стр. 42 из 147
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
УДК 342.95 DOI: 10.12737/11707
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Татарян Владилен Гайкович, доктор юридических наук, профессор кафедры юридических дисциплин,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
Татарян Елена Евгеньевна, доцент кафедры юридических дисциплин,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В настоящей статье анализируется федеральное законодательство об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Авторами, в частности, были изучены и подробно проанализированы федеральные законы, которыми законодатель на протяжении последнего десятилетия вносил весьма существенные изменения и дополнения в соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также рассмотрены изменения, которые происходили с настоящей нормой, выявлены закономерность и корреляция между законодательной формулировкой и социальными, экономическими и политическими изменениями, происходящими в конкретный исторический промежуток развития нашего государства.
Внесены авторские предложения, направленные на развитие данного законодательства, на упрощение его использования для правоприменителя, на разъяснение смысла законодательной формулировки.
Процесс кардинального реформирования федерального законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, еще не завершен, а потому депутатам действующего шестого созыва Государственной Думы РФ совместно с учеными-административистами и практическими сотрудниками органов Федерального государственного пожарного надзора еще предстоит законодательно устранить ряд спорных и коллизионных проблем, касающихся надлежащего применения соответствующих административно-деликтных процессуальных норм.
Ключевые слова: административная ответственность, требования пожарной безопасности, составы административных правонарушений, виды административных наказаний, применяемые за нарушение требований пожарной безопасности
В настоящей статье авторами анализируется содержание последней редакции (на март 2015 г.) ст.ст. 20.4. и 23.34. Кодекса об административных правонарушениях
стр. 43 из 147
Российской Федерации (КоАП РФ)57, регламентирующих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Вышеназванные статьи с момента принятия в декабре 2001 году КоАП РФ уже неоднократно подвергалась весьма существенным изменениям и дополнениям [1, с. 632635; 2, с. 387-388].
Напомним, что еще в кодексах союзных республик об административных правонарушениях, принятых в 1984-1985 годах в бывшем Советском Союзе, в т.ч. в КоАП РСФСР58 и в КоАП Казахской ССР, за данное правонарушение уже была предусмотрена административная ответственность [3; 4].
Внесение изменений было связано с различными новациями, в т. ч. и с введением в 2005 году в правовой оборот КоАП РФ нового вида административного наказания -«административного приостановления деятельности», налагаемого на лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также на юридические лица»59 [5, с. 634 - 637].
Следует отметить, что 22 июня 2007 года произошло знаменательное событие в административно-деликтном законодательстве страны - российские парламентарии приняли один из самых объемных по содержанию закон, в котором был предусмотрен переход от минимальных размеров оплаты труда на абсолютные цифры, выраженные в российских рублях60. Кстати, в настоящее время только в двух странах СНГ (в России и в Азербайджане) административные штрафы в кодексах определены в национальной валюте, а именно в рублях и манатах61.
3 марта 2008 г. был принят Федеральный закон от № 21-ФЗ «О внесении изменений
57 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями) http://docs.cntd.ru/document/901919347.
58 Ст. 169 - «Нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности» КоАП РСФСР, принятого Постановлением Верховного Совета РСФСР 20 мая 1984 г .
59 Федеральный Закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2005 г. № 19, ст. 1752 (в ред. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
60 Федеральный закон от 22.06.2007 № 116-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.
61 Ст. 25 Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках (Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 года № 906-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.5.2015 г.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики от 2000 г. № 8 (кн. 1), ст. 584.
стр. 44 из 147
в статью 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»62 С чем же было связано на тот период принятие данного федерального закона? Напомним, что еще Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ63 была отменена уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия.
Нарушение же требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влекло административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 20.4. КоАП РФ.
Уголовная же ответственность, предусмотренная ст. 219 УК РФ64 за нарушение правил пожарной безопасности, наступала только тогда, когда данное деяние приводило к причинению по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинению смерти потерпевшему.
Таким образом, из сферы регулирования национального уголовного и федерального административно-деликтного законодательства «выпали»
административные деликты в области пожарной безопасности, повлекшие за собой причинение средней тяжести вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия. За эти правонарушения вообще не было предусмотрено какой-либо юридической
ответственности. Федеральный законодатель внес в абзац первый ч. 3 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, исключив слова «или средней тяжести» и слова «либо без наступления иных тяжких последствий». Федеральный закон 3 марта 2008 года № 21-ФЗ устранил данный правовой пробел и установил административную ответственность в виде административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.
И, наконец, в октябре 2009 года, в связи с принятием годом ранее Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
62 Федеральный закон от 3 марта 2008 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ от 10.03.2008, № 10 (ч. 1), ст. 896.
63 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: http://base.garant.ru/58164344/#help.
64 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015): http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174910.
стр. 45 из 147
безопасности»65, был принят ФЗ № 247-ФЗ66, в соответствии с которым диспозиция ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ получила на тот момент новую редакцию, просуществовавшую до 17 июня 2011 года, т.е. почти три года.
Итак, 3 июня 2011 года Президентом страны был подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности»67, который вступил в силу с 17 июня 2011 года. Данным федеральным законом были внесены значительные изменения в ст. 20.4. КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также в ст.ст. 4.5., 11.16., 19.5., 19.6., 23.1., 28.3., регламентирующие вышеозначенные административно-деликтные правовые отношения.
Рассмотрим содержание некоторых правовых новелл, включенных в КоАП РФ в июне 2011 года, сопроводив их кратким авторским комментарием. Итак, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.5. Кодекса после слов «на розничных рынках» была дополнена словами «о пожарной безопасности», тем самым до одного года был увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Напомним, что ранее он составлял всего лишь два месяца.
Согласно п. 2 вышеназванного Федерального закона абзац второй ст. 11.16. КоАП РФ - «Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте» (речь идет о размере санкции) был изложен в новой редакции, который предусматривал значительное увеличение размера административного штрафа. Так, если в предыдущей редакции данной статьи на граждан мог быть наложен административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей, то теперь диапазон штрафа составил от одной тысячи пятьсот до двух тысяч рублей. Должностным лицам также был увеличен размер административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Федеральный законодатель 3-м пунктом внес три существенных дополнения и в ст. 19.5. КоАП РФ, предусматривающую ответственность за «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор)». В частности, в ст. 19.5.
65 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ от 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3579.
66 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): http://base.garant.ru/12188106/.
67 Федеральный закон от 3 июня 2011 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности»: http://base.garant.ru/12186476/.
стр. 46 из 147
«Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» появились три новых части - 12, 13 и 14 следующего содержания.
Ч. 12 ст. 19.5. Кодекса предусматривает ответственность за «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор». Это деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей; а на юридических лиц - от семидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 13. ст. 19.5. КоАП РФ наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста до ста тысяч рублей за «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания».
В ч. 14 ст. 19.5. Кодекса законодатель предусмотрел ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеназванными ч.ч. 12 и 13 настоящей статьи. Данное деяние влечет за собой наложение
административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, а на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 4 ФЗ от 03 июня 2011 года максимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 19.6. КоАП РФ за «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения» и налагаемый на должностных лиц, также был увеличен с пятисот до пяти тысяч рублей.
И, наконец, проведем сравнительно-правовой анализ содержания предыдущей и новой редакции ст. 20.4. КоАП РФ.
Редакция ст. 20.4. Кодекса образца 2011 года отличалась от предыдущей следующим.
Во-первых, ст. 20.4. Кодекса увеличилась по количеству частей, на тот период она содержала уже не шесть, а восемь самостоятельных частей.
Во-вторых, все части настоящей статьи имели свой самостоятельный состав административного правонарушения, при этом за исключением ч. 2, остальные ранее
стр. 47 из 147
действовавшие части статьи претерпели либо определенные изменения и дополнения, либо вообще получили новую редакцию. Так, например, в ч. 3 (в ред. Федеральных законов от 03.03.2008 г. № 21-ФЗ и от 09.11.2009 г. № 247-ФЗ) ранее предусматривалась ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
В редакции на 2011 года в ч. 3 ст. 20.4. КоАП РФ была предусмотрена ответственность за «нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения». За данное деяние было предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В-третьих, из перечня санкций, предусмотренных в ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ для виновных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц, было изъято административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Здесь, на наш взгляд, сработало пожелание руководства центральных органов исполнительной власти относительно того, что не следует так активно «шельмовать» или (и) «гнобить» малый и средний бизнес.
В-четвертых, наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток на тот период имело место быть только в санкции одной части данной статьи, а именно - в санкции ч. 5, для лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для юридических лиц и повторно совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 или 4 ст. 20.4.
В-пятых, значительно увеличились размеры административных штрафов, налагаемых как на виновных граждан, так и на должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц по всем ранее действовавшим частям статьи. Так, например, в соответствии с ч. 1 данной статьи, нарушение требований пожарной безопасности, за
стр. 48 из 147
исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32. и 11.1. настоящего Кодекса и ч.ч. 3-8 настоящей статьи, могло повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ранее было от пятисот до одной тысячи рублей); на должностных лиц - от шести до пятнадцати тысяч рублей (ранее - от одной до двух тысяч рублей); на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей (ранее - от десяти до двадцати тысяч рублей).
Кстати, что касается максимального размера административного штрафа (на 2011 год), налагаемого на юридическое лицо, то его размер мы находим в санкции ч. 2 статьи. Виновные юридические лица, совершившие нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 3-8 настоящей статьи, в условиях т.н. «особого противопожарного режима» могли быть наказаны административным штрафом на сумму от четырехсот до пятисот тысяч рублей.
В-шестых, ст. 20.4. КоАП РФ была дополнена ч. 7, предусматривающей ответственность за неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно. За данное деяние может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста до ста тысяч рублей.
И, наконец, в-седьмых, в ч. 8 ст. 20.4. КоАП РФ (в редакции на июнь 2011 года) впервые была предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц -от семи до десяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от ста двадцати до ста пятидесяти тысяч рублей [6, с. 39-42].
Но на этом реформирование вышеназванной статьи еще не было завершено. Так, 1 декабря 2012 года федеральный законодатель по инициативе МЧС РФ принял ФЗ № 212 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»68. Этим
68 Федеральный закон от 1 декабря 2012 года ФЗ № 212 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ от 03.12.2012, № 49, ст. 6757
стр. 49 из 147
Федеральным законом ст. 20.4. Кодекса была дополнена новой ч. 6-1, в которой была установлена административная ответственность за «нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека». Данное деяние с 14 декабря 2012 года влечет за собой наложение административного штрафа исключительно только на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Введенная в ст. 20.4. Кодекса правовая новелла (ч. 6-1), в соответствии со ст. 23.34., называвшейся на тот период «Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор», рассматривалась соответствующими должностными лицами органов, входящими в систему МЧС России.
В соответствии с ФЗ № 27-ФЗ от 12 марта 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов»69 ст. 23.34. Кодекса получила новое наименование - «Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор».
Часть 1 вышеназванной статьи также в силу принятых федеральных законов, а именно: ФЗ от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ, от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ и от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ70, приобрела новую редакцию и по состоянию на март 2015 года выглядит следующим образом: «Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст.ст. 14.44-14.46, 20.4 настоящего кодекса».
На март 2015 года ст. 23.34. Кодекса «Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор» выглядит следующим образом.
(Вступил силу с 14 декабря 2012 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.
69 Федеральный закон от 12.03.2014 № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» (принят ГД РФ 28.02.2014): http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3620938.
70 Федеральный закон Российской Федерации от 14 октября 2014 г. 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят ГД РФ 17.09.2014): http ://www.rg.ru/2014/10/17/kontrol-dok.html.
стр. 50 из 147
В ч. 1 ст. 23.34. определено, что органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст.ст. 14.44-14.46, 20.4 настоящего Кодекса. Данная часть статьи приведена нами в редакции Федеральных законов: от 21.10.2013 г. № 274-ФЗ, от 12.03.2014 г. № 27-ФЗ, от
14.10.2014 г. № 307-ФЗ.
В ч. 2 ст. 23.34. (Она приводится нами в редакции Федерального закона от
14.10.2014 г. № 307-ФЗ), определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
п. 1 - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители;
п. 2 - главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители;
п. 3 - главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители;
п. 3.1. - главные государственные инспекторы специальных и воинских
подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители (п. 3.1. приведен в редакции Федерального закона от 19.07.2009 г. № 198-ФЗ71);
п. 4 - государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору;
п. 5 - государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
п. 6) - государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
п. 7 - государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору; (п. 7 в редакции Федерального закона от 19.07.2009 г. № 198-ФЗ);
п. 8 - руководитель структурного подразделения федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при осуществлении федерального государственного лесного надзора
71 Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Принят Государственной Думой РФ 03.07.2009): http://base.garant.ru/12168347/
стр. 51 из 147
(лесной охраны), его заместители (п. 8 был введен Федеральным законом от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ);
п. 9 - руководитель структурного подразделения федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании взрывчатых материалов промышленного назначения, при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного горного надзора, его заместители (п. 9 был введен Федеральным законом от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ);
п. 10 - руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, их заместители (п. 10 был введен Федеральным законом от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ).
Заключительная ч. 3 данной статьи приводится нами в редакции Федерального закона от 03.07.2006 г. № 97-ФЗ . В ней законодатель установил, что должностные лица, указанные в п.п. 5-7 ч. 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только гражданами и должностными лицами.
Таким образом, сравнивая новую действующую редакцию ст. 23.34. с первоначальной редакцией на 01 июля 2002 г., мы можем констатировать, что за неполные 13 лет действия КоАП РФ законодатель весьма расширил административноюрисдикционные полномочия органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор [7]. Напомним, что по состоянию на момент введения КоАП РФ (2001 г.) в действие (с 01 июля 2002 г.) в ч. 1 ст. 23.34. были включены лишь три статьи Особенной части Кодекса, а именно: ст.ст.8.32, 11.16 и 20.4.
Вместе с тем следует также отметить, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.ч. 5 и 6.1. в соответствии с ч. 2 ст. 23.1. КоАП РФ -«Судьи», могут рассматриваться не только вышеназванными органами административной юрисдикции, но также и судьями. Однако это происходит только в тех случаях, когда орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Данные изменения были внесены в российское законодательство Федеральным законом от 1 декабря 2012 года № 212-ФЗ «О 72
72 Федеральный закон от 3 июля 2006 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации»: http://base.garant.ru/12148135/#help.
стр. 52 из 147
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором зафиксировано, что в ч. 2 ст. 23.1. - «Судьи» Кодекса слова «частью 5 статьи 20.4.» следует заменить словами «частями 5 и 6.1 статьи 20.4».
Что же касается должностных лиц, уполномоченных еще на первой стадии административно-деликтного процесса составлять протоколы о нарушении требований пожарной безопасности, то в соответствии со ст. 28.3. - «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 гл. 23 настоящего Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа.
В настоящее время правовой статус должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностных лиц иных государственных органов определяется в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. В нашем случае речь пойдет о правовом анализе постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» , но данный нормативно-правовой акта Правительства страны в настоящей статье не анализируется [3, 8, 9, 10, 11].
Итак, подводя итог, считаем необходимым отметить, что процесс кардинального реформирования федерального законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, по нашему мнению, еще не завершен, а потому депутатам действующего шестого созыва Г осударственной Думы РФ совместно с учёными-административистами и практическими сотрудниками органов Федерального государственного пожарного надзора еще предстоит законодательно устранить ряд спорных и коллизионных проблем, касающихся надлежащего применения
соответствующих административно-деликтных процессуальных норм. Авторы статьи выражают надежду, что они будут решены в процессе подготовки проектов раздельных концептуально новых Административно-деликтного и Административно-деликтного процессуального кодексов страны. 73
73 Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»: http://base.garant.ru/70161266/#help.
стр. 53 из 147
Литература
1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. зам. Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проф. Э.Н. Ренова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: постатейный научно-практический комментарий / под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. А.П. Шергина. - М.: изд-во «Библиотечка Российской газеты», 2002.
3. Татарян, В.Г. Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14.- М.: Московская высшая школа милиции МВД СССР, 1986. - 230 с.
4. Татарян, В.Г. Административная ответственность за нарушение правил, норм и стандартов, обеспечивающих пожарную безопасность: монография. - Ереван: изд-во МВД Республики Армения, 1990. - 368 с.
5. Постатейный научно-практический комментарий к Кодексу РФ об
административных правонарушениях / В.Г. Татарян, Н.П. Мышляев, И.Ш. Килясханов, С.П. Ломтев, Ю.В. Степаненко, Н.И. Побежимова и др. / под ред. проф. А.П. Гуляева и проф. Л.Л. Попова.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во «Экзамен», 2006. - Серия
«Комментарии к кодексам и законам».
6. Татарян, В.Г., Татарян, Е.Е. Реформирование федерального законодательства по вопросам пожарной безопасности // Опыт-анализ-практика «Законы России». - 2012. -№ 3.
7. Татарян, В.Г., Татарян, Е.Е., Черепанов, Е.А. Постатейный научнопрактический комментарий к Главе 23-й КоАП РФ «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» / под общ. научной ред. проф. В.Г. Татаряна. - М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2003. - 436 с.
8. Татарян, В.Г. Административно-процессуальная деятельность
юрисдикционного характера органов Государственного пожарного надзора (Актуальные проблемы теории и практики и пути их решения в Казахстане и России): монография. - В 2-х ч. - Ч. I. - Караганда: изд-во Карагандинской высшей школы МВД Республики Казахстан, 1995. - 176 с.
9. Татарян, В.Г. Административно-процессуальная деятельность
юрисдикционного характера органов Государственного пожарного надзора (Актуальные
стр. 54 из 147
проблемы теории и практики и пути их решения в Казахстане и России): монография. - В 2-х ч. - Ч. II. - Караганда: изд-во Карагандинской высшей школы МВД Республики Казахстан, 1995. - 240 с.
10. Татарян, В.Г. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовые проблемы теории и практики: монография. - В 2-х ч. - Ч. I. - Алматы: изд-во МВД Республики Казахстан, 1996. - 277 с.
11. Татарян, В.Г. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовые проблемы теории и практики: монография. - В 2-х ч. - Ч. II I. - Алматы: изд-во МВД Республики Казахстан, 1996. - 368 с.
LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF FIRE SAFETY: ANALYSIS OF CHANGES OVER THE PAST DECADE
Tatarian Vladilen Gaykovich, PhD (Dr. Sc.) in Law, Professor of the Department of legal disciplines, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia,
Tatarian Elena Evgenievna, Associate Professor, Department of legal disciplines,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
This article analyzes the federal law on administrative responsibility for violation offire safety requirements. The authors, in particular, studied and analyzed in detail the federal laws, which the legislator over the last decade that made very substantial changes and additions to the relevant articles of the Administrative Code (the Administrative Code), as well as considered the changes that have occurred with these norms, the regularities and the correlation between the legislative wording and the social, economic and political changes taking place in a specific historical period of development of the state.
The authors make proposals for the development of this legislation, to simplify its use for law enforcers, to clarify the meaning of legal wording.
The process offundamental reform offederal legislation providing for responsibility for the violation of fire safety requirements, has not yet been completed, but because the current deputies of the sixth convocation of the State Duma of the Russian Federation together with the scientists and administrative officers of the Federal State supervising the fire safety laws have yet to resolve a number of contentious issues and conflicts, related to the proper application of the relevant administrative procedures.
Keywords: administrative responsibility, fire safety requirements, an administrative offense, types of administrative penalties imposed for violation of fire safety requirements
References
1. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh
pravonarusheniiakh [Commentary on the Code of Administrative Offences] / pod obshch. red.
стр. 55 из 147
zam. Predsedatelia Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiiskoi Federatsii prof. E.N. Renova. - M.: NORMA-INFRA-M, 2002.
2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: postateinyi nauchno-prakticheskii kommentarii [Code of the Russian Federation on Administrative Offences: itemized scientific and practical commentary] / pod red. Zasluzhennogo deiatelia nauki RF, d-ra iurid. nauk, prof. A.P. Shergina. - M.: izd-vo «Bibliotechka Rossiiskoi gazety», 2002.
3. Tatarian, V.G. Administrativnaia otvetstvennost' za narushenie pravil pozharnoi bezopasnosti [Administrative responsibility for violation of fire safety rules]: dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.14.- M.: Moskovskaia vysshaia shkola militsii MVD SSSR, 1986. - 230 p.
4. Tatarian, V.G. Administrativnaia otvetstvennost' za narushenie pravil, norm i standartov, obespechivaiushchikh pozharnuiu bezopasnost' [Administrative responsibility for violation of the rules, norms and standards to ensure fire safety]: monografiia. - Erevan: izd-vo MVD Respubliki Armeniia, 1990. - 368 p.
5. Postateinyi nauchno-prakticheskii kommentarii k Kodeksu RF ob administrativnykh pravonarusheniiakh [Article by article scientific and practical commentary to the Code of Administrative Violations] / V.G. Tatarian, N.P. Myshliaev, I.Sh. Kiliaskhanov, S.P. Lomtev, Iu.V. Stepanenko, N.I. Pobezhimova i dr. / pod red. prof. A.P. Guliaeva i prof. L.L. Popova.. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: izd-vo «Ekzamen», 2006. - Seriia «Kommentarii k kodeksam i zakonam».
6. Tatarian, V.G., Tatarian, E.E. Reformirovanie federal'nogo zakonodatel'stva po voprosam pozharnoi bezopasnosti [Reforming the federal legislation on fire safety] // Opyt-analiz-praktika «Zakony Rossii». - 2012. - № 3.
7. Tatarian, V.G., Tatarian, E.E., Cherepanov, E.A. Postateinyi nauchno-prakticheskii kommentarii k Glave 23-i KoAP RF «Sud'i, organy, dolzhnostnye litsa, upolnomochennye rassmatrivat' dela ob administrativnykh pravonarusheniiakh» [Article by article scientific and practical commentary to Chapter 23 minutes of the Administrative Code "The judges, agencies, officials, authorized to consider cases on administrative offenses"] / pod obshch. nauchnoi red. prof. V.G. Tatariana. - M.: Akademiia nalogovoi politsii FSNP Rossii, 2003. - 436 p.
8. Tatarian, V.G. Administrativno-protsessual'naia deiatel'nost' iurisdiktsionnogo kharaktera organov Gosudarstvennogo pozharnogo nadzora (Aktual'nye problemy teorii i praktiki i puti ikh resheniia v Kazakhstane i Rossii) [Administrative and procedural activities jurisdictional State Fire Safety Inspectorate (Actual problems of theory and practice and
стр. 56 из 147
solutions in Russia and Kazakhstan)]: monografiia. - V 2-kh ch. - Ch. I. - Karaganda: izd-vo Karagandinskoi vysshei shkoly MVD Respubliki Kazakhstan, 1995. - 176 p.
9. Tatarian, V.G. Administrativno-protsessual'naia deiatel'nost' iurisdiktsionnogo kharaktera organov Gosudarstvennogo pozharnogo nadzora (Aktual'nye problemy teorii i praktiki i puti ikh resheniia v Kazakhstane i Rossii) [Administrative and procedural activities jurisdictional State Fire Safety Inspectorate (Actual problems of theory and practice and solutions in Russia and Kazakhstan)]: monografiia. - V 2-kh ch. - Ch. II. - Karaganda: izd-vo Karagandinskoi vysshei shkoly MVD Respubliki Kazakhstan, 1995. - 240 p.
10. Tatarian, V.G. Obespechenie pozharnoi bezopasnosti: administrativno-pravovye problemy teorii i praktiki [Fire safety: administrative-legal theory and practice]: monografiia. -
V 2-kh ch. - Ch. I. - Almaty: izd-vo MVD Respubliki Kazakhstan, 1996. - 277 p.
11. Tatarian, V.G. Obespechenie pozharnoi bezopasnosti: administrativno-pravovye problemy teorii i praktiki [Fire safety: administrative-legal theory and practice]: monografiia. -
V 2-kh ch. - Ch. II I. - Almaty: izd-vo MVD Respubliki Kazakhstan, 1996. - 368 p.