СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
Современная политика Италии в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке
Е.А. Маслова
Ближневосточный конфликт, имеющий давнюю историю, вовлек в себя не только страны Востока, но и Запада. Не осталась в стороне и Италия, участию которой в мирном процессе на Ближнем Востоке посвящена настоящая статья.
Вначале 1990-х гг. внимание мировой общественности было приковано к начавшемуся мирному процессу на Ближнем Востоке. Позиция Израиля в отношении возможной помощи Европы и Италии в урегулировании арабо-израильского конфликта была скептической. Премьер-министр Ицхак Рабин, посетивший Рим в декабре 1992 г., обращал внимание на то, что европейцы не могут разобраться со «своим» кризисом на Балканах. «Конечно, ЕЭС - экономический гигант. Но с точки зрения военного и стратегического потенциала ЕЭС несопоставим с США. Поэтому не думаю, что ЕЭС может играть значимую роль в переговорах между арабами и израильтянами. Напротив, ЕЭС может внести вклад в экономическое сотрудничество на Ближнем Востоке», - заявлял израильский лидер1.
Действительно, роль Италии в установлении мира в регионе Ближнего Востока в большинстве своем сводилась к оказанию экономической помощи. Так, в 1993 г. под руководством заместителя министра иностранных дел Лауры Финкато Италия направила свою миссию на территорию Газы и Западного берега реки Иордан, согласно вашингтонским договоренностям прошлого года. Единовременно было направлено десять миллиардов лир на улучшение жилищных условий, еще около шестнадцати миллионов долларов (примерно 3% всех инвестиций) было направлено в период с 1992 по 1999 г2.
Во время нахождения у власти второго правительства С. Берлускони (с июня 2001 по апрель 2005 г.) Италия предприняла «скромные попытки» урегулирования арабо-израильского конфликта3. Рим поддержал план Саудовской Аравии, впоследствии принятый Лигой арабских государств, направленный на «достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта». Для этого Израиль должен был освободить оккупированные им в 1967 г.4 территории и признать Палестинское государство в Палестине.
Итальянское дипломатическое ведомство неоднократно предлагало провести конференцию (с участием США, ЕС и России) между двумя противоборствующими сторонами. В качестве конкретных мер итальянский премьер выдвинул идею «Плана Маршалла для Ближнего Востока», предусматривавшего инвестиции и восстановление социально-экономической инфраструктуры Палестины, а также содержавшего в себе различные микропроекты. Позже эти две идеи были услышаны Соединенными Штатами, которые предложили организовать совместно с ЕС, Россией и ООН конференцию («ближневосточный квартет») по разрешению палестино-израильского конфликта. Задача конференции должна была состоять, по замыслу американцев, не только в поиске мира и безопасности, но и в проработке таких вопросов, как
Маслова Елена Александровна - аспирантка кафедры политики и функционирования ЕС и Совета Европы ЕУИ МГИМО(У) МИД России, Москва. E-mail: [email protected]
гуманитарная помощь, возрождение арабо-палестинского общества и его экономики, а также борьба с коррупцией.
В апреле 2002 г. палестинские террористы захватили Храм Рождества Христова в Вифлееме и использовали его в качестве военного укрепления, удерживая в заложниках священнослужителей и мирных жителей. В ходе переговоров с Израилем было выдвинуто условие о депортации палестинцев. Исполнявший на тот момент обязанности государственного секретаря США Колин Пауэлл обратился к С. Берлускони с просьбой принять 13 палестинских террористов. Тут же в международной прессе появились сообщения о том, что Италия намерена предоставить политическое убежище палестинцам. Однако Берлускони не откликнулся на инициативу США, мотивируя это необходимостью посоветоваться с коллегами. Джанфранко Фини, будучи тогда вице-премьером, заявлял о необходимости обсуждения данного вопроса на европейском уровне. В Италии высказывались мнения об отправке по одному из указанных террористов в каждую из стран Евросоюза5.
Предложения Италии в конце концов были услышаны, и в середине мая 2002 г. в Брюсселе состоялась встреча министров иностранных дел ЕС, на которой было принято решение отправить террористов в Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию и Португалию. В целом второй кабинет С. Берлускони стремился занять равноудаленную позицию по отношению к обеим сторонам конфликта, но порицал террористические методы, используемые палестинцами. В апреле 2002 г. Италия, например, присоединилась к Великобритании и Германии, которые отказались поддержать документ Комиссии ООН по правам человека, который «закрывал глаза» на насильственные методы палестинцев в борьбе за утверждение своей государственности6.
Активную позицию в урегулировании ближневосточного конфликта итальянская дипломатия проявила во время так называемой ливанской войны. Одним из аспектов арабоизраильского конфликта явилась оккупация Израилем с 1982г. территории Южного Ливана под предлогом создания буферной зоны для предотвращения обстрела израильских пограничных городов и проникновения с ливанской территории вооруженных палестинских и ливанских групп. В мае 2000 г., согласно резолюции 425 Совета Безопасности ООН от 19 марта 1978 г.7, Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Организация «Хизбалла» потребовала от Израиля, чтобы тот вывел свои войска и с участка площадью 25 квадратных километров на стыке израильской, сирийской и ливанской границ, именуемого «фермой Шебаа». Сирия, утратившая контроль над этой зоной, согласилась с тем, что она является частью ливанской территории. Палестинское движение «Хизбалла» получило возможность полностью контролировать юг Ливана8.
В июле 2006 г. армия Израиля приступила к операции против «Хизбаллы» (поводом9 послужило похищение 12 июля 2006 г. «Хизбаллой» двух израильских военнослужащих и обстрел израильской позиции на некоторых участках «голубой линии», разделяющей Ливан и Сирию10). Военная акция началась с массированных бомбардировок и артобстрелов Южного Ливана и южных районов Бейрута, в результате чего инфраструктура юга страны была полностью разрушена. В ответ на это «Хизбалла» обстреливала ракетами северные районы Израиля.
12 июля 2006 г. Министерство иностранных дел Итальянской Республики осудило практику похищения израильских граждан и потребовало незамедлительного освобождения похищенных военнослужащих. Итальянское правительство во главе с Романо Проди признало законное право Израиля на самооборону, однако высказало пожелание, чтобы Израиль проявил сдержанность в своих действиях. Рим выразило надежду, что если заложники будут освобождены, то эскалации конфликта не последует11.
13 июля власти Ливана в условиях продолжающихся обстрелов призвали Израиль к перемирию, заявив, что не знали о готовившейся акции боевиков «Хизбаллы»12. В тот же день МИД Италии активизировал диалог со странами Ближнего Востока. В частности, М. Д’Алема по телефону провел переговоры с египетским министром иностранных дел Ахмедом Абул Гейтом, выразив намерение оказать посредническую помощь в урегулировании конфликта. Он также призвал все заинтересованные стороны содействовать прекращению насилия на Ближнем Востоке. М. Д’Алема связался также с сирийским министром информации Мухсеном Билалом, в разговоре с которым подчеркнул, что освобождение израильских военнослужащих является необходимым шагом для предотвращения развития конфликта, а также условием возобновления переговоров по мирному урегулированию. Итальянское правительство усматривало в действиях Израиля ограниченный ответ на вылазку экстремистов, призывая проявлять выдержку. Министр иностранных дел выразил большое беспокойство по поводу непропорционального применения силы со стороны Израиля13.
Расширение масштабов кампании делало конфликт все менее управляемым и все более опасным. В связи с этим Россия, как страна-председатель Большой восьмерки, приняла решение включить вопрос о ситуации в Ливане в повестку саммита «Группы восьми», который проходил в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 г. 16 июля в ходе саммита лидеры стран единогласно приняли декларацию по Ближнему Востоку. В документе выражалась обеспокоенность ситуацией на Ближнем Востоке, прежде всего из-за роста числа жертв среди гражданского населения и разрушения объектов инфраструктуры. Лидеры государств-участников считали, что
первопричиной проблем, с которыми сталкивается регион, является отсутствие всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.
«Текущий кризис стал результатом попыток экстремистских сил дестабилизировать ситуацию в регионе и подорвать надежды палестинского, израильского и ливанского народов на демократию и мир. Нельзя допустить того, чтобы эти экстремистские элементы и те, кто их поддерживает, ввергли Ближний Восток в хаос и спровоцировали более широкий конфликт. Экстремисты должны немедленно прекратить свои нападения»14,
- отмечалось в документе. По мнению глав государств Большой восьмерки, также крайне необходимо, чтобы Израиль при осуществлении своего права на самооборону учитывал стратегические и гуманитарные последствия своих действий. «Мы призываем Израиль проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам, а также воздерживаться от любых действий, способных дестабилизировать ливанское правительство»15,
- подчеркнули участники саммита.
Свою первоочередную задачу лидеры 08, и Италии в частности, видели в создании надежных условий для прекращения насилия, которые заложили бы основу для поиска более постоянного решения. «Для этого, по нашему мнению, необходимо: возвращение невредимыми израильских военнослужащих, находящихся в Газе и Ливане; прекращение обстрелов израильской территории; прекращение военных операций Израиля и скорейший уход израильских сил из Газы; освобождение арестованных палестинских министров и парламентариев»16, - изложили свое видение лидеры 08.
По мере нарастания напряженности в Ливане и вокруг него стал широко обсуждаться вопрос о направлении в зону конфликта дополнительного контингента временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ17). Это предложение было выдвинуто премьер-министром Великобритании Энтони Блэром и Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Данную инициативу поддержали участники встречи. В частности, 17 июля 2006 г. в ходе заключительной пресс-конференции саммита «Большой восьмерки» итальянский премьер Р. Проди отметил, что уже обсудил данный вопрос с министром иностранных дел Массимо Д’Алемой и министром обороны Артуро Паризи. «Италия поддерживает данную инициативу и готова внести свой вклад»18, - заявил Романо Проди, говоря о развертывании сил безопасности на юге Ливане под эгидой ООН. Итальянский премьер-министр также отметил, что «среди стран ЕС именно Италия и Великобритания дали импульс этому решению»19. «Именно сейчас Европейский союз должен продемонстрировать свою истинную силу и ответственность»20, - добавил лидер.
Через некоторое время премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт озвучил условия возможного перемирия с «Хизбаллой». Во-первых, он потре-
бовал освобождения двух похищенных израильских военнослужащих; во-вторых, из Южного Ливана должны были быть выведены вооруженные отряды «Хизбаллы». Согласно израильским государственным источникам, условия, оглашенные Э. Ольмертом, были переданы Р. Проди, который выступал в качестве посредника сторон21. Намерение Р. Проди ввести войска миротворцев под эгидой ООН поддержал М. Д’Алема, добавив, что, по его мнению, необходимо разместить дополнительный контингент в секторе Газа для создания «подушки безопасности»22.
На 15-й день после начала боевых действий в Ливане, 26 июля 2006 г., в Риме открылась международная конференция, призванная найти выход из ливанского кризиса. В ней приняли участие министры иностранных дел Великобритании, Германии, Греции, Египта, Иордании, Испании, Италии, Канады, Кипра, России, Саудовской Аравии, Турции, Финляндии, Франции; премьер-министр Ливана Фуад Синьора, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Всемирного банка Пол Вулфовиц, Верховный представитель ЕС по общей внешней политике Хавьер Солана, Комиссар ЕС по внешним связям и Европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер, государственный секретарь США Кондолиза Райс. В качестве наблюдателя присутствовал секретарь Святого престола по отношениям с государствами Джованни Лайоло в сопровождении двух советников.
Конференция была открыта вступительной речью Р. Проди. В своем выступлении премьер-министр Италии подчеркнул, что целью конференции является возвращение мира в Ливан в контексте обеспечения эффективной безопасности Израиля23. Он назвал конференцию «отправной точкой» на пути к успеху и выразил уверенность, что «если участникам удастся выработать общую позицию и разделить обязанности, то в ближневосточный регион можно привнести стабильность»24.
Необходимым условием для достижения мира и демократии на Ближнем Востоке, по мнению Р. Проди, являлись решительность и единство. Итальянский премьер напомнил о необходимости предоставления гуманитарной помощи населению, в частности, путем создания «гуманитарных коридоров». В завершение своего выступления Р. Проди осудил тех, кто использует террор для реализации собственных политических целей. «Терроризм, пораждающий ненависть и смерть, никогда не получит нашего одобрения или оправдания»25, - заключил он.
В ходе конференции США и Европа с Россией придерживались несколько разных подходов. Поэтому выработать конкретных мер и решений не удалось. Американская сторона исходила из того, что борьба Израиля все-таки справедлива, и это главное. Поэтому сначала надо защитить Израиль, дать ему более надежные гарантии без-опасности26 и только потом приступать к решению гуманитарных вопросов. В позиции России
и европейских стран, в том числе Италии, был сделан акцент на немедленном прекращении огня. В целом все участники конференции декларировали заинтересованность в скорейшем урегулировании ливанского кризиса.
В результате конференции было составлено коммюнике, которое озвучил министр иностранных дел Италии М. Д'Алема. В документе были обозначены направления усилий международного сообщества по урегулированию кризиса в Ливане:
- во-первых, говорилось о необходимости создания условий для оказания полномасштабной гуманитарной помощи ливанскому населению;
- во-вторых, участники конференции призывали Израиль быть, насколько возможно, сдержанным и не наносить ущерба населению Ливана;
- в-третьих, упоминалась необходимость выполнения резолюций Совета Безопасности ООН 42527, 155928, 168029 и Таифских договоренностей30;
- в-четвертых, в документе констатировалась полезность ввода на территорию Южного Ливана международного военного контингента под мандатом ООН;
- в-пятых, было обнародовано решение о созыве международной донорской конференции по содействию восстановления экономики Ливана31.
Следует отметить, что участники конференции не потребовали от Израиля немедленно прекратить военные действия, а избрали более обтекаемую формулировку - «прекращение огня в максимально короткие сроки»32, то есть в данном вопросе возобладал подход Соединенных Штатов. Именно поэтому Совету Безопасности ООН понадобились несколько попыток для установления перемирия в Ливане. 11 августа 2006 г. члены Совбеза единогласно приняли резолюцию 1701 о прекращении огня в Ливане33. Проект резолюции был совместно подготовлен США и Францией и вобрал в себя большинство предложений заинтересованных сторон.
В документе наконец появился призыв к немедленному и полному прекращению как атак «Хизбаллы», так и наступательных операций Израиля, а также к последующему размещению на юге Ливана ливанской армии и усиленного контингента ВСООНЛ одновременно с выводом оттуда израильских войск и снятия морской и воздушной блокады Ливана. В документе ООН предлагалось увеличить численность (до
15 тыс. военнослужащих) и усилить ВСООНЛ, расширить мандат миссии за счет мониторинга за прекращением враждебных действий и оказания поддержки ливанской армии на юге Ливана. Мандат ВСООНЛ продлевался до 31 августа
2007 г. В документе подчеркивалась необходимость достижения полного, справедливого и постоянного мира на Ближнем Востоке34.
На следующий день, 12 августа 2006 г., Р. Проди и М. Д’Алема опубликовали совместное коммюнике с одобрением единогласного принятия резолюции 1701 Совета Безопасности ООН. В нем лидеры рекомендовали израильской и ливанской сторонам принять условия резолюции как мож-
но быстрее и прекратить военные действия35. В коммюнике также выражалось удовлетворение содержанием резолюции, создававшей прочную базу урегулирования кризиса. В заключение отмечалось, что итальянское правительство заинтересовано в участии во всех консультациях по определению состава и мандата миротворческого контингента для ввода в Ливан36.
Резолюция 1701 Совбеза ООН стала реальной рабочей платформой для нормализации положения в Южном Ливане. Об этом свидетельствовало прекращение военных действий в регионе через три дня после принятия этого документа. Показательно в этой связи и то, что 18 августа 2006 г. Сенат Итальянской Республики принял резолюцию объединенных комиссий (комиссии по международным делам, эмиграции и обороне), в которой поручил правительству Италии оказать гуманитарную помощь гражданскому населению Ливана и ввести в регион дополнительный итальянский контингент в рамках миротворческой миссии ООН в Ливане37.
29 августа председатель Совета министров Р. Проди обратился публично к итальянским военным, отбывающим на исполнение миротворческой миссии в Ливан. В своей речи он выразил надежду на скорое привнесение мира на территорию Ливана38, имея в виду значительное увеличение численности итальянских военных в миротворческой миссии ВСООНЛ: если на конец августа 2006 г. в Южном Ливане находились 53 итальянских военнослужащих39, то через месяц их уже насчитывалось 107340, а в декабре 2006 г. - 2415 человек41. В начале 2007 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил главнокомандующим вооруженными силами ООН в Ливане итальянского генерала Клаудио Грациано42.
16 октября 2006 г. в ходе 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялись выборы непостоянных членов Совета Безопасности ООН на период 2007-2008 гг. Традиционно, при избрании членов Совета Безопасности, кроме географического фактора, особое внимание уделялось степени участия страны в поддержании международного мира и безопасности. В пользу Италии отдали голоса 186 стран-членов ООН (из 192)43. «Это историческое событие, - прокомментировал избрание в Совет Безопасности ООН итальянский премьер, - а единогласное голосование - это что-то невероятное»44, прокомментировав его как «всемирное признание итальянской политики»45. Министр иностранных дел в свою очередь заявил: «Это свидетельствует о широком признании деятельности Италии по восстановлению мультилатерализма»46. Он также отметил, что «Италия считает ООН высшей, глобальной силой, наделенной политической легитимностью и наиболее подходящим форумом для обсуждения глобальных вызовов современности»47.
Другим крупным витком ближневосточного конфликта стало нанесение авиаударов израильской стороной по сектору Газа в конце
2008 г. (операция «Литой свинец»). Многие стра-
ны Европы выразили свою обеспокоенность конфликтом, признали право Израиля на защиту, призвав все-таки избегать жертв среди мирного населения. Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини заявил о полной поддержке израильской стороны и озвучил готовность своей страны выступить в роли посредника в разрешении нового кризиса на Ближнем Востоке.
В январе 2009 г., сразу же после принятия ООН резолюции с требованием немедленного прекращения огня, Ф. Фраттини посетил Тель-Авив, Рамаллу и Каир. Основная цель визита состояла в поиске возможного мирного решения и возобновлении переговоров между израильской и палестинской стороной. Глава итальянского МИД выразил поддержку Палестинской национальной администрации (ПНА) и ее лидеру Махмуду Аббасу48. В целом официальные представители Италии, как и представители других европейских стран, высказывались за создание «двух государств для двух народов», а также за формирование палестинского правительства, которое бы уважало право Израиля на существование и безопасность49.
С победой на парламентских выборах в феврале 2009 г. Биньямина Нетаньяху Италия связывала надежду, что шансы в достижении компромисса и мира в Палестине возрастут. Весной 2009 г. Б. Нетаньяху прибыл в Рим, где глава итальянского внешнеполитического ведомства вновь указал на необходимость достижения мира в кратчайшие сроки, а также на создание двух государств двух народов - то есть обозначил позицию, занятую «Ближневосточным квартетом».
Летом того же года Италией была выдвинута идея новой экономической помощи Ближневосточному региону. Замминистра иностранных дел Стефаниа Кракси нанесла визит в Израиль и на Западный берег реки Иордан с целью озвучить подобное предложение. Она объяснила, что принципиальное новшество ее инициативы заключается в определении проектов для реализации непосредственно на местах: «До сегодняшнего дня существовала «логика крупных конференций», где выделялись деньги, которым еще следовало «проложить дорогу». Италия же, напротив, в своем новом «плане Маршалла» предлагала вначале осуществить разработку и «выверку» конкретного проекта, а потом выделять средства на его реализацию»50. Таким образом, представитель итальянского правительства предложила следовать «политике маленькой шагов», а не «больших заявлений»51.
В конце 2009 г. Ф. Фраттини встретился со своими израильскими и палестинскими коллегами, которым заявил, что в рамках Европейского союза он будет выступать за принятие сбалансированной и не идеологически заданной позиции, направленной на справедливое разрешение конфликта52. Подводя итог встречи, Ф. Фраттини отметил: «Думаю, обе стороны желают мира: его хотят лидеры, но в особенности мира хотят сами
два народа»53. Фраттини заверил Салама Файада в поддержке Европы и мирового сообщества в создании палестинского государства в «кратчайшие сроки», подкрепив свои слова обещанием выделить в бюджет ПНА 10 миллионов евро54.
В начале 2010 г. состоялся первый межправительственный саммит между Италией и Израилем. Мероприятие завершилось подписанием восьми различных документов, направленных на расширение связей в области социального обеспечения, образования, устойчивого развития и т.д.55. Помимо всего прочего, министр иностранных дел Ф. Фраттини заявил о том, что необходимо начать работу над вступлением Израиля в Евросоюз. «Израиль - государство полностью демократическое, и чем более мы приблизим его к Европе, тем более значительную роль Европа сможет играть в мирном процессе на Ближнем Востоке»56.
Тем временем, весной 2011 г., руководство Палестинской национальной администрации заявило, что рассчитывает на провозглашение независимости Палестины и признание ее государственности к осени 2011 г.57. Позже ПНА обратилась ко многим европейским государствам за признанием своего суверенитета в границах 1967 г. Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Кипр, Норвегия, Португалия и Франция в этой связи повысили уровень палестинского представительства. Президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано также объявил о повышении уровня дипломатического представительства Палестины до уровня посольства. «Это решение было принято, чтобы укрепить отношения между двумя странами», -сказал итальянский президент на совместной с Махмудом Аббасом пресс-конференции в Вифлееме58.
В целом проводимую стратегию Италии в регионе Ближнего Востока можно назвать «политикой эквилибризма». Власти страны стремились поддерживать дружественные отношения с обеими сторонами конфликта посредством регулярных контактов и встреч. Итальянское правительство регулярно направляло экономическую помощь оккупированным палестинским территориям. Во время разгоравшихся кризисов итальянское правительство признавало право Израиля на самооборону, а также право палестинского государства на существование. Можно сказать, что в основе позиции Италии лежала реплика Ф. Фраттини, озвученная им во время форума по Ближнему Востоку, проходившего в декабре 2010 г. в итальянском МИД: «Мир - это победа для всех. Даже в уступках заключается победа»59.
Maslova E.A.. Italian Contemporary Politics in the Middle East Peace Process.
Summary: The Middle East conflict lasts for a long time and drew in not only East countries but Western as well. This article covers Italian contribution to the Middle East peace process.
----------- Ключевые слова -----------------
Италия, ближневосточное урегулирование, Берлускони, Проди, Фраттини, Массимо Д'Алема.
-------------- Keywords -------
Italy, Middle Eas tpeace process, Berlusconi, Prodi Frattini, Massimo D'Alema.
Примечания
1. Rabin lunedl a Roma "L'Italiaaiuti con scambieconomici” // Corrieredella Sera.5 dicembre 1992. P.13.
2. "Un aiuto per iterritori''.Missioneitaliana per lo sviluppo di Gaza e Cisgiordania // Corrieredella Sera. 19 novembre 1993. P.9.
3. "Italy ready to meet requests for military aid” // Financial Times.10 October 2001.
4. Включая Голанские высоты и фермы Шебаа.
5. Fini: "L'Europasimuova e l'Italiafarà la sua parte” // La Repubblica.8 maggio 2002.
6. O.Croci. The Second Berlusconi Government and Italian Foreign Policy // The International Spectator, 2/2002. P.94-95.
7. Security Council Resolutions. Resolution 425 (1978) of March 1978.
8. Важно отметить, что в Ливане проживание этноконфессиональных групп локализовано. Шииты проживают в южной части страны, у границы с Израилем.
9. Действия «Хизбаллы» были расценены израильтянами как casusbelli, о чем заявлял премьер-министр Израиля Э. Ольмерт.
10. Захват был произведен на фоне одной из самых масштабных военных операций Израиля в секторе Газа, предпринятой в ответ на захват экстремистскими палестинскими группировками израильского капрала Г. Шалита. «Хизбалла», насколько можно было понять из высказываний ее руководителей, намеревалась тем самым оказать давление на израильские власти, добиться от них прекращения насилия в отношении палестинцев и освобождения палестинских и ливанских заключенных в израильских тюрьмах.
11. Ministero degli Affari Esteri.Medio Oriente: Il Ministro D'Alema condanna i rapimenti di cittadini e soldati israeliani e invita Israele alla moderazione. Roma, 12 Luglio, 2006[Electronic resource]. - URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Sala_Stampa/ArchivioNotizie/ Comunicati/2006/07/200607_DAlema_Comunicato_15.htm(дата обращения 30.08.2011).
12. Необходимо отметить, что армия Ливана (60 тыс. человек) не участвовала в конфликте, т.е. это не было войной двух государств.
13. Ministero degli Affari Esteri. Colloquio telefonico del Ministro D'Alema con il Ministro degli Esteri egiziano, Ahmed AboulGheit. Roma, 13 Luglio, 2006 [Electronic resource]. - URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Sala_Stampa/ArchivioNotizie/Comunicati/2006/07/200607_ DAlema_Comunicato_10.htm(дата обращения 30.08.2011).
14. Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми» в 2006 г. Ближний Восток. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. [Электронный документ]. - URL:http://g8russia.ru/docs/21.html (дата обращения: 06.09.2011).
15. Там же.
16. Там же.
17. Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ) были учреждены в 1978 г., с тем чтобы подтвердить вывод израильских сил с юга
Ливана (введенных туда 15.03.1978 г. в ответ на вторжения отрядов Организации освобождения Палестины на территорию
Израиля), восстановить международный мир и безопасность и помочь правительству Ливана в обеспечении восстановления его эффективной власти над этим районом.
18. Prodi: "Pronti a contribuire con forza Onu” // Corriere della Sera. 17 Luglio 2006.
19. Ibidem.
20. Ibidem.
21. Ibidem.
22. Ibidem.
23. GovernoItaliano. Discorsodiapertura, allaconferenzasulLibanodelpresidenteRomanoProdi [Electronicresource]. - URL: http://www. governo.it/Presidente/Interventi/dettaglio.asp?d=28774(дата обращения: 01.01.2011)
24. Ibidem.
25. Ibidem.
26. В частности, США считали, что «Хизбалла» должна быть разоружена и выдворена с приграничных территорий при участии иностранных миротворцев, желательно под эгидой НАТО. По мнению США и Израиля, конфликт был спровоцирован Сирией и Ираном.
27. Резолюция 425 от 19.03.1978 г. о немедленном прекращении военных действий со стороны Израиля против территориальной целостности Ливана и выводе войск с территории Ливана.
28. Резолюция 1559 от 2.09.2004 г. об исходе всех оставшихся иностранных сил из Ливана.
29. Резолюция 1680 от 17.05.2006 г. об установлении полномасштабных дипломатических отношений и представительств между Ливаном и Сирией.
30. Таифские соглашения или «Хартия национального примирения» были подписаны 22.10.1989 г. в г. Таиф Саудовской Аравии. Подписание соглашений положило конец длительной гражданской войне в Ливане (1975-1989 гг.).
31. Council of the European Union.International Conference for Lebanon. Co-Chairmen Statement. Rome, July 26 [Electronic resource]. -URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/declarations/90678.pdf(дата обращения: 10.03.2011).
32. Ibidem.
33. United Nations. Department of Public Information.Security Council calls for end to hostilities between Hezbollah, Israel, unanimously adopting resolution 1701 (2006). 11 August 2006 [Electronic resource]. - URL: http://www.un.org/News/Press/docs/Z2006/sc8808.doc Ь1^(дата обращения: 10.03.2011).
34. Ibidem.
35. Ministero degli Affari Esteri. Comunicato congiunto del Presidente del Consiglio Prodi e del Ministro D'Alema per l'approvazione all'unanimità della Risoluzione 1701 sulla crisi libanese da parte del Consiglio di Sicurezza. 12 Agosto 2006 [Electronic resource]. - URL:http:IIwww. esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIComunicatiI200бI08I200б0812_ComunicatoCongiunto.htm?LANG=IT(дaтa обращения: 10.03.2011).
36. Ibidem.
37. Senato della Repubblica. Risoluzione delle commissioni reunite. Doc. XXIV. n.2. Approvata il 18 agosto 2006 [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.senato.itIserviceIPDFIPDFServer?tipo=BGT&id=219254(дaтa обращения: 10.03.2011).
38. Romano Prodi. Saluto in occasione della partenza della missione ONU per il Libano. 29 Agosto 2006[Electronic resource]. - URL: http:H www.romanoprodi.itlcgi-binladon.cgi?act=doc&doc=1903&sid=5(дaтa обращения: 11.03.2011).
39. UN Mission's Summary detailed by Country.31-Aug-06 [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.un.orgIDeptsIdpkoIdpko/ contributorsl200бlaugust0б_3.pdf(дaтa обращения: 11.03.2011).
40. UN Mission's Summary detailed by Country.30-Sep06 [Electronic resource]. - URL: http://www.un.org/Depts/dpko/dpko/contributors/200б/ sept0б_3.pdf(дaтa обращения: 11.03.2011).
41. UN Mission's Summary detailed by Country.31-Dec-06 [Electronic resource]. - URL: http://www.un.org/Depts/dpko/dpko/contributors/200б/ dec0б_3.pdf(дaтa обращения: 11.03.2011).
42. UN Secretary-General. Department of Public Information. 23 January 2007. Major-General Claudio Graziano appointed as force commander of United Nations Interim Force in Lebanon (UNIFIL) [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.un.orgINewsIPressIdocsI2007Isga1033. doc.htm(дaтa обращения: 11.03.2011).
43. Onu, l'Italia nel Consiglio di sicurezza. Prodi: "Un plebiscito, un fatto storico” II La Repubblica. 16 Ottobre 2006.
44. Ibidem.
45. Ibidem.
46. Italia nel Consiglio di Sicurezza (2007-2008). Milano, 2007. Р.33.
47. Ibidem.
48. Ministerodegliaffariesteri.Visita del MinistroFrattini in MedioOriente (19-21gennaio). Roma 19 Gennaio 2009 [Electronic resource]. -URL: http:IIwww.esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2009I01I20090115_VisitaMinistro_MedioOriente. htm?LANG=IT(дaтa обращения: 30.08.2011).
49. Ministerodegliaffariesteri.Ue: riunioneinformaleministriesteri; Frattini, governoIsraelesiimpegni per 2 Stati due popoli.27 Marzo 2009 [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2009I03I20090327_ FrattiniGovernoIsraele(дaтa обращения: 30.08.2011).
50. Ministerodegliaffariesteri.MedioOriente: ilSottosegretarioCraxi in Cisgiordania e Israele (9-11 giugno 2009), dall'Italia la via di un nuovo piano Marshall [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2009I05I20090529_ craxi_mediooriente.htm(дaтa обращения: 30.08.2011).
51. Ibidem.
52. Ministerodegliaffariesteri.Visita del MinistroFrattinineiTerritoripalestinese e in Israele. 09 Dicembre 2009 [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2009I12I20091209_VisitaTerritoriPalestinesiIsraele. htm?LANG=IT(дaтa обращения: 30.08.2011).
53. Ministerodegliaffariesteri.La missione del MinistroFrattini in Israele e neiTerritori "I leader, ma sopratuttoi due popoli, vogliono la pace". 10 Dicembre 2009 [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.esteri.gov.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimen tiI2009I12I20091210_Medioriente.htm(дaтa обращения: 30.08.2011).
54. Ibidem.
55. Подробнее см.: Ministerodegliaffariesteri.Italia-Israele: gliaccordifirmati. 02 Febbraio 2010 [Electronic resource]. - URL: http:Hwww.esteri. itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2010I02I20100202_AccordiItaliaIsraele.htm(дaтa обращения: 30.08.2011).
56. Ministerodegliaffariesteri.Vertice Italia-Israele: Frattini, lavorare per ilpercorso di Israele verso l'UE. 02 Febbraio 2010 [Electronic resource].
- URL: http:IIwww.esteri.itIMAEIITISala_StampaIArchivioNotizieIApprofondimentiI2010I02I20100202_VerticeItaliaIsraele.htm(дaтa обращения: 30.08.2011).
57. РИА «Новости». Аббас рассчитывает на признание государства Палестина через полгода. 28.03.2011 [Электронный документ]. -URL: http:llria.rulpoliticsl20110328l358453819.html(дaтa обращения: 30.08.2011).
58. РИА «Новости». Италия подняла уровень палестинской дипмиссии в Риме до посольства. 16.05.2011 [Электронный документ]. -URL: http:llria.rulworldl2011051бl375424799.html(дaтa обращения: 30.08.2011).
59. Ministerodegliaffariesteri.MedioOriente: Frattini, accordopossibile in un anno partendodai confine. 15 Dicembre 2010 [Electronic resource].
- URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Sala_Stampa/ArchivioNotizie/Approfondimenti/2010/12/20101215_Frattini_MedioOriente.htm(дaтa обращения: 30.08.2011).