Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития законодательства в сфере использования животного и растительного мира'

Некоторые вопросы развития законодательства в сфере использования животного и растительного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бужигитова Р. И.

В статье отмечается, что вопросы правового регулирования отношений по охране, использованию и контролю за использованием объектов животного мира урегулированы действующим законодательством, однако те же вопросы, относящиеся к объектам растительного мира, разрешены недостаточно. Большая часть из них урегулирована лесным законодательством, но и в нём объекты растительного мира не фигурируют в качестве объектов права. В связи с чем автором подчеркивается целесообразность подготовки и принятия специального базового Закона Республики Казахстан «О растительном мире».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития законодательства в сфере использования животного и растительного мира»

Р.И. БУЖИГИТОВА,

младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области земельного, экологического,

природоресурсного и аграрного права, Института законодательства РК

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Целью государственной политики в области экологической безопасности, согласно Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 1241, является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Одной из задач достижения этой цели является сохранение биоразнообразия и предотвращение опустынивания и деградации земель. Решение этой задачи может быть достигнуто комплексом мер, среди которых чрезвычайно важным является вопрос правового обеспечения.

Животный мир является достоянием граждан Республики Казахстан, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляемым природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Республики Казахстан. Вместе с тем животный мир занимает одно из основных мест в системе природных ресурсов, являясь неотъемлемым элементом природной среды и объектом охраны.

В целях сохранения целостности естественных сообществ, биологического разнообразия и обеспечения устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира, а также для укрепления законности и правопорядка в указанной сфере был принят Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

Необходимость принятия новой редакции Закона была обусловлена тем, что Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 21 октября 1993

года по своему правовому содержанию не отражал ряд требований действующего законодательства, принятого за период правовой реформы в Республике Казахстан, и нуждался в кардинальном обновлении с учетом особенностей развития общества, рыночных отношений, дальнейшем совершенствовании правового механизма в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и развития охотничьего и рыбного хозяйства.

Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-11 «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» регулирует общественные отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и направлен на обеспечение условий сохранения животного мира и его биологического разнообразия, устойчивого использования объектов животного мира в целях удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

Во исполнение вышеуказанного закона были разработаны подзаконные НПА, регламентирующие следующие вопросы:

- охоты и рыболовства на территории Республики Казахстан;

- ведения охотничьего хозяйства в Республике Казахстан;

- выдачи разрешений на пользование животным миром;

- установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира;

- ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в Республике Казахстан;

- о егерской службе субъектов охотничьего и рыбного хозяйств;

- применения специальных средств должностными лицами уполномоченных и территориальных органов, государственных учреждений по

Трибуна молодого ученого

пю

охране животного мира, специализированных организаций в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий;

- о Красной книге Республики Казахстан;

- создания и государственного учета зоологических коллекций;

- вылова рыбы и других;

- водных животных по научно-исследовательским работам;

- использования животных, кроме редких и находящихся под угрозой исчезновения, в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях, в том числе для создания зоологических коллекций;

- регулирования численности животных;

- государственной охране животного мира Республики Казахстан.

Что касается растительного мира, по имеющимся научным данным, в Казахстане насчитывается около 6000 видов высших сосудистых растений, 4850 видов грибов, 2000 видов водорослей, 1000 видов мхов и лишайников. Из общего числа этих видов 387 видов включены в Красную книгу Республики Казахстан как редкие либо находящиеся под угрозой исчезновения. Одними из главных причин сокращения числа видов являются несбалансированное использование природных ресурсов, разрушение среды их обитания, вытеснение аборигенной растительности внесенными человеком чужеродными видами, что прямо связано с недостаточной правовой урегулированностью вопросов природопользования. В результате это приводит к утрате разнообразия и деградации природных экологических систем.

Впервые общие положения об охране и использовании дикорастущих растений, произрастающих вне лесов, нашли отражение в республиканском законе «Об охране природы в Казахской ССР» от 16 июня 1962 года, где упоминались и пригородные зеленые зоны, зеленые насаждения в населенных пунктах, вдоль дорог, арыков и каналов и иная естественная растительность, редкие и достопримечательные природные объекты. Закон содержал лишь общие нормы об охране нелесной дикорастущей растительности и не предусматривал механизмов их реализации.

Начиная с Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, в законодательстве устанавливалось, что в государственный лесной фонд не входит древесно-кустар-

никовая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г.). Тем не менее, в лесном законодательстве советского периода и законодательстве Республики Казахстан, действовавшем до принятия Лесного кодекса РК от 8 июля 2003 года, содержалась норма, устанавливающая, что лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иной защитной или озеленительной древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав государственного лесного фонда, несут ответственность, установленную нормативными правовыми актами Республики Казахстан за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы (ст. 50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г.). Несмотря на то, что нелесная древесно-кустар-никовая растительность не относится к объектам лесных правоотношений, указанные нормы, несомненно, имели практическое значение, поскольку были направлены на устранение пробела в законодательстве.

В настоящее время вопросы охраны и регламентации пользования растительным миром в той или иной мере разработаны только для земель государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территорий страны на общей площади порядка 26,4 миллиона гектаров, что составляет около 9,7% от всей территории республики. Из них 12,3 млн. га, или 4,5% составляют леса (покрытые лесом участки).

Вопросы охраны и использования растительного мира вне лесов лишь частично регулируются экологическим, земельным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, законодательством о железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах, о крестьянском (фермерском) хозяйстве. При этом на территории столицы республики г. Астаны, в г. Алматы и областных центрах действуют местные правила содержания и защиты зеленых насаждений.

Отдельные вопросы сохранения и приумножения растительного мира нашли отражение в среднесрочных программах Правительства Республики Казахстан: «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства РК от 19 февраля 2008 года № 162); «Жасыл ел» (утверждена постановлением Правительства РК от

16 октября 2007 года № 958); а также в долгосрочной Программе по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства РК от 8 октября 2007 года № 914.

В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 9 января 2007 года содержится глава 34 «Экологические требования при использовании лесов и иной растительности», в которой из 10 статей только одна регулирует отношения, связанные с растительным миром вне лесов - Статья 235. Экологические требования при охране, защите и использовании защитных насаждений на полосах отвода железнодорожных путей, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений.

Важным нормативным документом является и Лесной кодекс Республики Казахстан, который регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования и практически не регулирует использование и охрану иной растительности.. При этом следует иметь в виду, что Кодекс регламентирует лишь определенные лесные отношения в области охраны и использования растительного мира. То есть лес и растительный мир не могут рассматриваться как эквиваленты, данные понятия находятся в известном соподчинении. Лес необходимо рассматривать как часть растительного мира. Так, в п. 5 ст. 6 ЛК РК выделены категории растительности, которые не входят в лесной фонд:

1) отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара, расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

2) озеленительные насаждения в пределах границы населенных пунктов, кроме городских лесов и лесопарков;

3) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.

Однако в ст. 63 ЛК РК содержится норма о защите травянистой растительности: «Запрещаются отжиги травянистой растительности на всех категориях земель, кроме управляемых отжигов на территории лесного фонда и прилегаемых к нему территориях, проводимых лесовладельцами в целях снижения пожароопасной обстановки в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах».

В связи с вышеуказанным встает вопрос о целесообразности и необходимости подготовки и принятия специального базового Закона Республики Казахстан «О растительном мире».

В качестве вывода отметим, что в течение последних лет в основном сформирована национальная законодательная база, направленная на обеспечение государственного регулирования охраны, сбалансированного использования и восстановления растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем в быстро меняющихся экономических отношениях, характерных для сегодняшнего Казахстана, ряд действующих правовых норм в настоящее время требует уточнения, конкретизации либо пересмотра. Отдельные вопросы требуют принятия новых правовых актов, правил, направленных на усиление мер регулирования и контроля, а также улучшения их правоприменения. В частности, в Казахстане отсутствует законодательный акт об охране растительного мира, не урегулированы отношения по сохранению генетического фонда фауны и флоры, по охране и использованию растений, занесенных в Красную книгу, не принята государственная лесная политика на длительную перспективу, нет стратегий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Ряд законодательных норм, в том числе по вопросам частного лесного фонда, прудового рыбоводства и др. требуют развития и более детальной правовой проработки.

Использованная литература

1. Экологический кодекс Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-11 «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

3. Лесной кодекс Республики Казахстан.

Трибуна молодого ученого

ПШ

Мацалада жануарлар элем1 объект1лерт цоргау, пайдалану жэне пайдаланылуын ба-цылау бойынша цатынастарды цуцыцтыц реттеу мэселелерг цолданыстагы зацнамамен реттелген деп айрыцша керсетыед1, алайда ес1мд1ктер дуниеЫ объектыерте жататын мэселелер жеткШкт1 турде шешымеген. Олардыц кепшшк бвлггг орман туралы зацнамамен реттелген, бграц онда да ес1мдт дуниесШц объектыерг цуцыц объектыерг ретт-де кертгс таппайды. Осыган байланысты автор «Осгмдттер дуниесг туралы» Цазац-стан Республикасыныц арнайы неггзгг Зацын дайындау мен цабылдаудыц мацсатца лай-ыцтыгын атап етедг.

В статье отмечается, что вопросы правового регулирования отношений по охране, использованию и контролю за использованием объектов животного мира урегулированы действующим законодательством, однако те же вопросы, относящиеся к объектам растительного мира, разрешены недостаточно. Большая часть из них урегулирована лесным законодательством, но и в нём объекты растительного мира не фигурируют в качестве объектов права. В связи с чем автором подчеркивается целесообразность подготовки и принятия специального базового Закона Республики Казахстан «О растительном мире».

In the article emphasizes that the legal regulation of relations in the protection, use and control of using of wildlife regulated by the legislation, but the same issues relating to the objects of the plant world, decided insufficient. Most of them regulated forest legislation, but it objects of plant life do not appear as objects of law. In this connection the author stresses the expediency of preparing and adopting a special basic law of the Republic of Kazakhstan «On Flora»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.