Научная статья на тему 'Становление и развитие законодательства в сфере использования растительного мира'

Становление и развитие законодательства в сфере использования растительного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА / ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блошенко Эльбис Евгеньевна

Исследован каждый этап становления законодательства в сфере использования растительного мира. Проанализировано современное состояние и проблемы законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF WORLD OF PLANTS

Gradual development of each formation stage of the legislation in the field of usage of the world of plants was studied, as well as contemporary condition and problems of legislation in this sphere were analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие законодательства в сфере использования растительного мира»

УДК 349.6:502.211:582

Эльбис Евгеньевна Блошенко,

аспирантка

Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Исследован каждый этап становления законодательства в сфере использования растительного мира. Проанализировано современное состояние и проблемы законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: экологическое право; экологическое законодательство; растительный мир; использование растительного мира; использования лесных ресурсов.

Проблемные аспекты законодательства относительно регулирования отношений принадлежности, использования, воспроизводства и охраны растительного мира рассматривались в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Басай А. В., Елькин С. В., Искоян А. Б., Киндюк Б. В., Колбасов А. С., Соколова А. К. и другие. Однако некоторые вопросы остались открытыми, а внимание этих авторов не было сконцентрировано именно на исследовании законодательства в сфере использования растительного мира. Поэтому актуальность данной статьи обусловлена отсутствием специальных наработок в современной эколого-правовой науке Украины по указанной теме.

Законом Украины «Про Основш засади (стратепю) державно! еколопчно" пол^ики Укра'ни на перюд до 2020 року» [1] предусмотрена реализация эффективного использования растительных лесных ресурсов.

Целью публикации является основательное изучение специальной юридической литературы и нормативно-правовой базы по выбранной теме, а задачами - научно-правовой анализ предпосылок возникновения, поэтапного становления законодательства в сфере использования растительного мира, а также современное состояние украинского законодательства.

Историю развития нормативного регулирования природопользования предлагаем рассматривать в аспекте трех этапов: до 1917 г.; в советский период и современный этап.

Рассматривая историю использования растительного мира, невозможно обойти стороной историю использования лесной растительности.

Стоит согласиться с мнением Колбасова А. С., что юридическое понятие «лес» не может рассматриваться вне его органической связи с понятием «растительный мир». Хотя леса и представляют собой лишь часть растительного мира, но наиболее весомую, лесное законодательство не обеспечивает и не в состоянии обеспечить охрану растений вне территорий земель лесного фонда [2, с. 69].

По мнению Шершуна С. М., развитие эколого-правового регулирования лесов прошло сложный путь от установления отдельных требований по их охране как объектов собственности, которые имеют прежде всего потребительские качества (место для охоты, источник для добычи древесины и других лесных ресурсов и т. п.), к охране лесов как сложных природных объектов, выполняющих важные экологические функции, от которых зависит состояние окружающей среды, надлежащее функционирование растительного и животного мира [3, с. 6].

Первый этап становления законодательства в сфере растительного мира можно охарактеризовать следующими положениями. Особое отношение к лесной растительности началось еще с использования ее в военных целях. В XIV - XVI вв. были созданы закрома

- заповедные леса военного значения вдоль южной границы Руси [4]. Сначала (в VIII - XII вв.) ограничения на пользование лесами и другой нелесной растительностью не было, поэтому не было необходимости в принятии соответствующих актов. В летописи попадали значимые для того времени угодья, например, пахотные и луговые земли, бобровые гоны и сенокосы [5, с. 28].

В IX - XI в. лес Украины занимал почти всю территорию от Днепра до Карпат. Впервые о регулировании лесов упоминается в законах Ярослава Мудрого «О церковных судах и земских делах». Эти нормы были заимствованы из Византийских лесных законов и не играли эффективного лесоохранного значения [6, с. 131].

Упоминание о лесах можно найти и в «Русской правде» Ярослава Мудрого [7, с. 27

- 35], в которой впервые было введено право собственности на лесные промыслы, в первую очередь бортничеству (посвящено 10 статей); а также устанавливался штраф за кражу дров.

В Соборном уложении 1649 определялся порядок использования лесных угодий и древесины [8, X, ст. 239 - 242; 243], а также предусматривалась имущественная ответственность за нарушение правил лесопользования [8, X, ст. 219; 220; 223].

Впервые лишь Петром I (1696-1725 гг.) Был введен ряд жестких ограничений на использование природных ресурсов. Прежде всего, это касалось лесов как ресурсов, наиболее необходимых для нужд промышленности, армии и флота [9, с. 71].

В связи с созданием особого аптекарского ведомства (приказа) в 1630 г. впервые в России, в том числе и на территории современной Украины был организован сбор лекарственных растений под надзором местных государственных служащих (воевод или приказных людей). При Петре I сбор лекарственных растений приобретает характер постоянного промысла, к которому привлекается крестьянство. Позже с развитием капитализма попытки государственного регулирования этого промысла ликвидируются [10].

Сохранение и рациональное использование лесных ресурсов было характерно и для территорий Запорожской Сечи [11, с. 19].

При Екатерине II наблюдалась деградация норм лесного законодательства: Манифест 1782 г. отменил все ограничения на использование лесов и освободил помещиков от запрета рубить в принадлежащих им лесах корабельные деревья [9].

Основным нормативным актом лесного законодательства того времени был Лесной устав, утвержденный 11 ноября 1802 г. [12] Согласно ему частные леса были переданы в пользование владельцам. Это поспособствовало бесконтрольной эксплуатации лесов помещиками и другими собственниками. Единственным существенным законодательным актом, изданным в период действия упомянутого Устава, было принято 4 апреля 1888 Положение о сохранении лесов [13]. На территории защитных лесов запрещена вырубка растущего леса, корчевание пней и корней, а также выпаса скота, сбор лесной подстилки и другое побочное пользование в случаях, предусмотренных настоящим Положением [13 ст.7].

Первая мировая война 1914-1917 гг. Поставила царское правительство перед необходимостью создать специальную организацию, возложив на нее изучение вопросов культуры и сбора дикорастущих лекарственных растений, а также проведение определенных мер по заготовке с целью поставки лекарственного сырья. В 1915 г. департаментом земледелия было сделано анкетное обследование дикорастущей лекарственной флоры России [10].

На втором этапе становления законодательства в сфере растительного мира интересы государства требовали уже законодательного закрепления основных положений правового режима лесов и регламентации рационального, планового использования лесных ресурсов. Эти задачи впервые были решены 27 мая 1918 г. Декретом ВЦИК. Также Декрет «О лесах» предусматривал основные права граждан на использование лесов.

«Закон про люи в Украшськш Народнш РеспублщЬ> 1919 г. [14] стал первым в истории страны нормативно-правовым актом, который был принят национальным

правительством и касался только украинских лесов. Этот Закон определял основные задачи государства в сфере лесничества, в том числе и рациональное использование лесов (ст. 10). Также предусматривались составления технической документации на леса, подготовка долгосрочных и краткосрочных планов их использования (ст. 11, 13).

В 20-30-х годах начали реализовываться более эффективно возможности для изучения и практического использования неисчерпаемых резервов отечественной флоры для дела здравоохранения. Уже в декабре 1921 г. был издан декрет Совнаркома о сборе и культивировании лекарственных растений.

В начале 1920-х годов был принят Лесной кодекс РСФСР (1923 г.) [15], а на его основе - Закон «О лесах УССР» 1923 г. [16]. Раздел второй этого закона регулировал основы пользования лесами. А раздел третий регулировал вопрос побочных пользований в лесах [16, III, ст. 70 - 73].

В конце 30-х годов лесопользования характеризовалось тем, что в условиях необходимости интенсивного укрепления индустриальной и сельскохозяйственной базы Советской страны объем рубок лесов значительно превышал годовой прирост, что требовало значительного государственного регулирования, а именно проведение рубок согласно лесистостью того или иного района путем установления такс на древесину, а в некоторых районах прекращения промышленных заготовок [17, с. 92].

Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. [18, ст. 6, 14], определяя основные объекты государственной собственности, регулирует только использование одной из основных частей растительного мира - лесов. Именно в этот период зарождается и формируется советское лесное право. В это время была создана нормативная база (совокупность правовых норм лесного права), обозначены главные юридические институты и т. п.

С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, и как таковые получили научное и официальное признание. Однако в тот период и в дальнейшем не получало должного развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов [19].

Впервые на конституционном уровне понятие «растительный мир» употребляется в Конституции СССР 1977 [20]; оно признается самостоятельным элементом природной среды и самостоятельным объектом охраны и регулирования использования, наряду с такими самостоятельными понятиями как животный мир, земля, ее недра, воды, атмосферный воздух.

Как отмечалось ранее, длительное время законодательство о растительном мире ограничивалось совокупностью нормативно-правовых актов, посвященных регулированию лесных отношений, которые образовывали отдельную отрасль природоресурсного законодательства -лесное законодательство. Дифференциация правового регулирования природоресурсных отношений отразилось в принятии в 1977 г. Основ лесного законодательства Союза PCP и союзных республик [21, с. 104].

Согласно Основам лесного законодательства Союза PCP и союзных республик к государственному лесному фонду не относились: деревья и группа деревьев, а также другая древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственных назначений; защитные насаждения в полосе отвода железнодорожных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также зеленые насаждения в городах и других населенных пунктах, на землях вне городских лесов; деревья на садовых участках [22, ст. 5].

Регламентирован (хотя и недостаточно полно) порядок использования другой лесной растительности - заготовки лекарственного и технического сырья, ранее действующим законодательством регулируемо не было [22, п. 4, ст. 21]. Так, согласно «Инструкции по осуществлению побочных лесных пользований в лесах СССР» 1982 г. и ст. 21 Основ к праву пользования лесом относятся заготовка и сбор грибов, ягод, лекарственного и технического сырья.

Впервые в Основах лесного законодательства урегулировано и признано самостоятельным видом лесопользования пользование лесом в научно-исследовательских целях [22, ст. 21, 22].

Специальные права и обязанности участников лесных отношений по заготовке живицы (смола хвойных деревьев, используемая в качестве исходного продукта для получения медицинских препаратов, а также в технических целях) регулировались Правилами подсочки, осмолоподсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах СССР [23].

Особое значение в правовом регулировании лесопользования играет Лесной кодекс УССР от 13 декабря 1979 г. [24] Согласно определенным группам лесов в этом Кодексе регламентируется их использования для заготовки древесины, живицы коры и других материалов, с научно-исследовательской и культурно-оздоровительной целями, для нужд охотничьего хозяйства [24].

В начале 80-х годов было предложено разработать и принять законопроект «Об использовании и охране природной растительности (вне лесов)» [25, с. 72]. Этот законопроект не был принят, но основные положения и идеи, положенные в его основу, были использованы в лесном законодательстве и законодательстве о растительном мире современной Украины.

Постановлением ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 18 ноября 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в республике» [26] на Государственный комитет СССР по охране природы была возложена обязанность осуществления государственного контроля за использованием и охраной растительного мира (в том числе и лесов) [26, п. 7].

Итак, наиболее полно на этом этапе были урегулированы лишь отношения по использованию древесно-кустарниковой растительности, в то время как другая, например, мохово-лишайниковые растительность в лесах и за их пределами крайне недостаточно регулировалась правом, за исключением сбора и использования лекарственных растений.

Третий этап характеризуется принятыми актами во времена независимой Украины. Правовое регулирование общественных отношений по поводу использования, воспроизводства и охраны растительного мира длительное время развивалось достаточно слабо, имело односторонний характер и касалось главным образом лесов. Законодательство, касающееся охраны, воспроизводства и использования растительного мира, можно рассматривать как самостоятельную часть законодательства Украины, но следует признать, что оно далеко от совершенства [27 с. 5].

Сегодня система законодательства о растительном мире основывается на Декларации о государственном суверенитете Украины [28], Конституции Украины [29] и принятых в соответствии с ней законов. Главное место в иерархической системе законодательства занимает Конституция Украины.

К международно-правовым актам, регулирующие вопросы использования природных растительных ресурсов, относятся: Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) [30], Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтонская конвенция СIТЕS, 1973 г., ратифицирована в Украине в 1999 г.) [31] и другие.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Про рослинний свт> [32] отношения в сфере охраны, использования и воспроизводства растительного мира, кроме него самого, регулируются Конституцией Украины, законами Украины «Про охорону навколишнього природного середовища» [33], «Про природно-заповщний фонд Укра'ши» [34], Лесным Кодексом Украины [35] и другими нормативно-правовыми актами.

Основой для разработки законодательства о растительном мире является Закон Украины «Про охорону навколишнього природного середовища», которым установлено, кроме общих принципов и требований по охране отдельных элементов окружающей среды, также правила их использования, в том числе объектов растительного мира [33].

Сейчас общественные отношения по поводу использования и охраны лесной растительности и природного растительного мира вне лесов регулируются различными законодательными актами: отношения, связанные с использованием и охраной лесов, регулируются Лесным кодексом и другим лесным законодательством, а использование и охрана природной растительности вне лесов - законодательством о растительном мире. Принятие Закона Украины «Про рослинний свт> является важным этапом в сфере регулирования соответствующего вида экологических общественных отношений. Реализация этого Закона заполняет существующий пробел в регулировании отношений по использованию, воспроизводству и охране растительного мира [36, с. 105].

Также к источникам права о растительном мире относятся акты подзаконного характера. Примерами подзаконных актов в сфере охраны и использования растительного мира являются постановления Кабинета Министров Украины, утвердивших Порядок ведения государственного учета и кадастра растительного мира; Положение о Зеленой книге Украины и Инструкцию о порядке установления нормативов специального использования природных растительных ресурсов и т. п. Действующие и другие нормативные подзаконные акты, принятие которых предусмотрено основным нормативным актом в этой сфере Законом «Про рослинний свт>, в котором рекомендуется принять 15 подзаконных нормативно-правовых актов [27 с. 57]. Следует отметить, что большинство подзаконных актов, принятие которых прямо предусмотрено Законом Украины «Про рослинний свт>, до сих пор не разработано. Поэтому дальнейшее развитие законодательства о растительном мире видится в разработке и принятии значительного количества подзаконных нормативно-правовых актов, предусмотренных бланкетными нормами этого закона, в частности, Правилами общего использования природных растительных ресурсов гражданами Украины, Порядка специального использования природных растительных ресурсов (относительно различных видов такого использования) и других актов [9, с. 106].

Основной пробелом законодательства о растительном мире является недостаточная разработка и регулирование этих отношений, в том числе в подзаконных актах. Все это обусловлено существенной несогласованностью между общими, специальными и локальными уровнями правового регулирования, а также избыточным количеством отсылочных норм. Эти недостатки требуют немедленного устранения путем принятия соответствующих нормативных подзаконных актов или конкретизация Закона Украины «О растительном мире».

Нормативно-правовые предписания, регулирующие порядок использования и охраны растительного мира, содержащиеся в актах различных отраслей законодательства и актах различной юридической силы, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования. Поэтому обеспечение рационального использования и охраны растительного мира и надлежащей правовой регламентации указанных отношений неразрывно связано с кодификацией законодательства о растительном мире [37, с. 122].

Итак, проведенное исследование развития законодательства по использованию растительного мира делает следующие выводы:

На первом этапе правовое регулирование обходило вниманием внелесную растительность, поскольку использованию подлежали в основном леса. Но со временем правовое регулирование внелесной растительности начинается именно с возникновения потребностей в лекарственном сырье из дикорастущих растений.

Уже на втором этапе возникает вопрос о необходимости введения в законодательство понятия «растительный мир». Однако наиболее полно на этом этапе были урегулированы лишь вопросы использования древесно-кустарниковой растительности, другая же растительность в лесах и за их пределами крайне недостаточно регулировалась правом, за исключением сбора и использования лекарственных растений.

Третий этап характеризуется регулированием использования растительного мира в Украине. В этот период были приняты Верховной Радой Украины Лесной кодекс Украины и Закон Украины «Про рослинний свт»

Конечно, не все вопросы урегулированы Законом «Про рослинний свт» и нормативными подзаконными актами в этой сфере. Поэтому важное значение в законодательном регулировании правового режима растительного мира должен играть Экологический кодекс Украины. Дальнейшее исследование и решение определенных правовых проблем может быть предметом будущих научных изысканий в рамках предложенной тематики.

Список литературы: 1. Про Основш засади (стратепю) державно! еколопчно! пол^ики Украши на перюд до 2020 року : Закон Украши [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2818-17. 2. Колбасов О. С. Соблюдение требований природоохранительного законодательства / О. С. Колбасов // Советское государство и право. - 1986. - № 4. - C. 64 - 71. 3. Шершун С. М. Еколого-правове регулювання люокористування в Укрш'ш : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юр. наук : спец. 12.00.06 / Шершун С. М. - НАН Украши; 1н-т держави i права iм. В. М. Корецького, 2005. - 20 с. 4. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование [Електронний ресурс] / В. К. Быковский // М. : Волтерс Клувер. -2009. - Режим доступу до ресурсу: http://www.booksite.ru/fulltext/byuk/ovs/kiy/index.htm. 5. Редько Г. И. История лесного хозяйства России / Г. И. Редько, Н. Г. Редько. - М. : Изд-во МГУЛ, 2002. - 438 с. 6. Лазаренко Я. Розвиток люового законодавства Украши / Я. Лазаренко. // Право Украши : Респ. юрид. журнал . - 2003 . - № 2 . - С.131-135. 7. Хрестоматся з юторп держави i права Украши: навч. поаб. / [А. С. Чайковський, О. Л. Копиленко, В. М. Кривошс та ш.]. - К.: Юршком штер, 2003. - 656 с. 8. Тихомиров М. Н. Соборное Уложение 1649 года : учеб. пособие / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. - М. : Моск. гос. ун-т, 1961. - 444 с. 9. Еколопчне право Украши. Особлива частина : навч. поаб. / О. М. Шумило, В. А. Зуев, I. В. Бригадир, I. В. Шеховцов; Харк. нац. ун-т внутр. справ. -К.: ЦУЛ, 2013. - 432 с. 10. Лекарственные растения в русской истории [Електронний ресурс] - Режим доступу до ресурсу: http://tisyachelistnik.ru/fitoterapiya/lekarstvennye-rasteniya-v-russkoj-istorii.html. 11. Рябець К. А. Еколопчне право Украши / К. А. Рябець. -К.: Центр учб. л^-ри, 2009. - 438 с. 12. Зайцев Д. М. Лесное законодательство : (коммент. к проекту нового Устава лесного) : докл. 1-му Всерос. съезду предст. лесн. пром-ти и торговли / Д. М. Зайцев. - СПб. : Журнал «Лесопромышленник». - 1913. - 152 с.

13. Высочайше утвержденное Положение о сбережении лесов // Полное собрание законов Российской империи: Собрание третье. Том VIII. -СПб.: Гос.тип., 1888. - С. 148-155.

14. Про люи в Украшськш Народнш Республщ : Закон УНР вщ 26 ачня 1919 р. // НТ1 в люовому господарсга «Закони про люи Украши радянського перюду». - 2009 р. - № 4. -63 с. 15. Лесной кодекс РСФСР с постатейно-систематизированными материалами (законодательными и ведомственными постановлениями, инструкциями, правилами и циркулярами) на 1 января 1929 года : законы и законодательные акты / сост.: В. И. Соловьев, В. С. Колонтаев. - М. : Изд-во наркомзема «Новая деревня», 1929. - 1312 с. 16. Об утверждении Закона о лесах УССР : Постановление IV сессии ВУЦИК от 3 ноября 1923 г. - СУ УССР. - 1923. - № 46. - ст. 575. 17. Лозо В. И. Основные этапы развития лесного законодательства УССР : дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Лозо. - Х. : Б. и., 1983. - 237 с. 18. Конституция СССР 1936 г. - М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1960. 19. Боголюбов С. А. Экологическое право. Конспект лекций. [Електронний ресурс] / С. А. Боголюбов, Н. В. Кичигин, Д. О. Сиваков // Проспект. - 2008. - Режим доступу до ресурсу: http://gendocs.ru/v38787/?cc=1#887900. 20. Конституция СССР от 7 октября 1977 года // Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1977. - 48 с. 21. Горбовой В. Ф. Предмет и система советского лесного права / В. Ф. Горбовой. - Красноярск: Из-во Красноярского

ун-та, 1984. - 144 с. 22. Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17 июня 1977 г. // Ведомости Верховн. Совета СССР. - 1977 - № 25. - 388 с. 23. Правила подсочки, осмолоподсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах СССР. - М.: ЦБНТИлесхоз, 1971. - 44 с. 24. Люовий кодекс УРСР вщ 13 грудня 1979 року. - К.: Урожай, 1981. - 59 с. 25. Елькин С. В. История становления правовых основ сохранения и использования растительного мира / С. В. Елькин // Ученые записки нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». - 2005. - Том 18 (57). - №1. - С. 126-135. 26. Про докоршну перебудову справи охорони природи в республщг Постанова ЦК Компартл Украши i Ради МЫс^в УРСР вщ 18 листопада 1988 року // ЗП УРСР. - 1988. -№ 11. - Ст. 44. 27. Соколова А. К. Флористичне право Украши: проблеми формування та розвитку: монографiя / Нац. юрид. акад. Укр. iм. Ярослава Мудрого. - Х. : Право, 2009. -288 с. 28. Декларащя про державний суверештет Украши вщ 16 липня 1990 року № 55 - XII // Вщомосп Верх. Ради Украш. РСР. - 1990. - № 31. - Ст. 429. 29. Конститущя Украши : прийн. на п'ятш сес. Верхов. Ради Украши вщ 28 черв. 1996 р. // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1996. - № 30. - Ст. 141. 30. Конвенщя ООН про охорону бюлопчного рiзноманiття вщ 5 червня 1992 р. / Конвенщю ратифшовано Законом Украши № 257/94-ВР вщ 29 листопада 1994 р. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу до ресурсу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_030. 31. Конвенщя ООН про мiжнародну торпвлю видами дико'1 фауни i флори, як знаходяться тд загрозою зникнення вщ 3 березня 1973 р. / Конвенщю ратифшовано Законом Украши № 662-XIV вщ 14 травня 1999 р. -[Електронний ресурс]. - Режим доступу до ресурсу:

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_129. 32. Про рослинний свк : Закон Украши вщ 09.04.1999 р. № 591-XIV // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1999. - № 22-23. - Ст. 198. 33. Про охорону навколишнього природного середовища : Закон Украши вщ 25.06.1991 р. № 1264-XII // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1991 р. - № 41. - Ст. 546. 34. Про природно-заповщний фонд Украши : Закон Украши вщ 16.06.1992 р. № 2456-XII // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1992. - №34. - Ст. 502. 35. Люовий кодекс Украши : прийнятий Верхов. Радою Украши вщ 21.01.1994 р. №3852-XII // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1994. - № 17. - Ст. 99. 36. Гетьман А. П. Проблеми кодифшацп законодавства про рослинний свгг: деяю мiркування (коментар до Закону Украши «Про рослинний свт>) / А. П. Гетьман // Вюник Академп правових наук Украши. - 1999. - С. 103 - 109. 37. Басай О. В. Правовий режим рослинного св^у Украши : дис. канд. юр. наук : 12.00.06 / Басай О. В. - 1вано-Франювськ, 2008. - 214 с.

СТАНОВЛЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЗАКОНОДАВСТВА В СФЕР1 ВИКОРИСТАННЯ

РОСЛИННОГО СВ1ТУ Блошенко Е. С.

Дослщжено кожний етап становлення законодавства у сферi використання рослинного св^у. Проаналiзовано сучасний стан та проблеми законодавства у цш сферь

Ключовг слова: еколопчне право; еколопчне законодавство; рослинний св^; використання рослинного св^у; використання люових ресурав.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF WORLD

OF PLANTS Bloshenko E. E.

Gradual development of each formation stage of the legislation in the field of usage of the world of plants was studied, as well as contemporary condition and problems of legislation in this sphere were analyzed.

Key words: environmental law; environmental legislation; world of plants; usage of world of plants; usage of forest resources.

Поступила в редакцию 21.05.2014 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.