Научная статья на тему 'Международно-правовое положение Резолюции Совета безопасности Организации Объединенных Наций № 242 и мирное урегулирование ближневосточного конфликта'

Международно-правовое положение Резолюции Совета безопасности Организации Объединенных Наций № 242 и мирное урегулирование ближневосточного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1062
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ / КОНФЛИКТ / ПЕРЕГОВОРЫ / РЕЗОЛЮЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ. / MIDDLE EAST / CONFLICT / NEGOTIATION / RESOLUTION / TERRITORY / SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль-Ахмад Амад Хассан

Устав ООН и вслед за ним целый ряд других международно-правовых документов гарантируют каждому государству уважение мировым сообществом его территориальной целостности. На основе юридического анализа Резолюции СБ ООН № 242 и существующих позиций в литературе предложено определение международно-правового положения данной резолюции, показано ее соотношение с мирным урегулированием ближневосточного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Legal Status of UN Security Council Resolution №242 and the Peaceful Solution of the Middle East Conflict

The article studies the role of the EU Court in the development of four main economic liberties. The question how the Court interprets the main liberties and what the Court's practice in the realization of the main liberties is, is answered. The Court's role is defined as giving further explanation and filling the blanks in founding treaties and acts of the subsidiary legislation of Communities. The author comes to the conclusion that authoritative decisions of the EU Court, establishing direct application of four main economic liberties, become the source of economical branches of European Law.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое положение Резолюции Совета безопасности Организации Объединенных Наций № 242 и мирное урегулирование ближневосточного конфликта»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4, Право

УДК 341.1

Международно-правовое положение Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № 242 и мирное урегулирование ближневосточного конфликта

Аль-Ахмад Амад Хассан

Аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

Устав ООН и вслед за ним целый ряд других международно-правовых документов гарантируют каждому государству уважение мировым сообществом его территориальной целостности. На основе юридического анализа Резолюции СБ ООН № 242 и существующих позиций в литературе предложено определение международноправового положения данной резолюции, показано ее соотношение с мирным урегулированием ближневосточного конфликта.

Ключевые слова: ближневосточный, конфликт, переговоры, резолюция, территория, урегулирование.

Ближний Восток превратился в один из самых неспокойных районов в мире, в источник военной угрозы. Ближневосточный конфликт является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40-м гг. ХХ в. и связан с проблемой создания в Палестине двух государств - арабского и еврейского.

Вскоре после тройственной компании (Англия, Франция, Израиль) 1956 г. Израиль вновь перешел к развязыванию очередной войны: его войска неоднократно вторгались на территорию Иордании, атаковали ливанские деревни, создавали напряженность и на границе с Сирией. 7 апреля 1967 г. израильская авиация спровоцировала израильскосирийское столкновение в воздухе [1, с. 10].

5 июня 1967 г. на Ближнем Востоке начались военные действия между Израилем и арабскими государствами. В результате этой войны Израиль оккупировал арабские территории Египта, Сирии, Иордании, оставшуюся территорию Палестины, (находившуюся до того времени под оккупацией Иордании и Египта (Западный берег реки Иордан и сектор Газа)) площадью свыше 68 тыс. кв. км., значительно превышающие его собственную территорию - 14,1 тыс.кв.км. В течение шести дней геополитическая карта центрального Ближнего Востока кардинально изменилась. Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН № 181/II от 29 ноября 1947 г. (план раздела территории Палестины), еврейскому

государству отводилось 14,1 тыс.кв.км, территории подмандатной Палестины.

В результате шестидневной войны на Ближнем Востоке (5 июля 1967 г.) возник острый военно-политический кризис чреватый опасностью перерастания в международный конфликт. Это событие, вошедшее в историю ближневосточного конфликта, открыло новый этап в кризисном развитии арабоизраильских отношений и еще более усугубило нерешенность палестинской проблемы.

Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положения Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победите-лю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной [2, с. 384].

Институт незаконности аннексий складывался исторически, и принцип отказа от завоеваний чужих территорий был закреплен еще во время Французской революции [3, с. 112-113].

Согласно принципу ненанесения ущерба безопасности государств, нельзя укреплять безопасность за счет безопасности других, никто не может получать односторонних преимуществ в обеспече-

87

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Право

нии безопасности, недопустимо нанесение ущерба безопасности какому бы то ни было государству; следует отказаться от любых действий, наносящих такой ущерб [4, с. 260-261].

Суть ближневосточного мирного урегулирования - поиск путей прекращения израильской оккупации арабских территорий, оккупированных в ходе июньской войны 1967 г.

Следует отметить, что ООН была создана для объединения всех государств с целью противодействия угрозам международного мира и стабильности, и международный мир, и безопасность во многом зависят от результатов деятельности ООН и консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с новыми угрозами международному миру и стабильности.

С тем, чтобы выявить наиболее переспективные пути усиления действенности ООН в области поддержания международного мира и безопасности, Совет Безопасности единогласно принял Резолюцию № 242 от 22 ноября 1967 г., имеющую компромиссный характер.

Однако, следует отметить, что до принятия Резолюции № 242 (1967 г.) Совет Безопасности ООН призывал конфликтующие стороны «принять безотлагательно все меры для немедленного прекращения огня и прекращения всех военных действий в регионе» [5]. Таким образом, основа для справедливого и всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта была заложена в Резолюции Совета Безопасности ООН № 242 (1967 г.). Основные пункты были следующими: «1) вывод израильских войск со всех оккупированных территорий, 2) прекращение всех претензий и состояние войны между арабскими странами и Израилем, 3) обеспечение свободы судоходства по международным водным путям в данном районе, 4) достижение справедливого урегулирования проблемы беженцев, 5) обеспечение территориальной неприкосновенности и политической независимости каждого государства в данном районе» [6, с. 449-450].

В Резолюции Совета Безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г. поручалось Генеральному секретарю ООН «назначить своего специального представителя, задачей которого было содействовать урегулированию конфликта на основе Резолюции № 242».

Согласно п. 3 Резолюции № 242 Генеральный Секретарь ООН У. Тан назначил Гуннара Ярринга своим специальным представителем на Ближнем Востоке (шведский посол в Москве). Назначенный на этот пост, Г. Ярринг провел переговоры как с правительствами арабских стран, так и с правительством Израиля. Однако, следует отметить, что целью его миссии ставилось обеспечение путем переговоров с непосредственно заинтересованными сторонами условий для осуществления урегулирования конфликта на основе Резолюции № 242 [7, с. 61]. Эти переговоры продолжались с перерывами

до 1973 года, но, несмотря на усилия Ярринга, значительного прогресса достигнуть не удалось из-за разногласий сторон по основным вопросам.

Несмотря на свой компромиссный характер и некоторую неопределенность, в частности, в вопросе о сроках вывода израильских войск и по палестинской проблеме, которая трактовалась как проблема беженцев (а не как проблема создания палестинского государства), Резолюция № 242 являлась важной международно-правовой базой для справедливого урегулирования конфликта.

Резолюция № 242 является главной из всех резолюций Совета Безопасности ООН, ориентированных на ликвидацию последствий оккупаций арабских территорий в июне 1967 г., так как обеспечивает реализацию Резолюции ГА ООН № 181/II (1947 г.) относительно создания двух независимых государств на территории подмандатной Палестины (арабское и еврейское), что еще раз подтверждает необходимость воплощения положений документа в жизнь. Данная резолюция до настоящего времени остается одним из основных международных документов, определяющих принципы ближневосточного мирного урегулирования.

Закрепленные в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН положения относительно ближневосточного урегулирования предусматривают комплексное решение проблемы с учетом взаимных интересов всех сторон, вовлеченных в конфликт. Это означает, что прекращение состояния войны и установление мира между арабскими государствами и государством Израиль, право всех государств региона жить в мире и безопасности является единственным вариантом разблокирования этого конфликта.

Следует отметить, что в настоящее время все государства, включая государство Израиль, признают Резолюции Совета Безопасности ООН № 242 и № 338 как международно-правовую базу урегулирования ближневосточного конфликта. Как известно, эти резолюции содержат в себе принцип «территории в обмен на мир». Согласно основным принципам современного международного права, захват чужой территории считается незаконным, даже если это произошло в ходе справедливой оборонительной войны.

Содержащаяся в подпункте I пункта 1 Резолюции № 242 норма обязывает Израиль вывести свои войска «с территорий, оккупированных 5 июня 1967 г.». Это положение относится к последствиям вооруженного нападения Израиля на арабские государства в июне 1967 г.

Возможно разное толкование резолюции № 242. Израиль считает, что ни в английском, ни во французском вариантах текста резолюции № 242 не говорится о том, что должны быть освобождены «все» оккупированные территории.

88

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Право

Необходимо подчеркнуть, что международнопризнанная нормативная база ближневосточного урегулирования по существу ограничивается лишь Резолюциям Совета Безопасности ООН № 242 (1967 г.) и № 338 (1973 г.), которые содержат сформулированные в самом общем виде ориентиры мирного процесса на Ближнем Востоке. В основе мирного урегулирования ближневосточного конфликта должно лежать взаимоприемлемое решение проблем, связанных с надлежащим обеспечением озабоченностей в сфере безопасности всех сторон, вовлекаемых в мирный процесс. Юридический анализ данных резолюций показывает, что они служат хорошей международно-правовой основой, о чем свидетельствует, в частности, содержание приведенной выше преамбулы [8, с. 16-21].

Резолюция № 242 (1967 г.) явилась результатом компромисса, достигнутого всеми заинтересованными государствами. Она, к сожалению, не определяла положений урегулирования. Однако в ней определялся ряд «положений и принципов, которые представляют собой канву для положений окончательного урегулирования» [9, с. 59].

Согласно современному международному праву, все резолюции Совета Безопасности ООН являются обязательными для выполнения всеми государствами - большими и малыми, в том числе и Резолюция № 242, поскольку на Совет Безопасности возлагается основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Следует особо отметить, что Резолюция № 242 не случайно была положена в основу последующих переговоров по урегулированию ближневосточного конфликта, в том числе: на Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку (декабрь 1973 г.), на Мадридской конференции (октябрь 1991 г.), в палестино-израильских переговорах о мире в Осло (1993 г.), в сирийско-израильских мирных переговорах (2002 г.).

Необходимо отметить, что принятие Советом Безопасности Резолюции № 242 представляется важным шагом Организации, поскольку ее утверждение означало определенное продвижение ООН в деятельности по урегулированию ближневосточного конфликта на основе компромиссных международных решений [10, с. 92].

Характерной особенностью решений ООН, в частности по вопросам ближневосточного урегулирования, является их компромиссный характер, а также подчас весьма различная интерпретация уже принятых рекомендаций и решений. Резолюция Совета Безопасности ООН № 242 является в этом отношении хрестоматийным примером.

Таким образом, комплексное решение проблем ближневосточного конфликта является единственно реальным курсом его мирного урегулирования путем воплощения в жизнь основополагающих ре-

золюций Совета Безопасности ООН, прежде всего Резолюции № 242. Усилиями мирового сообщества была, в частности, выработана приемлемая международно-правовая платформа такого урегулирования. Поэтому в современных условиях, учитывая закономерности Резолюции Совета Безопасности ООН № 242, это резолюция приобретает особую актуальность и остроту в ближневосточном урегулировании.

Литература:

1. Валькова Л.В. Ближневосточный конфликт: проблема урегулирования. - М.: Изд-во «Знание» РСФСР, 1980.

2. Бекяшев К.А. Международное публичное право. Учебник. - М.: Проспект, 1999. - 636 с.

3. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М.: Международные отношения, 1990. - 208 с.

4. Международное право / Под ред. Г.И. Тункин

- М.: Юрид. лит., 1994. - 124 с.

5. Резолюция Совета безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г.

6. СССР и ближневосточное урегулирование, 19671988: Документы и материалы. МИД СССР / под ред. Ю.М. Воронцов. - М.: Политиздат, 1989.

7. Основные сведения об Организации Объединенных Наций [Текст]: [Пер. с англ.] / Департамент обществ. информ. - М.: Международные отношения, 1991. - 256 с.

8. Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. - М.: Международные отношения, 1977.

- 224 с.

9. Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). - Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1975.

10. Хазанов М.Е. ООН и ближневосточный кризис.

- М.: Международные отношения, 1983. - 174 с.

89

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Право

The International Legal Status of UN Security Council Resolution №242 and the Peaceful Solution of the Middle East Conflict

Al-Ahmad Amad Hassan The Kazan (Volga Region) Federal University

The article focuses on the role and place of resolution №242 of UN Security Council in a peaceful solution of the Middle East conflict. The UN Charter, and after it a host of other international legal instruments guarantee to every State respect of its territorial integrity by the international community. Based on legal analysis of resolution № 242 and the existing approaches in literature, the author suggests the definition of international legal provisions of the resolution, showing its relationship with the peaceful solution of the Middle East conflict.

Key words: Middle East, conflict, negotiation, resolution, territory, settlement.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.