Научная статья на тему 'Растительный мир как особый объект правовой охраны и защиты'

Растительный мир как особый объект правовой охраны и защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2744
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА / РАСТИТЕЛЬНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА РАСТЕНИЙ / OBJECTS OF FLORA / GREEN / ENVIRONMENT / PROTECTION OF PLANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаренков Сергей Валерьевич

В статье исследуется правовой статус растительного мира. Исследуется его значение и место в системе объектов экологического права. Обосновывается необходимость принятия законодательных мер охраны и защиты объектов растительного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flora as a Special Object of Legal Protection

The article deals with research of legal status of flora. A value and a place of flora in system of objects of the environmental law are investigated in the article. The author proves a need of acceptance of legislative measures of protection of flora.

Текст научной работы на тему «Растительный мир как особый объект правовой охраны и защиты»

быть привлечено к административной ответственности за несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации необходимых для ее ликвидации сил и средств (ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ) непосредственно ответственное должностное лицо.

Несовершенство санкции ст. 20.6 КоАП РФ заключается в наложении небольшого размера штрафа на должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб. Разумно было бы увеличить сумму штрафа от 200 до 300 тыс. руб. в целях сохранения изначальной конструкции здания и как исторического объекта, и как памятника архитектуры.

Соглашаясь с мнением В.В. Витрянского и М.М. Брагинского4, можно сделать вывод, что не всякая санкция есть мера юридической ответственности.

Б.Т. Базылев считает, что «юридическая ответственность по своей родовой природе есть охранительное правовое отношение, а по виду — карательная (на-казательная) правовая связь»5. По мнению С.Н. Братуся, «юридическая ответственность — это та же обязанность, но принудительно исполняемая, если лицо (гражданин или организация), на котором эта обязанность лежит, не исполняет ее добровольно»6.

На основании вышеизложенных мнений можно заключить, что систематизация и кодификация законодательства путем заимствования уже не актуальны. В целях совершенствования системы нормативно-правовых актов требуются упрощение и корректировка действующего нормативного материала, в частности земельного законодательства РФ.

Ответственность за земельные правонарушения и преступления, за несанкционированные сделки с землей, нерациональное использование земельных участков — это наказание за совершенное правонарушение или преступление гражданами или должностными лицами, вследствие которого применяются санкции кодифицированных нормативных правовых актов или федерального законодательства, законодательства субъектов и органов местного самоуправления, и земельных долей.

1 См.: Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд., перераб. М., 2012. С. 293.

2 URL: http://pozhar.yandex.ru/ (дата обращения: 13.08.2012).

3 См.: Там же.

4 См.: Витрянский В.В., Брагинский М.М. Ответственность за нарушение обязательств (Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации) // Хозяйство и право. 1995. № 11. С. 3-18.

5 Базылев В.Т. Об институте юридической ответственности // Советское государство и право. 1975. № 1. С. 110-115.

6 Братусь С.Н. Юридическая ответственности и законность. М., 1976. С. 125.

С.В. Агаренков

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ

В статье исследуется правовой статус растительного мира. Исследуются его значение и место в системе объектов экологического права. Обосновывается необходимость принятия законодательных мер охраны и защиты объектов растительного мира.

Ключевые слова: объекты растительного мира, растительность, окружающая среда, охрана растений.

© Агаренков Сергей Валерьевич, 2013

Студент 2 курса факультета магистратуры (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: praevius@inbox.ru

S.V. Agarenkov

FLORA AS A SPECIAL OBJECT OF LEGAL PROTECTION

The article deals with research of legal status of flora. A value and a place of flora in system of objects of the environmental law are investigated in the article. The author proves a need of acceptance of legislative measures of protection of flora.

Keywords: objects of flora, green, environment, protection of plants.

Природный комплекс России отличается обилием естественных ресурсов, разнообразных по своим свойствам и распространенности. Этот факт побуждает отечественного законодателя четко их классифицировать, а также устанавливать меры охраны и защиты данных ресурсов.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ окружающая среда, а также ее отдельные компоненты охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные компоненты, под которыми принято понимать отдельные и находящиеся во взаимосвязи составные части окружающей среды, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, являются объектами науки экологического права.

Доктрина права окружающей среды в синтезе с рядом смежных наук разработала систему объектов, по поводу которых складываются такие отношения, но единый научный подход до сих пор не сложился. Исследователи выделяют такие объекты экологического права, как недра, атмосферный воздух, воды, животный мир, леса, растительный мир вне лесов1. Последнему объекту уделяется недостаточно внимания как в науке природоресурсного права, так и в действующем законодательстве. Наряду с этим использование и охрана лесной растительности достаточно полно регламентированы и изучены наукой экологического права. Обоснованность данных суждений доказана тем, что лес — один из важнейших ресурсов любого государства, имеющий стратегическое значение. Общепризнано, что лес — только часть растительного мира, хотя и наиболее существенная. Понятие «лес», традиционно употребляемое в законодательстве (иногда в сочетании с понятиями, обозначающими виды земельных угодий, такими как пастбища, сенокосы), продолжительное время было достаточным для удовлетворения потребностей правового регулирования хозяйственной деятельности и житейской практики, связанной с пользованием дикими растениями, поскольку этому понятию придавался широкий смысл. Растительность вне лесов в качестве самостоятельного природного ресурса выделяют лишь некоторые авторы. Впервые вопрос о выработке законоположений, касающихся растительного мира вне лесов, в юридической литературе поставил О.С. Колбасов, писавший о необходимости издания соответствующего закона2. Кроме того, отдельные проблемы охраны и использования нелесной растительности освещали в своих исследованиях И.М. Журавский, А.Б. Искоян, Г.Н. Полянская, Ю.И. Шуплецова3.

На основании знаний, выработанных естественными науками, в первую очередь ботаникой и экологией, ученые-юристы также пытались выработать понятийный аппарат в рассматриваемой сфере правоотношений. В.И. Крассов в свое время отстаивал необходимость юридического определения и законодательного закрепления термина «флора». Для этого он предложил следующее определение: «Флора — это совокупность природных видов и форм растений, произрастающих на определенной территории, в отношении которых установлен правовой режим,

обеспечивающий их всестороннюю охрану и недопущение ущерба для их воспроизводства и использования»4. А.Б. Искоян дает определение растительного мира как «совокупности диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории Советского Союза, а также в пределах континентального шельфа СССР»5.

Вследствие того, что современными учеными-юристами длительное время не проводился анализ правоотношений, возникающих в связи с использованием и охраной растительного мира, более или менее полное определение понятия «растительный мир» в правовой науке отсутствует. Не закреплено оно и в действующем законодательстве6.

Принимая во внимание работы представителей различных отраслей человеческого знания, можно предложить следующее определение: растительный мир — это совокупность растений, грибов и их сообществ, свободно произрастающих на территории Российской Федерации, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. С одной стороны, данная дефиниция является более совершенной, по сравнению с версиями, предложенными ранее, а с другой — тесно соотносится с законодательным определением животного мира7. Предлагаемое определение растительного мира включает в себя понятие «грибы», что сделано не случайно. Грибы — это отдельное царство живой природы наряду с растениями, животными, бактериями. Однако грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. С растениями их сближают неподвижность в вегетативном состоянии, размножение спорами, способность к синтезу витаминов, поглощение питательных веществ путем адсорбции. Однако главное основание, по которому ш можно придать равное значение и растениям, и грибам, состоит в единой цели их н использования человеком, а также идентичном виде добычи — сборе и заготовке. С

а

В состав растительного мира входят различные растения, как дикие, так и т

о

культуры, полученные в результате генетической и селекционной деятельности к

о

ученых-аграриев и культивируемые в сельском хозяйстве. Последние в юриди- о' ческое понятие «растительный мир» предлагается не включать. По этому поводу | ранее высказывался болгарский юрист-эколог П. Стайнов8. в

Сельскохозяйственные растения охраняются соответствующим законода- нн

о

тельством — аграрным, гражданским. По нашему мнению, в юридическом по- Ю нятии «растительный мир» должны получить правовое закрепление лишь те и растения, которые произрастают независимо от воли человека в естественных с

к

экосистемах, в отличие от выведенных селекционным или генетическим путем а культур, произрастающих в агроценозах, созданных в результате хозяйственной Л деятельности человека. Данной позиции придерживается Верховный Суд РФ, | определяя круг объектов растительного мира, за повреждение или уничтожение • которых действующим законодательством предусматривается уголовная ответ- 29 ственность9. Также в состав растительного мира не должны входить погибшие, изъятые из естественной среды обитания и сорные растения. 3

Можно согласиться с позициями естествоиспытателей, что перечень объектов растительного мира довольно обширен, поскольку к нему относятся древесная и кустарниковая растительность, мхи, лишайники, технические и целебные травы, водоросли, отдельно взятые растения (например, памятники природы), произрастающие как в лесах, так и вне лесов и сельскохозяйственных угодий. В связи с этим необходимо разграничивать понятия «лес» и «растительный 157

мир». Многие виды хозяйственной деятельности, такие как пастьба скота, сбор лекарственных средств, размещение пасек, сенокошение, заготовка и сбор дикорастущих орехов, ягод и грибов зачастую понимают лишь в качестве видов лесопользования. На наш взгляд, указанные виды пользования недревесными природными ресурсами нельзя относить только к лесопользованию.

В настоящий момент сбор и заготовка данных природных растительных ресурсов регулируется Лесным кодексом РФ только в отношении тех ресурсов, которые располагаются в лесах. Известно, что большинство грибов и ягод произрастает именно в лесах, но многие виды полезных растений, в т. ч. лекарственных, обитают исключительно в степной зоне, где леса отсутствуют. В частности, такие лекарственные растения, как бессмертник песчаный (Helich^sum arenаrium), горицвет (Adonis vernalis L), патриния (Patrinia scabiosifolia), обитают только на открытых пространствах, в степях и лугах, которые к лесам не относятся. Следовательно, можно признать обоснованным вывод, что законодательством должным образом такие растения не охраняются.

Важнейшим условием действенной охраны и рационального использования природных растительных ресурсов является наличие полной законодательной базы, регулирующей рассматриваемые правоотношения. В связи с этим большое значение имеет анализ системы действующих нормативно-правовых актов, определяющих правовой режим растительного мира, судебной и правоприменительной практики по поводу применения этих актов, а также выявляющих тенденции дальнейшего совершенствования законодательства о растительном мире.

Система законодательства России о растительном мире не отличается систе-m матичностью и полнотой в силу того, что ни на законодательном, ни на доктри-S нальном уровне не определен состав растительного мира, меры по его охране, а g также порядок и условия его использования. Не находим мы норм, относящихся к g охране, защите и использованию растений и в Классификаторе правовых актов10. i Более того, О.И. Крассов утверждает, что «правовой режим растений в нашем за-| конодательстве не урегулирован, поскольку в нашей стране нет законодательства i о растительном мире»11. Данная позиция представляется не совсем верной, т. к.

§ частично растительный мир все же подпадает под правовое регулирование.

ф

| Нормативная база, относящаяся к сфере флористических правоотношений,

§ фрагментарна и складывается из ряда правовых актов, зачастую относящихся '§ к общим вопросам охраны и использования растительного мира. Кроме того, ¡ многие законы содержат нормы отсылочного характера.

Ц Как показал анализ, действующее российское законодательство, которое не

g отличается системностью, содержит большое количество норм, относящихся к охране и использованию растений. Связано это с тем, что законы и подзаконные g акты, посвященные данной тематике, закрепляют лишь узко специализирован-§ ные области (институты) флористических правоотношений, в частности, такие, | как ответственность за нарушение флористического законодательства, карантин J растений, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Напротив, многие отношения, которые могут возникать и возникают, не подлежат правовой регламентации. На федеральном уровне установлено, что растения подлежат охране и защите наравне с иными видами природных ресурсов, но нормативный механизм таких мер законодатель, к сожалению, не определяет.

Проведенное исследование обсуждаемой проблемы выявило то, что в современ-158 ный период нет единого нормативно-правового акта, всесторонне регулирующего

охрану и использование растительного мира. Сложившаяся ситуация не отвечает потребностям личности, общества и государства в благоприятной окружающей среде, нарушает право граждан, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно вернуться к обсуждению вопроса, касающегося принятия федерального закона о растительном мире. В настоящее время охрана растений стала насущной потребностью в связи с экологической обстановкой не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Решению такой задачи и должен способствовать новый закон.

В состав растительного мира включаются различные виды растительности, в т. ч. лесная. В связи с этим может возникнуть ряд проблем технико-правового характера. Причина этого кроется в том, что отечественная система права включает подотрасль лесного права, хорошо развитую, регулирующую широкий круг отношений, в который не входит охрана растений, не произрастающих в пределах лесов, оставляя их вне пределов правового регулирования. Ликвидировать данное негативное явление должен предлагаемый закон, который урегулирует охрану и использование нелесной растительности. Таким образом, соотношение законодательства об охране и использовании растительного мира и лесного законодательства должно строиться на основе принципа взаимодополнения. Аналогичный принцип необходимо применять и при соотношении флористической, водной, земельной, фаунистической подотраслей права. Действие обозначенного закона должно распространяться на отношения, возникающие по поводу охраны и использования только диких, т. е. свободно произрастающих независимо от воли человека растений.

Известно, что природа — явление комплексное, состоящее из огромного ш количества компонентов, непосредственно или опосредованно связанных друг н с другом. Следовательно, задаваясь вопросом об охране растений, нельзя не за- С

а

тронуть аспект охраны среды их обитания как особого объекта охраны, а также т

о

иных природных ресурсов. Под средой обитания можно понимать территорию, к

о

обладающую совокупностью внешних природных условий и явлений, на которой о' произрастают объекты растительного мира, постоянно с ней взаимодейству- | ющие. Такими условиями могут выступать температурно-климатический режим, в

обеспеченность водными ресурсами, наличие плодородных земель. Последнее нн

о

условие имеет чрезвычайную значимость для растений и их сообществ, а также Ю служит абсолютным условием их существования на данной территории12. Вслед- и ствие того, что для нормального развития и функционирования всех живых с

к

организмов требуются соответствующие условия, считаем возможным придание а равного правового статуса среде обитания животных и среде обитания растений. Л Очень часто ареалы обитания многих представителей указанных царств живой | природы пересекаются. Это означает, что для этих видов условия существования • одинаковы и нуждаются в единых мерах охраны и защиты. Более того, растения 29 являются необходимым элементом жизнедеятельности для животных. Таким образом, предусматривая необходимость сохранения среды обитания объектов 3 животного мира, в ст. 22 и 23 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»13, законодатель предусмотрел положения, направленные на охрану среды обитания растений.

Подчеркивая важность растительного мира для существования жизни на планете, автор заявляет о необходимости признания на доктринальном уровне растений в качестве природных ресурсов и объектов экологического права. При 159

этом считаем важным консолидацию усилий законодателя, правоприменителя, экспертов, природоохранных организаций, а также прогрессивно настроенных граждан по обеспечению рационального использования и охраны незаменимого природного ресурса (растительного мира), дающего человеку кров, пищу и одежду.

1 Подробнее об этом см.: БринчукМ.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2000. С. 214; Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 157; Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник для высших учебных заведений. М., 2009. С. 84-85.

2 См.: Колбасов О.С. Научно-технический прогресс и проблемы охраны окружающей среды // Научно-техническая революция, управление и право. М., 1975. С. 172.

3 См.: Журавский И.М. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании растительного мира: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959. С. 206; Шуплецова Ю.И. Правовая охрана насаждений в городах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

4 Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. М., 1990. С. 20.

5 Искоян А.Б. Охрана растительного мира (правовые вопросы). Ереван, 1985. С. 6.

6 Весьма неполное определение содержится в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 29, ст. 3008.

7 См. ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17, ст. 1462.

8 См.: Стайнов П. Правовые вопросы защиты природы / пер. с болг. В.А. Кикотя, Л.П. Фоминой; под ред. и с предисл. О.С. Колбасова. М., 1974. С. 173.

9 В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в качестве предмета преступления не признаются деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

10 См.: Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 12, ст. 1260.

11 Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М., 2007. С. 44.

12 См.: Агаренков С.В. Правовая охрана земель: понятие и значение // МГЮА имени О.Е. Кутафина: история и современность: сборник тезисов докладов Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов (Москва, 21-22 октября 2011 г.). М., 2011. С. 247.

13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17, ст. 1462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.