждении Положения о порядке награждения наградным оружием в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации : приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 28.

27. Об утверждении Положения о порядке награждения, вручения, изъятия наградного оружия и наградном фонде оружия и патронов к нему Федеральной службы судебных приставов : приказ Федеральной службы судебных приставов от 18 июля 2006 года № 86.

28. О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации (вместе с «Инструкцией об организации работы по применению поощрений и награждений в Следственном комитете Российской Федерации», «Положением о нагрудном знаке «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о медали «За верность служебному долгу», «Положением о медали «Доблесть и отвага», «Положением о медали «За заслуги», «Положением о медали «За отличие», «Положением о медали «Ветеран Следственных органов» с петличным знаком к ней», «Положением о медали «За безупречную службу», «Положением о медали «За содействие», «Положением о награждении именным оружием», «Положе-

нием о книге почета Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о доске почета Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о выплате денежной премии», «Положением о почетной грамоте Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о благодарности Следственного комитета Российской Федерации», «Положением о знаке отличия «Отличник следственных органов», «Положением о знаке отличия «Лучший следователь», «Положением о знаке отличия «За службу закону») : приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 53.

29. Об утверждении Положения о порядке награждения наградным оружием в системе Министерства Российской Фе-

дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 августа 201 5 года № 434.

30. Об утверждении Положения о наградном фонде оружия и патронов к нему Федеральной таможенной службы : приказ Федеральной таможенной службы от 4 июля 2014 года № 1293.

31 . Об утверждении Положения о наградном оружии в системе ГФС России : приказ Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 30 мая 2008 года № 170.

В следующих номерах журнала мы продолжим публикацию цикла статей автора, посвященных вопросам оборота и оценки стоимости наград как особого объекта гражданского оборота.

■к -к -к

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА В НАШЕЙ СТРАНЕ БОЛЬНА

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

28 сентября 2017 года, Москва

В Москве прошло заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Представители государственных органов власти, лидеры общественных организаций, представители профессионального сообщества, депутаты различных уровней, эксперты научно-исследовательских организаций обсудили денежно-кредитную политику России, основные результаты ее проведения за текущий год и дали оценку эффективности действий Центрального банка Российской Федерации (Банк России).

Открыл заседание вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрий Курочкин. Дмитрий Николаевич поприветствовал участников заседания и отметил, что тема чрезвычайно актуальна в связи с тем, что финансовая индустрия работает в сложных макроэкономических условиях. «Наметилась тенденция стабилизации банковской системы, но сохраняется неравномерная и неустойчивая динамика. Главная цель заседания и ТПП РФ - найти эффективный механизм взаимодействия предпринимателей и частного банковского сектора с Банком России, стремиться к установлению диалога и улучшению финансового результата» - завил г-н Курочкин.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении заявил, что денежно-кредитная

Продолжение на с. 94

¥

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.