Научная статья на тему 'Законодательные предпосылки формирования правовой охраны объектов растительного мира'

Законодательные предпосылки формирования правовой охраны объектов растительного мира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР / ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Алла Константиновна

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с определением правовой основы охраны объектов растительного мира с установлением ее законодательных предпосылок. Выясняются структура и динамика законодательства за период с 1917 г. до 1990 г. в области регулирования правоотношений по охране, использованию и воспроизводству объектов растительного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL IMPLICATIONS OF FRAMING THE LEGISLATIVE BASIS OF VEGETATION PROTECTION

We have launched the study of problem, related to determining the legal basis of protecting the flora objects with specification of its legal implications. Aim of the publication is to clarify the structure and dynamics of the legislation within 1917 1990 related legal relations as regards of protection, use and reproduction of vegetation.

Текст научной работы на тему «Законодательные предпосылки формирования правовой охраны объектов растительного мира»

УДК 349.6

Алла Константиновна Соколова,

д-р юрид. наук, доцент Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, м. Харьков

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с определением правовой основы охраны объектов растительного мира с установлением ее законодательных предпосылок. Выясняются структура и динамика законодательства за период с 1917 г. до 1990 г. в области регулирования правоотношений по охране, использованию и воспроизводству объектов растительного мира.

Ключевые слова: растительный мир, флористическое законодательство, периодизация флористического законодательства.

Необходимость детального научного анализа вопросов, очерченных тематикой статьи, обусловлена несколькими причинами. Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводства в Украине утверждено Основным Законом страны, выступает конституционным принципом и рассматривается как одно из направлений государственной политики. Прежде всего учитывается основное направление национальной экологической политики страны, что, в свою очередь, определяет проблемы, которые необходимо решать. Это касается прежде всего области флористических отношений, в частности охраны растительного мира. Указанные отношения до недавнего времени не были предметом исследований ученых, но с учетом имеющегося экологического состояния растительного мира как одного из основных компонентов окружающей среды. Общая негативная экологическая ситуация в стране, сказалась и на этом природном объекте. Сегодня растительный мир право рассматривает как весомую составляющую окружающей среды, как важный элемент экосистемы и биоразнообразия. Исследуемый природный объект играет чрезвычайно большую роль в экономике государства, в благосостоянии ее граждан, что ощутимо влияет на правовой режим растительного мира.

Вопросы правовой охраны окружающей природной среды изучали М. М. Бринчук, А. П. Гетьман, В. В. Петров, Г. Н. Полянская, О. И. Крассов [1; 4; 5; 17; 18; 12].

Непосредственно исследованию правового регулирования отношений в сфере использования, воспроизводства, охраны растительного мира посвящены работы таких ученых, как О. С. Колбасов, А. Б. Искоян, А. П. Гетьман, А. К. Соколова и др. [9; 8; 6; 22; 23]. Но тенденции развития флористического законодательства в период с 1917 по 1990 год до настоящего времени не изучались.

Целью данной статьи является определение динамики законодательства в этой области за период с 1917 г. до 1990 г. и тенденций его развития.

Перед тем, как рассмотреть правовую охрану растительного мира, следует провести анализ состава и структуры флористического законодательства в историческом аспекте, определить динамику, тенденции и проблемы развития последнего, определить основные пути его совершенствования.

Законодательство в сфере регулирования лесных, а впоследствии и флористических отношений имеет свою историю развития, начало которой связано принятием соответствующих нормативных актов [См.: 14, 20].

Конституция (Основной Закон) СССР от 5 декабря 1936 года [10, с. 5-32], определяя в соответствующих статьях (6 и 14) основные объекты государственной собственности, то есть всенародного добра, называет среди них землю, ее недра, воды и леса. Кроме того, к

ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления принадлежит также установление основных принципов пользования землей, недрами, лесами и водами. Как видим, речь идет лишь об использовании одной из основных частей растительного мира -лесов и об их правовой охране.

Конституции союзных республик, в том числе и Украинской ССР (1936 г.) [10, с. 6796], этому вопросу не уделили должного внимания. Закон «Про охрану природи Украшсько'1 РСР», принятый 30 июня 1960 р. [3, 1960. - № 23. - Ст. 175], прямо не использовал термин «растительный мир», но устанавливал, что государственной охране и правовому регулированию подлежат, в частности, леса, полезащитные и водоохранные лесополосы, зеленые насаждения, редколесья и выдающиеся природные объекты. Также этим Законом установлено, что в интересах охраны природы запрещается хозяйственная деятельность, которая может вредно повлиять на состояние природных богатств, способствовать уничтожению полезных животных и растений или повреждению других ценных объектов природы. Названный Закон распространяет свое действие не на все дикие растения, а лишь на их небольшую часть. Подчеркнем, что охране лесов, защитных лесонасаждений, некоторых зон городов и поселков в рассматриваемом нормативном акте посвящено 2 специальные разделы - IV и V. У них в общих чертах намечены направления и меры охраны этих составляющих растительного мира.

Во времена СССР были приняты постановления: Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г., № 3351-УШ «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» [2, 1972. - № 39. - Ст. 346]; ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г., № 898 «Про посилення охорони природи i полшшення використання природних ресурав республши» [2, 1973. - № 2. -Ст. 6]. ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР тоже приняли соответствующее постановление «Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов республики» от 8 мая 1973 г., № 223 [7, 1973. - № 5. - Ст. 35]. В названных нормативных актах (в отличие от предыдущих ) природными ресурсами, определены леса, растительный мир и полезную флору, хотя и не раскрыто соотношение между этими понятиями.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 [11, с. 5-32], наряду с определением основных природных объектов (земли, ее недр, вод и лесов - ст. 11) в ст. 18 отмечает, что в СССР принимаются меры по охране и научно обоснованному рациональному использованию земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира и т. д. Законодатель впервые на конституционном уровне употребляет термин «растительный мир».

Согласно Конституции (Основного Закона) СССР, принятой 20 апреля 1978 [11, с. 91-116], среди объектов охраны и рационального использования назван растительный мир .

В лесном законодательстве СССР и УССР можно выделить определенные сферы правового регулирования, посвященные: (а) отдельным частям лесного фонда, в частности, колхозным лесам («Положение о колхозных лесах», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 г., № 144 [21, 1968. - № 5. - Ст. 24]), (б) мерам по охране лесов («Правила пожарной безопасности в лесах СССР», утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1971 г., № 395 [21, 1971. - № 12. - Ст. 89], «Про заходи по посиленню протипожежно'1 охорони лiсiв» - постановление Совета Министров УССР от 22 июля 1971 г., № 339 [7, 1971. - № 7. - Ст. 71]); (в) применению юридической ответственности («О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесного хозяйства» - постановление Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г., № 641 [21, 1968. - № 16. - Ст. 111 ]; «Про затвердження такс для нарахування розмiру стягнень за люопорушення та адмшютративну вщповщальнють службових оаб, з вини яких допущеш люопорушення» - постановление Совета Министров УССР от

29 ноября 1968 г., № 616 [7, 1968. - № 12. - Ст. 169], «Об усилении административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах» - указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1971 г., № 1801-УШ [2, 1971. - № 25. - Ст. 257] и др.).

Нормативные акты в сфере охраны, использования и воспроизводства растительного мира посвящены регулированию именно лесных отношений. К ним относятся: (1) Правила отпуска леса на корню в лесах СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР 29 июня 1955 г. [19, с. 32-35], (2) «О порядке Отнесения лесов к группам и переводе их из одной группы в другую» - постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1967 г., № 892 [21, 1967. - № 23. - Ст. 165], (3) «Про змши в розподш лiсiв державного люового фонду УРСР за люотаксовими розрядами» - постановление Совета Министров УССР от 19 мая 1969 г., № 323 [7, 1969. - № 5. - Ст. 62].

Необходимо отметить, что наряду с развитием уже традиционной в то время подотрасли законодательства - лесной - определенный толчок получила и правовая регламентация отношений по отношению к другим компонентам растительного мира. Среди соответствующих правовых источников следует назвать: «Про заходи по охорош полезахисних люонасаджень вщ потрав, поломок, самовшьних порубок i пожеж, а також вщ пошкоджень шкщниками i хворобами у степових i люостепових районах УРСР», утвержденные постановлением Совета Министров УССР от 4 июня 1949 г., № 1429 [7, 1949. - № 11. - Ст. 39]; «Правила користування та охорони автомобшьних шляхiв i шляхових споруд», утвержденные постановлением Совета Министров УССР от 7 сентября 1959 г., № 1392 [7, 1959. - № 9. - Ст. 123]; «Про стан i заходи по дальшому полшшенню благоустрою мют, селищ i сш Украшсько'1 РСР» - Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1966 [3, 1966. - № 25. - Ст. 148 ] и др.

Анализ названных документов показал, что действие первого из них, посвященного охране полезащитных лесонасаждений, распространяется на государственные защитные лесные полосы, полезащитные лесные полосы на землях колхозов и совхозов, в лесонасаждениях на оврагах, балках, крутых склонах, смытых землях, песках и вокруг водоемов, в ценных лесных массивах, а также в лесных массивах на водоразделах рек, кроме лесов, отнесенных ко второй группе. С целью их охраны или запрещены все виды рубок, или установлен строгий режим последних в зависимости от объекта охраны. В то же время в этом постановлении уделено внимание (хотя и вскользь) охране кустарниковой и травянистой растительности, в частности, запрещается ее сжигание на земельных участках, граничащих с защитными лесонасаждениями.

Обратимся ко второму названному документу, содержащему правила использования и охраны автомобильных дорог. Непосредственно в разделе II названы некоторые особенности правового регулирования использования, охраны и воспроизводства (хотя в меньшей степени) как лесов, так в основном и зеленых насаждений, в том числе деревонасаждений и травянистой растительности. Так, сплошная вырубка запрещается по лесам всех категорий (независимо от их подчиненности) и деревонасаждений вдоль автомобильных дорог и на полосах шириной 250 м по обе стороны трассы (за пределами полосы отвода). Этим нормативным актом также определены законные пользователи деревонасаждений (пункты 20 и 22), каковыми есть соответствующие путевые организации.

Третье приведенное постановление содержит предписания, устанавливающие специфику правового режима зеленых насаждений всех видов в населенных пунктах. Речь идет как о расширении уже существующих объектов, так и о создании новых. Прежде всего предполагалось озеленение непригодных территорий - бывших карьеров, оврагов, отвалов, терриконов и т. д. В этом нормативно-правовом акте содержится положение, которое и сегодня остается актуальным. В частности, предполагается добиться, чтобы в населенных пунктах вся открытая поверхность почвы была озеленена фруктовыми и декоративными деревьями, травянистыми и другими почвопокровными растениями. Воплощение указанного предписания в жизнь весьма актуально, особенно в условиях современного

неблагополучного экологического положения в Украине.

Среди нормативных актов, посвященных рассматриваемой тематике, можно выделить ряд правовых документов, содержащих правовые основания обращения с таким элементом растительного мира, как сорняки. К ним относятся: (а) «Об усилении борьбы с сорняками» - указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1962 [3, 1969. - № 18. - Ст. 204], (б) «Правила по боротьбi з бур'янами», утвержденные Постановлением Совета Министров УССР от 11 мая 1962 г., № 531 [7, 1962. - № 5. - Ст. 73] (в) «Про посилення боротьби з бур'янами i полшшення використання гербiцидiв у колгоспах i радгоспах республши» - Постановление Совета Министров Украинской ССР от 17 сентября 1970 г., № 505 [7, 1970. - № 9. - Ст. 104 ] и др.

Перечисленные документы устанавливают, что уничтожение сорняков должно производиться на полях, лугах, пастбищах, в лесных полезащитных полосах, в парках, вдоль дорог, на участках и полях оросительных и осушительных систем, в полосах отчуждения железных и шоссейных дорог, на опушках, пустырях, земельных участках общего пользования населенных пунктов, землях, отведенных для добычи различных ископаемых, для промышленного и жилищного строительства, и т. д. Но в этих нормативных актах не были определены ни само понятие «сорняки», ни конкретный их перечень. Только отмечалось, что среди сорняков есть карантинные, к которым были отнесены горчак розовый, повилика, амброзия полыннолистная, паслен колючий и др. Кроме того, эти документы указывали ответственных лиц, которые должны осуществлять конкретные мероприятия, направленные на уничтожение таких сорняков.

Проблемы, очерченные этой группой правовых актов, и на сегодня остаются насущными. Ведь большинство из указанных в них растений не только отрицательно влияют на урожайность всех сельскохозяйственных культур (если речь идет о земледелии), но и наносят вред здоровью населения. Например, пыльца такого сорняка, как амброзия полыннолистная, является сильным аллергеном, вызывает сенную лихорадку.

Необходимо констатировать, что определенные вопросы правовой регламентации отношений, касающихся растительного мира, нашли свое закрепление в соответствующих подотраслях экологического законодательства: (а) в земельной (в качестве примера можно назвать: «Про заходи по охорош грушив i захисних люонасаджень на територп Украшсько! РСР» - Постановление Совета Министров УССР от 12 сентября 1960 г., № 1541 [7, 1960. -№ 9. - Ст. 152], «Про невщкладш заходи по захисту грушив вщ в^рово! i водно! ерозп в Украшськш РСР» - Постановление ЦК Компартии Украины и совета Министров УССР от 16 мая 1967 г., № 320 [7, 1967. - № 5. - Ст. 47]; (б) в водной (см.: «Про заходи по полшшенню охорони i використання малих рiчок» - Постановление ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 17 сентября 1968 г., № 484 [7, 1968. - № 9. - Ст. 118] и др.); (в) атмосферовоздушной; (г) надровой; (д) фаунистической.

Среди нормативных документов, посвященных регулированию упорядочивающих отношений по охране, воспроизводству, принадлежности и использованию объектов растительного мира, следует назвать и те, что принадлежат к другим отраслям законодательства. Это акты, касающиеся гражданской, хозяйственной, административной, уголовной и других сфер законодательства. Рассмотрим еще один важный аспект правового регулирования отношений по охране, воспроизводству и использованию объектов растительного мира. Одним из таких объектов выступают лекарственные растения, то есть те, что применяются для лечения. Вопросам охраны, использования и воспроизведения лекарственных растений, служащих растительным источником для лекарственных средств, всегда уделялось большое внимание, поскольку несмотря на значительные достижения химии, которая дала медицине очень много новых эффективных лекарств, использование целебных растений в конечном итоге приобретает все более значительные масштабы. Сегодня лекарственное сырье продолжает быть источником получения более трети всех медикаментов. Также следует учесть еще один аспект изучаемого вопроса, а именно -большое значение растений в профилактике заболеваний. В этом направлении средства

растительного происхождения неоценимы: они действуют мягче и зачастую не дают нежелательных осложнений.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что указанная сфера отношений должна иметь надлежащее правовое обеспечение. Но, к сожалению, можем назвать лишь несколько нормативных актов, касающихся исследуемой проблемы: (а) Декрет СНК Украины «О сборе и культуре лекарственных растений» от 10 марта 1922 г., № 90 [15, 1922. - № 11. -Ст. 194], (б) «Типовые правила торговли», утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 14 ноября 1978 г., № 263 [24, 1979. - № 8. - С. 40-43] и некоторые другие. В частности, последним документом запрещалась продажа лекарственных растений и полевых цветов гражданами на колхозных рынках, при этом администрация рынков должна была выполнять указанные предписания. Учитывая немногочисленность документов, нельзя констатировать наличие надлежащей правовой основы в указанной области.

Отдельное место среди нормативных актов, посвященных рассматриваемой тематике, занимают предписания по уязвимых видах представителей растительного мира. Среди этих документов надо выделить Закон УССР «Об охране природы в РСФСР» (1960 г.) [3, 1960. - № 23. - Ст. 175], где говорится о редких и выдающиеся природных объектах, подлежащих государственной охране.

Первую Красную Книгу в СССР было начато в 1974 г.; Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 16 октября 1974 г., № 428 было утверждено Положение о Книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений СССР - «Красную книгу СССР» [13].

В Украинской ССР такая первая книга была основана Постановлением Совета Министров УССР от 4 августа 1976 г., № 376 «Про застосування Книги рщкюних i таких, що знаходяться тд загрозою зникнення, видiв тварин i рослин Укршнсько! РСР - «Червоно'1 книги Украшсько'1 РСР» [7, 1976. - № 8. - Ст. 36].

Вторая Красная книга СССР была принята позже - в 1983 г. [21, 1983. - № 12. -Ст. 56] Постановлением № 313 о ее введении предполагалось также утверждение соответствующих такс для расчета размеров взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением животных и растений, принадлежащих к видам, занесенных в Красную Книгу СССР.

Как отмечалось в нормативных актах, переиздание Красной книги должно было происходить раз в 10 лет и распространяться она должна была по соответствующим министерствам и ведомствам, Советам Министров автономных республик, облисполкомах, а также предприятиях, учреждениях и организациях, связанных с охраной и использованием животных и растений, относящихся к занесенным в эту Книгу видам.

На всей территории (как СССР, так и Украинской ССР) запрещалось добывания (сбора) животных и растений, занесенных в указанной Книги, кроме случаев, предусмотренных соответствующим законодательством. Также было установлено определенную зависимость между растениями и животными, занесенными в Красную книгу СССР и республиканские книги. Так, добыча (сбор) указанных объектов, занесенных в Красную книгу СССР (за исключением видов, включенных в Красную книгу СССР) можно было проводить только в исключительных случаях с разрешения соответствующего органа.

В целом же развитие законодательства в исследуемой сфере можно признать положительным, имея в виду принятие комплексных на то время нормативно-правовых актов.

С учетом изменений в Лесном кодексе Украины были приняты следующие документы: (а) «Порядок спещального використання люових ресурав» - Постановление Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. [16, 2007. - № 39. - Ст. 1550], (б) «Про затвердження Порядку ведення державного люового кадастру та облшу лiсiв» -Постановление Кабинета Министров Украины 20 июня 2007 г. [16, 2007. - № 46. - Ст. 1885], (в) «Про затвердження Правил полшшення якюного складу лiсiв» - Постановление

Кабинета Министров Украины от 12 мая 2007 г. [16, 2007. - № 37. - Ст. 1478] и др.

Проведенный углубленный анализ системы источников законодательства о растительном мире позволяет сделать соответствующие выводы.

За период с 1917 г. по 1990 г. в указанной области были приняты лишь отдельные нормативные акты, касающиеся некоторых категорий объектов растительного мира и редких растений, зеленых насаждений, лекарственных растений и т. п. Их принятие было вызвано или международными обязательствами страны, или насущной необходимостью. Законодательство о растительном мире (кроме лесов) является фрагментарным, содержит много пробелов и недостатков.

Исследование нами основных проблем формирования надлежащей правовой основы охраны объектов растительного мира позволяет утверждать, что приведенные положения не исчерпывают всех аспектов затронутой темы. Поэтому предметом дальнейших научных поисков должны быть, например, изучение состояния флористического законодательства за период с 1990 года до настоящего времени и определение дальнейшего законодательного обеспечения в исследуемой сфере.

Список литературы: 1. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. М. Бринчук ; Ин-т государства и права РАН, Акад. прав. ун-т. - М. : Юристъ, 2000. -688 с. 2. Вщомосп Верховно! Ради СССР. 3. Вщомосп Верховно! Ради УРСР. 4. Гетьман А. П. Методолопчш засади становлення правових основ охорони довкшля / А. П. Гетьман // Право Украши. - 2011. - № 2. - С. 11-19. 5. Гетьман А. П. Проблеми юридично! термшологл в еколопчному законодавста Украши / А. П. Гетьман // Украшська державшсть : становлення, досвщ, проблеми : зб. наук. ст. (за матерiалами XII Харк. полгголог. читань). - X., 2001. - С. 111-113. 6. Гетьман А. Проблеми кодифшацп законодавства про рослинний св^ : деяю мiркування (коментар до Закону Украши «Про рослинний свт>) / А. Гетьман // Вюник Академп правових наук Украши. - X., 1999. - № 3.

- С. 103-109. 7. Збiрник постанов i розпоряджень Уряду УРСР. 8. Искоян А. Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира (нелесной растительности) /

A. Б. Искоян ; Ереван. гос. ун-т ; под ред. О. С. Колбасова. - Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1987. - 132 с. 9. Колбасов О. С. Основные направления правотворчества в области охраны окружающей среды / О. С. Колбасов // Советское государство и право. - 1980. - № 3. -С. 72-77. 10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Конституция (Основной Закон) СССР. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. - М., 1956. - С. 5-32. 11. Конституция (Основной Закон) Украинской Советской Социалистической Республики : прийнята 20 апр. 1978 г. // Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. - М., 1978. - С. 91-116. 12. Крассов О. И. Право лесопользования в СССР / О. И. Крассов ; АН СССР, Ин-т государства и права ; отв. ред. О. С. Колбасов. - М. : Наука, 1990. - 238 с. 13. О Книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений СССР

- «Красной книге СССР» : приказ М-ва сел. хоз-ва СССР от 16 окт. 1974 г., № 428 // Сборник нормативных актов по охране природы / под ред. В. М. Блинова. - М., 1978. - С. 459-461. 14. О лесах : Декрет Всерос. Центр. Исполн. Ком. Советов Рабочих, Солдат., Крестьян. и Казачьих Депутатов : от 27/14 мая 1918 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и крестьянского правительства : сб. декретов 1917-1918 гг. - М., 1920. - С. 40-48. 15. О сборе и культуре лекарственных растений : постановление Совета Нар. Комиссаров от 25 апр. 1922 г., № 90 // Собрание узаконений УССР. - 1922. - № 11. - Ст. 194. 16. Офщшний вюник Украши. 17. Петров В. В. Экологическое право России : учеб. для вузов /

B. В. Петров. - М. : БЕК, 1995. - 557 с. 18. Полянская Г. Н. Охрана права государственной собственности на леса / Г. Н. Полянская ; Всесоюз. ин-т юрид. наук М-ва юстиции СССР. -М. : Госюриздат, 1956. - 252 с. 19. Правила отпуска леса на корню в лесах СССР : утв.

постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1955 г. [извлечение] // Охрана природы : сб. законодат. актов. - М., 1961. - С. 32-35. 20. Про охорону зелених насаджень у мютах та шших населених пунктах Украши : постанова РНК УРСР вщ 29 трав. 1922 р. // Собрание узаконений УССР. - 1922. - № 15. - Ст. 405. 21. Собрание постановлений правительства СССР. 22. Соколова А. К. Правовi аспекти охорони природних об'екпв / А. К. Соколова // Проблеми законносп : акад. зб. наук. пр. - Х., 2010. - Вип. 110. - С. 9199. 23. Соколова А. К. Флористичне право Украши : проблеми формування та розвитку : монографiя / А. К. Соколова ; Нац. юрид. акад. Украши iм. Ярослава Мудрого. - Х. : Право, 2009. - 288 с. 24. Типовые правила торговли на колхозных рынках : утв. приказом М-ва торговли СССР от 14 нояб. 1978 г., № 263 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1979. - № 8. - С. 40-43.

ЗАКОНОДАВЧ1 ПЕРЕДУМОВИ ФОРМУВАННЯ nPABOBOÏ ОСНОВИ ОХОРОНИ

ОБ'еКТ1В РОСЛИННОГО СВ1ТУ Соколова А. К.

Статтю присвячено дослщженню проблем, пов'язаних з визначенням правово'1 основи охорони об'екпв рослинного свггу з установленням ïï законодавчих передумов. З'ясовуються структура й динамша законодавства за перюд з 1917 р. до 1990 р. у сферi регулювання правовщносин з охорони, використання й вщтворення об'екпв рослинного св^у.

Ключовг слова: рослинний свгг, флористичне законодавство, перюдизащя флористичного законодавства.

LEGAL IMPLICATIONS OF FRAMING THE LEGISLATIVE BASIS OF

VEGETATION PROTECTION Sokolova A. K.

We have launched the study of problem, related to determining the legal basis of protecting the flora objects with specification of its legal implications. Aim of the publication is to clarify the structure and dynamics of the legislation within 1917 - 1990 related legal relations as regards of protection, use and reproduction of vegetation.

Key words: flora, floral legislation, floral legislation periodization.

Поступила в редакцию 21.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.