Научная статья на тему 'Отмена льгот по орденам и медалям СССР после окончания Великой Отечественной войны: экономические причины'

Отмена льгот по орденам и медалям СССР после окончания Великой Отечественной войны: экономические причины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4254
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / НАГРАДЫ / НАГРАДНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / USSR / AWARDS / AWARD SYSTEM / FINANCE / ECONOMICS / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Запарий Владимир Васильевич, Шуняков Дмитрий Викторович

Введение. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) для поощрения военнослужащих на фронте и тружеников в тылу государством было учреждено большое количество наград в дополнение к имеющимся на момент начала войны. Награжденные многими орденами и медалями получали ежемесячную материальную выплату, дифференцированную в зависимости от значимости награды, а также различные льготы по проезду, оплате налогов и т. п. Спустя всего два года после окончания войны все льготы и выплаты были упразднены. В статье предпринята попытка рассмотреть обстоятельства отмены выплат по государственным наградам на фоне тяжелой экономической и политической ситуации, в которой оказался СССР после окончания войны. Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались архивные материалы, опубликованные данные официальной статистики, а также научная литература. Теоретико-методологическую основу исследования составили методы социально-экономической истории. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности и системности. Необходимость обработки количественных данных обусловила использование статистического метода. Результаты. На основе изучения архивных и опубликованных источников, а также имеющейся научной литературы были рассмотрены условия, факторы и основные параметры развития экономической ситуации в Советском Союзе. В первые послевоенные годы СССР находился в тяжелой экономической ситуации. Этому способствовали следующие факторы: огромные материальные затраты в ходе войны, сопоставимые с затратами основных союзников вместе взятых; засуха и неурожай 1946-1947 гг., приведшие к голоду и резкому ухудшению уровня жизни населения; экономическая и финансовая помощь странам «народной демократии» Центральной и Восточной Европы; огромные затраты на Вооруженные силы и «атомный проект» в связи с началом холодной войны. Обсуждение и заключение. Сумма выплат по орденам и медалям была просто огромной, в 1945 г. составляющей 1,2 % всего государственного бюджета страны. Несмотря на признание заслуг фронтовиков в победе, государство в тяжелейшей послевоенной экономической ситуации было просто не в состоянии обеспечить материальные выплаты по наградам. С одной стороны, перенаправление значительных финансовых средств, как и ряд других мер, позволило сравнительно выправить экономическую ситуацию. Уже в 1948 г. была отменена карточная система и снижены цены на многие жизненно необходимые товары (например, в Великобритании карточки были отменены только в 1954 г.). С другой стороны, отмена льгот подорвала престиж государственных наград в глазах фронтовиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cancellation of Benefits for Orders and Medals of the USSR after the End of World War II: economic reasons

Introduction. During the great Patriotic war (1941-1945) to encourage soldiers at the front and workers in the rear, the state established a large number of awards in addition to those available at the beginning of the war. Awarded persons by many orders and medals received a monthly material payment, differentiated depending on the significance of the award, as well as various benefits for travel, payment of taxes, etc. Only two years after the end of the war, all benefits and payments were abolished. The article attempts to consider the circumstances of cancellation of payments for state awards against the background of the difficult economic and political situation in which the USSR found itself after the war. Materials and Methods. Archival materials, published data of official statistics, as well as scientific literature were used to solve the research tasks. The theoretical and methodological basis of the study were the methods of socio-economic history. The study was conducted on the basis of the principles of historicism, objectivity and consistency. The need to process quantitative data led to the use of the statistical method. Results. On the basis of the study of archival and published sources, as well as available scientific literature, the conditions, factors and main parameters of the economic situation in the Soviet Union were considered. For the first time in the postwar years, the USSR was in a difficult economic situation. This was facilitated by the following factors: huge material costs during the war, comparable to the costs of the main allies combined; drought and crop failure 1946-1947 leading to starvation and a dramatic deterioration of the standard of life; economic and financial assistance to countries “people’s democracies” of Central and Eastern Europe; the enormous costs of Armed forces and the “atomic project” in connection with the beginning of the cold war. Discussion and Conclusion. The amount of payments for orders and medals was simply huge, in 1945, amounting to 1.2 % of the total state budget of the country. Despite recognition of merits of veterans in a victory, the state in the hardest post-war economic situation was simply not able to provide material payments on awards. On the one hand, the redirection of significant financial resources, as well as a number of other measures, allowed to improve the economic situation relatively. Already in 1948, the card system was abolished and prices for many vital goods were reduced (for example, in the UK, cards were abolished only in 1954). On the other hand, the abolition of benefits undermined the prestige of state awards in the eyes of veterans.

Текст научной работы на тему «Отмена льгот по орденам и медалям СССР после окончания Великой Отечественной войны: экономические причины»

опыт плановой экономики

experience of the planned economy

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.047.015.201904.386-394

УДК 908

В. В. запарий1, Д. В. шуняков2

1 Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

(Екатеринбург, Россия), e-mail: vvzap@mail.ru

2 Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

(Екатеринбург, Россия), e-mail: konigsberg039@mail.ru

Отмена льгот по орденам и медалям СССР после окончания Великой Отечественной войны: экономические причины

Введение. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) для поощрения военнослужащих на фронте и тружеников в тылу государством было учреждено большое количество наград в дополнение к имеющимся на момент начала войны. Награжденные многими орденами и медалями получали ежемесячную материальную выплату, дифференцированную в зависимости от значимости награды, а также различные льготы по проезду, оплате налогов и т. п. Спустя всего два года после окончания войны все льготы и выплаты были упразднены. В статье предпринята попытка рассмотреть обстоятельства отмены выплат по государственным наградам на фоне тяжелой экономической и политической ситуации, в которой оказался СССР после окончания войны. Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались архивные материалы, опубликованные данные официальной статистики, а также научная литература. Теоретико-методологическую основу исследования составили методы социально-экономической истории. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности и системности. Необходимость обработки количественных данных обусловила использование статистического метода. Результаты. На основе изучения архивных и опубликованных источников, а также имеющейся научной литературы были рассмотрены условия, факторы и основные параметры развития экономической ситуации в Советском Союзе. В первые послевоенные годы СССР находился в тяжелой экономической ситуации. Этому способствовали следующие факторы: огромные материальные затраты в ходе войны, сопоставимые с затратами основных союзников вместе взятых; засуха и неурожай 1946-1947гг., приведшие к голоду и резкому ухудшению уровня жизни населения; экономическая и финансовая помощь странам «народной демократии» Центральной и Восточной Европы; огромные затраты на Вооруженные силы и «<атомный проект»» в связи с началом холодной войны. Обсуждение и заключение. Сумма выплат по орденам и медалям была просто огромной, в 1945 г. составляющей 1,2 % всего государственного бюджета страны. Несмотря на признание заслуг фронтовиков в победе, государство в тяжелейшей послевоенной экономической ситуации было просто не в состоянии обеспечить материальные выплаты по наградам. С одной стороны, перенаправление

© Запарий В. В., Шуняков Д. В., 2019

386

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 15, № 4. 2019

значительных финансовых средств, как и ряд других мер, позволило сравнительно выправить экономическую ситуацию. Уже в 1948 г была отменена карточная система и снижены цены на многие жизненно необходимые товары (например, в Великобритании карточки были отменены только в 1954 г). С другой стороны, отмена льгот подорвала престиж государственных наград в глазах фронтовиков.

Ключевые слова: СССР, награды, наградная система, финансы, экономика, холодная война. Для цитирования: Запарий В. В., Шуняков Д. В. Отмена льгот по орденам и медалям СССР после окончания Великой Отечественной войны: экономические причины // Экономическая история. -2019. - Т. 15. - № 4. - С. 386-394. DOI: 10.15507/2409-630Х.047.015.201904.386-394.

Vladimir V. Zapariy1, Dmitry V. Shunyakov2

1 Ural Federal University named after. B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), e-mail: vvzap@mail.ru

2 Ural Federal University named after. B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia),

e-mail: konigsberg039@mail.ru

Cancellation of Benefits for Orders and Medals of the uSSR after the End of World War II: economic reasons

Introduction. During the great Patriotic war (1941-1945) to encourage soldiers at the front and workers in the rear, the state established a large number of awards in addition to those available at the beginning of the war Awarded persons by many orders and medals received a monthly material payment, differentiated depending on the significance of the award, as well as various benefits for travel, payment of taxes, etc. Only two years after the end of the war, all benefits and payments were abolished. The article attempts to consider the circumstances of cancellation of payments for state awards against the background of the difficult economic and political situation in which the USSR found itself after the war Materials and Methods. Archival materials, published data of official statistics, as well as scientific literature were used to solve the research tasks. The theoretical and methodological basis of the study were the methods of socio-economic history. The study was conducted on the basis of the principles of historicism, objectivity and consistency. The need to process quantitative data led to the use of the statistical method. Results. On the basis of the study of archival and published sources, as well as available scientific literature, the conditions, factors and main parameters of the economic situation in the Soviet Union were considered. For the first time in the postwar years, the USSR was in a difficult economic situation. This was facilitated by the following factors: huge material costs during the war, comparable to the costs of the main allies combined; drought and crop failure 1946-1947 leading to starvation and a dramatic deterioration of the standard of life; economic and financial assistance to countries "people's democracies' ' of Central and Eastern Europe; the enormous costs of Armed forces and the "atomicproject"in connection with the beginning of the cold war Discussion and Conclusion. The amount of payments for orders and medals was simply huge, in 1945, amounting to 1.2 % of the total state budget of the country. Despite recognition of merits of veterans in a victory, the state in the hardest post-war economic situation was simply not able to provide material payments on awards. On the one hand, the redirection of significant financial resources, as well as a number of other measures, allowed to improve the economic situation relatively. Already in 1948, the card system was abolished and prices for many vital goods were reduced (for example, in the UK, cards were abolished only in 1954). On the other hand, the abolition of benefits undermined the prestige of state awards in the eyes of veterans. Keywords: USSR, awards, award system, finance, economics, cold war.

For citation: Zapariy V. V., Shunyakov D. V. Cancellation of Benefits for Orders and Medals of the USSR after the End of World War II: economic reasons. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(4): 386-394. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.047.015.201904.386-394.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Для уничтожения фашизма на фронт ушли 29,5 млн чел., а с учетом кадрового состава Вооруженных сил на начало войны -фактически 34,5 млн чел. (37 % всего мужского населения СССР). Демографические потери СССР составили 26,6 млн чел.: 8,66 млн (32,5 %) из них военнослужащие, 17,94 млн (67,5 %) - гражданские лица1. Для мобилизации населения на борьбу с врагом, кроме всего прочего, правительство учредило в годы войны новые ордена и медали для награждения отличившихся [13]. Число награждений за годы Великой Отечественной войны огромно: одни источники называют цифру в 11 млн 479 тыс. 655 награждений2, другие - в 13 млн [3, т. 1, с. 639]. Ряд наград содержал ежемесячную материальную выплату. Миллионы фронтовиков, вернувшиеся с победой домой, справедливо рассчитывали на признание их заслуг, в том числе с материальной стороны. Однако в 1947 г. все выплаты и льготы по наградам были отменены. Авторы статьи считают, что причиной отмен льгот награжденным является тяжелая экономическая ситуация в СССР в послевоенные годы.

Материалы и методы

Основной источниковой базой исследования стали материалы, опубликованные в труде Н. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», а также «Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 19411945 гг.» Института экономики Академии наук СССР [7]. В этих трудах исследован процесс мобилизации экономики СССР в годы войны, значение и роль экономики в победе над врагом, проанализированы основные отрасли промышленности, сельского хозяйства, финансовой системы, транспорта, торговли и снабжения населения в ходе войны. Мобилизированная и военизированная экономика оказывала значитель-

ное влияние на деятельность государства в первые послевоенные годы.

В монографии В. Ф. Зимы «Голод в СССР в 1946-1947 гг.: происхождение и последствия» и статье К. А. Болдовского «"Постановление правительства застало нас врасплох..." Мероприятия по экономии хлеба в партийных сводках 1946 г.» [1; 6] рассмотрены причины голода 1946-1947 гг. как природные (засуха и, как следствие, неурожай), объективные (разрушенная войной инфраструктура колхозов и совхозов, нехватка работников в сельском хозяйстве из-за огромных потерь в людях в ходе войны), а также субъективные (экономическая и внешняя политика государства). Проанализированы масштабы и последствия голода для страны.

В монографиях О. А. Черемных и А. С. Шевлякова «Будни тылового города. Материально-бытовое положение горожан Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», атакже М. Н. Федченко «Повседневная жизнь советского человека (1945-1991 гг.)» [11; 12] исследовано материально-бытовое положение гражданского населения СССР в войну и первые послевоенные годы, проанализированы уровень цен и заработной платы населения, трудности быта.

Кроме того, авторами проанализированы нормативно-правовые документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, в частности справки о размере ежемесячных денежных выплат по государственным наградам и сумме расходов государства на реализацию льгот награжденным. Анализ этих материалов позволяет сделать вывод о колоссальных финансовых расходах по данной статье государственного бюджета.

Обращение к мемуарам участников войны позволило от первого лица узнать отношение к действиям государства по стабилизации экономической ситуации.

1 Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание / Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андронников, П. Д. Буриков, В. В. Гуркин. - М. : Вече, 2010. - С. 36, 41.

2 Справка о количестве награждений орденами и медалями СССР за время войны // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 7523. - Оп. 17. - Д. 353. - Л. 12.

Анализ воспоминаний позволяет сделать вывод о негативной реакции награжденных государственными наградами на отмену льгот.

В основу методологии работы положены общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение), а также специальные методы исторического исследования, прежде всего метод системного анализа, что позволило показать процесс отмены материальных выплат награжденным орденами и медалями на фоне экономических процессов в СССР в послевоенные годы.

Результаты

Советский Союз за годы войны понес огромные материальные потери. 1,9 млн кв. км территории СССР (8,4 % от общей площади), на которой проживало 45 % населения, было временно оккупировано врагом, разрушено 1 710 городов, 70 тыс. деревень, около 6 млн зданий, 32 тыс. предприятий и фабрик, 1 870 железнодорожных мостов и др. Ущерб составил 30 % национального богатства (в районах, подвергшихся оккупации, - около 67 %) [3, т. 10, с. 682, 687]. Общие материальные издержки составили: 679 млрд руб. - потери от прямого уничтожения и разграбления общественного и личного имущества; 582,4 млрд руб. -бюджетные расходы на войну; 1 трлн 307,6 млрд руб. составили косвенные издержки, связанные с потерями государственных предприятий, колхозов и населения в результате оккупации. Всего 2 трлн 569 млрд руб. (485 млрд долл.) [4, с. 162]. Для сравнения (в млрд долл.): Германия - 320; США -275; Англия с Канадой - 126,9; Италия - 94; Япония - 56 и Франция - 36,5 [7, с. 605]. Приведенные цифры свидетельствуют, что материальные затраты СССР в войне превысили таковые основных союзников по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания, Франция) вместе взятых.

Для компенсации понесенного экономического ущерба СССР в качестве репарации получил от Германии и Японии: националь-

ные богатства (промышленное оборудование, суда, подвижной состав, акции промышленных и других предприятий и т. д.); ежегодные товарные поставки продукции; использование германского и японского труда (прежде всего военнопленных). Общая сумма репараций в пользу СССР составила около 15,8 млрд долл. (400 млрд долл. по нынешнему курсу), что составляло 23 % ВВП Германии на конец 1940-х гг. (для советской зоны оккупации - ГДР эта цифра составляет около 60 %) [10].

Одновременно с получением репараций СССР производил выплаты США и Великобритании за поставленную в годы войны технику, продукцию по программе ленд-лиза. Всего Советский Союз по программе ленд-лиза получил помощи от США на 11,319 млрд долл., из Великобритании - на сумму в 1,693 млрд долл. (420 млн ф. ст.), из Канады -200 млн долл. Общая сумма всех поставок составила 13,212 млрд долл., задолженность по платежам на момент окончания войны - 461,1 млн долл. (погашение задолженности продолжается до сих пор, окончательный срок установлен к 2030 г.) [2, с. 166, 176].

Кроме того, Советский Союз оказывал экономическую помощь многим странам Центральной и Восточной Европы. Красная армия на пути к Берлину освободила 484 городов в Европе (Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, а также Югославии), а также двух странах Азии - Китае и Корее3. Практически во всех этих странах после освобождения возникли просоветские коммунистические правительства. По этой причине они не могли рассчитывать на экономическую помощь от США по «плану Маршалла». Урон, понесенный странами в войне, сильно различался. Некоторые практически не пострадали. Материальные потери других стран были значительны: скажем, Польше был нанесен ущерб в 50 млрд долл. (около 600 млрд долл. сегодня), или 38 % национального богатства.

Освобождение городов : справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев [и др.]. - М. : Воениздат, 1985. - С. 23.

После подписания мирных договоров со странами Центральной и Восточной Европы объем экономической помощи со стороны Советского Союза был значительным. В Польшу было поставлено 250 тыс. т железной руды, 30 тыс. т марганцевой руды, 25 тыс. т хлопка, 40 тыс. т апатита и много другого сырья; в Болгарию - 120 тыс. т нефтепродуктов, 11 тыс. т хлопка, 73 тыс. т металлов, Венгрии было передано 11 тыс. т горючего, 700 т смазочного масла и 500 автомобилей. Объем поставок в другие страны также был существенным. Кроме поставок продукции и сырья в натуральной форме, СССР предоставлял «странам народной демократии» кредиты на льготных условиях: под ставку 3 %, после 1948 г. - 2 % (некоторые кредиты были беспроцентными, например, Польше в 1944 и Румынии в 1947 гг.). В

1945-1948 гг. кредиты Польше были предоставлены на сумму 20,6 млн руб. золотом, Югославии - 179 млн руб. Помощь Советского Союза позволила странам Центральной и Восточной Европы быстро восстановить промышленность и хозяйство. Скажем, к концу 1949 г. Польша по промышленной продукции на 70 % превысила довоенный уровень в 1938 г. [9, с. 488-491].

Ущерб, нанесенный советскому сельскому хозяйству оккупантами, усугубился засухой 1946 г. Ослабленные колхозы и совхозы не могли противостоять стихийному бедствию, следствием чего стало резкое сокращение производства сельской продукции в 1946 г. и, как следствие, голода

1946-1947 гг. Всего было собрано лишь 17,5 млн т хлеба (44 % от обычного сбора). Из общего количества 11,6 млн т хлеба (66,2 %) направлено на внутренние нужды государства, 4,8 млн т (27,4 %) поступило в госрезерв и 1,1 млн т (6,3 %) отправлено на экспорт. Урожайность картофеля и овощей составила соответственно 53 и 50 % от обычной нормы [6, с. 29, 35].

Государство приняло жесткие меры в сложившихся условиях. Секретными постановлениями Совмина и ЦК ВКП (б) от 14 июля и 17 октября 1946 г. созданы внутренние глубинные пункты для приема и хране-

ния зерна (всего к середине 1947 г. насчитывалось 28,6 тыс. таких пунктов) [6, с. 29, 34]. 6 сентября того же года на основании решения Политбюро были повышены цены на хлеб в три раза. Жительница Кургана Е. Жарова вспоминала: «Наступает здесь жизнь трудная, так как сначала хлеб один килограмм стоил рубль, а теперь 3 рубля 20 копеек, и раньше хлеба получали по 500 грамм, а сейчас уже по 250 грамм» [Цит. по: 11, с. 9]. 27 сентября 1946 г. постановлением Совмина и ЦК ВКП (б) «Об экономии в расходовании хлеба» 27 млн чел. (из них 23 млн (85 %) сельского населения) лишились продовольственных карточек. Кроме того, снижались нормы выдачи хлеба по карточкам: снабжаемым иждивенцам с 300 до 250 г в день, детям - с 400 до 300 г в день. Прежде всего это касалось иждивенцев (детей младше 14 и людей старше 60 лет), а также неработающих «трудоспособных», в том числе больных и инвалидов третьей группы [1, с. 265, 266]. Работница Звериноголов-ского колхоза Курганской области М. Васильева писала подруге в письме: «Паек всем отказали, дают хлеб только партактиву, а я вот работаю, а мне хлеба нет. И знаешь, Мария, хлеба нигде не купишь. уже один пуд стоит 400 рублей. Ты только подумай: мужей побили, а детей решили заморить с голоду» [Цит. по: 11, с. 8]. Впрочем, были и такие, которые поддерживали лишение карточек отдельных категорий населения. Например, в Горьком токарь завода «Серп и Молот» заявил: «Хорошо, что не выдается хлеба неработающим иждивенцам. Промышленности нужны рабочие руки, а они сидят дома и ничего не делают, а карточки получают» [Цит. по: 1, с. 271].

Все это привело к низкому уровню жизни советских людей. «Кончилась война, а в наши семьи еще больше пришла нищета. Люди обессилели от работы, голода, холода, - вспоминала работница колхоза «Заветы Ильича» Сергачского района Горьковской области М. Евдокимова. - После зимы ходили в поле, собирали оставшуюся гнилую картошку, свеклу, лебеду, клевер, толкли картофельную ботву. Все это ели. Молоко, мясо,

яйца, шерсть сдавали государству» [Цит. по: 11, с. 11, 12]. Дефицит продуктов привел к их резкому подорожанию. В ряде крупных городов стоимость килограмма ржаного хлеба составляла 18-20 руб., на рынке за пуд хлеба просили 350 руб. Цены на мясо и жиры возросли на 35 %, картофель и овощи подорожали в 1,5-2,0 раза. Справочно, в 1946 г. заработная плата 78 % рабочих и служащих страны составляла менее 600 руб./мес. [1, с. 274, 275, 281]. Голод в районах Черноземного Центра, Средней и Нижней Волги, Северного Кавказа, юга Украины и Молдавии привел к недоеданию, употреблению травы и суррогатов и даже каннибализму, что сопровождалось массовой миграцией, всплеском преступности, беспризорностью и распространению различных болезней (дистрофия, тиф и т. п.) [6, с. 95]. Число погибших в 1946-1948 гг. от голода, болезней и последствий, связанных с ними, оценивается в 2 млн чел. [1, с. 265].

После окончания Второй Мировой войны бывшие союзники стали врагами. После знаменитой речи У Черчилля 5 марта 1946 г. началась холодная война, сопровождавшаяся гонкой вооружения. Советский Союз был вынужден для сохранения паритета вкладывать колоссальные средства на перевооружение армии. В 1945 г. затраты на оборону составили 128,2 млрд руб. (42,4 %) при государственном бюджете 302 млрд руб. [9, с. 442]. Подобный уровень расходов сохранялся и в дальнейшем. Кроме непосредственных затрат на военные нужды, огромные деньги вкладывались в «атомный проект». На его реализацию только в 19501951 гг. были утверждены капиталовложения в размере 19,96 млрд руб.4 Высокий уровень расходов наблюдался и в 1945-1949 гг.

Существовала и еще одна значимая статья расходов - социальные льготы награж-

денным государственными наградами. Количество наград, обеспечивающих право на получение ежемесячной материальной выплаты, составляло 11 млн 922 тыс. 733 шт. [3, т. 1, с. 631-639]. Герой Советского Союза получал 50 руб. в месяц. За ордена и медали выплаты составляли (руб./мес.): за орден Ленина - 25; ордена Красного Знамени и Отечественной войны I ст. - 20; ордена Отечественной войны II ст., Красной Звезды, Славы I ст. - 15; орден Славы II ст., медали «За отвагу» и Ушакова - 10; орден Славы III ст., медали «За боевые заслуги» и Нахимова - 5 руб. За остальные ордена и медали денежных выплат не полагалось5. Материальная выплата имела большое значение для фронтовиков. Л. Е. Рубинчик рассказывал о таком случае. После войны его двоюродному брату вручали орден Александра Невского за события разведпоиска в 1943 г. При вручении брат спросил у военкома, сколько полагается денег за орден. Узнав, что ничего, он закричал: «Дайте мне тогда [медаль. - Прим. авт.] «За отвагу» [8]. Кроме непосредственных ежемесячных выплат за ордена и медали, кавалерам полагались и льготы в виде бесплатного проезда, по коммунальным услугам, по уплате подоходного налога и ряд других. Количество награждений, величина ежемесячной выплаты по ним, а также различные льготы награжденным в итоге аккумулировались в огромную сумму - 3 млрд 455 млн 900 тыс. руб. в год6, или 1,2 % от государственного бюджета 1945 г.

Надо отметить, что для награжденных выплаты по орденам и медалям суммировались. Рассмотрим пример первого трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрыш-кина. За заслуги и отличия в годы войны А. И. Покрышкин был награжден следующими наградами (из числа тех, за которые

4 Атомный проект СССР: Документы и материалы : в 3 т. - Саров : РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000. - Т. 2. - Кн. 5. - С. 643.

5 Справка о размере ежемесячных денежных выплат по орденам и медалям СССР // ГАРФ. - Ф. Р-7523. -Оп. 39. - Д. 82 - Л. 6.

6 Справка о сумме расходов, связанных с предоставлением льгот награжденным орденами и медалями СССР // ГАРФ. - Ф. Р-7523. - Оп. 39. - Д. 82. - Л. 5.

полагалась материальная выплата): тремя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза; двумя орденами Ленина; тремя орденами Красного Знамени; орденом Отечественной войны I ст.; медалью «За боевые заслуги»7. Таким образом, за награды ему ежемесячно полагалась выплата в 285 руб. Много это или мало? Для сравнения приведем уровень заработных плат после окончания войны в Новосибирске. Заработная плата составляла (руб./мес.): уборщица - 110; сторож - 115; делопроизводитель - 200; товаровед и экономист -450; начальник управления - 800; председатель райисполкома - 1 500. Необходимо учитывать, что зарплату не всегда выдавали вовремя, с опозданием на 2-3 месяца. Кроме того, рабочих и служащих заставляли «добровольно» подписываться на военные займы, государственные лотереи и т. п. [12, с. 93, 94, 109].

В 1947 г., указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября «О льготах и преимуществах, предоставляемых награжденным орденами и медалями СССР» и от 16 декабря «О внесении изменений в законодательство СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 г. «О льготах и преимуществах, предоставляемых награжденным орденами и медалями СССР» с 1 января 1948 г. денежные выплаты по наградам и социальные льготы награжденным были отменены8.

Отмена льгот вызвала бурю негодования у фронтовиков. Из воспоминаний участника войны Л. Е. Рубинчика: «.сначала за награды платили. Мои ордена стоили:

Красной Звезды - 15 рублей в месяц, Красного Знамени - 25. медаль «За отвагу» приносила червонец. А деньги за награды выдавать перестали как-то очень быстро. Посчитали, наверное, во сколько это обойдется.» [8]. Б. Горбачевский вспоминал: «С 1946 года в жизни фронтовиков наступили внезапные перемены. сняли денежные надбавки к орденам и материальные льготы, положенные орденоносцам. Событие это взбудоражило умы людей и породило различные толки. В знак протеста многие фронтовики перестали носить ордена и медали, том числе и я» [5].

Заключение

Таким образом, после победы в Великой Отечественной войне Советский Союз оказался в тяжелой политической и экономической ситуации. Оказавшись в изоляции на мировой политической арене, вынужденный вкладывать огромные средства на оборону и помощь странам Центральной и Восточной Европы, СССР мог рассчитывать исключительно на «внутренние» резервы. В связи с этим решения руководства страны об отмене льгот и выплат по государственным наградам и перенаправление их на нужды экономики кажутся логичными и экономически обоснованными. К сожалению, отмена льгот, несомненно, вызвала недовольство большого количества людей, сразу лишившихся значительных финансовых средств, поставив под сомнение получение соответствующего почета и уважения в обществе. Однако в тот тяжелый исторический момент государство не нашло иных вариантов для выправления экономической ситуации.

Библиографический список

1. Болдовский К. А. «Постановление правительства застало нас врасплох.». Мероприятия по экономии хлеба в партийных сводках 1946 г. // Новейшая история России. - 2013. - № 2. -С. 265-282.

2. Бутенина Н. В. Ленд-лиз: сделка века. - М. : ГУ ВШЭ, 2004. - 312 с.

3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов : в 12 т. - М. : Кучково поле, 2011-2015.

Авиация : энциклопедия / гл. ред. Г. П. Свищев. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 429.

Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Ю. И. Мандельштама. - М. : Госюриздат, 1956. - С. 300-303.

4. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М. : Госполитиздат, 1948. - 192 с.

5. Горбачевский Б. Победа вопреки Сталину. Фронтовик против сталинистов. Опровержение мифа о «военном гении Вождж> [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ЛитМир. - URL: https: // www.litmir.me/br/?b=239081&p=1.

6. Зима В. Ф. Голод в СССР в 1946-1947 гг.: происхождение и последствия. - М. : РАН, Ин-т Рос. истории, 1996. - 265 с.

7. История мировой экономики / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М. : Юнити, 2002. -727 с.

8. Малыгина Н. Война глазами солдата, как я ее вижу [Электронный ресурс] / Сайт Мемориал: Проект «Уроки истории». - URL: https://urokiistorii.ru/article/251.

9. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / АН СССР, Ин-т экономики. - М. : Наука, 1970. - 503 с.

10. Суржик Д. В. Репарации Советскому Союзу после Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Сайт «Всемирная история». - URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ rieparatsii_sovietskomu_soiuzu.

11. Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945-1991 гг.) : монография. -Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2009. - 230 с.

12. Черемных О. А., Шевляков А. С. Будни тылового города. Материально-бытовое положение горожан Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Томск : Изд-во Томского университета, 2017. - 218 с.

13. Шуняков Д. В. Развитие советской наградной системы и поощрений военнослужащих в 1941-1945 гг. // Военно-исторический журнал. - 2018. - № 4. - С. 30-37.

References

1. Boldovsky K. A. "The Government's Decision Took us by Surprise...". Measures to Save Bread in Party Reports 1946. Novejshaya istoriyaRossii = The Newest History of Russia. 2013; 2: 265282. (In Russ.).

2. Butenina N. V. Lend-lease: deal of the century. Moscow, 2004, 312 p. (In Russ.).

3. The Great Patriotic war of 1941-1945: in 12 vols. Moscow, 2011-2015. (In Russ.).

4. Voznesensky N. Military Economy of the USSR during the Great Patriotic War. Moscow, 1948, 192 p. (In Russ.).

5. Gorbachev B. Victory in Spite of Stalin. Front-Line Soldier against the Stalinists. A Refutation of the Myth of "military genius Leader". Electronic Library Liter. http://www.litmir.me/ br/?b=239081&p=1. (In Russ.).

6. Zima V. F. Famine in the USSR in 1946-1947: Origin and Consequences. Moscow, 1996, 265 p. (In Russ.).

7. History of the World Economy: ed. by G. B. Polyak, A. N. Markova. Moscow, 2002, 727 p. (In Russ.).

8. Malygina N. War through the Eyes of a Soldier, as I see it. Site "Memorial": project "Lessons of history". URL: https://urokiistorii.ru/article/251.

9. Soviet Economy during the Great Patriotic War. 1941-1945. Moscow, 1970, 503 p. (In Russ.).

10. Surzhik D. V. Reparations to the Soviet Union after the Great Patriotic war. Site «world history». URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/rieparatsii_sovietskomu_soiuzu.

11. Fedchenko M. N. Daily Life of the Soviet Man (1945-1991). Kurgan, 2009. 230 p. (In Russ.).

12. Cheremnykh O. A., Shevlyakov A. S. Everyday Life of the Rear City. Material and Everyday Situation of Citizens of Western Siberia during the Great Patriotic War of 1941-1945. Tomsk, 2017. 218 p. (In Russ.).

13. Shunyakov D. V. Development of the Soviet award System and Incentives of Servicemen in 19411945. Voenno-istoricheskij zhurnal = Military-historical journal. 2018; 4: 30-37. (In Russ.).

Поступила 13.04.2019.

Сведения об авторах

Запарий Владимир Васильевич - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и социальных технологий ФГБОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Сфера научных интересов: металлургия, техника. Автор более 1 000 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9558-4173.

E-mail: vvzap@mail.ru

Шуняков Дмитрий Викторович - соискатель кафедры истории и социальных технологий ФГБОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Сфера научных интересов: награды, наградная система, СССР, Вооруженные силы. Автор 30 научных и учебно-методических работ и 6 учебных пособий (в соавторстве).

e-mail: konigsberg039@mail.ru

Submitted 13.04.2019.

About the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir V. Zapariy - Doctor of History, Professor, Department of History and Social Technologies, the Ural Federal University named after. B. N. Yeltsin. Research interests: metallurgy, engineering. The author of 1 000 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9558-4173.

E-mail: vvzap@mail.ru

Dmitry V. Shunyakov - Post Graduate, Department of History and Social Technologies, the Ural Federal University named after. B. N. Yeltsin. Research interests: awards, awards system of the USSR Armed forces. The author of 30 scientific and educational works and 6 textbooks (co-authored).

e-mail: konigsberg039@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.