Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности за незаконное ношение государственных наград'

К вопросу об ответственности за незаконное ношение государственных наград Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2037
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛАТЕНТНОСТЬ / NATIONAL AWARDS / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / THE LATENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонов А. Н.

В связи с участившимися случаями нарушения законодательства о государственных наградах целью данной статьи является исследование нормативного правового регулирования юридической ответственности за незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и наград субъектов Российской Федерации. Проанализированы нормы действующего законодательства, правоприменительная практика и судебная статистика. Выявлены особенности привлечения к ответственности по делам данной категории. Особое внимание уделено причинам латентности деликтов, связанных с незаконным ношением государственных наград и наград субъектов Российской Федерации. Высказано мнение об ужесточении штрафных санкций за незаконное ношение государственных наград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артамонов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL CARRYING OF THE STATE AWARDS

In connection with the become frequent cases of violation of the legislation on state awards the purpose of this article is research of legal regulation of legal responsibility for the illegal wearing of state awards of the Russian Federation and awards of the constituent entities of the Russian Federation. Analyzed the current legislation, law enforcement practice and judicial statistics. The features of accountability in cases of such category. Special attention is paid to reasons of latency of offences related to illegal wearing of state decorations and awards of the constituent entities of the Russian Federation. Suggested to toughen penalties for illegal carrying of the state awards.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности за незаконное ношение государственных наград»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.95

Артамонов А.Н., кандидат юридических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НОШЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

В связи с участившимися случаями нарушения законодательства о государственных наградах целью данной статьи является исследование нормативного правового регулирования юридической ответственности за незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и наград субъектов Российской Федерации. Проанализированы нормы действующего законодательства, правоприменительная практика и судебная статистика. Выявлены особенности привлечения к ответственности по делам данной категории. Особое внимание уделено причинам латентности деликтов, связанных с незаконным ношением государственных наград и наград субъектов Российской Федерации. Высказано мнение об ужесточении штрафных санкций за незаконное ношение государственных наград. Ключевые слова: государственные награды, административное правонарушение, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, латентность.

Участившиеся в последние годы случаи появления так называемых «лжеветеранов» и «псевдоафганцев», «липовых» орденоносцев и «ряженых» казаков с наградными «иконостасами» на груди ставят вопрос об их привлечении к ответственности за нарушения норм законодательства о государственных наградах. Так как эти деяния не подпадают под действие норм статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации - «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград»[1], то в обществе складывается снисходительное отношение к подобного рода явлениям. Между тем, современное российское законодательство предусматривает различные виды юридической ответственности за незаконное ношение государственных наград. Частью 1 статьи 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права [2]. Данное правонарушение влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией государственной награды. Диспозиция части 2 указанной статьи направлена на предотвращение неуважительного отноше-

ния к государственным наградам и предусматривает административную ответственность за учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с ними. В качестве санкции предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией знаков; на юридических лиц - от восьмидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией знаков.

В силу разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют правовое регулирование в области регионального наградного законодательства [11, с.158]. Они же вправе устанавливать меры административной ответственности и за различные нарушения в данной области. Проведенный анализ законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях показал, что в 25 из них предусмотрена административная ответственность за различные нарушения наградного законодательства, причем чаще всего такие нормы устанавливаются в законах республик, входящих в состав Российской Федерации. В настоящее время соответствующие санкции предусмотрены в законах 13 республик и 9 областей; по одному закону в краях, автономных округах, автономной области и городах

федерального значения.

Региональное законодательство более разнообразно в конструкциях составов административных правонарушений в данной сфере. Наряду с такими стандартными формулировками, как «незаконное изготовление или ношение государственных наград Республики Алтай» (ст.49 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» [3] или «незаконное ношение, учреждение, изготовление наград Московской области» (ст.2.6 Кодекса Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-03»[4], в законах субъектов Российской Федерации существуют и иные составы административных правонарушений. Так, например, в ч. 3 ст. 28 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57- РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» предусмотрена ответственность за подделку, умышленную порчу или уничтожение государственных наград Удмуртской Республики [5]. В ч. 3 ст. 8 Закона Забайкальского края от 24.06.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» установлена ответственность должностных лиц за необоснованное представление к наградам »[6].

Далеко не однородны размеры штрафных санкций за нарушения регионального законодательства о государственных наградах. В большинстве субъектов РФ они значительно ниже, чем санкция ст.17.11 КоАП РФ: в Чувашской Республике административный штраф от 100 до 300 рублей (ст. 4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике») [7]; в Кемеровской области административный штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 45 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области») [8]. Однако есть и примеры обратного свойства. Согласно ч. 2 ст. 14.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях незаконное использование (ношение) наград, нагрудных знаков к почетным званиям города Москвы и атрибутов к ним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц -

от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей»[9].

Несмотря на неоднократные скандальные публикации в средствах массовой информации о «липовых» орденоносцах»[12, 13], судебная практика применения административной ответственности за незаконное ношение государственных наград чрезвычайна скупа. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2014 год в суды общей юрисдикции поступило к производству всего 91 дело по статьям 17.11 и 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Причем подавляющее большинство из них, это дела, связанные с незаконным ношением форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ст. 17.12 КоАП РФ).

Сам самой напрашивается вывод о тотальной латентности данной категории правонарушений. Чаще всего эти правонарушения имеют искусственную латентность, которая, в отличие от естественной, характеризуется тем, что правонарушение обнаруживается, но о нем никуда не сообщается, т. к. по разным причинам лицо, обнаружившее деяние, не считает его противоправным (в силу юридической безграмотности, фактического не осознания деяния и т.д.). Серьезное влияние на латентность, применительно к данной категории правонарушений, оказывает не только сложившееся в обществе естественное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и прочих боевых действий, но и укоренившееся в России чинопочитание, трепет и робость перед людьми в лампасах и погонах. Не каждый полицейский отважится проверить у седого старика, обвешанного орденами и медалями, документы, подтверждающие факт законности государственных наград. Но даже если такое и случается, то соответствующих документов (наградных удостоверений, орденских книжек и т.п.) у «орденоносца» при себе чаще всего не бывает, так как законодательство не обязывает их носить с собой, а применять какие-либо иные меры процессуального обеспечения не позволяют нормы Ко-

декса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Еще одним, немаловажным обстоятельством, является сложная наградная система Российской Федерации, в которой, наряду с федеральными государственными наградами, присутствуют и негосударственные награды: ведомственные, региональные, муниципальные; кроме того, сохраняют свой статус и награды бывшего СССР.

Отдельно следует упомянуть о наградах и знаках различных общественных организаций, которые могут быть сходны до степени смешения с государственными наградами. В качестве примера можно привести известное дело о ликвидации общероссийской общественной организации «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП). По заключению Геральдического совета при президенте РФ, АБОП вопреки законодательству в области наградной и геральдической политики было учреждено 73 ордена, медали, нагрудных знаков, имеющие сходство с государственными»[14]. Награды вручались российским и иностранным гражданам, зачастую представляемые им как государственные, в массовом порядке. Всего наградами АБОП и Национального комитета общественных наград, учрежденного академией, с 2000 г. по 2008 г. были награждены более 40 тыс. человек. Понятно, что вряд ли среди сотрудников полиции, уполномоченных на составление административных протоколов по ст. 17.11 КоАП РФ, найдется много специалисты в области фалеристики, способных разобраться в тонкостях отечественной наградной системы.

Парадоксально, но в отдельных случаях избежать наказания за незаконное ношение государственных наград позволяют нормы КоАП РФ. По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Однако, согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного деяния, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего

Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Таким образом, при совершении одним лицом одновременно двух сходных административных правонарушений - незаконное ношение государственных наград (ст.17.11 КоАП РФ) и незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ст. 17.12 КоАП РФ), оба они, в соответствии со ст. 23. 1 КоАП РФ, будут рассмотрены мировым судьей. Согласно ч.2 и ч.3 ст.4.4 КоАП РФ правоприменитель должен назначить наказание в пределах более строгой санкции, каковой является административное наказание по ст. 17.12 КоАП, так как оно не предусматривает такого вида административного наказания, как предупреждение, в отличие от санкции ч.1 ст. 17.11 КоАП РФ.

Как говорилось выше, действующее законодательство предусматривает и иные виды юридической ответственности за противоправные действия в данной сфере. В соответствии с ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ за незаконное ношение государственных наград военнослужащие и лица, имеющие специальные звания привлекаются не к административной, а к дисциплинарной ответственности. Практика свидетельствует, что подобные проступки расцениваются на государственной службе как грубые и влекут за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения. В качестве примера может служить Определение Конституционного Суда РФ от 22.10.2008 № 538-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронцова Алексея Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом «м» части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» [10]. Как следует из жалобы, А.В. Воронцов был уволен из органов внутренних дел с 1 августа 2003 года за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции. Поводом для увольнения послужило заключение по результатам служебной проверки по факту незаконного ношения им государственных наград.

Таким образом, несмотря на наличие запретов, имеющиеся факты незаконного ношения государственных наград, в подавляющем большинстве случаев, остаются пока без соответствующей правовой оценки. Помимо несовершенства самого административно-деликт-ного законодательства - незначительные санкции, отсутствие наказания за незаконное ношение ведомственных наград и т.д., этому способствует высокий уровень латентности подобного рода противоправных деяний. Однако исключать данный состав из КоАП РФ не целесообразно, поскольку незаконное ношение государственных наград не только оскорбляет чувства граждан Российской Федерации, в том числе участников Великой Отечественной войны и боевых действий, но и может повлечь за собой совершения других правонарушений и преступлений (мошенничества, присвоения полномочий должностного лица и т.

п.). Нам остается только присоединиться к инициативе депутатов Законодательного собрания Ярославской области. Ими в декабре 2017 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, согласно которому из ч. 1 ст. 17.11 КоАП РФ предлагается исключить такой вид альтернативного административного наказания как предупреждение и многократно увеличить административный штраф за незаконного ношения государственных наград [15]. Полагаем, что только в этом случае оживет одна из «мертвых» статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наказание неотвратимо настигнет многочисленных самозванцев и мошенников, обесценивающих подвиги настоящих героев нашей страны.

Список литературы

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Закон Республики Алтай от 10.11.2015 № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» (с изменениями на 06.07.2017) // Сборник законодательства Республики Алтай. 2015. № 128(134).

4. «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» от 04.05.2016 № 37/2016-03 (с изменениями на 26. 12. 2017) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2016.№ 91.

5. Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (с изменениями на 19.06.2017) // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2011. № 38.

6. Закон Забайкальского края от 24.06.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (с изменениями на 05.10.2017) // Забайкальский рабочий. 06. 07.2009. №№ 123-124.

7. Закон Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (в ред. от 25. 03. 2017) // Республика. 14.04.2005. № 14.

8. Закон Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» (с изменениями на 24.07.2017) // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2006. № 55.

9. Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях» (с изменениями на 20. 09. 2017) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.

10. Определение Конституционного Суда РФ от 22.10.2008 N 538-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронцова Алексея Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом «м» части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/onHne.cgi?req=doc;base=ARB; n=79521#0 (дата обращения: 11.01.2017).

11. Белоцеркович Д.В. Государственные награды субъектов Российской Федерации (система наград и порядок наградного производства) // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2015. № 6(80).

12. Бойко А. Как лжеветераны оказались на трибуне во время парада Победы // Комсомольская правда [Электронный ресурс] // URL: http://www.nnov.kp.ru/daily/25885/2847161/(дата обращения: 11.01.2017).

13. Любимчик Андропова наконец попал под уголовное дело // Взгляд деловая газета [Электронный ресурс] // URL: http://www.vz.ru/politics/2016/7/5/819721.print.html (дата обращения: 11.01.2017).

14. Львов А. Лже-генералы навешали всему миру орденов // Комсомольская правда. 6 декабря. 2008 .

15. Чернявская Е. Административный штраф за незаконное ношение государственных наград может многократно возрасти // ГАРАНТ. РУ. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/news/1152421//(дата обращения: 12.01.2017).

TO THE QUESTION OF RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL CARRYING

OF THE STATE AWARDS

In connection with the become frequent cases of violation of the legislation on state awards the purpose of this article is research of legal regulation of legal responsibility for the illegal wearing of state awards of the Russian Federation and awards of the constituent entities of the Russian Federation. Analyzed the current legislation, law enforcement practice and judicial statistics. The features of accountability in cases of such category. Special attention is paid to reasons of latency of offences related to illegal wearing of state decorations and awards of the constituent entities of the Russian Federation. Suggested to toughen penalties for illegal carrying of the state awards.

Keywords: national awards, administrative offence, administrative responsibility, disciplinary responsibility, the latency.

References

1. (1996). Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 31.12.2017) [Collection of legislation of the Russian Federation]. No 25. St. 2954.

2. (2001). Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh» ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 31.12.2017) [Collection of legislation of the Russian Federation]. No 1 (ch. 1). St. 1.

3. (2015). Zakon Respubliki Altai ot 10.11.2015 № 69-RZ «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Respublike Altai» (s izmeneniiami na 06.07.2017) [Collection of legislation of the Russian Federation]. No 128 (134)

4. (2016). Kodeks Moskovskoi oblasti ob administrativnykh pravonarusheniiakh ot 04.05.2016 № 37/2016-0Z (s izmeneniiami na 26. 12. 2017) [Daily news of Moscow regionEzhednevnye Novosti. Podmoskov'e]. No 91.

5. (2011). Zakon Udmurtskoi Respubliki ot 13.10.2011 № 57-RZ «Ob ustanovlenii administra-tivnoi otvetstvennosti za otdel'nye vidy pravonarushenii» (s izmeneniiami na 19.06.2017) [Collection of legislation of the Udmurt Republic]. No 38.

6. (2009). Zakon Zabaikal'skogo kraia ot 24.06.2009 № 198-ZZK «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh» (s izmeneniiami na 05.10.2017) [Zabaikalsky worker. 06. 07.2009.] No 123-124.

7. (2003). Zakon Chuvashskoi Respubliki ot 23.07.2003 № 22 «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Chuvashskoi Respublike» (v red. ot 25. 03. 2017) [Republic. 14.04.2005]. No 14.

8. (2006). Zakon Kemerovskoi oblasti ot 16.06.2006 № 89-OZ «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Kemerovskoi oblasti» (s izmeneniiami na 24.07.2017) [Legislative Bulletin of the Council of people's deputies of Kemerovo region]. No 55.

9. (2007). Zakon g. Moskvy ot 21.11.2007 № 45 «Kodeks g. Moskvy ob administrativnykh pravonarusheniiakh» (s izmeneniiami na 20. 09. 2017) [Bulletin of the Mayor and Government of MoscowVestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy]. No 69.

10. (2008). Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 22.10.2008 N 538-O-O «Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Vorontsova Alekseia Valer'evicha na narushenie ego kon-stitutsionnykh prav punktom «m» chasti sed'moi stat'i 19 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O militsii» 11 January, 2017 from http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base= ARB; n= 795 21#0.

11. Belotserkovich, D.V. (2015). Gosudarstvennye nagrady sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (sistema nagrad i poriadok nagradnogo proizvodstva) [Journal of Kabardian state University of Economics and law],6,4-8.

12. Boiko, A. (2012). Kak lzheveterany okazalis' na tribune vo vremia parada Pobedy [Komsomolskaya Pravda]. 11 January, 2017 from http://www.nnov.kp.ru/daily/25885/2847161/.

13. (2016). Liubimchik Andropova nakonets popal pod ugolovnoe delo [View business newspaper] 11 January, 2017 from http://www.vz.ru/politics/2016/7/5/819721.print.html.

14. L'vov, A. (2008) Lzhe-generaly naveshali vsemu miru ordenov [Komsomolskaya Pravda]. 12,5.

15. (2017). Cherniavskaia, E. Administrativnyi shtraf za nezakonnoe noshenie gosudarstvennykh nagrad mozhet mnogokratno vozrasti 12 January, 2017 from http://www.garant.ru/news/1152421.

Об авторе

Артамонов Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Artamonov Alexey Nikolaevich - candidate of legal Sciences, associate Professor, head of chair of state legal disciplines, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.