Научная статья на тему 'Правовые проблемы мирного урегулирования ближневосточного конфликта на международно-правовой основе'

Правовые проблемы мирного урегулирования ближневосточного конфликта на международно-правовой основе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ / МИР / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РЕЗОЛЮЦИЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТАВ / STATE / CONFLICT / PEACE / INTERNATIONAL LAW / RESOLUTION / DECISION / SETTLEMENT / CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль Ахмад Амад Хассан

Анализируется эффективная деятельность ООН в поддержании международного мира и безопасности в зонах конфликта на Ближнем Востоке, поскольку роль ООН имеет чрезвычайно большое значение для сохранения мира и безопасности в регионе. На основе юридического анализа резолюции ООН и существующих позиций в литературе предложено определение правового положения данных резолюций, показано их соотношение с мирным урегулированием ближневосточного конфликта. Делается вывод о том, что основополагающие резолюции Совета Безопасности ООН относительно ближневосточного урегулирования могут быть основой разблокирования этого конфликта мирным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to UN effectiveness analysis in the field of international peace and security maintenance in conflict Middle East areas, cause the UN's role in the region peace and security protection is highly valued. Based on the legal analysis of the UN resolution and the existing points of view in the literature resolutions legal status definition suggested in the article. Their correspondence to the peaceful resolution of the Middle East conflict is highlights here. The article concludes that fundamental resolutions of UN Security Council concerning the Middle East settlement could be fundamental to the peaceful solution of the conflict.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы мирного урегулирования ближневосточного конфликта на международно-правовой основе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). Право. Вып. 34. С. 93-95.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

А. Х. Аль Ахмад

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО КОНФЛИКТА НА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ

Анализируется эффективная деятельность ООН в поддержании международного мира и безопасности в зонах конфликта на Ближнем Востоке, поскольку роль ООН имеет чрезвычайно большое значение для сохранения мира и безопасности в регионе. На основе юридического анализа резолюции ООН и существующих позиций в литературе предложено определение правового положения данных резолюций, показано их соотношение с мирным урегулированием ближневосточного конфликта. Делается вывод о том, что основополагающие резолюции Совета Безопасности ООН относительно ближневосточного урегулирования могут быть основой разблокирования этого конфликта мирным путем.

Ключевые слова: государство, ближневосточный конфликт, мир, международное право, резолюция, урегулирование, Устав.

Важным пунктом в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности становится недопущение возникновения вооруженных конфликтов между государствами, между государствами и другими субъектами международного права. Главная роль в решении данной задачи отводится ООН как основополагающей в деле организации современного международного политического и правового порядка. Мы видим, что именно ООН предстает наиболее влиятельным инструментом, объединяющим усилия всех государств для достижения общих целей.

Хотя характер ближневосточного конфликта является крайне напряженным, в перспективе видны предпосылки для его справедливого урегулирования путем нахождения баланса интересов конфликтующих сторон. В частности, усилиями мирового сообщества была выработана приемлемая международно-правовая база для урегулирования данного конфликта.

Главная цель мирного урегулирования ближневосточного конфликта — прекращение состояния войны между всеми участниками конфликта и установление всеобъемлющего и справедливого мира на Ближнем Востоке. Достижение этой цели видится в выполнении сторонами основополагающих резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН относительно ближневосточного урегулирования. Разумеется, неурегулированные территориальные вопросы представляют «взрывоопасные» точки в деле налаживания мира и безопасности в данном регионе.

Проанализировав работу Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН в вопро-

се урегулирования ближневосточного конфликта после войны в июне 1967 г., можно проследить за всеми действиями ключевых органов ООН в урегулировании ближневосточного конфликта мирным и правовым путем в соответствии с Уставом (ст. 33-38), основополагающими резолюциями и решениями ООН.

Устав ООН и вслед за ним целый ряд других международно-правовых документов гарантируют каждому государству уважение мировым сообществом его территориальной целостности. Каждое государство обязано воздерживаться от действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, направленных против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства. Государства равным образом обязаны воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или иных прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления1.

На заседаниях Совета Безопасности ООН, проходивших 9-22 ноября 1967 г., рассматривались вопросы о мирном урегулировании ближневосточного конфликта и об установлении прочного мира и безопасности в этом регионе. Итогом многочисленных переговоров по ближневосточному вопросу стало единогласное принятие предложенной Великобританией резолюции компромиссного характера № 242 от 22 ноября 1967 г. Данная резолюция содержала формулировку о «недопустимости приобретения чужих

территорий путем войны» и необходимости всеми приемлемыми способами установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, при котором каждое государство в данном районе может жить в мире и взаимной безопасности. Согласно И. П. Блищенко, юридический анализ данной резолюции выявляет ее в качестве приемлемой международно-правовой основы, на что указывает приведенная выше преамбула2. Следует подчеркнуть, что резолюция 242 обязывает Израиль и арабские государства жить в мире в признанных границах и обеспечить территориальную неприкосновенность друг друга. То есть Совет Безопасность подтверждает, что границы Израиля определены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 181(11) от 29 ноября 1947 г., и никакие территориальные приобретения этого государства за пределами границ, признанных международным правом, недопустимы.

Анализируя положения резолюции № 242, следует обратить внимание на подп. I п. 1, который обязывает Израиль выполнять свои обязательства в соответствии с Уставом ООН и международным правом. Исходя из этого предписания, все территориальные приобретения Израиля объявляются несовместимыми с современным международным правом, поскольку приобретение территорий других суверенных государств посредством войны есть явное нарушение основных норм и принципов международного права.

Однако существуют определенные трудности правового анализа резолюции № 242, связанные с ее толкованием арабской и израильской сторон. Позиция арабской стороны указывает на необходимость полного вывода израильских войск со всех оккупированных арабских территорий до границ, существовавших до 4 июня 1967 г. Израильская сторона имеет противоположную позицию, по-своему интерпретирующую данную резолюцию. Она утверждает, что в английской и французской версиях резолюции есть формулировка о выводе войск с «оккупированных арабских территорий», но нет — со «всех территорий».

Британский посол в ООН Лорд Карадон — автор текста резолюции — после голосования заявил, что «нас будут обязывать только данной резолюцией, и мы считаем, что ее формулировка является совершенно ясной»3. Аналогичным образом объяснился американский посол, заявив, что известные пропуски слов, которые не были случайными в отношении ухода Израиля со

спорных территорий,— это слово «the all» (русское слово «все»). И что касается ухода Израиля с арабских территорий до 5 июня 1967 г., то подразумевается уход с оккупированных территорий без определения размеров этого ухода4.

По мнению М. Е. Хазанова, замутненность, которую англичане представляли в качестве «баланса, который будет нарушен любыми изменениями», достигалась за счет отсутствия в формулировке определенного артикля английского языка «the»; наличие этой грамматической формы однозначно указывало бы на «все» оккупированные Израилем территории. Поэтому еще до голосования по этому проекту делегат Индии предложил документально закрепить интерпретации относительно необходимости возвращения всех захваченных в ходе войны 1967 г. районов арабским государствам. Характерно, что английская делегация выступала категорически против формального закрепления такого толкования формулировок, которое обозначало бы обязательность их выполнения в соответствии с Уставом ООН5.

Несмотря на позицию конфликтующих сторон в интерпретации резолюции Совета Безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г. по Ближнему Востоку и ее обязательной силы, следует подчеркнуть, что эта резолюция была основой для резолюции № 338 от 22 октября 1973 г. — после октябрьской войны между арабами и Израилем. Однако, по резолюции № 338, воевавшим сторонам вменялось немедленно перейти к выполнению принятой ранее резолюции Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г. в полном ее объеме, поскольку резолюция № 242 была направлена на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке после войны 1967 г. Фактически резолюция Совета Безопасности ООН № 242 стала отправной точкой формулы «территория в обмен на мир»; но обе резолюции легли в основу мирных переговоров по ближневосточному урегулированию. Можно утверждать, что с международно-правовой точки зрения обе резолюции Совета Безопасности ООН являются главными резолюциями по ближневосточному урегулированию, ориентированными на ликвидацию последствий военных действий в июне 1967 г.

Бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали приходит к выводу о том, что резолюция Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г. имела обязательную силу6.

Важно отметить, что Совет Безопасности выделяется среди других главных органов ООН именно масштабом функций и полномочий. Американский юрист Г. Кельзен писал по этому поводу, что «компетенция Совета Безопасности совпадает в значительной степени с компетенцией всей Организации Объединенных Наций»7. Такого же мнения придерживается

В. Н. Федоров, который указывает: «По своему правовому положению Совет Безопасности — постоянно действующий руководящий политический орган, созданный на основе соглашения между государствами, орган, действующий, согласно Уставу ООН, от имени всех членов этой организации в интересах поддержания международного мира и безопасности»8.

С точки зрения международного права резолюции Совета Безопасности являются обязательными для выполнения международно-правовыми актами ООН, на которые в соответствии с ее Уставом возлагается основная ответственность по поддержанию мира и безопасности9,поэтому резолюции Совета Безопасности ООН ориентированы на разъяснение принципов и норм Устава ООН. Арабский юрист-международник Хамед Султан отмечает: «Резолюции Совета Безопасности ООН являются обязательными для всех государств-членов Организации, и обязанности государств состоят в их выполнении в соответствии с Уставом ООН»10.

В перспективе представляется возможным также более широкое использование государствами-членами ООН содержащихся в гл. VI Устава ООН средств мирного урегулирования споров. Также заслуживает внимания разработка ООН мер по подчинению государств решениям Совета Безопасности в соответствии со ст. 25 Устава ООН11.

Однако в основу любого мирного соглашения между Палестиной, Ливаном и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой, должны быть положены следующие основные принципы:

1) неуклонное соблюдение общепризнанных принципов международного права и международных обязательств, выработка их согласованного и целостного толкования в общечеловеческих интересах и прогрессивное развитие международного права;

2) прекращение состояния войны и заключение мира между Израилем, с одной стороны, и Палестиной, Сирией и Ливаном, с другой;

3) возможность создания по обе стороны установленных границ и демилитаризованных зон;

4) право всех государств региона (арабские государства и Израиль) на независимость и взаим-

ную безопасность, а также создание суверенного государства Палестины в международно признанных границах;

5) гарантии Советом Безопасности ООН условий мира, то есть ООН должна последовательно отстаивать мир, безопасность и независимость всех государств Ближнего Востока.

Таким образом, принятие Советом Безопасности ООН основополагающих резолюций № 242 и 338 является важной международноправовой базой для справедливого урегулирования ближневосточного конфликта мирным путем. Принятие резолюций — важный шаг Организации, указывающий на определенные подвижки ООН в урегулировании ближневосточного конфликта на основе компромиссных международных решений. При том, что резолюция 242 имеет несколько компромиссный характер и отражает некоторую неопределенность (о сроках и масштабах вывода израильских войск и по палестинской проблеме — проблеме беженцев (а не как проблеме создания палестинского государства)), она стала важной международно-правовой платформой для справедливого урегулирования конфликта.

Примечания

1 Общая теория государства и права : акад. курс : в 3 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Зерцало-М, 2001. Т. 1. С. 147.

2 Блищенко, И. П. Прецеденты в международном праве. М., 1977. С. 16-21.

3 Weil, Prosper. Territorial Settlement in the Resolution of November 22.1967 / ed. John Moore // The Arab-Israel Conflict. N.J. : Princeton University Press, 1974. P. 321.

4 Lacquer, Walter. The Road to War. London : Weidenfeld and Nicolson, 1968. Р 297.

5 Хазанов, М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М. : Междунар. отношения, 1983. С. 91.

6 Бутрос-Гали, Бутрос. Десять вопросов в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке // Междунар. политика. 1971. Апр. С. 7-9.

7 Kelsen, H. The Law of United Nations: A critical analysis of its fundamental Problems. L., 1951. Р 279.

8 Федоров, В. Н. Совет Безопасности ООН. М. : Междунар. отношения, 1965. С. 40.

9Анисимов, Л. Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров / конфликтов. Ленинград, 1975. С. 59.

10 HamedSultan. Public international law in peacetime. 4th ed. Cairo, 1969. P. 1004.

11 Жуков, Г. П. ООН и современные международные отношения / Г. П. Жуков, Р. Г. Соловьева, Ю. К. На-заркин [и др.]; отв. ред. Г П. Жуков. М. : Наука, 1986.

С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.