Научная статья на тему 'Последствия невыполнения решений Совета Безопасности ООН в урегулировании ближневосточного кризиса'

Последствия невыполнения решений Совета Безопасности ООН в урегулировании ближневосточного кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1559
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / СПРАВЕДЛИВОЕ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ / ОККУПИРОВАННЫЕ / НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТЬ / РЕЗОЛЮЦИЙ ООН / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ / НЕДОПУСТИМОСТЬ / COMPREHENSIVE / SETTLEMENT / FAIR / CEASEFIRE / TERRITORIAL / OCCUPIED / UNSETTLED / UN RESOLUTIONS / THE MIDDLE EAST / INADMISSIBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аль-ахмад Амад Хассан

6 октября 1973 г. на Ближнем Востоке возобновились военные действия. Отсутствие прогресса на пути достижения ближневосточного урегулирования привело к арабо-израильской войне 1973 г. В связи с этим Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338, которая предусматривала немедленное прекращение огня и всех военных действий не позже чем в течение 12 часов с момента принятия настоящего решения, с оставлением войск на занимаемых ими позициях. Разработку и осуществление конкретной программы мирного урегулирования ближневосточного кризиса на основе резолюции № 242 и 338 была призвана обеспечить мирная конференция по Ближнему Востоку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences of failure to comply with UN Security Council decisions in resolving the Middle East crisis

October 6, 1973 in the Middle East hostilities resumed. The lack of progress towards a Middle East settlement has led to the Arab-Israeli war in 1973 in connection with the UN Security Council adopted resolution number 338, which called for an immediate ceasefire and to all military action not later than 12 hours since the adoption of this decision, leaving troops to occupy their positions. Developing and implementing a specific program for the peaceful settlement of the Middle East crisis on the basis of resolution number 242 and 338 was designed to ensure peace conference on the Middle East.

Текст научной работы на тему «Последствия невыполнения решений Совета Безопасности ООН в урегулировании ближневосточного кризиса»

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В УРЕГУЛИРОВАНИИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО КРИЗИСА

Аль-Ахмад Амад Хассан, аспирант юридического факультета очного отделения, кафедра международного и европейского права.

Место работы: Казанский государственный университет.

Аннотаиия. 6 октября 1973 г. на Ближнем Востоке возобновились военные действия. Отсутствие прогресса на пути достижения ближневосточного урегулирования привело к арабо-израильской войне 1973 г. В связи с этим Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338, которая предусматривала немедленное прекращение огня и всех военных действий не позже чем в течение 12 часов с момента принятия настоящего решения, с оставлением войск на занимаемых ими позициях. Разработку и осуществление конкретной программы мирного урегулирования ближневосточного кризиса на основе резолюции № 242 и 338 была призвана обеспечить мирная конференция по Ближнему Востоку.

Ключевые слова: всеобъемлющее, урегулирование, справедливое, прекращение огня, территориальный, оккупированные, неурегулирован-

ность, резолюций ООН, ближневосточный, недопустимость.

CONSEQUENCES OF FAILURE TO COMPLY WITH UN SECURITY COUNCIL DECISIONS IN RESOLVING THE MIDDLE EAST CRISIS

Al-Ahmad Amad Hassan, Postgraduate Faculty of Law fulltime offices, Department of International and European Law. Place of employment: Kazan State University.

Annotation. October 6, 1973 in the Middle East hostilities resumed. The lack of progress towards a Middle East settlement has led to the Arab-Israeli war in 1973 in connection with the UN Security Council adopted resolution number 338, which called for an immediate ceasefire and to all military action not later than 12 hours since the adoption of this decision, leaving troops to occupy their positions. Developing and implementing a specific program for the peaceful settlement of the Middle East crisis on the basis of resolution number 242 and 338 was designed to ensure peace conference on the Middle East.

Keywords: comprehensive, settlement, fair, ceasefire, territorial, occupied, unsettled, UN resolutions, the Middle East, inadmissibility.

Анализ усилий ООН, направленных на ликвидацию последствий кризиса 1967 года и обеспечение политического и правового урегулирования, со всей определенностью доказывает, что поддержка США политики Израиля стала главной причиной положения, сложившегося к осени 1973 года.1

1 Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. Москва: Изд-во «Международные отношения», 1983. С. 116.

Неурегулированность коренных аспектов ближневосточного конфликта, в том числе палестинской проблемы, непрекращающаяся израильская оккупация арабских земель, захваченных в ходе агрессии 1967 г., а также обструкционистская линия правящих кругов Израиля, отвергающих любую возможность справедливого всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке на основе соответствующих решений ООН -все это привело к возобновлению военных действий в этом районе в октябре 1973 года.2

6 октября 1973 г. на Ближнем Востоке возобновились военные действия. Арабская Республика Египет (АРЕ) и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе войны 1967 г. территории, добились некоторых успехов на первом этапе войны (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал).

Отсутствие прогресса на пути достижения ближневосточного урегулирования привело к арабо-израильской войне 1973 г.

Для политического урегулирования конфликта Советским Союзом были использованы контакты с руководством США. В ходе экстренного визита Г. Киссинджера в Москву с 19 по 22 октября 1973 г. был согласован проект резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривавший немедленное прекращение военных действий и начало практического претворения в жизнь резолюции Совета безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г.

В этой связи 22 октября 1973 года Совет Безопасности ООН большинством голосов (14 стран - «за», Китай воздержался) принял резолюцию № 338,3 которая предусматривала немедленное прекращение огня и всех военных действий не позже чем в течение 12 часов с момента принятия настоящего решения, с оставлением войск на занимаемых ими позициях. По существу, впервые в истории арабо-израильского конфликта удалось связать решение о прекращении огня с проблемой ликвидации общих причин конфликта. Резолюция № 338 еще тогда наметила контуры будущего ближневосточного урегулирования.4 Однако, Израиль, несмотря на официальное согласие своего правительства с этой резолюцией, нарушил ее, стремясь развить военные успехи на западном берегу Суэцкого канала и завершить окружение и уничтожение 3-й египетской армии. Поэтому Совет Безопасности ООН 23 октября 1973 г. был вынужден принять новую резолюцию № 339,5 в которой еще раз потребовал немедленно прекратить огонь и все военные действия, вернуть войска сторон на позиции, которые они занимали в момент вступления в силу предыдущей резолюции № 338.

Совет Безопасности ООН в резолюции 338 от 22 октября 1973 года, призвал находящиеся в конфликте стороны прекратить огонь и сразу же после этого приступить к полному осуществлению резолюции № 242 (1967 г.). Совет Безопасности постановил также, что

2 Давыдков Р. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференции. М.: 1984 г. С. 228.

3 Резолюция 338 (1973 г.) от 22 октября 1973 года.- Резолюции и решения Совета Безопасности за 1973 год. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Двадцать восьмой год. Нью-Йорк. Организация Объединенных Наций, 1974 г., С. 10.

4 Егорин А. З. Египет нашего времени. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - С. 242.

5 Резолюция Совета Безопасности ООН № 339 от 23 октября

1973 г. «С согласия Совета Безопасности ООН в состав ОНВУП,

призванного так же, как и ЧВС, осуществлять наблюдение за соблюдением прекращения огня, были включены в ноябре 1973

года 36 советских военных наблюдателей».

1B6

Аль-Ахмад Амад ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СОВЕТА Хассан БЕЗОПАСНОСТИ ООН

одновременно с прекращением огня под эгидой соответствующего лица должны начаться переговоры между заинтересованными сторонами, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Поскольку военные действия продолжались, Совет Безопасности ООН потребовал немедленного и полного прекращения огня и возвращения сторон на позиции, которые они занимали 22 октября 1973 года.

Резолюция № 338 явилась шагом вперед в урегулировании ближневосточного конфликта. По инициативе Советского Союза в нее был включен пункт о необходимости начать выполнения резолюции № 242 (1967

г.) Совета Безопасности ООН.

Несмотря на острый характер ближневосточного конфликта, постепенно - хотя и крайне медленно -создавались предпосылки для его справедливого урегулирования на основе баланса интересов сторон. Усилиями мирового сообщества была, в частности, выработана приемлемая международно-правовая

платформа такого урегулирования. Особое значение в этом плане имеет резолюция 242, принятая Советом Безопасности ООН 22 ноября 1967 года. В ней подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время конфликта 1967 года, и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «земля в обмен на мир», которая легла в основу мирного процесса в регионе.

После октябрьской войны 1973 года активизировались попытки создать политический механизм для достижения справедливого решения ближневосточного кризиса.

Разработку и осуществление конкретной программы мирного урегулирования ближневосточного кризиса на основе резолюции № 242 и 338 была призвана обеспечить мирная конференция по Ближнему Востоку.6

15 декабря 1973 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 344 (1973 г.). В пункте 1 данной резолюции Совет Безопасности выразил надежду, что Мирная конференция быстро достигнет прогресса в деле мирного урегулирования посредством созыва мирной конференции по Ближнему Востоку.7

Таким образом, был созван авторитетный международный форум, призванный найти пути практического претворения в жизнь решений Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку.8

21 декабря 1973 г. по инициативе Советского Союза в Женеве начала работать конференция по мирному урегулированию ближневосточного конфликта. Ее председателем был Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм, а сопредседателями форума - министр

6 Киселев В. И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. Киев - 1983 г. С. 108-109.

7 Резолюция № 344 (1973 г.) от 15 декабря 1973 года. - Резолюции и решения Совета Безопасности за 1973 год. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Двадцать восьмой год. Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 1974 г., С. 11.

8 Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров / конфликтов. Ленинград - 1975. С. 146.

иностранных дел СССР А. А. Громыко и государственный секретарь США Г. Киссинджер.9 Участниками конференции были делегации (на уровне министров иностранных дел) Египта, Иордании и Израиля. Приглашение ООП на участие в конференции была заблокирована Соединенными Штатами и Израилем. За Сирией, которая в то время не стала участвовать в конференции, сохранилось право присоединиться к ее работе. Сирия, дав предварительное согласие на участие в конференции, в дальнейшем отказалась от него.

В силу ряда причин Сирия не участвовала на данном этапе работы Женевской мирной конференции, хотя часть ее территории была захвачена Израилем в июне 1967 г. Вопрос о возвращении сирийских территорий стоял так же остро, как и вопрос о возвращении всех оккупированных Израилем арабских территорий.

Однако работа Женевской мирной конференции была фактически заблокировано в самом ее начале действиями США и Израиля. Уже вскоре после открытия конференции стало очевидным, что США, выступали за созыв конференции, вовсе не стремились к поискам комплексного решения ближневосточного конфликта с участием всех заинтересованных сторон (что позволило бы продолжать путь к действительно прочному миру урегулированию на Ближнем Востоке).10

Хотя эта конференция не обеспечила «прорыва» в ближневосточном урегулировании, она тем не менее явилась позитивным шагом в поисках мира между арабскими странами и Израилем, сводя конфликтующие стороны за стол переговоров (от чего они долгое время уклонялись), подчеркнув важное значение соответствующих резолюций ООН, указав на необходимость решать все спорные проблемы политическим путем. В контексте работы Женевской конференции были достигнуты соглашения о разъединении войск на Синае и Голанах, в соответствии с которыми Израиль вернул земли, захваченные в войне 1973 года, а также часть (хотя и весьма незначительную) оккупированных в 1967 году территорий.

Такова была обстановка к моменту начала 6 октября 1973 г. очередной арабо-израильской войны, возникшей в результате неурегулированности ближневосточного конфликта.11

Список литературы:

1. Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров / конфликтов. Ленинград - 1975. С. 146.

2. Валькова Л. В. Ближневосточный конфликт: проблема урегулирования. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1980. - С. 13.

3. Давыдков Р. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференции. М.: 1984 г. С. 228.

4. Егорин А. З. Египет нашего времени. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - С. 242.

5. Киселев В. И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. Киев - 1983 г. С. 108-109.

9 Валькова Л. В. Ближневосточный конфликт: проблема урегулирования. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 19в0. - С. 13.

10 См.: Киселев В. И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. С. 109.

11 См. Валькова Л. В. Ближневосточный конфликт: проблема урегулирования. М.: 1980. С. 12.

6. Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. Москва: Изд-во «Международные отношения», 1983. С. 116.

7. Резолюция 338 (1973 г.) от 22 октября 1973 года.-Резолюции и решения Совета Безопасности за 1973 год. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Двадцать восьмой год. Нью-Йорк. Организация Объединенных Наций, 1974 г., С. 10.

8. Резолюция Совета Безопасности ООН № 339 от 23 октября 1973 г.

9. Резолюция № 344 (1973 г.) от 15 декабря 1973 года. - Резолюции и решения Совета Безопасности за 1973 год. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Двадцать восьмой год. Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 1974 г., С. 11.

РЕЦЕНЗИЯ

В науке международного права мало исследований, посвященных урегулированию ближневосточного кризиса. В статье дан анализ одного из мировых средств разрешения международных споров, а именно роли Совета Безопасности ООН.

Автор показывает основные причины возникновения ближневосточного кризиса. Были предприняты ряд коллективных действий государств, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН, направленные на мировое решение данного вопроса. Основы для этого случая прежде всего резолюции Совета Безопасности ООН. Автор рассматривает процесс выполнения этих резолюций и их влияние на дальнейшее разрешение ближневосточного кризиса, в том числе на уровне мировых конференций.

По данной теме аспирант кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета, пишет кандидатскую диссертацию. Представленная им статья соответствует международно-правовому направлению и может быть рекомендована для опубликования.

д.ю.н., профессор Курдюков Г.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.