Научная статья на тему 'Правовые проблемы охраны обьектов растительного мира в Республике Крым'

Правовые проблемы охраны обьектов растительного мира в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасечник Ольга Святославовна, Рышкова Людмила Валериевна

Статья посвящена изучению отдельных аспектов правовых проблем охраны объектов растительного мира в Республике Крым. Раскрыто понятие растительного мира. Определен круг объектов правовой охраны растительного мира. Проанализировано законодательство Российской Федерации о растительном мире, выявлены проблемы и намечены пути их решения. Выявлены условия способы и порядок возмещения вреда причиненного объектам растительного мира, в соответствии с законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF PROTECTION OF OBJECTS OF FLORA IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The individual aspects of legal protection of objects of flora in the Republic of Crimea are reserched. The concept of the plant world. Defined the range of objects of legal protection of the plant world. Analysed the legislation of the Russian Federation on the plant world, identified problems and ways of their solution. The conditions, ways and procedure for compensation of harm caused to objects of flora, in accordance with the law.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы охраны обьектов растительного мира в Республике Крым»

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Пасечник О.С. Рышкова Л.В.

2.59. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОБЬЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Пасечник Ольга Святославовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского. Подразделение: кафедра предпринимательского и экологического права. E-mail: pa7ik@yandex.ru Рышкова Людмила Валериевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского. Подразделение: кафедра предпринимательского и экологического права. E-mail: mila-rigik@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению отдельных аспектов правовых проблем охраны объектов растительного мира в Республике Крым. Раскрыто понятие растительного мира. Определен круг объектов правовой охраны растительного мира. Проанализировано законодательство Российской Федерации о растительном мире, выявлены проблемы и намечены пути их решения. Выявлены условия способы и порядок возмещения вреда причиненного объектам растительного мира, в соответствии с законодательством.

Ключевые слова: растительный мир, законодательство Республики Крым, объекты правовой охраны, административная ответственность.

LEGAL PROBLEMS OF PROTECTION OF OBJECTS OF FLORA IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Pasechnyk Olga Svyatoslavovna, PhD at Law. Position: associate Professor. Place of employment: Crimean federal university named after V. I. Vernadskiy. Department: Business law and Ecological law chair. E-mail: pa7ik@yandex.ru Ryshkova Luydmila Valerievna, PhD at Law. Position: associate Professor. Place of employment: Crimean federal university named after V. I. Vernadskiy. Department: Business law and Ecological law chair. E-mail: mila-rigik@mail.ru

Annotation: The individual aspects of legal protection of objects of flora in the Republic of Crimea are reserched. The concept of the plant world. Defined the range of objects of legal protection of the plant world. Analysed the legislation of the Russian Federation on the plant world, identified problems and ways of their solution. The conditions, ways and procedure for compensation of harm caused to objects of flora, in accordance with the law. Keywords: flora, the legislation of the Republic of Crimea, objects of legal protection, administrative responsibility.

Проблемы охраны окружающей среды и отдельных её компонентов являются предметом активных научных исследований юристов на современном этапе развития российского законодательства. Актуальность и важность таких исследований нашла своё отражение и в принятии государственных решений. Так, объявленный годом экологии 2017 год, предусматривает реализацию системы мероприятий, направленных на решение наиболее «острых» проблем в сфере охраны окружающей среды как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации: совершенствование управления отходами, что включает строительство новых мусоропереабатывающих и мусоросортировочных

комплексов и центров обращения с отходами, переход на наилучшие доступные технологии 21 крупным предприятием и др [2].

Однако, необходимо отметить, что развитие научных исследований сосредоточено, в основном, в области соблюдения экологических требований при осуществлении отдельных видов природопользования, активно осуществляемых на территории Российской Федерации: недропользование, лесопользование, соблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.

Вместе с тем, не получили должного развития на современном этапе научные исследования в области охраны компонентов окружающей среды, не вовлеченных в хозяйственный оборот и выполняющие преимущественно защитные или средообразующие функции, одним из которых являются объекты растительного мира.

Тема охраны объектов растительного мира затрагивалась в диссертационной работе А.Б.Искоян, выполненной в 70-х годах и посвященной вопросам правового регулирования охраны растительного мира вне лесов, а также в работе Шуплецовой Ю.И. На современном этапе развития науки экологического права следует выделит диссертационную работу И. М. Журавского посвященную юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использования растительного мира.

Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости исследования проблем охраны растительного мира как целостного компонента.

С целью более глубокого анализа правовых проблем охраны объектов растительного мира необходимо дать краткую характеристику растительного мира, как объекта правового регулирования.

Ввиду отсутствия специального законодательного акта на уровне Федерации, посвященного регулированию правоотношений по использованию и охране объектов растительного мира, основой проводимого исследования стали научные разработки в данной сфере, а также законодательство субъекта Федерации -Республики Крым.

В доктрине экологического права под растительным миром понимается совокупность растений, грибов и сообществ, свободно произрастающих на территории Российской Федерации, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации [1, с.157].

В соответствии со статьей третьей Закона Республики Крым «О растительном мире», растительный мир -это совокупность всех видов высших сосудистых растений, мхов, лишайников, водорослей и грибов как дикорастущих, так и культивируемых, произрастающих на территории Республики Крым, во всем их биологическом разнообразии и во взаимодействии с другими компонентами природной среды [5].

К сожалению, законодатель не дает нам четкого определения, что же является объектом правовой охраны растительного мира. Среди наиболее значимых по критерию объекта правового регулирования можно выделить следующие компоненты растительного мира: лесные насаждения, древесная и кустарниковая растительность, мхи, лишайники, технические и целебные травы, отдельно взятые растения (памятники природы) сельскохозяйственные, промысловые водные (морские) растения.

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

Выделение растительности вне лесов как отдельный объект охраны растительного мира, необходимо, что аргументировано было доказано О.С. Колбасовым и подтверждается современной практикой реализации норм экологического права [6, с.172].

Так, согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии России от 15 июля 2013 №15-47/ 13183 «О применении методик» компенсационные выплаты в отношении объектов растительного мира действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены, а включению в в проектную документацию при проектировании строительства площадных и линейных объектов включению подлежат мероприятия по их охране и расчет затрат на осуществление соответствующих мероприятий [7].

Так же следует отметить, что по мнению И. М. Жу-равского административная ответственность юридических лиц за посягательства на растительный мир, как правовой институт, еще не обладает достаточной стабильностью. В российской доктрине не выработаны убедительные подходы к толкованию субъективной стороны (вины) юридического лица, отдельных признаков объективной стороны, а на практике лица (органы), привлекающие виновных к административной ответственности в большинстве случаев ограничиваются наказанием должностных лиц соответствующих предприятий и организаций. Это, по мнению ученого, в значительной мере снижает профилактический потенциал административной ответственности [3, с.27].

Проблемы законодательного обеспечения Российской Федерации охраны объектов растительного мира связаны прежде всего с бессистемностью и фрагментарностью нормативной базы. Нормы фаунистического права в большей своей степени имеют отсылочный характер и регулируют узкоспециализированные институты фаунистических отношений.

Таким образом, из выше сказанного можем сделать вывод, что на сегодняшний день, как правовой институт, растительный мир не обладает достаточной системностью, и как следствие, правовой стабильностью. Необходимо на уровне законодательства четко классифицировать объекты растительного мира, что позволит установить меры охраны и защиты данных ресурсов, определить порядок и условия его использования.

В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Крым «О растительном мире» одной из задач законодательства Республики Крым о растительном мире является установление мер ответственности за правонарушения в области охраны и рационального использования объектов растительного мира.

В развитие положений данного нормативного правового акта Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым был разработан Порядок удаления (сноса, уничтожения) зелёных насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, утверждённый Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25 августа 2015 года №496 (далее - Порядок) [8].

Согласно Порядка, а также ст.34 Закона, физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о растительном мире, в том числе в незаконном удалении (сносе, уничтожении) или повреждении зелёных насаждений, должны нести гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В то же время, вопрос привлечения правонарушителей к административной ответственности за незакон-

ное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зелёных насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, до настоящего времени законодательно не урегулирован. Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/ 2017 содержит лишь норму, предусматривающую ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст.4.1) [4].

Очевидно, что одной этой нормы недостаточно для надлежащего обеспечения рационального использования и охраны объектов растительного мира. Поэтому на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым был внесён законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым», предусматривающий меры ответственности за незаконное уничтожение и повреждение зелёных насаждений, находящихся в собственности Республики Крым.

Предлагается дополнить Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях» статьёй 4.2 «Незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зелёных насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым». Согласно которой, незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зелёных насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа: на граждан от тысячи до двух тысяч пятисот рублей;на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от десяти до двадцати пяти тысяч рублей. В части 2 предлагаемой статьи, определены суммы штрафов за совершение в течении года повторного правонарушения, предусмотренного частью 1.

Внесённое предложение по усовершенствованию законодательства требует чёткого применения понятия «зелёные насаждения».

Согласно закону Республики Крым от 10 декабря 2014 «О растительном мире» п.11 ст.3 зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Исходя из закреплённого определения, речь идёт об объектах в пределах земель населённого пункта, что соответствует существующей практике правового регулирования. Такие объекты необходимо рассматривать как вид имущества, так как в большинстве случаев - это растительность искусственного происхождения (сады, газоны, цветники и т.д.), а значит, возможно точно определить нанесённый ущерб основываясь на общепринятых гражданско-правовых конструкциях: стоимость посадочного материала, затраты на выращивание, уход за растениями, заработную плату сотрудников и т.д.

Кроме того, данные объекты не находятся в неразрывной экологической связи с другими природными объектами, что имеет определяющее значение при разграничении объектов правового регулирования экологического и гражданского права. Следовательно, отношения связанные с охраной зелёных насаждений,

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Пасечник О.С. Рышкова Л.В.

не являются объектом правового регулирования закона Республики Крым «О растительном мире».

Вместе с тем, это не исключает возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности за повреждение или уничтожение зелёных насаждений. При этом следует разграничивать «повреждение» и «уничтожение» как действия, влекущие разные последствия, а следовательно требуют дифференцированного подхода к установлению размеров штрафа.

Таким образом, предложенное дополнение следует уточнить, путём разграничения на самостоятельные правонарушения по объекту посягательства и совершенному действию на: «повреждение зелёных насаждений в пределах населённого пункта»; «уничтожение зелёных насаждений в пределах населённого пункта»; «повреждение объектов растительного мира»; «уничтожение объектов растительного мира».

Список литературы:

1. Агаренков Сергей Валерьевич Растительный мир как особый объект правовой охраны и защиты // Вестник СГЮА. 2013. №2 (91). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rastitelnyy-mir-kak-osobyy-obekt-pravovoy-ohrany-i-zaschity (дата обращения: 03.05.2017). Научная библиотека КиберЛенин-ка: http://cyberleninka.ru/article/n/rastitelnyy-mir-kak-osobyy-obekt-pravovoy-ohrany-i-zaschity#ixzz4g1mJv5cs

2. Год экологии в РФ// Официальный сайт (http://ecoyear.ru/about/) - 03.05.2017

3. Журавский И. М. «Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании растительного мира»: автореф. дис. ... на со-иск. учён.степени канд. юрид. наук: 12.00.06 / И. М. Журавский. - Москва, 2007. - 32 с.

4. Закон Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // Официальный сайт Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/). - 03.05.2017

5. .Закон Республики Крым от 10 декабря 2014 года № 96-ЗРК «О растительном мире» // Официальный сайт Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/). - 03.05.2017.

6.. Колбасов О.С. Научно технический прогресс о проблемы охраны окружающей природной среды // Научно-техническая революция управления правом. Москва., 1975. С. 172-183.

7. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии России от 15 июля 2013 №15-47/ 13183 «О применении методик» // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18294 0/

8. Постановление Совета Министров Республики Крым от 25 августа 2015 года №496 «Об утверждении Порядка удаления (сноса, уничтожения) зелёных насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым»// Официальный сайт Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/). - 03.05.2017.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.